Бобрусов Иван Гаврилович, священник
- Дата рождения: 1864
- Место рождения: Воронежская губ.
- Дата смерти: ок. 1936
- Место смерти: Воронежская обл., г. Россошь
Родственники
- отец — Бобрусов Гавриил, крестьянин Воронежской губ.
- жена — Бобрусова (Нигровская) Юлия Павловна (род. 16.5.1872). Бракосочетание состоялось в 1888. Безвозмездно вела занятия по рукоделию в церковно-приходской школе с. Средне-Ахтубинского (с 1893)
- тесть — Нигровский Павел Петрович, священник
- брат жены — Нигровский Иван Павлович, протоиерей
- дочь — Горемыкина (Бобрусова) Людмила Ивановна (род. 27.5.1890). Обучалась в Астраханском епархиальном женском училище (1900–1906), в 1906 окончила 6-й класс. На 1913 — в замужестве за студентом Варшавского Императорского университета П. А. Горемыкиным
- дочь — Бобрусова Мария Ивановна (род. 20.7.1892). Обучалась в Астраханском епархиальном женском училище, в 1906 окончила 4-й класс. Учительница Сасыкольского двухклассного училища Министерства народного просвещения (1913–1917)
- сын — Бобрусов Иосиф Иванович (род. 4.4.1895). Обучался в Астраханском духовном училище (1906–1910), Астраханской духовной семинарии (1910–1916), впоследствии священник. С 11.7.1916 определен на священническую вакансию с. Плодовитое Черноярского уезда
- сын — Бобрусов Павел Иванович (род. 6.6.1897), окончил Астраханское духовное училище (1912), обучался в Астраханской духовной семинарии (1912–1916)
- дочь — Зуева (Бобрусова) Вера Ивановна (род. 26.8.1899), обучалась в Астраханском епархиальном женском училище (1909–1915), в 1915 окончила 4-й класс
- сын — Бобрусов Всеволод Иванович (род. 31.1.1901), обучался в Астраханском духовном училище (1913–1916)
- дочь — Бобрусова Надежда Ивановна (род. 26.5.1902), обучалась в Астраханском епархиальном женском училище (1913–1916)
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Фотографии
Ист.: Забытые судьбы... С. 701 Супруга отца Иоанна Юлия Павловна. Фотография из семейного архива потомков.
Ист.: Забытые судьбы... С. 704 Священник Иоанн Бобрусов с сыном, священником Иосифом Бобрусовым.
Ист.: Забытые судьбы... С. 710 Священник Иосиф Бобрусов, сын.
Ист.: Забытые судьбы... С. 711 Деревянная Покровская церковь с. Средне-Ахтубинского.
Ист.: Забытые судьбы... С. 702 Каменный Троицкий храм с. Средне-Ахтубинского.
Ист.: Забытые судьбы... С. 703 Здание церковно-приходской школы и церковной сторожки с. Средне-Ахтубинского.
Ист.: Забытые судьбы... С. 703 Покровская церковь с. Сасыкольского.
Ист.: Забытые судьбы... С. 707
Подробная биография
Священник Иоанн Гаврилович Бобрусов родился в 1864 году в Воронежской губернии в крестьянской семье. В 1885 году после окончания Воронежской учительской семинарии он начал свою учительскую деятельность в с. Верхняя Тишанка Воронежской губернии. В 1888 году он женился, переехал в Астраханскую губернию, был рукоположен в диакона Троицкой церкви с. Быково и продолжил учить детей. В отчете о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты в Астраханской епархии за 1889/1890 учебный год отец Иоанн был отмечен как как лучший учитель церковно-приходской школы, который «вел свое школьное дело умело, усердно и успешно...» (Астраханские епархиальные ведомости. 1891. №6, часть офиц. С.100).
В 1891 году диакон Иоанн Бобрусов был рукоположен во священника. В бытность его священником Троицкого храма с. Верхне-Ахтубинского, заведующим и законоучителем церковно-приходской школы, при помощи прихожан им было построено и 19.9.1893 освящено здание школы на 70 учащихся, и при ней в праздничные дни открыты «чтения для народа статей религиозно-нравственного содержания, а также по сельскому хозяйству и проч...» (Из церковно-приходской жизни села Средне-Ахтубинского...).
В отчетах о состоянии церковно-приходских школ за 1893–1899 уч. гг. отец Иоанн постоянно отмечался, как особо выдающийся законоучитель и школьный деятель. На участке при школе с детьми он сажал деревья: «серебристые и пирамидальные тополи и тутник», «для ознакомления детей школы, а чрез них и населения с хмелеводством» подготовил с детьми черенки хмеля для небольшого хмельника, на личные средства приобретал ремесленный инвентарь для обучения детей сапожному ремеслу.
Восемнадцатого января 1897 года священник Иоанн Бобрусов в с. Средне-Ахтубинское открыл женскую школу грамоты и был назначен ее заведующим. 15.12.1897 года благодаря стараниям отца Иоанна при церковно-приходской школе в с. Средне-Ахтубиаском открыта народная библиотека-читальня в том числе с составом книг противосектантского направления, т. к. в селе проживало много сектантов. В 1898 году отмечено его живое участие, как приходского священника, в деле миссии.
В 1903 году в Астраханских епархиальных ведомостях было опубликовано «Пособие к дополнительным урокам по Закону Божию в церковно-приходских школах в селах с сектантским населением» священника Иоанна Бобрусова, которое потом было издано в г. Астрахани отдельным изданием.
В 1915 году, в тяжелое время Первой мировой войны отец Иоанн на средства приходского попечительского Совета организовал в с. Сасыколей Енотаевского уезда приют-ясли для 30 детей от 2 до 5 лет лиц, призванных на действительную военную службу, который размещался в церковно-приходской школе. В приюте были кухня, койки с постельными принадлежностями и даже баня. «Правильный образ жизни, хорошее питание, соблюдение чистоты и опрятности во всем делают то, что родители детей, посещая приют по воскресным и праздничным дням, не узнают своих детей, из хилых и грязных оборвышей превращенных в полных, здоровых и чистых малышей...» (Астраханские епархиальные ведомости. 1916. № 23, отд. неофиц. С. 447–448).
В 1916 году в с. Сасыколей прислали 206 беженцев-галитчан (холмян и люблинцев) с западной окраины. Отец Иоанн обратил внимание на горе беженцев. «Владея хорошо малороссийскою речью, он часто в доступном изложении беседовал с ними и успел внушить им доверие к себе. Мало помалу пред ним раскрылся их внутренний мир, их надежды и печали. О. Борбусов своим порядком приложил немало трудов и забот, чтобы их материальные нужды были обеспечены выдачею своевременных пособий на пропитание н другие нужды... Но главное, на что он обратил особенное внимание, это были духовные нужды беженцев: расположил он их к посещению храма Божия, к присутствию на народных чтениях в местной церковной школе...» (Астраханские епархиальные ведомости. 1916. №14, отд. неофиц. С. 293–295).
Для детей беженцев отец Иоанн в церковной сторожке открыл особую временную школу из-за переполнения местных школ, в которой безмездно сам стал преподавать Закон Божий.
«Помимо своих собственных семерых детей семья взяла приемной дочерью сироту Александру.
После революции, из села Сасыкольского по воспоминаниям его потомков он бежал со всей семьей зимой: в соседнем селе была разграблена церковь, а священника и его семью убили. Тогда к отцу Иоанну прибежали селяне, дали лошадь и подводу и сказали: "Беги, батюшка, за тобой идут!". Как раз в это время к отцу Иоанну приехал уволившийся на время из-за революционных событий за штат из села Пришиб (сейчас г. Ленинск) его сын — отец Иосиф, который и помогал отцу в бегстве семьи.
Они двинулись в Мангышлакские степи (сейчас полуостров Мангышлак на восточном побережье Каспийского моря в Казахстане). Их преследовали.
Насколько трудным было это бегство из-за колоссального расстояния и зимнего времени можно судить о том, что его сын Павел обморозил все руки и ноги, что потребовало их ампутацию, после чего он умер в госпитале от гангрены, сын Всеволод от обморожения лишился обеих ног (впоследствии он стал учителем и прислуживал в храме), младшая дочь Надежда отморозила ноги и ей ампутировали ступни.
Погибла также жена священника — матушка Юлия, она была оставлена по дороге у чужих людей, потому что тяжело заболела тифом. По воспоминаниям потомков там же она и была похоронена.
В это время дочь Вера вернулась из Астраханского епархиального училища домой, семьи уже не застала. Но ее ждала засада. Как дочь священника, была помещена в Ямгурчевский концентрационный лагерь, где просидела более года.
Отец Иоанн был лишен всех гражданских прав и права голоса. В родной дом уже больше никогда не вернулся и жил в бедности по очереди у младших детей: Веры, Надежды, Всеволода, в последние годы жизни у сына — отца Иосифа. В те страшные годы никогда не снимал рясы. Ряса была ветхая, старая, он сам ее штопал и ходил только в ней. Везде, где только было возможно, служил.
Скрываясь и оберегая отца Иоанна, его дети просили его быть осторожным, не показываться лишний раз на людях. Но он просил накрывать стол в саду, ставить лучшую посуду и говорил: "Пусть все знают, что Бобрусовы живы!"
Умер отец Иоанн Бобрусов в возрасте примерно 72 лет, около 1936 года. Опираясь на воспоминания его потомков о том, что отец Иоанн в последние годы жил у сына (Иосифа Бобрусова), который, согласно анкете с 1935 по 1942 годы жил в г. Россошь Воронежской области, можно предположить, что отец Иоанн Бобрусов был похоронен в г. Россошь.
В селе Сасыкольском семью Бобрусовых даже в 1980-х годах старожилы вспоминали с благодарностью: они всегда принимали странников, матушка Юлия заготавливала воблу, сухари, калила яйца и оделяла страждущих.
Его правнучка [Татьяна Александровна Горшенина, 1951 года рождения, г. Саратов] уже в советское время видела во сне своего прадеда, которого она ни разу не видела даже на фотографиях. С ее согласия приводим описание этого события: "В тонком сне слышу звонок в дверь, открываю, на площадке в каком-то радостном и теплом сиянии стоит улыбающийся священник, поклонился и хотел войти. Я испугалась и хотела закрыть дверь, но он быстро поставил ногу между дверью и косяком, чтобы дверь не закрылась, помолился, благословил меня крестом, покадил кадилом прямо в комнату, убрал ногу и остался на площадке. Я распахнула дверь, мне захотелось, чтобы он вошел к нам. Но он поклонился, сделал знак, что войти не может, лицо было приветливое, улыбающееся. А утром я рассказала этот сон моей бабушке Зуевой Вере Ивановне, урожденной Бобрусовой. Она подробно расспросила меня какая его внешность, рост, какое облачение и какой на нем крест. Крест был с каменьями. Она разволновалась, достала фотографию и спросила, это он? Да, это без сомнения был он. Раньше фото своего прадеда Бобрусова Иоанна Гавриловича я никогда не видела. Бабушка заплакала и сказала — это был папа. Спустя время мы поняли, что он приходил к нам, чтобы призвать к вере своих потомков. Я часто обращаюсь к отцу Иоанну за помощью и получаю ее"». (Забытые судьбы... С. 709–710).