Критский Михаил Иванович, священник

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Ставропольское духовное училище
окончил
Ставропольская духовная семинария
окончил
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

26.9.1861
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
ок. 1861
1913
Ставропольская и Екатеринодарская епархия, Ставропольская губ., Медвеженский уезд, с. Ладовская Балка, Покровская церковь, священник. Благочинный Медвеженского уезда (свыше двенадцати лет, до 8.1.1903). Председатель Медвеженского отделения епархиального училищного совета (свыше двенадцати лет). Депутат на окружных и епархиальных съездах духовенства (состоял в должности около 20 лет); духовник благочиннического округа. Законоучитель местного министерского училища (в течение 37 лет), законоучитель четырех министерских школ в селе (последние 3 года жизни). В 1913 уволен за штат
Показать все

Награды

право ношения набедренника
23.11.1874
архипастырское благословение
21.3.1876
благословение Святейшего Синода
право ношения скуфьи
право ношения камилавки
март 1884
право ношения наперсного креста
1894
благословение Святейшего Синода, с выдачей установленной грамоты
6.5.1897
орден св. Анны 3-й степени
нояб. 1898
книга «Библия», от Святейшего Синода выдаваемая
23.6.1911
орден св. Владимира 4-й степени, награжден за «50-летнюю службу Церкви Божией»
Показать все

Другие сведения

«Михаил Иванович Критский — сын бедного и многосемейного причетиика села Летника, Ставроп. губ. Как лучший ученик и сын бедных родителей, он получил свое образование па казенный счет сначала в Ставропольском духовном училище, а потом в Кавказской, ныне Ставропольской духовной семинарии. Будучи от природы щедро одарен певческими и музыкальными способностями и редким голосом (октавой), он вовсе время обучения в семинарии состоял певчим Архиерейского хора и был лучшим украшением его. За это он пользовался особым к себе вниманием как со стороны семинарского начальства, так и бывшего в то время епархиального Архиерея, Преосвященнейшего Игнатия, с которым о. Михаил в качестве певчего Архиерейского хора, объездил почти всю… епархию. Память о Преосвященном Игнатии о. Михаил свято чтил до самой своей смерти.

Как знаток церковного пения и любитель церков­ного устава, о. Михаил любил служить в храме. До самой своей смерти он сохранил редкую силу и приятность голоса. Можно сказать без преувеличения, что, благодаря сильному и симпатичному голосу, своим служением в храме, а особенно чтением Евангелия во дни Страстной седмицы он невольно располагал своих прихожан к молитве. Высоко ценя торжественную церковную службу о. Михаила, а также его простоту, доступность и внимательное отношение к нуждам при­хожан, посдедиие питали к покойному должную любовь и уважение. Не меньшим вниманием и любовью пользовался о. Михаил как среди своих сослуживцев по храму, так и среди подведомственного ему духовенства, когда он, свыше двенадцати лет, был благочинным и председателем уездного отделения училищнаго совета. Как радушный хозяин, гостеприимный хлебосол, прият­ный собеседник, любивший под час с немалым юмо­ром рассказать много интересных фактов из своего прошлого, он невольно располагал к себе и заставлял относиться к нему с полным доверием и любовью. Духовенство округа не только находило у него радушный прием, но просто и без всякаго стеснения обращалось к нему за советами и нравственной поддержкой, каковую ваходило у него постоянно и за это в свою очередь платило ему искреннею любовью. Ничто так не возмущало о. Михаила, как кляузы и раздоры среди подве­домственного ему духовенства. Не давая хода по началь­ству кляузным бумагам, он всеми мерами стремился умиротворить враждующих, и, должно сказать, в этом он имел большой успех. К нему — "благородному отцу" (так называло его духовенство округа) враждую­щие шли с полным доверием, вполне надеясь, что он разберет их дело справедливо и беспристрастно.

В благочинническом архиве можно видеть много дел кляузнаго характера, приконченных умиротворе­нием о. Михаила...

За многие годы своей службы о. Михаил проходил немалое число разных должностей… Последние три года состоял законоучителем четырех министерских школ в селе. Эту свою должность он не оставил даже и с уходом за штат в 1913 году. Нужно было удивляться той примернейшей исправности, с какой о. Михаил, при своих старче­ских годах, ежедневно посещал школы. Опустить урок в школе он считал для себя грехом. За рев­ностную службу в должности законоучителя в форму­ляре о. Михаила значится несколько благодарностей от попечителя Кавказскаго учебного округа. Потрудился о, Михаил и на поприще миссионерском, в борьбе с существующей въ селе Ладовской-Балке сектой хлыстовъ...

В приходе о. Михаил оставил после себя память еще церковным и школьным строительством. Трудами и заботами его, как председателя строительного коми­тета по постройке в селе Ладовской-Балке храмов, сооружены в приходе два больших кирпичных храма с фаянсовым иконостасом и богатой утварью и ризницей. Его же стараниями построены в селе три больших школьных здания для церковно-приходских школ и не без его участия сооружены три богатых новых, здания для министерских школ, в которых он законоучительствовал до самой смерти.

Умер о. Михаил на 79 году своей жизни, на 55 году священства и на втором году по выходе за­ штат…

За несколько дней до своей смерти о. Михаил дважды причастился св. Тайн и пособоровался. Утром 1-го ноября он, подозвав к себе дочь свою, тихо на ухо сказал ей: "сегодня я умру"'; затем попросил сына своего, свящ. о. Иоанна не отхо­дить от него и выжидать, чтобы прочитать "отходную"; и действительно, около 2 часов дня он начал тихо кончаться, и едва о. Иоанн успел прочитать ему "канон и молитву на исход души", как дух его тихо отошел в иной мир, "аможе вси человецы пойдут".

Двенадцать мерных ударов в большой колокол сна­чала с колокольни Покровской церкви, а затем Прео­браженской и Николаевской возвестили 16 тысячам на­ селения села Ладовской-Балки, — бывшим духовным ча­дам, о. Михаила, о кончине их пастыря, пятьдесят лет бессменно прослужившего у них. Весть о его кон­чине с быстротой молнии разнеслась по всему селу, и не успели еще собравшиеся священники облачить тело о. Михаила в священные одежды, как двор его дома был запружен народом, собравшимся отдать послед­ний христианский долг молитвы своему пастырю. Тотчас по облачении усопшего в священные одежды была отслу­жена первая о нем панихида и началось у тела его чтение Евангелия, каковое начал сын его, священник о. Николай Критский, к тому времени прибывший из Ставрополя. Чтение Евангелия продолжалось священни­ками всю ночь 1-го ноября и днем 2-го ноября, когда тело его было положено во гроб и, при печальном перезвоне колоколов во всех церквах села, в 4 часа дня, на руках шести священников и двух диаконов, было перенесено, при большом стечении народа, на ночь в Покровскую церковь. Здесь о. Николай, в сослуже­нии пяти священников, отслужил заупокойную торже­ственную всенощную "парастас". Несмотря на сильную морозную ночь, чтение Евангелия поочередно продолжалось в церкви над усопшим всю ночь, до утра следующего дня. 3-го ноября о. Николаем была совершена заупо­койная литургия, на которую собрались многочисленное прихожане покойного пастыря и свыше 300 детей учени­ков всех школ села, где о. Михаил был законо­учителем или заведующим. Во время "причастного" священник о. Евгений Никольский сказал слово — о не­избежности смерти и вечности жизни души человеческой.

По окончании литургии ко гробу о. Михаила вышло из алтаря восемь священников и два диакона и началось служение "чина погребения священников". Пред нача­лом пения "со святыми упокой" священник о. Влади­мир Орлов произнес слово о необходимости молитвы за умерших, а пред последним прощанием сказал глубоко прочувствованное слово бывший уездный миссионер священник села Тамбовки о. Михаил Крыжановский; это слово, посвященное исключительно памяти о. Михаила, многих тронуло до слез, даже до рыданий, огласивших церковь. По троекратном обнесении тела вокруг церкви, в которой о. Михаил прослужил полвека настоятелем, останки его тут же, в ограде церкви, были опушены в могилу.

Мир праху твоему, добрый Пастырь, Отец и со­ служивец! Да дарует тебе Господь Бог в день Праведного воздаяния венец нетления и да вселит дух Твой в светлых райских обителях» (Священник Михаил Иванович Критский ...).

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию