Евгений (Зернов Семен Алексеевич), митрополит, священномученик

Священномученик Евгений прошел все крестные пути русского духовенства XX века: аресты, тюрьмы, лагеря, принял мученическую кончину от новых гонителей Христовой Церкви... Его судьба — зеркало эпохи. Его служение — пример стойкости веры и силы духа. В памяти потомков он остался несломленным епископом, до самой кончины защищавшим Православную Веру

  • Дата рождения: 18.1.1877
  • Место рождения: г. Москва
  • Дата смерти: 20.9.1937
  • Место смерти: Карагандинская обл., 7-е Бидаикское отделение Карагандинского исправительно-трудового лагеря. Место погребения неизвестно

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается в день мученической кончины (7/20 сентября), Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля), Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских (воскресенье после 3/16 сентября), Соборе Нижегородских святых (воскресенье после 26 августа/8 сентября), Соборе новомучеников и исповедников Соловецких (10/23 августа)

Родственники

  • отец  —  Зёрнов Алексей Семенович, диакон
  • мать  —  Зёрнова Любовь Петровна
  • брат  —  Зёрнов Николай Алексеевич
  • сестра  —  Соколова (Зернова) София Алексеевна (род. в 1875)
  • сестра  —  Зёрнова Екатерина Алексеевна (1884–1952), художник-портретист и художник-оформитель медицинской литературы, жила в Москве
  • брат  —  Зёрнов Сергей Алексеевич. Дочь: Зернова Екатерина Сергеевна (1900–1995), художник (заслуженный художник РСФСР, член правления Союза художников СССР; произведения находятся в Третьяковской галерее и других музеях России и мира)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Заиконоспасское духовное училище
1897
Московская духовная семинария
окончил по 1-му разряду
1898
16.8.1902
Московская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

8 март 1900
пострижен в монашество епископом Волоколамским Арсением (Стадницким)
5 апр. 1900
рукоположен во иеродиакона
25.3.1902
рукоположен во иеромонаха
15.3.1906
возведен в сан архимандрита епископом Черниговским и Нежинским Антонием (Соколовым) в Сретенском храме Черниговского Свято-Троицкого монастыря
20.1.1913
хиротонисан во епископа архиепископом Иркутским и Верхоленским Серафимом (Мещеряковым), епископом Томским и Алтайским Мефодием (Герасимовым), епископом Забайкальским и Нерчинским Иоанном (Смирновым) в кафедральном соборе г. Иркутска
30.11.1923
возведен в сан архиепископа
16.5.1934
возведен в сан митрополита
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
16.8.1902
15.3.1906
г. Чернигов, Черниговская духовная семинария, иеромонах. Преподаватель обличительного богословия, истории и обличения русского раскола и местных сект (16.8.1902–26.8.1904). Инспектор Черниговской духовной семинарии (с 7.8.1904). Член совета Братства св. Михаила, князя Черниговского, зав. библиотекой-читальней братства, руководитель и организатор религиозно-нравственных чтений для народа в здании братства (с 16.9.1902)
15.3.1906
20.1.1913
г. Иркутск, Иркутская духовная семинария, архимандрит, ректор. Председатель Свято-Духовского братства вспомоществования недостаточным воспитанникам Иркутской духовной семинарии (с 12.7.1906). Член Иркутского комитета Православного миссионерского общества (со 2.8.1906), епархиального комитета по удовлетворению духовных нужд переселенцев Иркутской епархии (с 11.7.1908), комиссии по освидетельствованию останков свт. Софрония Иркутского (1909), Восточно-Сибирского отдела Императорского географического общества (с 27.11.1911). Редактор «Иркутских епархиальных ведомостей» (с 7.2.1906). Председатель епархиального училищного совета (с 20.8.1907). Председатель комитета церковно-археологического общества «Иркутск» (с 22.11.1911)
1 или 11 июля 1914
не позднее 22.2.1931
Благовещенская и Приамурская епархия, епископ. Член Поместного Собора Православной Российской Церкви (1917–1918), Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне (с 21.5.1924)
9 или 22 февр. 1931
февр. 1933
Вятская и Слободская епархия, Котельничское викариатство, архиепископ (временно управляющий Вятской и Слободской епархией)
февр. 1933
16.5.1934
16.5.1934
3.5.1935
Показать все

Награды

19.11.1902
благодарность епархиального начальства
12.2.1904
право ношения набедренника
1907 или 1908
орден св. Анны 2-й степени
6.5.1911
орден св. Владимира 4-й степени «за службу по епархиальному ведомству»
6.5.1914
орден св. Владимира 3-й степени «за отлично-усердное служение Церкви Божией»
3.5.1931
право ношения креста на клобуке
Показать все

Преследования

между 27 и 29 авг. 1923
арестован в г. Благовещенске
авг. 19231923
находился в заключении в тюрьме г. Благовещенска
1923
находился в заключении в Доме лишения свободы (г. Чита)
1923
находился в заключении в г. Москве
30.1.1924
освобожден по постановлению Особого совещания при Коллегии ОГПУ под подписку о невыезде
22.2.1924
осужден Комиссией при НКВД РСФСР по административным высылкам на 3 года заключения в концлагерь по обвинению в «проведении под видом церковных дел мероприятий контрреволюционного характера, контрреволюционной агитации и распространении религиозной литературы к/р характера» (ст. 72, 69 УК РСФСР)
22.2.19243.12.1926 или 1927
находился в заключении в Соловецком лагере принудительных работ особого назначения (СЛОН)
3.12.1926 или 1927
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года ссылки в АО Коми (Зырян)
1926 – окт. 1929
находился в ссылке в Усть-Куломском уезде АО Коми (Зырян)
14.10.1929
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года лишения права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, означенных округах и Дальне-Восточном крае, с прикреплением к определенному месту жительства
3.5.1935
арестован в г. Горьком
4.11.1935
осужден Особым совещанием при НКВД СССР на 3 года заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) по обвинению в «антисоветской агитации, использовании в к/р целях церковного амвона, произношении проповеди а/с содержания в целях внедрения в массу верующих к/р идей»
с 1935
находился в заключении в тюрьме г. Горького
с 1935
находился в заключении в тюрьме г. Петропавловска
16.12.19351937
находился в заключении в Карагандинском ИТЛ (Карлаге), в 7-м Бидаикском отделении
7.9.1937
арестован в Карагандинском исправительно-трудовом лагере (Карлаге) по обвинению в организации антисоветской деятельности в местах заключения
20.9.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Карагандинской обл. к высшей мере наказания (расстрелу) по обвинению в «к/р религиозной агитации монархического направления, создании вокруг себя к/р группы служителей культа, нелегальном молении, распространении к/р акафистов и молитв, служении панихид по расстрелянным» (по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР)
20.9.1937
расстрелян в 7-м Бидаикском отделении Карагандинского исправительно-трудового лагеря
29.3.1990
реабилитирован прокуратурой Карагандинской обл., по году репрессии: 1937
7.6.1993
реабилитирован прокуратурой Нижегородской обл., по году репрессии: 1935
23.9.2003
реабилитирован прокуратурой Амурской обл., по году репрессии: 1924
Показать все

Другие сведения

Первым архиереем на «Соловецкой кафедре» был архиепископ Приамурский и Благовещенский Евгений (в миру Зернов Семен Алексеевич, р. 18 января 1877 — † 20 сентября 1937).  22 февраля 1924 года он был приговорен к трем годам заключения в Соловецком концлагере по обвинению в «контрреволюционной агитации и распространении религиозной литературы к/р характера». В самом начале своего пребывания на Соловках (1924 г.) владыка был избран старшим Соловецким архиереем и оставался таковым до конца ссылки (1926 г.) по общему согласию архиереев, даже после того, как в лагерь прибыли более старшие по рукоположению.

По воспоминаниям известно, что он возглавлял богослужения в кладбищенской Онуфриевской церкви в 1925-1926 годах[1]. «Богослужение его отличалось величием, покоем и благоговением; это чувствовали и отмечали, получая глубокое удовлетворение. Это был постник, невзирая ни на какие условия лагерной жизни, когда в пище нельзя было разбираться. Он был верен своему порядку и никогда не вкусил кусочка мясной пищи вообще или рыбы в неположенное время. Казалось, что это человек нежного телосложения, но он носил самое грубое холщовое белье, которое и достать-то в наше время было трудно. Высокообразованный вообще и богослов, компетентно рассуждавший по всякому теоретическому вопросу, он был житейски глубоко мудр, всегда тактичен и спокоен. Пастырям делал замечания наедине в самой мягкой форме, сомневающегося и неверующего провожал побежденным, скорбящего – ободренным. В нем была притягательная сила истинной духовной власти.

Для остатка соловецких монахов-рабочих он являлся святейшим авторитетом, власть которого простиралась в область, которая недоступна пониманию людей внутренне недуховных. Заболел монах, которому большевистское соловецкое начальство как неспособному к работе предложило выехать на материк. Но на материке он также был бы никому не нужен, и там ему не было пристанища. Выясняя все это в разговоре с больным, владыка Евгений сказал ему, что ему лучше бы умереть в монастыре, как это задано по монашескому обету. Монах согласился: “Благословите и помолитесь”. “Бог тебя благословит”, – сказал владыка. И через несколько дней монах умер по молитвам своим и владыки. Необходимость этой смерти была Богу представлена и Им услышана. Согласие двух было достаточно, чтобы получить просимое. Так монах не покинул своего монастыря»[2].  

Конечно, перед праздниками Рождества Христова и Пасхи у многих заключенных была затаенная мысль побывать в храме, причаститься Святых Таин, хоть раз услышать: «Христос Воскресе!..» Понимая это, начальство предпринимало контрмеры: то неожиданно отменялись все пропуска на выход за стены крепости, то объявлялась всеобщая проверка с запрещением на сутки выхода из своей роты, или затеивалась санобработка, в результате которой заключенным приходилось часами сидеть, ожидая очереди в баню или возвращения взятых на дезинфекцию вещей. И все же в 1926-1928 годах многим заключенным удавалось попасть в церковь.

В 1926 г. «на утрени Великой Пятницы двенадцать Евангелий читают одиннадцать епископов, не потому, что нет двенадцатого, а потому, что одно Евангелие читает Соловецкий игумен. Церковь полна народа, но стоять удобно, так как монахи строго следят за порядком, и никто никуда не двигается, а знает свое место. Случайно пришедшие стоят у дверей. Все застыли, углубившись в молитву и наслаждаясь прекрасными словами, несущимися из храма. И вдруг, нарушая порядок, сквозь сплошную массу богомольцев по направлению к алтарю, усердно работая локтями и плечами, пробираются три молодых “шпаненка” – худые, бледные, оборванные. Монахи их пропускают, и к недоумению всех молящихся, они восходят на амвон, кланяются правящему епископу и дрожащими голосами начинают петь “Разбойника Благоразумного”. В первый раз очень тихо и робко, потом смелей и громче, и, наконец, в третий, полной грудью, с большим чувством, прекрасно. Все богомольцы плачут, даже у сдержанных Соловецких монахов на глазах появляются слезы. Как выяснилось потом, они приходили к Правящему (архиепископу Евгению) с просьбой разрешить им пропеть “Разбойника” и выхлопотать для них разрешение прийти в церковь. Владыка заставил их пропеть и умудрился достать пропуск. Что было в их душе во время пения “Разбойника”, где и когда они раньше пели, почему попали на такой страшный путь, чувствовали ли себя хоть в эту минуту разбойниками благоразумными, знает один Серцеведец.

Утреня Великой Субботы началась в три часа утра. По окончании ее, три епископа совершили таинство Елеосвящения, желающие соборовались, но далеко не все – многим пора было идти на работу. Литургия началась в одиннадцать часов, и к ней уже приходил тот, кто смог урвать несколько минут из своего рабочего дня. В двенадцать часов все пропуска по лагерю были объявлены недействительными.… Те, кому посчастливилось получить пропуск, задолго до начала полунощницы пришли в церковь. Духовенство читает Деяния Апостольские. Каждому епископу и священнику хочется хоть несколько стихов прочитать, и по-особенному звучит это чтение. В крестный ход выходят шесть епископов и множество духовенства. Сразу по выходе из церкви неприятно поражает, что кругом расставлена охрана из конвойных.… В стороне стоит несколько человек из главного лагерного начальства. Конвойные стоят небрежно и курят. Вдруг слышится грозный голос из группы начальства: “Конвойные? Вы что поставлены стеречь заключенных или курить”,  – конвойные бросают папиросы и подтягиваются.

А что было потом в храме – Светлое Христово Воскресение, Пасха, Господня Пасха. Во время чтения Евангелия ярко светило северное солнце».[3]

Об этом же Пасхальном богослужении сохранились воспоминания В.А. Казачкова: «Незадолго до Пасхи новый начальник Управления потребовал, чтобы все, кто хочет ходить в церковь, подали ему заявления. Почти никто из заключенных не подавал заявлений – боялись последствий. Но вот перед Пасхой огромное количество людей подали заявления… По дороге к кладбищенской Онуфриевской церкви двигалась огромная процессия, люди шли в несколько рядов. В церкви все, конечно, не поместились. Стояли вокруг, а тем, кто пришел позднее, не было слышно пения… Службу Пасхальную вели епископы, и среди них старший – архиепископ Евгений (Зернов), еще помню епископа Мануила (Лемешевского), он как-то объединял всех петербургских священников, они вместе держались, епископа Белевского Игнатия, совсем уже пожилой был».[4]

В мае 1926 года архиепископ Евгений фактически возглавил так называемый Собор соловецких епископов, включавший 17 архиереев, в том числе архиепископов Прокопия (Титова), Пахомия (Кедрова), Иувеналия (Масловского) и, после  возвращения на Соловки в начале навигации 1926 года, Илариона (Троицкого).

В первом и наиболее известном из своих посланий Собор обратился к правительству с просьбой о легализации церковного управления без вмешательства во внутренние дела Церкви, указал на факты гонения на Церковь, на необходимость полного и последовательного проведения в жизнь закона об отделении Церкви от государства, на несовместимость сыска и политического доноса с достоинством пастыря. Это послание, известное также как «Памятная записка Соловецких епископов, предоставленная на усмотрение правительства», представляло мнение наиболее многочисленной группы епископата, включавшей представителей многих епархий России, собранных в месте заключения на Соловках.

В день отдания Пасхи 27 мая/9 июня 1926 года епископы собрались для обсуждения послания на продуктовом складе, который полностью обслуживался духовенством, как «единственно честным элементом» в лагере. В это время начальник Управления Эйхманс устроил внеочередной обход лагеря. Застав в складском помещении большую группу духовенства, «он удивился: “Что это за собрание?..” – “У нас сегодня праздник”, – ответил смущенно о. Питирим (заведующий складом)».[5]  Почему-то Эйхманс удовлетворился этим объяснением.

Приведём выдержки из послания, которые передают смысл и дух этого документа:

«Было бы неправдой, не отвечающей достоинству Церкви и притом бесцельной и ни для кого не убедительной, если бы они стали утверждать, что между Православной Церковью и государственной властью Советских республик нет никаких расхождений. Но это расхождение состоит не в том, в чем желает его видеть политическая подозрительность и в чем его указывает клевета врагов Церкви. Церковь не касается перераспределения богатств или их обобществления, так как всегда признавала это правом государства, за действия которого не ответственна. Церковь не касается и политической организации власти, ибо лояльна в отношении правительств всех стран, в границах которых имеет своих членов. Она уживается со всеми формами государственного устройства от восточной деспотии старой Турции до республики Северо-Американских Штатов. Это расхождение лежит в непримиримости религиозного учения Церкви с материализмом, официальной философией коммунистической партии и руководимого ею правительства Советских республик.

Церковь признает бытие духовного начала, коммунизм его отрицает. Церковь верит в Живого Бога, Творца мира, Руководителя его жизни и судеб, коммунизм не допускает Его существования, признает самопроизвольность бытия мира и отсутствие разумных конечных причин в его истории. Церковь полагает цель человеческой жизни в небесном призваний духа и не перестает напоминать верующим об их небесном Отечестве, хотя бы жила в условиях наивысшего развития материальной культуры и всеобщего благосостояния, коммунизм не желает знать для человека никаких других целей, кроме земного благоденствия. С высот философского миросозерцания идеологическое расхождение между Церковью и государством нисходит в область непосредственного практического значения, в сферу нравственности, справедливости и права, коммунизм считает их условным результатом классовой борьбы и оценивает явления нравственного порядка исключительно с точки зрения целесообразности. Церковь проповедует любовь и милосердие, коммунизм – товарищество и беспощадность борьбы. Церковь внушает верующим возвышающее человека смирение, коммунизм унижает его гордостью. Церковь охраняет плотскую чистоту и святость плодоношения, коммунизм не видит в брачных отношениях ничего, кроме удовлетворения инстинктов. Церковь видит в религии животворящую силу, не только обеспечивающую человеку постижение его вечного предназначения, но и служащую источником всего великого в человеческом творчестве, основу земного благополучия, счастья и здоровья народов. Коммунизм смотрит на религию как на опиум, опьяняющий народы и расслабляющий их энергию, как на источник их бедствий и нищеты. Церковь хочет процветания религии, коммунизм – ее уничтожения. При таком глубоком расхождении в самых основах миросозерцания между Церковью и государством не может быть никакого сближения или примирения, как невозможно примирение между положением и отрицанием, между да и нет, потому что душою Церкви, условием Ее бытия и смыслом Ее существования является то самое, что категорически отрицает коммунизм. <…>

При таком непримиримом идеологическом расхождении между Церковью и государством, неизбежно отражающемся на жизнедеятельности этих организаций, столкновение их в работе дня может быть предотвращено только последовательно проведенным законом об отделении Церкви от государства, согласно которому ни Церковь не должна мешать гражданскому правительству в успехах материального благополучия народа, ни государство стеснять Церковь в Ее религиозно-нравственной деятельности. <…>

При создавшемся положении Церковь желала бы только полного и последовательного проведения в жизнь закона об отделении Церкви от государства. <…> Церковь не стремится к ниспровержению существующего порядка и не принимает участия в деяниях, направленных к этой цели, Она никогда не призывает к оружию и политической борьбе, Она повинуется всем законам и распоряжениям гражданского характера, но Она желает сохранить в полной мере Свою духовную свободу и независимость, предоставленные Ей Конституцией и не может стать слугой государства. <…>

Совершенное устранение Церкви от вмешательства в политическую жизнь в Республике с необходимостью влечет за собой и Ее уклонение от всякого надзора за политической благонадежностью Своих членов. <…>

Всецело подчиняясь закону, Церковь надеется, что и государство добросовестно исполнит по отношению к Ней те обязательства по сохранению Ее свободы и независимости, которые в этом законе оно на себя приняло.

Церковь надеется, что не будет оставлена в этом бесправном и стесненном положении, в котором Она находится в настоящее время, что законы об обучении детей закону Божию и о лишении религиозных объединений прав юридического лица будут пересмотрены и изменены в благоприятном для Церкви направлении, что останки святых, почитаемых Церковью, перестанут быть предметом кощунственных действий и из музеев будут возвращены в Храм.

Церковь надеется, что Ей будет разрешено организовать епархиальное управление, избрать Патриарха и членов Священного Синода, действующих при нем, созвать для этого, когда Она признает это нужным, епархиальные съезды и Всероссийский Православный Собор.

Церковь надеется, что правительство воздержится от всякого гласного или негласного влияния на выборы членов этих съездов (Собора), не стеснит свободу обсуждения религиозных вопросов на этих собраниях и не потребует никаких предварительных обязательств, заранее предрешающих сущность их будущих постановлений.

Церковь надеется также, что деятельность созданных таким образом церковных учреждений не будет поставлена в такое положение, при котором назначение епископов на кафедры, определения о составе Священного Синода, им принимаемые решения – проходили бы под влиянием государственного чиновника, которому, возможно, будет поручен политический надзор за ними.

Представляя настоящую памятную записку на усмотрение правительства, Российская Церковь еще раз считает возможным отметить, что Она с совершенной искренностью изложила перед Советской властью, как затруднения, мешающие установлению взаимно-благожелательных отношений между Церковью и государством, так и те средства, которыми они могли бы быть устранены. Глубоко уверенная в том, что прочное и доверчивое отношение может быть основано только на совершенной справедливости, Она изложила открыто, без всяких умолчаний и обоюдностей, что Она может обещать Советской власти, в чем может отступить от Своих принципов и чего ожидает от правительства СССР.

Если предложения Церкви будут признаны приемлемыми, Она возрадуется о правде тех, от кого это будет зависеть. Если Ее ходатайство будет отклонено, Она готова на материальные лишения, которым подвергается, встретит это спокойно, памятуя, что не в целости внешней организации заключается Ее сила, а в единении веры и любви преданных Ей чад Ее, наипаче же возлагает Свое упование на непреоборимую мощь Ее Божественного Основателя и на Его обетование неодолимости Его Создания».[6]

В том же духе был составлен митрополитом Сергием (Страгородским) проект обращения к всероссийской пастве, в котором хотя и подчеркивалась лояльность Церкви к гражданской власти, но в отличие от обновленческих манифестов, не затушевывались мировоззренческие различия между христианством и материализмом. Отделение Церкви от государства рассматривалось в проекте обращения в качестве гарантии от всякого вмешательства как Церкви в политику, так и государственной власти во внутрицерковные дела. 10 июля этот проект был подан в НКВД вместе с ходатайством о легализации высшего церковного управления, регистрации канцелярии и епархиальных советов, о разрешении проводить архиерейские соборы и издавать церковный журнал. Однако проект гражданскими властями не был признан удовлетворительным, и никаких шагов по пути правовой легализации органов высшего и епархиального церковного управления сделано не было.

После освобождения владыки Евгения из Соловецкого лагеря 3 декабря 1926 года последовала трехлетняя ссылка в Зырянский край. Затем в 1931 году он был назначен архиепископом Котельническим, викарием Вятской епархии. 8 сентября 1933 года он временно возглавил Вятскую епархию, получив титул архиепископа Вятского и Слободского. 3 мая 1934 года архиепископ Евгений был назначен на Горьковскую (Нижегородскую) кафедру с возведением в сан митрополита. В Нижнем Новгороде он проживал в центре города. Преосвященный Евгений был высокого роста, с выразительными ярко-серыми глазами и седыми волосами. Когда он шел по городу, люди останавливались и просили благословения.

3 мая 1935 года митрополит Евгений был арестован по доносу одного из клириков за произнесение с церковного амвона проповедей с «антисоветским содержанием в целях внедрения в массу верующих контрреволюционных идей». Владыка Евгений отрицал это обвинение, утверждая, что все произнесенные им проповеди «были исключительно религиозно-нравственного содержания». Например, слова владыки: «...кто из нас, возлюбленные, не отягчен или не обременен? Мы хотим добиться счастья своей силой, своими средствами, без Божией помощи, поэтому нам и тяжело», – были истолкованы следствием как попытка доказать верующим, что в тяжелое для страны время они не должны подчиняться Советской власти.

Аналогичным образом была воспринята проповедь митрополита Евгения, произнесенная им 21 октября 1934 года в Успенской церкви: «У каждого человека есть душа, о которой должны мы заботиться для будущей загробной жизни. Когда придет Иисус Христос и будет судить живых и мертвых, тогда душа каждого человека вспомнит, что он сделал для себя в течение временной земной жизни. Нужно как можно больше каждому из вас над этим задумываться, а все, что происходит в настоящее время в нашей временной жизни, – это суета сует». На вопрос следователя о его проповеди, сказанной 9 декабря 1934 года в Печерском храме, где Владыка рассуждал об общей культуре человека, Преосвященный Евгений отвечал: «Мое убеждение по этому вопросу таково, что исключительно одна внешняя культура не может удовлетворить духовных потребностей человека: у него всегда остается потребность в Боге».

Помимо обвинений в незаконном проповедничестве, митрополита Евгения обвиняли также в том, что «...в день 1 мая сего года (на Пасху) под руководством Зернова было организовано торжественное служение литургии в Крестовоздвиженской церкви г. Горького, которое с целью отвлечения граждан от участия в первомайской демонстрации было сознательно начато позднее обычного времени и затянуто до 12 часов дня».

В 1935 году праздник Пасхи совпал с пролетарским праздником 1 мая. На торжественной литургии в Крестовоздвиженском соборе церкви служил сам митрополит Евгений (Зернов) в сослужении местных священников. Выходившие из храма сотни православных невольно «отвлекли граждан от участия в первомайской демонстрации». Более того, по свидетельству очевидцев, сам Владыка, собираясь после службы домой, не стал ждать, пока рассеются демонстранты, а сел на поданную ему лошадь и поехал по улицам в клобуке домой. В ответ на советы доброжелателей обождать, чтобы не привлечь к себе внимания, митрополит Евгений заметил: «Что нам бояться… Надо Бога бояться». Наблюдая его выразительную фигуру на лошади, пересекающую толпу демонстрантов, пролетарское руководство восприняло это как вызов, прокомментировав: «Пропустите, пропустите его. Мы его наградим».

«Награда» не заставила себя ждать: через день  владыка и другие нижегородские священнослужители были арестованы. 4 ноября 1935 года преосвященный Евгений был приговорен  Особым Совещанием при НКВД СССР к трем годам ИТЛ.

20 сентября 1937 г. митрополит Евгений был расстрелян в Карагандинском лагере за «к/р религиозную агитацию монархического направления, создание вокруг себя к/р группы служителей культа, нелегальные моления, распространение к/р акафистов и молитв, служил панихиды по расстрелянным». Прославлен как священномученик Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года.

Монахиня Никона (Осипенко М. В).

 

 

[1] Резникова И. Православие на Соловках : Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. С.46.
[2] Польской М., протоиерей. Соловецкие узники и их исповедание. 1990. № 9. С. 99.
[3] Резникова И. Указ. соч. С. 48-49.
[4] Там же. С. 46.
[5] Там же. С. 51.
[6] Русская Православная Церковь - ХХ век. Москва, 2008. С. 213-215.

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию