Кононов Михаил Семенович, священник

Родственники

  • отец  —  Кононов Семен , дьячок
  • жена  —  Кононова (ум. 10.11.1907)
  • сын  —  Никодим (Кононов Александр Михайлович), епископ, священномученик
  • сын  —  Кононов Алексей , священник Уфимской епархии (1908)
  • дочь  —  Верюжская (Кононова)
  • зять  —  Верюжский Михаил , священник
  • дочь  —  Михайлова (Кононова)
  • зять  —  Михайлов Вениамин , священник
  • дочь  —  Кононова (ум. 2.5.1907), скончалась от дифтерита. Муж ее умер 2.4.1907 от этой же болезни
  • дочь  —  Кононова Ольга Михайловна
  • дочь  —  Кононова . В авг. 1907 поступила в Калужское епархиальное женское училище
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1867
Архангельская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

26.9.1867
рукоположен во священника епископом Архангельским и Холмогорским Нафанаилом (Савченко)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
26.9.1867
1877
Архангельская и Холмогорская епархия, Архангельская губ., Мезенский уезд, д. Тельвисочная (Тельвиска), священник Тельвисочного прихода
1877
20.2.1908
Архангельская и Холмогорская епархия, Архангельская губ., Онежский уезд, с. Прилук (Прилуки), священник, благочинный 3-го Онежского округа (1883–1886), наблюдатель за церковно-приходскими школами по 3-му Онежскому благочинию (1891–1896); в 1895 обозревал в учебно-воспитательном отношении все церковно-приходские школы и сельские училища Онежского уезда. Законоучитель Прилуцкого сельского училища (1877–1900), Прилуцкой церковно-приходской школы (1886–1907). Депутат на епархиальные съезды духовенства (1886–1890, 1893)
Показать все

Награды

1870
благодарность, объявлена за миссионерские труды по обращению язычников-самоедов в Православие
1875
право ношения набедренника
1875
архипастырская благодарность, объявлена «за понесенные особые труды во время поездки и пребывания на острове Колгуеве и за постройки и освящение там церкви для инородцев»
1879
благодарность управляющего С.-Петербургским учебным округом, объявлена «за усердие исполнения возложенной на него обязанности преподавания Закона Божия»
1885
право ношения скуфьи
1894
книга «Библия», от Святейшего Синода выдаваемая
1899
право ношения камилавки
Показать все

Подробная биография

20 февраля сего 1908 года, около 1 часа ночи, скончался от паралича сердца священник Прилуцкого прихода, Онежского уезда, Михаил Семенович Кононов.

Покойный был дьяческий сын; родился в 1844 г. По окончании курса в Архангельской духовной семинарии в 1867 году, Преосвященным Нафанаилом І-м 26 сентября 1867 г. был рукоположен в сан священника и определен въ Тельвисочный приход, Мезенского уезда (теперь Печорского), где ревностно трудился над обращением язычников-самоедов в Православие. Эти труды его были найдены епархиальным начальством заслуживающими полного и достойного одобрения, почему в 1870 году он получил благодарность, а в 1875 году награжден набедренником. Затем в том же году за понесенные особые труды во время поездки и пребывания на острове Колгуеве и за постройки и освящение там церкви для инородцев, с утверждения Его Преосвященства, объявлена ему опять благодарность. В 1877 году, согласно прошению, он был переведен в Прилуцкий приход, Онежского уезда, где и служил до дня своей смерти. В течение 30 лет служения в Прилуцком приходе о. Михаил проходил должность законоучителя Прилуцкого сельского училища с 1877 по 1900 год, причем в 1879 году за усердие исполнения возложенной на него обязанности преподавания Закона Божия объявлена ему благодарность г. управляющего С.-Петербургским учебным округом. С 1883 г. по 1886 г. о. Михаил был благочинным 3 Онежского округа; с 1886 по 1890 г. и в 1893 г. проходил должность депутата на епархиальном съезде духовенства; с 1886 по 1907 г. состоял законоучителем Прилуцкой церковно-приходской школы; с 1891 по 1896 г. был наблюдателем за церковно-приходскими школами по 3 Онежскому благочинию; в 1895 году, по особому распоряжению Его Преосвященства и по постановлению училищного Совета, ему было поручено обозреть в учебно-воспитательном отношении все церковно-приходские школы Онежского уезда, а также и сельские училища, по преподаванию в них Закона Божия. За свои труды в Прилуцком приходе о. Михаил награжден в 1885 г. скуфьею, в 1894 г. Библией, от Свят. Синода выдаваемой, и в 1899 г. камилавкою. Много потрудился о. Михаил для Прилуцкого прихода. Его старанием и умением располагать прихожан к пожертвованиям, внутренняя часть Прилуцкого храма поражает убранством и красотою, превосходящими городские храмы. Благодаря его трудам и тому же умению вызвать прихожан на жертву, построены красивое и удобное здание церковно-приходской школы, очень удобный и многопоместительный дом священника, очень красивая, дорогая каменная ограда вокруг приходской церкви.

Таков сухой формальный перечень трудов служебной деятельности почившего за 40 лет его священства. Но как взвесить и оценить физическую и особенно-нравственную тяготу этой деятельности? За 10 л. миссионерской деятельности в Тельвисочном приходе ему много приходилось путешествовать по обширной холодной тундре и плавать по бурному ледовитому океану. В то далекое сравнительно время пароходства на Печоре не было, надо было плавать на о. Колгуев на утлых ладьях. Раз такую ладью разбило бурею, и плывших на ней, в том числе и почившего, считали погибшими, но Бог сохранил их. Предпринимая миссионерские путешествия, покойный должен был оставлять на несколько месяцев молодую супругу и малых детей одинокими с одной лишь надеждою на милость Божию. А чего стоит нравственная тягота забот по изысканию средств на украшение храма и особенно на такие постройки, как школы, дома, ограда в Прилуках?

О. Михаил страдал наследственною болезнью сердца, которая в последний год его жизни при обстоятельствах, несчастных для покойного, особенно сильно развилась и довела его до преждевременной могилы. До последнего года своей жизни о. Михаил жил в большом семейном кругу и наслаждался полным семейным счастьем: любящие его супруга и дети окружали его. Но прошлый 1907 год был роковым для него. В феврале он выдал в замужество старшую из девиц-дочерей (две старшие дочери выданы ранее). Брак, по человеческому рассуждению, оказался несчастным: 2 апреля скончался от дифтерита зять, а 2 мая и его юная супруга.

Тяжко поразил этот удар о. Михаила и его супругу. В июле вышла замуж вторая дочь его Ольга Михайловна. В августе уехала в Калугу к брату, старшему сыну о. Михаила, ректору Калужской духовной семинарии, о. архимандриту Никодиму, и поступила там в Калужское епархиальное училище и последняя младшая дочь его. Супруги остались одинокими. Но 10 ноября о. Михаила поразил самый тяжкий удар: скончалась его супруга. Таким образом, в один год он потерял всю семью и остался один. Несмотря на эти многочисленные несчастья, покойный однако бодро переносил испытания и, как человек сильной воли и твердого характера, не поддавался наружной скорби. Затаивание печали в себе сильно повлияло на его больное сердце и ускорило смерть. Смерть его была неожиданною для родственников.

Однако, по милости Божией, умер покойный не одиноким, а вблизи дочери, и ее мужа, о. Вениамина Михайлова, за неделю до смерти приехавших погостить у родителя. Радуясь гостям и ожидая еще новых — старшую дочь с мужем о. Михаилом Верюжским — бодро проводил покойный дни своей жизни, оказавшиеся последними. Бог не судил ему дождаться старшего зятя с дочерью — они приехали в ночь на 21 февраля. Младшему зятю выпали честь опрятывать скончавшегося о. Михаила.

Утром 20 февраля приехали соседние священники, о. о. Павел Титов и Михаил Жаравов, и они же, в сослужении с о. Вениамином, совершили первую панихиду и установили у одра умершего чтение св. Евангелия и Псалтыри. В ночь на 21 февраля кроме старшего зятя покойного, прибыли — о. благочинный священник Александр Попов и заштатный священник о. Максим Верюжский. В ожидании прибытия из Калуги старшего сына умершего, о. архимандрита Никодима, погребение было отложено до Воскресенья (24 февраля)[1]. Все время, пока тело находилось в доме, непрерывно читалось священниками св. Евангелие, а псаломщиками и одним чтецом-мирянином — Псалтырь.

В Воскресенье, около 9 ч. утра, о. архимандрит и священники с двумя диаконами —Турчасовского прихода Михаилом Добронравовым и Пияльского — Сергием Поповым торжественно с крестным ходом, пением и колокольным звоном направились из церкви в дом священника, взяли гроб с останками умершего и на раменах понесли в церковь. Несмотря на последний масляничный день, масса парода, прихожан и почитателей о. Михаила, прибыла на его погребение, так что громадная Прилуцкая церковь не могла вместить молящихся.

Литургию, во главе с о. архимандритом, совершали: о. благочинный, о. Максим Верюжский и 2 зятя умершего и 2 о. о. диакона. Во время причастного о. Михаилом Жаравовым было сказано поучение. Сказав о добром обычае русского народа прощаться в последнее Воскресение пред Великим постом, проповедник развивал мысль об обязанности православных прощать обиды своим ближним. В конце поучения он предложил молящимся простить покойному, если кто имел на него какое-либо неудовольствие. После «Буди имя Господне...» к прихожанам обратился сын покойного, о. архимандрит. Он просил их помолиться о почивших его родителях. Живая, прочувствованная речь о. ректора, исходившая от признательного сердца, глубоко повлияла на молившихся. Ответом на нее были обильные слезы слушателей.

Литургия кончилась. О. архимандрит с шестью священниками (прибавились о. о. Павел Титов и Михаил Жаравов) и двумя диаконами вышли на средину церкви и стали около гроба. На амвоне остался о. благочинный, священник Александр Попов, и обратился к присутствовавшим с речью. Сказав о неожиданности смерти о. Михаила, сразившей его жизнь, как коса срезывает траву, проповедник призывал прихожан молиться за своего умершего пастыря и простить ему, если он принес кому какую-нибудь обиду. В конце речи о. благочинный пожелал прихожанам дождаться нового доброго священника.

Начался отпев. Чинно, истово, без всяких сокращений шло пение и чтение, так что отпев продлился около 3 часов. Разрешительную молитву прочитал старейший из священников, о. Максим Верюжский. Перед последним целованием приблизился ко гробу старший зять покойного, о. Михаил Верюжский, и сказал несколько прощальных слов. Он говорил: «Дорогой отец наш! Три месяца тому назад при погребении дорогой нам покойницы — твоей любимой супруги, я увещевал тебя не слишком предаваться печали, дабы не впасть в грех ропота. Я советовал даже возблагодарить Господа за ниспосланное испытание, так как Он призвал к Себе твою супругу после того, как в продолжении 40 слишком лет ты наслаждался супружеским счастьем, прожил с супругою в такой любви, в какой дай Бог жить всем христианским супругам. И действительно, ты не только не огорчился на ниспосланное испытание, но, будучи человеком сильной воли и твердого характера, из деликатности, дабы не опечалить любимых тобою родственников, старался не выказать даже естественной скорби, свойственной всякому человеку. Видя тебя сравнительно спокойным, мы также успокоились за тебя, но, как оказалось, обманулись. Скрывая печаль в себе и не выказывая ее наружу, тяжело страдало твое больное сердце и наконец привело тебя к неожиданной нами твоей скорой смерти. Тяжела для нас твоя смерть, но мы, крепко веруя в промысл Божий, говорим: так угодно Богу, и, надеясь на милосердие Божие, уповаем, что Милосердый Господь упокоит тебя в райских селениях. Прости же, дорогой отец наш, и помолись за нас, любящих тебя детей, пред Престолом Божиимъ! Мы же даем обещание молиться за тебя здесь на земле, пока будем жить по милости Божией».

По окончании отпева священники поднял гроб на рамена и с пением ирмосов Великого канона понесли его на место вечного упокоения, согласно желанию покойного, на Прилуцкое приходское кладбище около церкви, рядом с супругою. После того, как гроб опустили в могилу, выступил почитатель о. Михаила, его прежний прихожанин, крестьянин Клещовского прихода Михаил Воронин и сказал нижеследующую прочувствованную речь: «Возлюбленные братие и сестры во Христе! Пред нами свежая могила. Нас привели к ней не роскошные проводы светской знаменитости, вельможи или богача. Нет, нас любовно объединило честное погребение скромного сельского священника. Не моими слабыми словами охарактеризовать более чем 30-летнюю светлую деятельность в Прилуках почившего нашего пастыря, Михаила Семеновича. Но многочисленное собрание на проводах красноречиво говорит — кто и чем был для прихода почивший. Представим хотя взорам нашим деяния почившего на благо общественное: его стремление к добру и умелую организацию объединить благотворителей и прихожан, и мы видим построенные и благолепно украшенные святые храмы и прекрасную школу. При этом почившему приходилось вести борьбу, но он твердо шел по намеченному пути: увещевал, обличал, не заискивая пред начальством ради награды и пред обществом ради подношения или благодарности. Вот где проявились высокие качества души почившего: все для ближнего, для себя ничего. Принимая во внимание, как трудно для просвещенного пастыря сельская жизнь и особенно при таком строительстве, какое выпало на долю почившего, истинно можно сказать, что на данной Господом Богом ниве он не закопал талантов в землю. Светильник почившего всегда будет светить нам и не только, как ревностного пастыря, но и хорошего семьянина. В продолжении 30 лет мы видели семейный очаг его полным благочестия. Почившие батюшка и матушка в воспитании семьи оставили нам высоконравственный пример. Прости нас, отец наш духовный, во всем прости! Наградою тебе от нас — умильная наша молитва о тебе ко Престолу Всевышнего. Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, новопреставленного иерея Михаила, во Царствии Твоем!» Искренние слова при хорошей дикции г. Воронина сильно подействовали на присутствовавших при погребении.

В 3 часу по полудни окончилось погребение, и священники с некоторыми почетными гостями из прихожан зашли в дом покойного, где была предложена скромная трапеза. В нижнем этаже дома для нищей братии был устроен поминальный обед.

Закончим некролог заключительными словами из речи г. Воронина: «Упокой, Господи, во Царствии Твоем душу усопшего раба Твоего, новопреставленного иерея Михаила!»  

_________________

[1] Младший сын покойного, о. Алексий Кононов, священник Уфимской епархии, и второй зять, о. Константин Варфоломеев, священник Сизябского прихода, Печорского уезда, за дальностью расстояния, прибыть на погребение не могли.


Текст: Священник Михаил Семенович Кононов : (Некролог) / Z //
Архангельские епархиальные ведомости. 1908. № 8, часть неофиц. С. 254–261

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию