Егоров Николай Федорович, священник

  • Дата рождения: не позднее 1863
  • Дата смерти: не ранее 1917

Родственники

  • сын  —  Егоров Владимир Николаевич, протоиерей
  • дочь  —  Егорова Анна Николаевна, окончила Уфимское епархиальное женское училище, в 1907 — учительница Нагайбакской женской школы Белебеевского уезда
  • дочь  —  Егорова Нина Николаевна, окончила Уфимское епархиальное женское училище, в 1907 — учительница Нагайбакской мужской школы Белебеевского уезда
  • дочь  —  Егорова Мария Николаевна, окончила Уфимское епархиальное женское училище
  • дочь  —  Егорова Антонина Николаевна, в 1912 окончила Уфимское епархиальное женское училище с правом звания домашней учительницей
  • дочь  —  Егорова Ольга Николаевна, в 1912 окончила Уфимское епархиальное женское училище с правом звания домашней учительницей
  • сын  —  Егоров Николай Николаевич, обучался в Уфимской духовной семинарии
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Казанская (инородческая) учительская семинария
окончил
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1882
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
15.10.1883
Уфимская и Мензелинская епархия, Уфимская губ., с. Ильбахтино (Макарьево), священник, помощник настоятеля
15.10.1883
ок. 1889
Уфимская и Мензелинская епархия, Уфимская губ., Мензелинский уезд, с. Маткауш, Богородице-Рождественская церковь, священник. Законоучитель в земской школе
ок. 1889
не позднее 1902
Уфимская и Мензелинская епархия, Уфимская губ., Мензелинский уезд, с. Мелькени, Михаило-Архангельская церковь, священник. Законоучитель Мелькенской инородческой школы
не позднее 1902
нояб. 1917 или дек. 1917
Уфимская и Мензелинская епархия, Уфимская губ., Белебеевский уезд, с. Ахманово, священник. С 4.12.1910 — председатель Бакалинского отдела Уфимского миссионерского комитета. В ноябре или декабре 1917 уволен за штат по прошению
Показать все

Награды

12.12.1894
право ношения скуфьи, награжден епископом Уфимским и Мензелимским Дионисием (Хитровым) «за усердное исполнение возложенных на него служебных обязанностей»
6.5.1910
право ношения камилавки, награжден епископом Уфимским и Мензелинским Нафанаилом (Троицким)
Показать все

Другие сведения

Происходил из инородцев, владел татарским языком. Как деятельный миссионер и пастырь сформировался под влиянием выдающегося подвижника христианского просвещения среди инородцев, директора Казанской (инородческой) учительской семинарии, основателя Казанского братства св. Гурия, Казанской крещно-татарской школы, переводческой комиссии при Братстве Николая Ивановича Ильминского (1822–1891).

13.08.1884 г. Н. И. Ильминский обратил внимание Уфимского епархиального начальства на острую необходимость открытия миссиинерских школ в селах Новые и Старые Мелькени, населенных крещеными татарами, которые по причине удаленности от храмов и образовательных заведений начали обращаться в мусульманство. Поскольку села форамльно находились в двух разных приходах (Новые Мелькени — в приходе с. Маткауш, Старые Мелькени — в приходе с. Можаровка), то Епархиальный съезд Уфимского духовенства 23.08.1884 г. выступил перед Преосвященным с инициативой отнести обе деревни в один приход и отдать дело преподавания в них священнику Николаю Егорову, поскольку он владеет татарским языком. Отец Николай стал проживать в с. Мелькени, был назначен законоучителем миссионерской школы, в этой же школе совершал поначалу богослужения и требы.

В сентябре 1884 г. с. Маткауш посетил епископ Уфимский и Мензелинский Дионисий (Хитров). «Церковь здесь... деревянная, но чистая и опрятная; священник Николай Егоров из инородцев, но исправный и благоприличный. Он обучает детей в здешней земской школе Закону Божию. Учащихся 60 мальчиков и 20 девочек» — отметил владыка в ежегодном отчете о состоянии епархии.

В июне 1886 г. епископ Дионисий совершил чин основания храма в Мелькенях. Решение владыка принял на месте, под влиянием увиденного в приходе священника Николая Егорова, о чем сам Преосвященный писал в своих путевых заметках так: «5-го… июня прибыли мы в село Маткауш, Мензелинского уезд, прямо к церкви; народу собралось множество. Маткауш село русское, а священник Николай Егоров из татар, но настолько развитой, что не всякий из русских священников может равняться с ним в степени образования. Вечером, беседуя со священником Егоровым, я узнал от него, что с 1-го числа июня (1886 г.) ходил он с иконою Спасителя по полям окрестных деревень своего прихода для служения молебнов и освящения засеянных полей, чего прежде здесь не бывало в обычае, и между прочим, был в деревнях крещеных татар — именуемых "Старые и Новые Мелькени"… В обоих Мелькенях считается крещеных татар до 130 дворов. Из них в первой деревне считается отступившими в магометанство до 20 дворов, а во второй до 10 дворов. Пришествию его, священника, с св. иконами в дер. Мелькени верные Православной Церкви Христовой были рады и приглашали его служить молебны на полях и в некоторых домах. Так как в проекте, представленном мною Св. Правительствующему Синоду, предположено было водворить в Мелькенях особого священника, знающего местный язык, и соорудить церковь, то я, напомнив о сем священнику, спросил его: можно ли там устроить особый приход и соорудить церковь? Священник о. Николай Егоров на этот вопрос ответил мне, что и он, и его прихожане крещеные инородцы сердечно желают иметь церковь во имя св. Архистратига Михаила в дер. Мелькенях. Почему же, спросил я, они желают непременно во имя Архистратига Михаила, а не другого святого? — Потому что лет сто назад тому там уже была церковь во имя Архангела Михаила, но почему-то (вероятно, во время Пугачевского бунта) уничтожена… Я изумлен был их расположением к Православной вере Христовой, потому что их поголовно считали отпавшими в магометанство…».

Посетив с. Мелькени в 1889 г., владыка отметил: «В бытность мою прежде в с. Мелькенях, я освятил только место для построения храма, теперь же с радостию увидел, что церковь вчерне отстроена, и при церкви выстроены: дом для школы, дом для священника и псаломщика. Помоги Бог отцу Николаю Егорову отыскать средства и всё необходимое для окончания храма».

С 24.06 по 24.07.1899 г. в г. Мензелинске проходили педагогические курсы для учителей и учительниц инородческих школ Мензелинского, Белебеевского и Бирского уездов. Первые уроки по Закону Божию на татарском языке проводил отец Николай.

В 1911 г. им были переведены на татарский язык несколько поучений.

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию