Родственники
- отец — Пограницкий Иван Васильевич, священник
- мать — Пограницкая (Трусова) Ольга Семеновна (ум. не ранее 1932). Окончила Царскосельское училище девиц духовного ведомства (23.5.1875)
- жена — Пограницкая Анна Ивановна (ок. 1888, г. Новгород – 7.2.1915), умерла от чахотки (туберкулёза)
- брат — Пограницкий Александр Иванович, диакон
- сын — Пограницкий Константин Владимирович (род. 26.2.1906, погост Пирозеро)
- сын — Пограницкий Евгений Владимирович (род. 29.2.1908, погост Пирозеро)
- сын — Пограницкий Гурий Владимирович (род. 26 .11.1910, погост Пирозеро)
- сын — Пограницкий Анатолий Владимирович (6.4.1914–29.6.1914), умер «от колотья» (вероятно, лихорадочное состояние, возникающее при разных заболеваниях)
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Преследования
Фотографии
Все фотографии и материалы предоставлены исследователем Светланой Викторовной Старшининой
Подробная биография
Владимир Иванович Пограницкий родился 27 июня 1882 года в семье священника Капецкого погоста Тихвинского уезда Иоанна Пограницкого и его жены Ольги Семеновны. Крестными родителями Владимира стали: поручик Эстляндского полка Николай Васильевич Пограницкий (брат отца) и его родная бабушка — жена заштатного священника Капецкой церкви Анастасия Трусова[1].
Дед по отцу, Василий Пограницкий (род. в 1820), был сыном священника. Известно, что в 1861 году он служил диаконом в церкви Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» в деревне Марково Старорусского уезда Новгородской губернии[2]. У него и его жены Анастасии Александровны (род. в 1822) было шесть сыновей, один из которых — Иван Васильевич Пограницкий — и стал отцом Владимира.
Дед Владимира по материнской линии, Семен Трусов, окончил Новгородскую духовную семинарию по первому разряду в 1841 году[3]. Первый разряд давал ему право стать студентом и продолжить обучение в духовной академии. Поскольку его имя среди студентов и выпускников Санкт-Петербургской духовной академии не значится, из этого следует, что он отказался от возможности получить высшее духовное образование и избрал церковно-практическую деятельность священнослужителя. Его имя можно найти в списке духовенства Новгородской губернии на 1864 год[4].
В церкви св. Димитрия Солунского на Капецком погосте Семнн Трусов служил до 1876 года. В одном из номеров «Новгородских епархиальных ведомостей» за тот год в разделе «Движение и перемены по службе» появилось сообщение, что, согласно его прошению, он 26 июля 1876 года был уволен за штат, а на его место был определен Иоанн Пограницкий [5], окончивший курс в Новгородской семинарии в 1872 году[6].
Женившись на дочери Семена Трусова Ольге, Иоанн занял священническое место ее отца в Капецкой церкви. Записи в метрических книгах свидетельствуют, что он служил в ней до 1884 года. Когда 19 мая 1884 года у четы Пограницких родился сын Валериан[7], Таинство Крещения совершал священник Евгений Георгиевский, перемещенный 2 марта 1884 года к этому храму из Пашекожельской церкви — как было указано: на праздное священническое место[8]. Вместе с ним был перемещен и псаломщик той же церкви, сын Семена Трусова — Иван[9]. Почему место священника Капецкой церкви оказалось свободным, и что случилось с отцом Владимира Пограницкого иереем Иоанном, пока неизвестно.
Сам Владимир Пограницкий окончил Новгородскую духовную семинарию по 2-му разряду в 1903 году[10]. По словам его внучки Лидии Гурьевны Пограницкой, после завершения образования он женился на уроженке Новгорода Анне. Она была младше мужа на 6 лет.
Одиннадцатого декабря 1904 года Владимир Пограницкий был определен священником к Пирозерской церкви Тихвинского уезда Новгородской губ. Здесь у Пограницких родились трое сыновей — Константин, Евгений и Гурий[11].
В начале 1912 года семья Пограницких перебрались на жительство на Капецкий погост в родной дом Владимира, где продолжала жить его мать Ольга Семеновна. В то время место священника в церкви было уже занято выпускником Олонецкой семинарии 1903 года Алексием Нименским, поэтому Владимир мог рассчитывать только на должность диакона. Впервые имя священника Владимира Пограницкого на вакансии диакона появляется в записях метрической книги Капецкой церкви в феврале 1912 года[12]. Вместе с тем, имея священнический сан, отец Владимир не только исполнял обязанности диакона, но и совершал требы, а также состоял законоучителем Ерёминогорской и Куневичской земских школ.
Богослужения проходили в двух церквях: деревянной в честь св. Димитрия Солунского, построенной в 1765 году, и каменной церкви Трех Святителей, которая была построена в 1854 году. Одна из них была летней, другая — зимней.
Приход этой церкви был довольно большим. К нему были приписаны жители близлежащих деревень: Куневичей (343 чел.), Усадища (262 чел.), Ерёминой Горы (190 чел.), Усть-Капши (169 чел.), Виногоры (87 чел.), Леошина (60 чел.), Заборовья (59 чел.), Кобяковой Горки (40 чел), Ганькова (29 чел.) и целого ряда других. Указанное число жителей соответствует показателям 1910 года, приведенным в книге «Список населенных мест Новгородской губернии. Выпуск VII. Тихвинский уезд»[13].
По данным 1913 года, к церкви были приписаны 14 часовен: Олонецкая Спасовская, Олонецкая Михаило-Архангельская, Куневическая прп. Антония Римлянина, Крючковская Ильинская, Исаковская прп. Варлаама Хутынского, Усадищенская Никольская, Ганьковская Петропавловская, Усть-Капецкая Успенская, Новодеревенская богословская, Щекотовская Тихвинская, Заборовская Митрофаниевская, Заборовская Ильинская, Купецкая Богородицкая и Купецкая Никольская[14].
Шестого апреля 1914 года в семье Пограницких родился еще один сын, которого назвали Анатолий[15]. Его крестными родителями стали: потомственный дворянин усадьбы Пирозеро Тихвинского уезда Николай Аркадьевич Швахгейм и жена псаломщика Капецкой церкви Александра Ивановна Громова.
Нельзя не сказать несколько слов о Николае Аркадьевиче Швахгейме. Он был в Тихвине и в Тихвинском уезде очень известным человеком. В 1914 году Н. А. Швахгейм представлял тихвинское дворянство в Губернском дворянском депутатском собрании и был гласным Губернского земского собрания[16]. С 1912 по 1917 год он возглавлял Тихвинскую уездную земскую управу, был ее председателем[17]. В те же годы он был гласным тихвинского уездного земского собрания. Н. А. Швахгейм был достаточно обеспеченным человеком, владея земельными угодьями и деревообделочным заводом. В 1914 году он стал одним из учредителей акционерного общества «Тихвинская огнеупорная глина». Николай Аркадьевич интересовался историей и входил в состав Новгородского общества любителей древности[18].
Выбор крестных родителей для сына свидетельствует о том, что священник отец Владимир Пограницкий дружил как с представителями местной власти, так и с семьей своего собрата псаломщика, с которым вместе служил.
К сожалению, спустя два с половиной месяца, 29 июня 1914 года, малыш умер «от колотья»[19]. Под «колотьем» понималось, скорее всего, лихорадочное состояние, возникающее при разных заболеваниях, когда всего человека, как говорили, «колотило».
Через несколько месяцев отца Владимира постигло новое несчастье, еще большая беда: 17 февраля 1915 года в возрасте 27 лет от чахотки умерла его жена Анна[20], и он остался один с малолетними детьми на руках. На тот момент ему было 33 года. Поднимать сыновей ему помогала его мать Ольга Семеновна.
Наступил 1917 год, принесший с собой страшные потрясения и полное изменение привычного течения жизни. Священник Алексий Нименский, с которым отец Владимир служил вместе пять лет, уже в 1918 году оставил служение в Капецкой церкви и уехал в Петроград, где примкнул к обновленцам. В августе 1922 года он был участником Всероссийского съезда «Живой церкви» и вошел в состав Высшего Церковного управления. С 27 апреля 1923 года до 1934 года Алексий Нименский был настоятелем Благовещенской церкви на Васильевском острове. 25 апреля 1934 года он снял сан и на момент ареста 17 апреля 1935 года работал кладовщиком. Алексей Нименский обвинялся в том, что «вел систематическую контрреволюционную фашистскую пропаганду, распространял различные провокационные слухи». 13 сентября 1935 года ему был вынесен приговор: 3 года лагерей. Наказание он отбывал в Караганде[21].
Вне всяких сомнений, в 1917 – начале 1918 года на Капецком погосте между двумя священниками, Владимиром Пограницким и Алексием Нименским, велись горячие дискуссии и споры о будущем Церкви. В то время среди тихвинского духовенства были разномыслия и разногласия по многим вопросам. Например, февральскую революцию священники 1-го Тихвинского округа горячо приветствовали. Они надеялись, что «гнёт и произвол, который со времен Петра Великого царил над Церковью и духовенством, не будет иметь теперь места. Церковь станет на надлежащую высоту, и духовенство пойдет рука об руку с народом»[22]. Но, как известно, эти надежды не оправдались.
В стране развернулась антирелигиозная пропаганда и борьба с Церковью. Отменили преподавание Закона Божьего в школах, у Церкви отбирали здания и имущество. Оголтелая ложь и клевета заполонили страницы газет и журналов. Так называемая «четвертая власть» использовала любые средства, чтобы опорочить священнослужителей. Не избежал клеветнических высказываний в свой адрес и священник Владимир Пограницкий. 19 февраля 1919 года в тихвинской газете «Наш край» вышла заметка следующего содержания: «Есть в Куневичской волости Капецко-Дмитровская церковь; при церкви, как водится, и поп В. Пограницкий; так вот этот самый поп явился организатором кружка картежников, а кампания такая: учитель Заринский, гр. В. Варанов и С. Федоров с сыновьями. Да и играют они здорово. Иногда среди ночи к своим компаньонам посыльный летит, "пожалуйте мол", да и "совещаются" потом до утра, а уходят с облегченными карманами. Хорошие просветители. Да еще злые люди говорят, что поп всегда в выигрыше остается, наверное, святые помогают»[23].
Как долго продолжал служить в Капецкой церкви отец Владимир Пограницкий, сказать трудно. По словам его внучки Лидии Гурьевны, в 1929 году умерла его мать Ольга Семеновна, которая помогала ему воспитывать детей. Сыновья Евгений и Гурий выросли и уехали в Ленинград устраивать свою жизнь. Евгений умер в 1936 году.
В январе 1930 года отец Владимир получил страшное известие. 18 января был арестован его старший брат Александр Иванович Пограницкий (род. в 1879), служивший в то время диаконом в деревне Речка Волотовского района Новгородской области. Его расстреляли по приговору от 18 февраля 1930 года[24]. Но вряд ли отец Владимир на тот момент знал что-либо о его судьбе после ареста.
Церковь на Капецком погосте закрыли в 1934 году. Представители советской власти постарались вывезти все иконы, но некоторые жители их опередили. В 90-е годы ХХ века у 93-летней Баклагиной Анфисы из деревни Куневичи в доме висела икона, которую ее семья вывезла под стогом сена из этой церкви[25].
Видимо, после кончины матери отец Владимир уехал из родной деревни в Ленинград, где жили его сыновья и брат Валериан. Капецкую церковь закрыли в 1934 году. Последним настоятелем в то время был уже не он, а Иван Иванович Азевич, который впоследствии тоже был арестован и расстрелян в Ленинграде 3 декабря 1937 года[26].
Самого отца Владимира первый раз арестовали и осудили в 1935 году, на тот момент ему было 53 года. Известно, что в 1936 году он лежал в Центральной межобластной тюремной больнице отдела трудовых колоний Управления НКВД по Ленинградской области, носившей имя доктора Ф. П. Гааза.
В больнице ему выдали паспорт и, видимо, после курса лечения выпустили на некоторое время на свободу. Его внучка писала: «Потом дедушка странствовал по Ленинградской области в поисках места. Перед арестом служил псаломщиком в деревне Осиновец Боровичского района»[27]. Вряд ли он мог странствовать по собственному желанию. Скорее всего, он был сослан в Боровичский уезд, который на тот момент был местом ссылки духовенства, в том числе, и Ленинградского владыки архиепископа Гавриила (Воеводина), и других неугодных советской власти лиц, подлежащих, по сталинской разнарядке, уничтожению. Осенью 1937 года все они, в том числе и отец Владимир Пограницкий, были арестованы и объявлены «единой контрреволюционной организацией» во главе с архиепископом Гавриилом. Всего по этому делу проходило 60 человек[28].
Владимир Пограницкий, имея священнический сан, служил в то время на должности псаломщика в церкви Николая Чудотворца в деревне Осиновец[29]. Он был арестован 14 октября 1937 года.
Содержались арестованные по «Делу церковников» в Боровичской тюрьме. По представлению Боровичского оперсектора дело было передано в Ленинград на рассмотрение Особой тройки при УНКВД ЛО. 10 декабря 1937 г. Особая тройка вынесла решение: 51 обвиняемого — расстрелять, 9 человек — отправить в лагеря. Начальнику Боровичского РО НКВД старшему лейтенанту госбезопасности Бранинову было отправлено предписание на расстрел, Пограницкий в предписании значился под номером 45. Всего 17 декабря 1937 года в Боровичах были расстреляны 89 человек, включая обвиняемых по «Делу церковников». 18 декабря Бранинов и комендант оперсектора Рогозин составили акт о расстреле. Время, место расстрела и место захоронения в акте не указаны[30].
Родные ничего не знали о его судьбе. Внучка отца Владимира Лидия Гурьевна Пограницкая вспоминает, что в ответ вопрос своих детей: «Дедушка в тюрьме сидел, он что, хулиган был?», их отец, Гурий Владимирович, отвечал: «Нет, он пострадал за Веру. Если бы он отрекся от Иисуса Христа, то его перестали бы преследовать»[31].
О том, что ее дед был расстрелян, Лидия Гурьевна узнала 5 марта 2007 года, когда обратилась в Центр «Возвращенные имена» при Российской национальной библиотеке. Затем она ездила в Великий Новгород и знакомилась с делом, по которому проходил отец Владимир Пограницкий.
Сын Владимира Пограницкого Гурий Владимирович был участником Великой Отечественной войны. За мужество, проявленное в боях, он имел орден Отечественной войны II степени и медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Известно, что младший брат Владимира Ивановича, Валериан Иванович Пограницкий, в 1914 году служил диаконом в Спасской церкви села Колома Старорусского уезда Новгородской губернии, которая была закрыта в 30-е годы ХХ века[32]. Но он уже в 1917 году жил в Петрограде. Этот год указан как дата рождения его сына Василия, а местом рождения Василия Валерьяновича Пограницкого назван Ленинград[33]. Скончался Валериан Иванович в первую блокадную зиму, в январе 1942 года. Тогда же скончалась и его жена Анна Павловна (род. в 1892). Похоронены они на Пискарёвском мемориальном кладбище[34].
____________
[1] Центральный государственный исторический архив (Далее: ЦГИА СПб). Ф. 19. Оп. 125. Д. 1322. Л. 377.
[2] Сивеня Д. С. Приходское духовенство Новгородской епархии во второй половине XIX в. М. : Золотое сечение, 2019. С. 176.
[3] URL: https://petergen.com/bovkalo/duhov/novgorodsem.html
[4] URL: https://petergen.com/bovkalo/sp/novgorod1864.html
[5] Новгородские епархиальные ведомости. (Далее: НЕВ). 1876. № 15. С. 378.
[6] URL: https://petergen.com/bovkalo/duhov/novgorodsem.html
[7] ЦГИА СПб. Ф.19. Оп. 125. Д. 1322. Л. 280.
[8] НЕВ. 1884. № 6. С. 82.
[9] Там же. С. 83.
[10] https://petergen.com/bovkalo/duhov/novgorodsem.html
[11] Пограницкий Владимир Иванович. URL: http://visz.nlr.ru/person/show/18050
[12] ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 3776.
[13] Список населенных мест Новгородской губернии. Выпуск VII. Тихвинский уезд. Новгород. 1911.
[14] Клещук Ю. А. Обитель жизнестойкости / Ю. А. Клещук // Молодой ученый. 2018. № 41 (227). С. 74–78. URL: https://moluch.ru/archive/227/53077/ (дата обращения: 6.6.2020 г.).
[15] ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 3776. Л. 184.
[16] Памятная книжка Новгородского губернии (Далее: ПК НГ). 1914. С. 7.
[17] ПК НГ: 1912. С. 151; 1913. С. 215; 1914. С. 170; 1916. С. 162.
[18] Владимирова Т. Тихвинские землевладельцы Швахгеймы. URL: https://tihviniana.ucoz.org/publ/istorija_tikhvinskogo_kraja_s_drevnejshikh_vremen/personalii/tikhvinskie_zemlevladelcy_shvakhgejmy/8-1-0-47
[19] ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 3776. Л. 236.
[20] Там же. Л. 149
[21] Архивная справка из архива УФСБ по СПб и ЛО от 16.1.1997г. URL: http://arch.iofe.center/imageViewer/img?url=kJ2VmpyLwsnLysjIx87G2Z6Li43Czs/Ny8/ZjJqNlp6Tws4=
[22] НЕВ. 1917. № 7. С. 331–332.
[23] Газета «Наш край». Тихвин, 1919. № 14. С. 3.
[24] Пограницкий Александр Иванович. URL: http://visz.nlr.ru/person
[25] Клещук Ю. А. Обитель жизнестойкости / Ю. А. Клещук // Молодой ученый. 2018. № 41 (227). С. 74–78. URL: https://moluch.ru/archive/227/53077/ (дата обращения: 3.6.2020 г.).
[26] Азевич Иван Иванович. URL: http://visz.nlr.ru/person
[27] Пограницкий Владимир Иванович. URL: http://visz.nlr.ru/person/show/18050
[28] Нестор (Кумыш), иеромонах. Новомученики Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2003. С. 241.
[29] Алфавитный список клира Ленинградской области на 1 мая 1937 г. / Митрополит Ленинградский Алексий (Симанский); издание подготовили: А. А. Бовкало, А. К. Галкин. СПб. : Князь-Владимирский собор, 2014. С. 107.
[30] Пограницкий Владимир Иванович. URL: http://visz.nlr.ru/person/show/18050
[31] Там же.
[32] Колома. Церковь Спаса Преображения. URL: https://sobory.ru/article/?object=51960
[33] Пограницкий Василий Валерьянович. URL: http://visz.nlr.ru/person
[34] Блокада. Т. 24. URL: http://visz.nlr.ru/blockade/book/17/40630
Старшинина С. В.
Архивные источники
-
Архивная справка ГА Новгородской обл., выданная по запросу Тервенического монастыря
-
ГА Новгородской обл. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4297. Л. 96 об. – 98
-
ГА Новгородской обл. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4297.
-
Списки и характеристики твердозаданцев и лишенных избирательных прав. 6 декабря 1932 г. – 28 марта 1933 г. // Ленинградский областной государственный архив в г. Выборге
-
Списки лишенных избирательных прав в 1929 г. // Ленинградский областной государственный архив в г. Выборге. Ф. Р-1738. Оп. 3. Д. 1. Л. 3 об.
-
Списки лишенных избирательных прав в 1930 г. // Ленинградский областной государственный архив в г. Выборге. Ф. Р-1738. Оп. 3. Д. 2. Л. 23
-
Списки лишенных избирательных прав в 1932 г. // Ленинградский областной государственный архив в г. Выборге. Ф. Р-1738. Оп. 3. Д. 3. Л. 40
-
ЦГИА СПб. Ф. 2313. Оп. 1. Д. 188. Л. 187
-
Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 2313. Оп. 1. Д. 188. Л. 82