Мисевич Алексей Алексеевич, священник

  • Дата рождения: 1872
  • Место рождения: Минская губ.
  • Дата смерти: 19.5.1915

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1893
Минская духовная семинария
окончил по 1-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1894
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
16.9.1893
1894
Минская губ., г. Слуцк, Слуцкое духовное училище, надзиратель
8.7.1896
1905
Ведомство протопресвитера военного и морского духовенства, церковь 187-го пехотного резервного Холмского полка, священник
1905
19.5.1915
Ведомство протопресвитера военного и морского духовенства, церковь 136-го пехотного Таганрогского полка, священник
Показать все

Награды

6.5.1911
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого
21.5.1915
орден св. Владимира 4-й степени с мечами, награжден «за отличие во время военных действий»
4.6.1915
орден св. Анны 3-й степени с мечами
4.6.1915
орден св. Анны 2-й степени с мечами, награжден «за отличие во время военных действий»
июнь 1915
благословение Святейшего Синода, с выдачей установленной грамоты, преподано «за отлично-усердную службу в нынешнюю войну» (определение Св. Синода от 9–17.6.1915)
1.7.1916
золотой наперсный крест на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества (награжден посмертно)
Показать все

Подробная биография

19 мая 1915 г., вечером, в селе Млыны, близ местечка Краковец, на передовом перевязочном пункте полка был убит священник 136 пех. Таганрогского полка о. Алексий Мисевич.

Обстоятельства, при которых погиб о. Алексей, были таковы.

Один из батальонов полка в 6 часов вечера 19 мая двинулся в наступление на окопы противника. Последний в это время стал обстреливать наши расположения из тяжелых орудий. В отдаленном от позиций конце дер. Млыны находился полковой лазарет, а передовой перевязочный пункт был устроен в другом конце ближе к позициям, в халупе. Сюда и стали стекаться раненые с двух сторон. Без сомнения, противником было обнаружено расположение этого передового пункта, так как из дома хорошо были видны окопы неприятеля; да и раненые шли на перевязку без всякой предосторожности, открыто; так же открыто переносили на носилках и тяжелораненых. Вскоре появились один за другим два неприятельских аэроплана, описали несколько кругов над перевязочным пунктом и над расположениями полка, и ракетами стали корректировать стрельбу.

Противник выпустил несколько тяжелых снарядов по перевязочному пункту. Здесь находился и о. Алексей. Это было его обычное место во время сильных боев. Здесь он помогал врачам в перевязке раненых, напутствовал умирающих, утешал, ободрял, поил чаем, согревал и под. Один снаряд разорвался впереди перевязочного пункта, в лесу, откуда осколки отлетели через халупу. Окружающие о. Алексия предложили ему оставить это опасное место, но он остался продолжать свое дело, перевязывая с доктором только что принесенного, тяжело раненного осколком снаряда, солдата и утешая его пастырским словом. Чрез две-три минуты другой тяжелый снаряд упал на крышу халупы, раздался страшный взрыв и силой разорвавшегося снаряда о. Алексий упал прямо пред собой. Смерть наступила моментально. Главный врач определил смерть от сильной контузии в связи с разрывом сердца. Рядом с о. Алексием находился младший врач Адамович, оказавшийся с оторванной снарядом головой. Здесь же были убиты еще фельдшер и некоторые раненые.

Тело почившего о. Алексия было отправлено сначала во Львов, оттуда по железной дороге в Ростов-на-Дону.  31 мая духовенство гор. Ростова, в числе 12 священников и 5 диаконов встретило гроб с останками почившего пастыря-героя и торжественно, при громадном стечении народа, перенесло его в старый собор. А 2 июня тело о. Алексия, по отпевании сонмом Ростовского и Нахичеванского духовенства, было предано земле в ограде того же старого собора.

Так Бог судил закончить жизнь пастырю-воину, оставшемуся верным своему долгу до смерти.

По словам лиц, знавших почившего, о. Алексий был истинным самоотверженным духовным врачом, истинным пастырем — отцом своей полковой семьи, которую он искренно, не на словах, а на деле, считал своей семьей, которую любил и для которой трудился с полным самоотвержением. Он был предан ей всей душой, жил ее жизнью, близко и горячо принимал к своему сердцу и горе, и радость всех, и каждого из членов ее.

Со дня выхода с полком на театр военных действий (22 июля 1914 г.) и до своей славной геройской кончины, о. Алексий стоял на страже своего полка, всюду следуя за ним, в большинстве случаев по пешему хождению, — и, несмотря на все трудности военно-походной службы, никогда не жаловался, был бодр, неутомим. Всегдашнее пребывание с полком открывало ему широкую возможность постоянного общения с чинами полка, постоянных бесед с ними и постоянного на них влияния. Добрый, простой, приветливый, сердечный, отечески отзывчивый, о. Алексий во время похода незаметно завязывал беседу с солдатами, они открывали ему свои души, свои нужды, горести, — обращались с запросами, с просьбами; он терпеливо выслушивал их, давал объяснения, советы, все их просьбы исполнял аккуратно и всех убеждал без ропота, с самоотвержением проходить тяжелое воинское звание, твердо, без страха пред врагом и смертью, стоять за Веру, Царя и Родину.

Будучи сам человеком глубоко верующим, он и пастве своей старался внушить мысль о Божием Промышлении и о полном спокойствии при всякой опасности, своим собственным примером вселяя спокойствие в окружающих и под огнем противника ободряя и воодушевляя воинов на великий святой подвиг.

Во время боев он всегда трудился с врачами на перевязочном пункте. Здесь, по словам старшего врача, он «работал на славу». Мы позволим себе сделать небольшую выписку из письма этого врача. «При боях, — пишет последний, — нам, врачебному персоналу, бывало всегда много работы; он же брал на себя другую работу: утешить, ободрить ласковым пастырским словом раненого, поддержать бодрость его духа или напутствовать умирающего, накормить и согреть утомленного раненого воина чаем, кофеем, вином и всем имеющимся в запасе... Во время сильных боев, когда пункт содрогался под летающими над ним снарядами, он забывал совершенно "об опасности, увлекаясь своею работою". Он как бы намеренно шел туда, где была большая опасность. Ведь он легко и удобно мог остаться при лазарете, куда передавали с передового пункта всех раненых... Но он считал свое присутствие необходимым там, в самой непосредственной близости с боем, где смерть витала над всеми, выбирая свои жертвы. И здесь он сохранял полное спокойствие. «Сохранить подобное состояние духа в бою среди ежеминутной опасности не легко, особенно человеку, не принимающему в бою непосредственного участия. Он же, — пишет врач, — всегда умел быть спокойным и приносил этим большую пользу, так что, глядя на его работу, на его видимое спокойствие, все мы, работающие с ним, чувствовали себя увереннее, а раненые — в большей безопасности. У меня, — заканчивает старший врач свое письмо, — у моих младших по службе товарищей и у всего моего санитарного персонала о. Алексий навсегда оставил в памяти светлый образ доблестного пастыря, так много поработавшего в полку от начала кампании и так славно погибшего при исполнении своего священного долга».

А вот и другое свидетельство о деятельности почившего — это донесение командира полка, который от 24 июля 1915 года пишет: «о. Алексей, пользуясь каждой удобной минутой, отправлял богослужение в церкви и на позициях. Обычно служение заканчивалось пастырским словом, имеющим целью влить бодрость и мужество в сердца солдат. В течение Великого Поста, несмотря на то, что почти весь полк занимал позиции в Карпатах, благодаря его заботливости все нижние чины успели отговеть, причем многие поляки и лютеране, без всякого принуждения, говели по православному обряду. О. Алексей был очень близок к нижним чинам и имел на них большое нравственное влияние. Со всеми своими домашними делами они обращались к нему за советом и не встречали отказа. О. Алексей взял на себя заботу по сдаче на почту денежных переводов тех нижних чинов, которые приносили с собой из дому большие деньги, не желая оставлять их дома. По убедительному слову о. Алексея, они отправляли их на родину. Всего за 10 месяцев войны о. Алексей отправил таких переводов чрез полевую почтовою контору на 35.000 руб. При этом ему приходилось ездить в стужу и непогоду иногда сотни верст, составлять самому переводы и затем возвращать квитанцию всем отправителям. Все это делалось в высшей степени аккуратно и вызывало глубокое чувство благодарности со стороны офицеров и солдат.

Во время боев о. Алексей всегда находился на передовом перевязочном пункте, заботясь о том, чтобы обогреть и накормить прибывающих с позиции людей, — помогал врачам при перевязке, ободрял тяжелораненых и напутствовал умирающих. После боя о. Алексей, получив от меня указание, распоряжался сбором тел убитых, устанавливал их личность, отбирал собственные их вещи, письма для отправления на родину, а затем после отпевания хоронил убитых в одной братской могиле. Он же вел точный учет всех погребенных и всех могил чинов полка…» И не удивительно, прибавим от себя, что о. Алексей пользовался всеобщею любовью в полку, и не только в полку, но везде, где только ему ни приходилось служить. Высокая душа пастыря, исполненная истинно христианских чувств, невольно влекла к нему сердца пасомых. А смерть на славном посту еще более закрепила в памяти однополчан этот дивный образ самоотверженного пастыря.

Вечный покой и Царство Небесное тебе, добрый пастырь, воин Христов!


Текст: Рыбаков В., протоиерей. Памяти о. Алексия Мисевича (†1915 г. 19 мая) / Свящ. В. Рыбаков //
Вестник военного и морского духовенства. 1915. № 21. С. 664–666

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию