Судницын Иван Никанорович, протоиерей

Родственники

  • отец  —  Судницын Никанор Васильевич, протоиерей
  • мать  —  Судницына (Рослякова) Мария Александрова (род. в 1844)
  • жена  —  Судницына (Алексеева) Маргарита Павловна (1875–1949), дочь священника с. Зятькова Калязинского уезда Тверской губернии
  • сын  —  Судницын Павел Иванович (1897–1919). Окончил 2-ю Московскую гимназию. Согласно семейному преданию, в 1919, будучи командиром Красной Армии, умер на колча­ковском фронте от тифа
  • дочь  —  Судницына Мария Ивановна (1898–1956). Обучалась на Высших женских курсах, впоследствии — школьная учительница географии
  • дочь  —  Судницына Антонина Ивановна (1900–1976). Окончила частную женскую гимназию Виноградской, затем Академию им. К. А. Тимирязева. По воспоминаниям дочери — Е. А. Зверевой, Антонина Ивановна собиралась рабо­тать у известного биолога И. В. Мичурина, но ей было отказано только из-за духовного происхождения. Впоследствии Антонина стала учи­тельницей и преподавала биологию в школе
  • сын  —  Судницын Александр Иванович (1914–1996), инвалид Великой Отечественной войны, работал инженером-строителем в Военно-воздушной академии
  • сын  —  Судницын Александр Иванович (17.6.1904–31.8.1976). Окончил 6-ю мужскую Московскую гимназию,1927 — Московский лесной институт. В 1944 — начальник отдела лесной и деревообрабатывающей промышленности Госплана СССР, в 1950 — член Госплана, в 1957 — первый заместитель министра лесной промышленности РСФСР, затем в течение ряда лет — начальник отдела лесной, бумажной и деревообрабатывающей промышленности Гос­плана РСФСР
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1893
Тверская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

14.7.1896
рукоположен во священника
не позднее 1922
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1893
14.7.1896
Тверская губ., Калязинский уезд, с. Скнятино, земское училище, учитель
14.7.1896
16.10.1900
Тверская и Кашинская епархия, Тверская губ., Калязинский уезд, с. Скнятино, священник. Законоучитель Скнятинского земского училища
16.10.1900
16.2.1904
Сухумская епархия, г. Новороссийск, Скорбященская церковь, священник (сверхштатный). С 1900 — законоучитель местной церковно-приходской школы, с 1901 — в 4-м городском начальном училище и с 1902 — и в 5-м городском начальном училище. С 27.12.1900 — член Новороссийского отделения Сухумского епархиального училищного совета
16.2.1904
23.12.1913
Сухумская епархия, Черноморская губ., г. Геленджик, Вознесенская церковь, священник. Законоучитель двухклассного мужского училища в г. Геленджик и одноклассного женского училища. С 16.6.1905 — благочинный церквей 2-го Черноморского округа (21.6.1907 утвержден в должности). С 27.9.1911 — законоцчитель начальной школы при Франко-Русской Кампании Портландского цемента и прогимназии Геленджиксго просветительского общества, также избран почетным членом этого общества. 2.1.1913 основал Вознесенско-Серафимовское приходское братство, председатель братства. С 1913 — почетный член Сухумского епархиально­го братства во имя Св. Благоверного Великого Князя Александра Нев­ского
1914
1929
Московская епархия, г. Москва, церковь первомученика архидиакона Стефана на Швивой горке (за Яузой), священник. Служил до закрытия храма в 1929
Показать все

Награды

1901
право ношения набедренника, награжден за «усердное служение церкви Божией»
1906
право ношения скуфьи, награжден за «заслуги церковно-школьному делу»
1909
право ношения камилавки
право ношения наперсного креста
право ношения палицы (?)
Показать все

Другие сведения

Уроженец Тверской губернии, отец Иоанн Судницын более 13 лет прослужил в Сухумской епархии. Одной из значимых заслуг за эти годы служения можно нзвать основание в 1913 Вознесенско-Серафимовского приходского братства, «целью которого являлась благотварительная "всеми способами, которые окажутся возможными", помощь беднякам ... 

Братство заботилось и о молодом женском поколении прихода. Обычно по окончании начальной школы девушки летом служили у приезжих людей — часто безрелигиозных, а зимой проводили время праздно. Поэтому, с целью их духовного просвещения, воспитания, нравственного развития и приучения к полезному труду, по инициативе о. Иоанна братство приступило к устройству женской ремесленной школы. Эта идея была радостно встречена как прихожанами, так и архиепископом Сухумским Андреем, и к 15 сентября 1913 г. все было готово к открытию учебного заведения. Как только школа начала свою работу, число желающих заниматься быстро пре­высило положенную норму. Основную часть времени девушки обучались кройке и шитью, а также рукоделию. Кроме того, в школе ежедневно со­ вершалась утренняя молитва, а после нее — чтение Евангелия. В течение не­дели также проводились 3 урока пения, на которых девушки приобщались к "разумной, осмысленной песни, а не к песни уличной, часто бесшабашной".

Сам о. Иоанн Судницын читал ученицам религиозно-нравственные бытовые рассказы, приводил примеры из жизни святых и обыкновенных людей, что­ бы они могли проводить жизнь по заветам Христа» (Жизнь и просветительская деятельность священника ... С. 76–78).

В декабре 1913 отец Иоанн получил назначение о переводе в Москву. В прощальном адресе от благодарного духовенства 2-го Черноморского благо­чиннического округа Сухумской епархии от 24 января 1914 он был характеризован как простой в общении, ласковый, гостеприимный человек. В адресе подчеркивалось, что для одних он стал «отцом милующим — родным, для других — старшим, умудренным долгим опытом разумным братом». Для каждого он находил «слово привета, утешения, вразумления, одобрения и поощрения». Не был «строгим, драпирующимся в тогу величия начальником», между ним и его подчиненными не бывало столкновений.

«Расставаясь с Вами, с любовью провожая на новое место Вашего служения, — обращалось духовенство 2-го Черноморского благо­чиннического округа к пастырю — мы молим Господа, да сохранит он Вас и да подкрепит Ваши душевные и телесные силы на долгие и многие годы, и от всей души желаем Вам восходить от силы в силу, расти, духовно крепнуть и совершенствоваться в духовном делании, и да вознаградит Вас Господь за все Ваши труды семейным сча­стьем и радостями. Забвена буди десница наша, если мы забудем Вас, не забудьте и Вы нас в своих святых молитвах... Ваши почитатели и смирен­ ные молитвенники». «За неутомимые глубоконазидательные наставления в христианских истинах и доброй нравственности; за <...> усердие по устроению двух храмов, украшающих Геленджик; за заботы по открытию церковного братства и женского ремесленного при нем училища и читальни и вообще за <>сердечно-отзывчивое отношение как к духовным, так и к материальным нуждам <...> духовных чад» прихожане Вознесенской церкви преподнесли И. Н. Судницыну икону Иоанна Крестителя, а также был организован крестный ход (Жизнь и просветительская деятельность священника ... С. 78–79).

В начале 1914 г. отец Иоанн с семьей переехал в Москву, где был определен в церковь Архидиа­кона Стефана, что за Яузой (2-е отделение Ивановского сорока).

«В 1929 г. храм закрыли, Судницыных выселили из комнат церковного дома в дворницкую, а в 1932 г., когда им вовсе запретили находиться в столице, они обосновались в Подмосковье: сначала в Царицыне, а затем в Тайнинском. Несмотря на опасность ареста, Иван Никанорович до 1935 г. продолжал служить в одной из московских церквей. Он скончался осенью 1940 г. и был похоронен на Введенском кладбище в Москве» (Род тверских священников Судницыных ... С. 50).

По воспоминаниям совеременников, он представлял собой «одного из идеальных служителей Христа, у ко­торого проповедь Св. Евангелия и заповеди Христа всегда сопровождались прекрасными примерами его собственной жизни и деятельности, благода­ря чему не только прихожане православные, но и сектанты относились к нему с глубокой любовью и уважением» (Жизнь и просветительская деятельность священника ... С. 79).

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию