Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается (совершалась) 11/24 октября, в Соборе Рязанских святых (10/23 июня), Соборе Курских святых (19 июля/1 августа), Соборе новомучеников и исповедников Соловецких (10/23 августа), Соборе Липецких святых (10/23 сентября), Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье, 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля).
В настоящее время в официальных календарях, публикуемых Издательским Советом Русской Православной Церкви, имя в святцах и Соборах святых не помещается.
Образование
Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Гродненская классическая гимназия
окончил
1899
1903
Казанская духовная академия
окончил со званием кандидата богословия
Развернуть
Рукоположение, постриг, возведение в сан
10.2.1901
пострижен в монашество, ректором Казанской духовной академии Алексием (Молчановым), епископом Чистопольским, 1-м викарием Казанской епархии
25.2.1901
рукоположен во иеродиакона
30.6.1902
рукоположен во иеромонаха
4.10.1906
возведен в сан игумена
14.11.1910
возведен в сан архимандрита
24.8.1914
хиротонисан во епископа Каширского, викария Тульской и Белёвской епархии. Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга возглавил Санкт-Петербургский и Ладожский митрополит сщмч. Владимир (Богоявленский)
право ношения креста на клобуке, награжден за «ревностное и благолепное служение» ко дню Святой Пасхи
Показать все
Преследования
апр. 1922
арестован вместе с клиром тульского Казанского собора и привлечен к суду революционного трибунала. По обвинению в совершении молебна перед явленной на колокольне Казанского храма иконой Божией Матери («использование религиозных предрассудков масс») и в противодействии изъятию церковных ценностей
16.7.1922
осужден Тульским губернским революционным трибуналом на 10 лет лишения свободы
апр. 1922 1923
находился в заключении в тюрьме г. Тулы. 21 нояб. В 1922 срок наказания был уменьшен вдвое по амнистии в связи с 5-летием социалистической революции. В 1923 освобожден досрочно
19.8.1926 не ранее 1928
находился в заключении в Соловецком лагере принудительных работ особого назначения (СЛОН). Работал сторожем
февр. 1924
арестован. Обвинялся в «антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности»
февр. 1925
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года заключения в концлагерь
22.1.1936
арестован во время массовых репрессий против священнослужителей Рязанской епархии
с 22.1.1936
находился в заключении в тюрьме г. Рязани
до апр. 1936 или более раннего времени
находился в заключении в Таганской тюрьме (г. Москва)
до 4.4.1936
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
4.4.1936
осужден Особым совещанием при НКВД СССР на 5 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ). Обвинялся в том, что являлся «организатором и вдохновителем контрреволюционной группы духовенства, монашества и церковников»
4.4.1936 лето 1937
находился в заключении в Мариинском отделении Сибирского ИТЛ (Сиблага). Работал заведующим кладовой инструментов, сторожем в зернохранилище, счетоводом на ферме
лето 1937 3.9.1937
находился в заключении в исправительно-трудовой колонии г. Томска
3.9.1937
арестован. Привлечен к делу о якобы обнаруженной в колонии группе «контрреволюционной кадетско-монархической организации церковников «Союз Спасения России»
13.10.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Западно-Сибирскому краю к высшей мере наказания (расстрелу)
24.10.1937
расстрелян на Каштачной горе в г. Томске. Расстрелян в ночь с 24 на 25 окт.
28 июля 1917 г. после ухода архиепископа Парфения (Левицкого) на покой назначен епископом Тульским и Белёвским (с 1919 — Тульский и Венёвский, с 1920 — Тульский и Одоевский). Участник Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917 –1918 гг. «После установления советской власти подвергался травле в печати. Был ранен во время расстрела красноармейцами в Туле 15 февр. 1918 г. общегородского крестного хода. 8 авг. 1918 г. на Поместном Соборе было зачитано донесение епископа Иувеналия о захвате Тульского архиерейского дома и размещении в нем губотдела ЧК. В мае 1920 г. имя владыка упоминается среди членов Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Во время кампании по изъятию церковных ценностей весной 1922 г. на переговорах с представителями властей заявлял, что придерживается позиции, изложенной в послании Патриарха св. Тихона. В апр. на колокольне тульского Казанского собора произошло чудесное явление иконы Божией Матери, что вызвало массовое паломничество к храму. Власти разогнали народ и изъяли икону. Иувеналий был арестован вместе с клиром собора и привлечен к суду революционного трибунала. Его обвиняли в совершении молебна перед явленной на колокольне Казанского храма иконой Божией Матери ("использование религиозных предрассудков масс") и в противодействии изъятию церковных ценностей. 16 июля 1922 г., после открытого судебного процесса, приговорен Тульским губернским ревтрибуналом к 10 годам заключения.
Находился в тюрьме Тулы. 21 нояб. 1922 г. срок наказания был уменьшен вдвое по амнистии в связи с 5-летием социалистической революции. В 1923 г. освобожден досрочно. 17 окт. того же года возведен в сан архиепископа и назначен управляющим Курской и Обоянской епархии. Принимал меры по борьбе с обновленцами. В нояб. 1923 г. стал автором получившего известность обличительного письма к перешедшему в обновленчество прежнему своему викарию епископу бывш. Епифанскому Виталию (Введенскому, в обновленческом расколе — митрополит, после возвращения в Православную Церковь — архиепископ). В февр. 1924 г. архиепископ Иувеналий был вновь арестован. Обвинялся в "антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности". В февр. 1925 г. решением особого совещания при Коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам заключения в Соловецком лагере, где служил сторожем.
В СЛОН начал работу над "Архиерейским Торжественником", посвященным литургической практике архиерейских служб. Объемный труд включал в себя ок. 3 тыс. страниц. И. стремился осветить историю древнерусских архиерейских служб и связать ее с современной ему церковной практикой, чтобы вывести единые правила для всех архиерейских служб в разнообразных их чинопоследованиях. Стал одним из авторов составленной в 1926 г. "Памятной записки соловецких епископов" — послания заключенных архиереев к руководству СССР, в котором констатировалось тяжелое положение Церкви при атеистическом режиме и предлагались пути урегулирования церковно-государственных отношений. Освобожден из заключения по ходатайству Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) после издания "Декларации" 1927 г. После возвращения из лагеря выступил в марте 1928 г. с заявлением от имени находившихся на Соловках архиереев в поддержку выраженного в "Декларации" курса митр. Сергия на лояльность к советской власти. 27 апр. того же года назначен архиепископом Рязанским и Зарайским (с авг. 1929 — Рязанский и Шацкий), стал членом Временного Свящ. Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя. В мае 1928 г. вместе со свящ. Владимиром Воробьёвым посетил в Ярославле прервавшего общение с митр. Сергием Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) и убедил его примириться с Заместителем Местоблюстителя.
По прибытии в Рязань долго не мог найти себе жилье, пока не поселился близ рязанского храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Жил стесненно, большую часть времени проводил в храме за богослужениями. "Присутствовать на его службе было истинное наслаждение. Знаток церковных уставов восточной церкви, он ввел в службу церковную много новшеств, заимствованных из Афона, из Иерусалима. Все во владыке изумляло и восхищало. Особенно он полюбился рязанцам тем, что даже после длительных служб каждого благословлял неизменно с приветливой улыбкой и не прекращал благословения, пока последний из молящихся не подходил к нему — сколько бы человек ни было в храме", — писал рязанский историк и краевед С. Д. Яхонтов. (ГАРО. Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 98. Л. 25)…
На богослужениях, проводимых владыкой Иувеналием, всегда присутствовало множество детей. По городу ходили слухи, что родители не могли их удержать дома — так велико было их желание быть рядом с архипастырем в храме и служить Богу. Девушки, подростки и маленькие дети проводили в кафедральном соборе целые дни, украшая храм. Девушки содержали и весь храм в чистоте: сметали пыль, мыли полы, смотрели за свечами — это был древний вост. христ. обычай, который поддерживал Иувенналий. Он был прекрасным проповедником: каждое его слово было глубоко продумано и прочувствовано, трогало сердца людей. Когда был закрыт и отобран кафедральный собор в кремле Рязани, часто служил в городском Скорбященском храме…
Особое беспокойство властей вызывало то, что Иувеналий принимал в епархию возвращавшихся из ссылок священнослужителей, ставил их на приходы, помогал материально, давал приют, когда священников изгоняли местные власти. Вопреки запретам проводил монашеские постриги… Большое значение архиепископ Иувеналий придавал награждениям священнослужителей за их духовные труды. Как писал С. Д. Яхонтов: "Слабостью или силою Ювеналия было награждение духовенства. У нас все священники в Рязани были митроносцы. И эти награды он давал в храме перед всем народом и объяснял, за что дается награда. Народ очень вслушивался в его реплики и, кажется, впервые уразумевал, что это за труды и действительные заслуги…" (ГАРО. Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 98. Л. 29).
В Рязани владыка Иувеналий продолжал научную работу над "Архиерейским Торжественником". Он отпечатал свой 6-томный труд на пишущей машинке и составил к нему примерный алфавитный указатель. Его посетил Серпуховской еп. Мануил (Лемешевский; впосл. митрополит), списавший себе краткое оглавление "Архиерейского Торжественника": О церковном священнослужении архиерейском, в этой части была 141 глава; Месяцеслов архиерейский, 78 глав; Св. Четыредесятница, 70 глав; Общая и тома 5-6, 127 глав. Всего "Архиерейский Торжественник" включал 416 глав. Судьба этого произведения была трагична. В 1935 г. рукопись взяли для сверки и перепечатывания знакомые архиепископа Иувенналия. У них при пожаре рукопись погибла в огне. Т. о., от громадного, вполне законченного ценного литургического исследования осталось только его оглавление.
22 янв. 1936 г. был арестован во время массовых репрессий против священнослужителей Рязанской епархии. Всего по делу И. проходило 27 чел., в основном из числа приходского духовенства епархии… По мнению следствия, Иувеналий "концентрировал в подчиненной ему епархии духовенство и монашество, отбывавшее наказание за контрреволюционную деятельность... привлекал в состав церковного актива учащуюся молодежь... вел контрреволюционные суждения о притеснениях и гонении православной церкви и верующих со стороны Советской Власти, непосильных налогах, плохом материальном положении колхозников". На допросах владыка не скрывал своих взглядов: "К советской власти отношусь лояльно, но как верующий не могу согласиться с мероприятиями советской власти в вопросе насильственного закрытия церквей и ликвидации монастырей, разрушению храмов" (Архив УФСБ РФ по Рязанской обл. Д. 9611. Л. 25). Подтвердил, что призывал священников и прихожан храмов, закрытых местными властями, бороться за их открытие, обращаясь в вышестоящие инстанции и требуя исполнения советских законов. 4 апр. 1936 г. особым совещанием при НКВД СССР приговорен к 5 годам ИТЛ.
Первоначально отбывал наказание в Сиблаге близ Мариинска (ныне Кемеровской обл.). Был заведующим кладовой инструментов, сторожем в зернохранилище, счетоводом на ферме. Переписывался с духовными детьми через своего бескорыстного секретаря-делопроизводителя Анну Константиновну Арнольди. Всего из мест заключения от владыки Иувеналия пришло 24 послания. Некоторые из них — короткие открытки, но все они проникнуты благодарностью Господу за все, что Он ему ниспосылает. "Вспоминаю незабываемую Рязань, — писал архиепископ Иувеналий в авг. 1936 г., — живу ее пленительными воспоминаниями всего прекрасного, высокого, красивого в лучшем понимании этих слов. Думаю, что и вы сохраните добрые традиции и воскресите все, что было так для нас утешительно. Прошу вас всех об одном — не забывайте меня в своих молитвах — они дороже для меня всего. В них я вижу себе поддержку и непрекращающуюся взаимную любовь".
Летом 1937 г. был переведен в колонию массовых работ в Томске. 3 сент. взят под стражу. Привлечен к делу о якобы обнаруженной в колонии группе "контрреволюционной кадетско-монархической организации церковников «Союз Спасения России»". Вместе с архиепископом Иувеналием были привлечены находившиеся в Томске в заключении священнослужители, в т. ч. Ростовский и Азовский архиеп. Дионисий (Прозоровский) и пребывавший в григорианском расколе Раненбургский еп. Иоанн (Киструсский). 13 окт. решением Особой тройки УНКВД Западно-Сибирского края Иувеналий вместе с др. обвиняемыми был приговорен к смертной казни. Расстрелян в ночь с 24 на 25 окт. 1937 г. на Каштачной горе в Томске. Захоронен в общей могиле. Ныне в Томске на месте мученической кончины владыки Иувеналия на Каштачной горе стоит памятный крест» (Иувеналий (Масловский …).