Успенский Петр Иванович, протоиерей
- Дата рождения: 1820
- Дата смерти: 28.5.1899
- Место смерти: Смоленская губ., г. Гжатск
Родственники
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Другие сведения
Протоиерей Петр Иванович Успенский скончался 28 мая 1899 на 80 году жизни.
«По своему смирению, почивший о. протоиерей Успенский не желал, чтобы о нем говорили и писали, по смерти скоро и много. Но настойчивые требования искренних и весьма многих его почитателей» побудили «человека близкого к почившему» составить некролог, который был опубликован в Смоленских епархиальных ведомостях, спустя год после кончины отца Петра.
«Отец Петр, сын пономаря села Пречистого, Гжатского уезда, родился в 1820 году. 3 лет он был уже сиротою — без отца, а на 7 году мать отвела его пешком, обутого в лапти, в Ахтырское приходское училище, Бельского уезда, которое было причислено к Вяземскому духовному в 1821–22 учебном году. Затем, дальнейшее образование продолжал он в Смоленском училище и семинарии, состоя на казенном содержании. О времени своего воспитания о. Петр вспоминал всегда с величайшим удовольствием и искреннею благодарностью. И с тяжелой грустью удивлялся нынешним воспитанникам семинарии, когда они, несмотря на прекрасную обстановку современной училищной и семинарской жизни, позволяют себе грубые протесты против своего начальства и его распоряжений. "В наше время, говаривал отец Петр, бывало — полуголодные, холодные, без обуви сидим, а и то не смеем не только что-либо сделать, — даже подумать дурно боялись против властей, над нами поставленных".
Собственное сиротство и крайняя бедность воспитали в доброй душе о. Петра особенно любовь к сиротам, бедным и всякого рода горемыкам и нуждающимся. Всем им он благотворил, как только мог, материально и нравственно, забивая свои личные нужды.
Покойный о. Петр с величайшей похвалой отзывался и с искренней благодарностью всегда вспоминал своих бывших начальников и наставников, училищных и семинарских. Он удивлялся их просвещенному уму, научной эрудиции, педагогической опытности, любви, ласке и добросердечию в обращении их с учениками. Имена всех своих благодетелей, бывших начальников и наставников, им записаны первыми в своем синодике …
О. Петр окончил курс семинарии в 1841 году в числе первых студентов, а в следующем 1842 году поступил во священники в село Мольню, Бельскаго уезда. Чрез 6 лет перешел в село Купрово, Гжатскаго уезда, где священствовал 18 лет до назначения его на должность штатного протоиерея в г. Гжатск.
Как в Купрове, так и в Гжатске о. Петр пользовался всегда искренним уважением за свои прекрасные душевные качества: покойный очень любил читать книги научного богословского содержания и читал весьма много. Для удовлетворения жажды к самообразованию, он очень много выписывал книг духовного содержания. Творения святых отцов (не журнал) на русском языке, толкования на ветхий и новый заветы и проповеди знаменитых русских проповедников составляли предмет его постоянной любви и внимания, с которыми он никогда не расставался. Это были самые лучшие друзья его чистого сердца и светлого ума. Устав церковный и объяснение его о. протоиерей знал в совершенстве. Дорогие энциклопедические словари, тома гражданских законов у него были постоянно под руками. Поэтому к о. Петру приходило много людей всякого звания за советом и помощью, которые находились в каких-либо житейских или судебных затруднениях …
После 40-летней усиленной деятельности, о. протоиерей стал себя чувствовать физически утомленным. Поэтому в 1886 г. он отказался от должности градского и уездного благочинного. Каков он был на этой должности и как ее проходил в продолжении 33 лет, о том можно судить на основании адреса, поднесенного ему тогда Гжатским и уездным духовенством, в котором, между прочим, говорилось: что "по своим отношениям к подчиненным, он был образцом благоразумия и великодушного терпения. Не употребляя суровых мер, он умел словом и распоряжениями, которые не вредили служебному положению, призвать подчиненного к законному порядку".
И это была не лесть, не преувеличение личных достоинств о. Петра, — нет, это было выражением действительного достоинства покойного, — это означало скрытую грусть о том, что он слагал с себя должность благочинного.
Как любило, уважало и ценило духовенство о. Петра, а вместе с тем и все знавшие его светские лица, о том можно судить по характеру юбилейного торжества в честь о. Петра.
1892 г. 25 июня, с разрешения епархиальной власти, Гжатское и уездное духовенство чествовало о. протоиерея в день 50-летнего его служения в священном сане. К духовенству присоединился весь город Гжатск, представители земства, думы, местных учебных заведений и крестьяне села Купрова, где о. Петр 26 лет тому назад был священником.
По окончании Божественной литургии и благодарственного Господу Богу молебна в соборе, о. Петру сказано было шесть речей и 7-я при входе его дома, с поднесением хлеба-соли.
Жители Гжатска поднесли тогда юбиляру драгоценный наперсный крест, а духовенство — святую икону Благовещения Пресвятой Богородицы. Речи произнесены были тремя священниками, представителем от Гжатской женской гимназии, соборным старостой, градским головой и предводителем дворянства Гжатскаго уезда г. Позняковым, который, между прочим, говорил следующее: "Ваше пастырское священнослужение, ваши просвещенные поучения, ваша строго христианская жизнь, ваше нравственное влияние на приход с. Купрова были причиной того, что у нас почти совсем прекратилось пьянство, исчезли грубые суеверия и предрассудки и, что всего важнее, нас не коснулся жалкий и слепотствующий раскол, хотя вокруг Купрова его весьма много. С первых же дней своего поступления к нам во священники, Вы открыли у нас церковно-приходскую школу, — приютили наших детей и внуков под благодатную сень учения Христовой православной церкви".
Но подобные похвалы нисколько не возбуждали в о. протоиерее чувства самодовольства и самомнения, напротив, от таких выражений признательности он делался еще смиреннее и еще усерднее стал молиться Господу о любящих его.
Кончину о. протоиерея, можно сказать, оплакивал весь город Гжатск и все знавшие его. Весьма просторный соборный храм не мог вместить и одной трети людей, желавших отдать последний долг любимому пастырю и молитвенно проводить его в вечность. 9 священников служили Божественную литургию, а 17 — провод. Сказано было три надгробных слова.
До последней минуты жизни о. Петр сохранил ясную, чисто юношескую память и сознание. В предсмертную болезнь он несколько раз причащался Святых Таин и удостоился таинства елеосвящения. Со всеми приходившими навестить его он мирно и ласково прощался и всех благословлял. В 3 часа утра 28 мая 1899 г. о. протоиерей тихо, спокойно и с полной верой в Бога испустил свой дух. Да упокоит же Господь почившего там, где нет болезней и воздыханий, но вечная блаженная жизнь» (Некролог …).