Грузов Григорий Иванович, протоиерей

Родственники

  • отец  —  Грузов Иван Федорович, пономарь
  • мать  —  Грузова Елена Петровна (1776/1777 – не ранее 1848). В 1848 проживала у сына Григория в с. Петрово Рузского уезда
  • жена  —  Грузова Елена Никоновна (1825 или 1826 – авг. 1912)
  • сестра  —  Рождественская (Грузова) Ольга Ивановна
  • племянник (сын сестры)  —  Никон (Рождественский Николай Иванович), архиепископ
  • брат  —  Грузов Илья Иванович, дьячок
  • брат  —  Грузов Иван Иванович, диакон
  • дочь  —  Грузова Мария Григорьевна (род. в 1847 или 1848)
  • дочь  —  Грузова Анна Григорьевна , учительница церковно-приходской школы с. Петрова (1890)
  • сын  —  Грузов Николай Григорьевич (род. в 1863). Окончил Константиновский межевой институт и Санкт-Петербургский практический технологический институт. Преподаватель химии и технологии в технических классах Красноуфимского промышленного училища (1889–1895), директор Казанского промышленного училища (1897–1907)
  • другие дети  —  сыновья, служили «в чинах превосходительных»
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1847
Московская духовная семинария
окончил по 2-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

6.8.1848
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
6.8.1848
ок. 1903
Московская и Коломенская епархия, Московская губ., Рузский уезд, с. Петрово, Никольская церковь, священник. Учитель и законоучитель земского училища (состоял в должности в течение 16 лет), наблюдатель по Закону Божию в школе казенных воспитанников (состоял в должности в течение 16 лет). С 1876 — законоучитель и учитель Петровской церковно-приходской школы, с 1885 — духовник
не позднее 1908
19.3.1911
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, Скорбященская церковь при обществе попечения о неизлечимо больных, протоиерей. С 26.3.1908 — штатный священник. 19.3.1911 уволен за штат по преклонности лет
Показать все

Награды

22.4.1874
право ношения скуфьи
1876
право ношения набедренника
1891
право ношения камилавки
1896
право ношения наперсного креста
5.11.1898
орден св. Владимира 4-й степени, награжден «за 50-летнюю службу»
Показать все

Другие сведения

5 февраля 1913 на 89-м году своей «труженической, праведной жизни» скончался протоиерей Григорий Иванович Грузов, один из «старцев Божиих— иереев, питомецев старой школы, носителей старых заветов Руси Святой». 65 лет служил он в священном сане, почти 55 лет — в одном и том же бедном приходе, и только тяжкая болезнь заставила его расстаться с любимою паствою, с теми, кого он крестил, венчал, с кем делил все скорби и радости... (Один из невидных стражей … С. 439, 444).

«Есть рабы Божий, отходящие в другую жизнь "в мире", с надеждою воскресения, как бы на временный покой после трудовой жизни в этой юдоли скорбей — отмечает в некрологе племянник почившего пастыря — архиепископ Никон (Рождественский) — У их гроба как-то тепло становится на душе, мысль о смерти отходит на второй план, на место ее является созерцание таинства смерти... "Спит спокойно во Христе", — думается, когда смотришь на спокойное лицо усопшего, или, лучше: "созерцает в благоговении то, что для нас еще закрыто, неведомо, но что ему, усопшему, теперь открылось, стало уже не предметом веры, а живою действительностью"...

И сердце спрашивает почившего: в чем тайна его спокойствия? Почему у его гроба не веет призрак смерти, почему так тянет именно к этому покойнику: тогда как от другого бежать хочется? И тайный голос, голос совести нашей, отвечает нам: посмотрите, оглянитесь на его жизнь, и вы все поймете...» (Там же. С. 439).

И далее архиепископ Никон живо изобразил жизнь «почившего дядюшки» — смиренного служителя Церкви.

«Сын бедного сельского дьячка (родился в 1825 году), он провел свое детство в родном Чашникове, в многолюдной семье отца, под благодатными веяниями родного храма Живоначальной Троицы, пел и читал на клиросе, ходил по приходу славить Христа в Рождество и Пасху, собирая грошики, любимый прихожанами, воспитываемый матерью в страхе Божием и уважении к старшим. С добродушною шуткой рассказывал покойный, как мать, провожая его до Москвы, чтобы записать в духовное училище, строго наказывала ему: "Смотри, сынок, будь ко всем почтителен, всем старшим кланяйся".

И воспринял послушный сын урок матери: лишь только вошли в заставу, как Гришенька снял шапку и стал кланяться направо и налево проходящей публике. Увидев это, мать спросила: "Что это ты делаешь?" — "А как же, маменька? Ведь все они старше меня: надо кланяться" ...

На время ученья в училище пришлось мальчику приютиться в темном углу у какого-то столяра. На первом же уроке ему пришлось отведать и детского горя: книг не было, учить урок не по чему; он так и сказал учителю, когда тот стал спрашивать урок. Но его оправдание, которое ему казалось столь законным, не было принято во внимание, и за незнание урока мальчик был наказан розгою. И всю жизнь, до глубокой старости, он помнил эту розгу и называл ее благодетельницей своей, ибо она заставила его вставать пораньше, до рассвета бегать в училище, чтобы там у товарищей брать книги и готовить по ним уроки...

Кончилось ученье. Грузов вышел из семинарии в первом разряде. Ему предлагали даже идти в академию, но доброго юношу-идеалиста влекло призвание послужить Церкви в селе. Старая семинария умела воспитывать такое стремление в юношах. Мои братья, учившиеся спустя лет десять после дяди, еще привозили ворохи списанных проповедей разных авторов: это они готовили себе запас на время пастырского служения ... И вот, молодой студент идет в консисторию и подает митрополиту Филарету прошение на первое открывшееся священническое место в селе Петрове Рузского уезда, верстах в 70-ти от Москвы. Место было из бедных, соперников не оказалось, и он определен туда. Надо искать невесту. Спрашивает родных, знакомых... Указывают ему на семью одной просфорницы, у которой четыре дочери-невесты. Григорий Иванович, преодолевая семинарскую застенчивость, идет к будущей теще, знакомится, начинает посещать ее дом... Но зачем ходит — сказать недостает решимости. Старушка-просфорница решается, наконец, помочь юноше: "Да не стесняйтесь, пожалуйста, Григорий Иванович: ведь я знаю, зачем вы к нам ходите (конечно, добрые сваты ее предупредили), говорите откровенно: которая же вам больше нравится?" — "А какую, мать, благословишь, — отвечает жених, — такую и возьму!" И мать, следуя примеру ветхозаветного Лавана, отдает ему старшую из дочерей своих, Елену Николаевну. И свадьба скоро состоялась. Взял Григорий Иванович у одного барина сюртук для венчания. А вскоре посвятился во иереи и с молодою супругою отправился в неведомое дотоле Петрово ...» (Там же. С. 440).

В с. Петрово перед молодым священником предстала независтная картина:

«Храм деревянный был в запустенье, склонившийся набок, колокольня такая ж с колоколами малого веса. Не было школы церковной для сельских детей. Дом для священника совсем обветшал. Часть земли была под болотом, и это около дома. Крайняя бедность была кругом. Но твердый духом юный пастырь не впал в уныние: в труде и заботах он видел спасение. И с надеждою на помощь Божию, при содействие добрых людей, взялся он за труд, который не оставлял во всю свою долголетнюю жизнь …» (Пятидесятилетие служения в сане … С. 3).

Плодом его трудов и старания, уменья привлечь всех к доброму делу был освящен храм благолепный: «трехпрестольный, с золоченым пятиярусным иконостасом, с каменною колокольнею, и колокол в 200 пудов отлил... "Все Бог, — говаривал старец, — Бог да добрые люди — мои прихожане. Трудились, трудами созидали Божий храм. Устроили свой кирпичный завод, 25 лет возили дрова из лесных дач, кирпич, товары на фабрику покойного Павла Григорьевича Цурикова, — они возили, а я являлся в контору фабрики да за провоз-то, что следует, и получал, и отвозил в Москву при случае, сдавал в Сохранную казну. Так и копили по грошикам, а когда скопили малость, строить стали... Все Бог да мои добрые прихожане!". Еще в 1848 году, положено было начало «церковно-приходской школе, лучше сказать — школе грамоты … Шли годы, и школа отца Григория росла, ширилась, впоследствии разделилась на две: одна обратилась в начальную церковно-приходскую, другая — в двухклассную для питомцев Воспитательного дома». На месте болота был сделан пруд, канава вокруг участка церковной земли, сад зеленеющий и роща сухая (Один из невидных стражей … С. 441).

Отец Григорий, как отмечал архиепископ Никон, был из таких редких пастырей «в коих самоцен был... совершенно убит сознанием, что сами-то они — круглый нуль, ничто что если что и творится доброе через них, так ведь это отнюдь не они делают, а Бог через них» в них «живет страх: как бы не приписать себе чего-нибудь в деле Божием, как бы не лишиться за это Божия благословения и помощи в будущем» (Там же. С. 444).

В подтверждении этих слов на праздновании 50-летия в священном сане в ответном слове к собравшимся отец Григорий сказал:

«Ныне исполнилось 50 лет моего служения у престолов в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, святых Апостолов Петра и Павла и святителя чудотворца Николая. Во-первых, благодарю Всевышнего Бога за Его неизреченное милосердие ко мне грешному, недостойному рабу Своему. Во-вторых, приношу великую благодарность вам, мои возлюбленные отцы, братия и дети мои духовные, собравшееся на молитву за меня грешного, получивши разрешение на это от милостивого нашего Архипастыря, Высокопреосвященнейшаго Митрополита Владимира. Но я грешный долго и очень долго не соглашался на предлагаемую мне честь во св. храме сем. И вот по какой причине. Искренно признаюсь: меня поражала мысль, чем я мог услужить вам и удостоиться такой милости Божией? Ведь я великий грешник. Всладце похвалюся токмо о немощех моих, хорошо и постоянно памятуя слова святого Апостола Павла. От юности моей всегда бороли меня страсти, и редко я являлся победителем их. Я только просил непрестанно милосердого Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он Сам за меня заступился и спас мою грешную, немощную душу. Какая тут честь воину Христову на поле битвы с диаволом, который, как лев рыкая, искал надо мною случая, как бы поглотить меня? <…>

Не о том теперь я намерен просить вас, все отцы и братья и служители престола Божия, чтобы в этом собрании прилагали вы честь мне за долгослужение, и не о том, чтобы Господь продлил жизнь мою, а вот о чем прошу вас: помолитеся за меня грешного, чтобы Небесный Судия умилосердился надо мною и послал мне христианскую кончину живота моего, непостыдну, мирну и добрый ответ на страшном судище. Вот о чем я прошу вас, добрые пастыри и служители престола Божия» (Пятидесятилетие служения в сане … С. 6).

«Вообще — характеризовал своего дядюшку архиепископ Никон — поучал своих духовных чад не мудрствуя, в простоте сердца и от сердца, слов своих не писал, а говорил то, что подсказывало ему сердце да любовь к детям духовным. И слово его как доброе семя ложилось на простые сердца и приносило плод по роду своему. Но, следуя заповеди Апостола — любить не словом только, но и делом, отец Григорий показывал и на деле свою любовь к прихожанам. Случалось, например, что, обходя приход со святынею в Пасху, он замечал, что у бедняка мужичка двор раскрыт, солома снята с крыши и скормлена скоту: ясно, что платить батюшке за службу на дому у него нет ни гроша. Мужичок встречает батюшку у ворот, берет благословение, а отец Григорий его спрашивает уже: "Что, брат, заплатить-то нам нечем?" — "Не обессудьте, родной", — отвечает тот. И отец Григорий, вынимая из кармана 15-20 копеек, сует мужичку в руку, оглядываясь, как бы этого не заметил дьячок. "Возьми, брат, расплатись с нами, а то дьячок-то будет скорбеть: ведь я-то, пойми, я-то как-нибудь проживу, а он получает восьмую копейку: как ему жить с его большой семьей?" — И не бывало случаев, чтоб эти двугривенные или пятиалтынные не возвращались батюшке, хотя поздней осенью, с глубокой благодарностью.

Вот почему так горячо любили его прихожане, и надо было видеть, как они провожали его, когда он, после тяжкой, в течение целого года, болезни, решился выйти за штат: толпами проводили его до границ прихода и горько плакали — эти мужики, эти грубые на вид натуры... А когда старец поселился в Москве, то нередко, бывая там, навещали его, своего «батюшку родимого», приносили ему немудреные деревенские гостинцы. Да и в Петрове, несмотря на бедность прихода, дом его, милостью Божией и любовью прихожан, можно было назвать полною чашею: были у него и лошадки, и коровки, были и гуси, и утки на его самим вырытом пруду, родилась у него в поле и ржица, и гречиха, и картошка, и вика...

Все Бог благословлял! <...>

Любил, страстно любил старец сельскую природу: до восхода солнечного вставал он в летнее время, шел в лес или поле косить, пахать, в поле и отдыхал, а если бывала служба, то еще до утрени, бывало, наработается, и вечером ложился после заката солнца. Спал так мало, что все удивлялись ему. Питался тем, что приготовит ему матушка — его верный неизменный спутник в жизни, друг в скорбях, помощник в трудах. Она была ему ровесница: только на три месяца моложе, и скончалась лишь в августе минувшего года, за пять месяцев до его кончины. Жили, как два ласковых голубка, давая пример и детям, и прихожанам. В характере, в личных качествах они как будто восполняли друг друга. Покойный приписывал эту милость Божию тому, что не сам он выбрал себе подругу жизни, а положился на волю Божию. И когда скончалась эта добрая старица, отец Григорий подошел к ее постели, преклонил колена и, целуя почившую, сквозь слезы трогательно промолвил: "И зачем ты меня покинула? Уже взяла бы и меня с собой!". И стал готовиться к исходу в вечную жизнь: часто говел, причащался Святых Тайн и, наконец, освятился елеопомазанием. Отпраздновав день своего Ангела, 25 января, он уже не вставал с постели и 5 февраля тихо отошел ко Господу...

В погребении его участвовали несколько иереев — сродников его, и хотя он недавно жил в приходе Святой Троицы, что на Капельках, но к погребению собралось много народа: видно, так было угодно Богу почтить старца Божия обще-церковною молитвою...

Отец Григорий являл в себе тип патриархального священника: всецелая преданность Богу, служение ближнему в простоте любящего сердца, готовность во всякое время отдать последнее нуждающемуся, крепкая вера в Промысл Божий — вот чем он жил сам и учил других тому же. И на нем удивительно исполнялось слово Господа: "Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его и сия вся приложатся вам". Он, по мере сил, в простоте сердца, делал свое дело и верил, что Господь во время благотребное не оставит его. И по вере его всегда бывало так. И храм, и колокольню, и школу, и дом себе он построил, и детей воспитал, а долгов не оставил: во всем Бог помогал!» (Один из невидных стражей … С. 443–444).

 

В оформлении биографической страницы использовались сведения, предоставленные Артемом Николаевичем Гусевым.

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию