Виноградов Николай Евдокимович, диакон

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Заиконоспасское духовное училище
окончил
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

май 1897
рукоположен во диакона
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
ок. 1853
Московская и Коломенская епархия, Московская губ., Рузский уезд, Васильевская вол., церковь святых апостолов Петра и Павла, псаломщик. Организовал при храме хор любителей церковного пения
ок. 1855
не позднее 1865
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кожевниках, дьячок
не позднее 1865
июнь 1905
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь Спаса Преображения на Песках, в Каретном ряду, диакон (в 1872 — пономарь, до 1897 — псаломщик), с 1905 — за штатом. Указом Святейшего Синода от 3.12.1905 за № 12248 ему назначена пенсия в размере 100 руб. Находясь за штатом, он каждый воскресный и праздничный день ходил служить в храм убежища слепых, где успел снискать любовь и уважение прихожан (последним днем его службы было 14 ноября; за 5 дней до смерти)
Показать все

Другие сведения

В ночь на 19-е ноября [1911 г.] тихо и почти безболезненно скончался заштатный диакон московской Спасской, в Каретном ряду, церкви Николай Евдокимович Виноградов на 76-м году жизни.

Отдать последний долг умершему прихожане собрались 21-го числа в таком количестве, что обширный Спасский храм был переполнен до тесноты. Торжественно, чинно и стройно было совершено отпевание умершего 10-ю священниками (из них 2 протоиерея) при участии трех о. диаконов, и образцовом пении любительского хора. По окончании отпевания весь сонм священнослужителей проводил умершего до Высоко-Петровского монастыря. В храме почтил память умершего добрым и глубоко прочувственным словом местный о. настоятель, а у могилы — на Даниловском кладбище — один из родственников почившего.

Поучительна и назидательна была жизнь этого о. диакона, исполненная кротости, смирения, всецелого повиновения своим ближайшим начальникам — иереям, ласкового и любезного отношения к прихожанам и благодушного перенесения скорбей и невзгод житейских. С 18-летнего возраста он посвятил себя на служение церкви, занявши место псаломщика в очень отдаленном от Москвы сельском храме Рузского уезда. Здесь молодой и неопытный юноша не потерялся: с первых же дней он начинает собирать хор любителей церковного пения, с которыми и поет потом в церкви. Скоро обращает на него внимание прихожанин — помещик и доводит о том до сведения местного о. благочинного как о певце-любителе, имеющем хороший голос и прекрасном и выразительном чтеце церковной грамоты. И вот однажды, — так рассказывал почивший, — когда я явился к о. благочинному для отправления чреды десятчины, т.е. чтобы разносить по церквам благочиния указы и другие распоряжения Епархиального начальства, он позвал меня из кухни в горницу и сказал: голос у тебя хороший, читаешь безошибочно и выразительно; тебе бы служить не в Петровском, а в Москве, старайся найти дьяческое место в Москве, а я дам тебе аттестацию. Не помня себя от радости и таких ласковых слов, я вышел от о. благочинного, не сумевши даже и поблагодарить его, как следует. Немного спустя место в Москве было найдено и я был переведен в Замоскворечье к храму Успения Божией Матери, что в Кожевниках, на место умершего дьячка с обязательством жениться на его дочери - сироте и взять на свое попечение и содержание ее мать, двух братьев и сестру. Трудно, очень трудно было мне заменить отца сиротам, почти сверстникам моим, однако Бог помог мне всех их вывести в люди.

После 10-летней службы при сем храме, он был переведен к означенной — Спасской церкви, где и прослужил более 40 лет. Здесь материальное положение его несколько улучшилось и сироты отошли от рук, а между тем подросло и свое семейство. Новые труды, заботы и хлопоты. Сам, вкусивший немного книжного образования, он однако очень любил и уважал людей ученых и детям своим постарался дать приличное образование.

Прихожане и здесь полюбили трудолюбивого, аккуратного и трезвого (почивший не пил вина) чтеца и певца. Сослуживцы относились к нему с уважением, прибегая иногда к его опытности и отличному знанию устава Церковного. Отцы настоятели также ценили его за его любовь к храму Божию, и один из них (почивший о. протоиерей И. Д. Петропавловский) исходатайствовал у благостного Владыки — митрополита Владимира редкой награды для старца-псаломщика — награды саном диакона. С каким страхом и трепетом готовился он к этому знаменательному дню и с каким благоговением потом совершал он диаконское служение. Нужно пораньше идти в церковь, — говаривал почивший, — протереть престол с жертвенником, приискать евангелие, приготовить облачение, перенести служебник...

Лет за 6 до смерти, чувствуя слабость и упадок сил, он уволился за штат. Однако о. настоятель с причтом не отпустили его в приют для престарелого духовенства, а разрешили ему пользоваться бесплатно приличной квартирой в церковном доме, где он и прожил до самой смерти. Живя за штатом, он каждый воскресный и праздничный день ходил служить в храм убежища слепых, где также успел снискать любовь и уважение, что ясно и было выражено слепцами, прибывшими со своим о. настоятелем в квартиру покойного проститься с ним и совершить по нем Панихиду на другой день после его смерти. Последним днем его службы было 14 ноября, а последнее напутствование его Святыми Тайнами — 18-го. За свою кроткую жизнь он поистине удостоился христианской кончины: безболезненной, непостыдной и мирной.

Текст: Священник Михаил Смирнов. Диакон Н. Е. Виноградов : (некролог) // Московские церковные ведомости. 1912. № 6. С. 168–169.

Развернуть

Архивные источники

Сообщить о неточностях или дополнить биографию