Успенский Петр Иванович, протоиерей

Родственники

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
ок. 1827
Ахтырское приходское училище
окончил
Смоленское духовное училище
окончил
1841
Смоленская духовная семинария
окончил по 1-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

25.6.1842
рукоположен во священника
7.6.1866
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1848
1.2.1866
Смоленская и Дорогобужская епархия, Смоленская губ., Гжатский уезд, с. Купрово, священник. Сотрудник Смоленского попечительного общества о бедных духовного звания, миссионером по делам раскола в Гжатском уезде
1.2.1866
25.5.1899
Смоленская и Дорогобужская епархия, Смоленская губ., г. Гжатск, Благовещенская соборная церковь, протоиерей (до 7.6.1866 — священник). С 1.2.1866 по 1886 — градский и уездный благочинный, член гжатского духовного правления. Законоучитель Гжатского уездного училища. Председатель Вяземского окружного училищного съезда (избирался неоднократно), директор Гжатского тюремного отделения, член Смоленского статистического комитета, цензор проповедей по городу Гжатску и его уезду
Показать все

Награды

право ношения набедренника
право ношения скуфьи
право ношения камилавки
право ношения наперсного креста
3.2.1870
орден св. Анны 3-й степени
24.4.1888
орден св. Владимира 4-й степени
архипастырское благословение, преподавалось более 10 раз
Показать все

Другие сведения

Протоиерей Петр Иванович Успенский скончался 28 мая 1899 на 80 году жизни.

«По своему смирению, почивший о. протоиерей Успенский не желал, чтобы о нем говорили и писали, по смерти скоро и много. Но настойчивые требования искренних и весьма многих его почитателей» побудили «человека близкого к почившему» составить некролог, который был опубликован в Смоленских епархиальных ведомостях, спустя год после кончины отца Петра.

«Отец Петр, сын пономаря села Пречистого, Гжатского уезда, родился в 1820 году. 3 лет он был уже сиротою — без отца, а на 7 году мать отвела его пешком, обутого в лапти, в Ахтырское приходское училище, Бельского уезда, которое было причислено к Вяземскому духовному в 1821–22 учебном году. Затем, дальнейшее образование продолжал он в Смоленском училище и семинарии, состоя на казенном содержании. О времени своего воспитания о. Петр вспоминал всегда с величайшим удовольствием и искреннею благодарностью. И с тяжелой грустью удивлялся нынешним воспитанникам семинарии, когда они, несмотря на прекрасную обстановку современной училищной и семинарской жизни, позволяют себе грубые протесты против своего начальства и его распоряжений. "В наше время, говаривал отец Петр, бывало — полуголодные, холодные, без обуви сидим, а и то не смеем не только что-либо сделать, — даже подумать дурно боялись против властей, над нами поставленных".

Собственное сиротство и крайняя бедность воспитали в доброй душе о. Петра особенно любовь к сиротам, бедным и всякого рода горемыкам и нуждающимся. Всем им он благотворил, как только мог, материально и нравственно, забивая свои личные нужды.

Покойный о. Петр с величайшей похвалой отзывался и с искренней благодарностью всегда вспоминал своих бывших начальников и наставников, училищных и семинарских. Он удивлялся их просвещенному уму, научной эрудиции, педагогической опытности, любви, ласке и добросердечию в обращении их с учениками. Имена всех своих благодетелей, бывших начальников и наставников, им записаны первыми в своем синодике …

О. Петр окончил курс семинарии в 1841 году в числе первых студентов, а в следующем 1842 году поступил во священники в село Мольню, Бельскаго уезда. Чрез 6 лет перешел в село Купрово, Гжатскаго уезда, где священствовал 18 лет до назначения его на должность штатного протоиерея в г. Гжатск.

Как в Купрове, так и в Гжатске о. Петр пользовался всегда искренним уважением за свои прекрасные душевные качества: покойный очень любил читать книги научного богословского содержания и читал весьма много. Для удовлетворения жажды к самообразованию, он очень много выписывал книг духовного содержания. Творения святых отцов (не журнал) на русском языке, толкования на ветхий и новый заветы и проповеди знаменитых русских проповедников составляли предмет его постоянной любви и внимания, с которыми он никогда не расставался. Это были самые лучшие друзья его чистого сердца и светлого ума. Устав церковный и объяснение его о. протоиерей знал в совершенстве. Дорогие энциклопедические словари, тома гражданских законов у него были постоянно под руками. Поэтому к о. Петру приходило много людей всякого звания за советом и помощью, которые находились в каких-либо житейских или судебных затруднениях …

После 40-летней усиленной деятельности, о. протоиерей стал себя чувствовать физически утомленным. Поэтому в 1886 г. он отказался от должности градского и уездного благочинного. Каков он был на этой должности и как ее проходил в продолжении 33 лет, о том можно судить на основании адреса, поднесенного ему тогда Гжатским и уездным духовенством, в котором, между прочим, говорилось: что "по своим отношениям к подчиненным, он был образцом благоразумия и великодушного терпения. Не употребляя суровых мер, он умел словом и распоряжениями, которые не вредили служебному положению, призвать подчиненного к законному порядку".

И это была не лесть, не преувеличение личных достоинств о. Петра, — нет, это было выражением действительного достоинства покойного, — это означало скрытую грусть о том, что он слагал с себя должность благочинного.

Как любило, уважало и ценило духовенство о. Петра, а вместе с тем и все знавшие его светские лица, о том можно судить по характеру юбилейного торжества в честь о. Петра.

1892 г. 25 июня, с разрешения епархиальной власти, Гжатское и уездное духовенство чествовало о. протоиерея в день 50-летнего его служения в священном сане. К духовенству присоединился весь город Гжатск, представители земства, думы, местных учебных заведений и крестьяне села Купрова, где о. Петр 26 лет тому назад был священником.

По окончании Божественной литургии и благодарственного Господу Богу молебна в соборе, о. Петру сказано было шесть речей и 7-я при входе его дома, с поднесением хлеба-соли.

Жители Гжатска поднесли тогда юбиляру драгоценный наперсный крест, а духовенство — святую икону Благовещения Пресвятой Богородицы. Речи произнесены были тремя священниками, представителем от Гжатской женской гимназии, соборным старостой, градским головой и предводителем дворянства Гжатскаго уезда г. Позняковым, который, между прочим, говорил следующее: "Ваше пастырское священнослужение, ваши просвещенные поучения, ваша строго христианская жизнь, ваше нравственное влияние на приход с. Купрова были причиной того, что у нас почти совсем прекратилось пьянство, исчезли грубые суеверия и предрассудки и, что всего важнее, нас не коснулся жалкий и слепотствующий раскол, хотя вокруг Купрова его весьма много. С первых же дней своего поступления к нам во священники, Вы открыли у нас церковно-приходскую школу, — приютили наших детей и внуков под благодатную сень учения Христовой православной церкви".

Но подобные похвалы нисколько не возбуждали в о. протоиерее чувства самодовольства и самомнения, напротив, от таких выражений признательности он делался еще смиреннее и еще усерднее стал молиться Господу о любящих его.

Кончину о. протоиерея, можно сказать, оплакивал весь город Гжатск и все знавшие его. Весьма просторный соборный храм не мог вместить и одной трети людей, желавших отдать последний долг любимому пастырю и молитвенно проводить его в вечность. 9 священников служили Божественную литургию, а 17 — провод. Сказано было три надгробных слова.

До последней минуты жизни о. Петр сохранил ясную, чисто юношескую память и сознание. В предсмертную болезнь он несколько раз причащался Святых Таин и удостоился таинства елеосвящения. Со всеми приходившими навестить его он мирно и ласково прощался и всех благословлял. В 3 часа утра 28 мая 1899 г. о. протоиерей тихо, спокойно и с полной верой в Бога испустил свой дух. Да упокоит же Господь почившего там, где нет болезней и воздыханий, но вечная блаженная жизнь» (Некролог …).

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию