Сергий (Талицкий Григорий Дмитриевич), игумен
- Дата рождения: 15.11.1877
- Место рождения: Новгородская губ., Тихвинский уезд, Кузьминская волость, д. Сельцо (Монастырский Двор)
- Дата смерти: 3.3.1956
- Место смерти: Ленинградская обл.
Родственники
- отец — Талицкий Дмитрий Осипович (ок. 1855 – 21.7.1912), крестьянин. Погиб в результате несчастного случая. Отпевание было совершено в Тихвинском Спасо-Преображенском соборе настоятелем собора отцом Василием Волотовским. Погребен на кладбище Успенского мужского монастыря
- мать — Талицкая Александра Ивановна
- брат — Талицкий Александр Дмитриевич (род. в 1881)
- брат — Талицкий Иван Дмитриевич (род. в 1884)
- сестра — Талицкая Марфа Дмитриевна (род. в 1887)
- сестра — Белеутова (Талицкая) Дарья Дмитриевна (род. в 1890)
- сестра — Попонова (Талицкая) Ольга Дмитриевна (род. в 1894). Работала служащей на железной дороге; в 1920 вышла замуж за своего коллегу — Попонова Тимофея Минаевича. Брак был зарегистрирован в Тихвине, а через некоторое время семья, по всей видимости, переехала в Волхов
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Подробная биография
«Родился я в семье крестьянина, с юных лет у меня было большое желание быть в монастыре. В 1902 году мое желание, по милости Божией, осуществилось. В монастыре — бывшем Тихвинском, я с любовью нес различные послушания. Вот и вся моя биография»
С такой незамысловатой простотой и скромностью описал свою жизнь игумен Сергий (Талицкий). Нет в ней слов о заслугах и перенесенных лишениях, есть лишь благодарность, смирение и желание служить Богу. Четыре предложения в концентрированном виде дают представление о призвании человека, который стремится к монашеской жизни не от безысходности, душевных потрясений или житейских неудач, а по любви, по невозможности жить иначе. Однако иноку Тихвинского Успенского монастыря на своем жизненном пути пришлось пережить не только светлые дни жизни обители, но и ее разорение. А позднее именно ему было предназначено стать первым священнослужителем у Престола вновь открытого храма — монастырской церкви «Крылечко».
Заглянем за завесу времени и попытаемся увидеть портрет тихвинского инока.
Будущий игумен родился 15 ноября 1877 г. в деревне Сельцо (второе название — Монастырский Двор) Кузьминской волости Тихвинского уезда. Деревня расположена между озерами Шугозеро и Среднее, в 69 км от г. Тихвина. Родители мальчика были крестьянами, звали их Дмитрий Осипович и Александра Ивановна. Новорожденного крестили в Спасо-Преображенской церкви Больше-Шугозерского погоста, который находился на территории нынешнего поселка Шугозеро, и назвали Григорием. Предположительно, Григорий Талицкий был старшим ребенком в семье, на момент его рождения его отцу было около 22-х лет. Позднее у четы Талицких родились еще пятеро детей: Александр (1881 г.), Иван (1884 г.), Марфа (1887 г.), Дарья (1890 г.) и Ольга (1894 г.).
Как написал игумен Сергий в своей автобиографии, он с юных лет мечтал о поступлении в монастырь. Но, наверняка, будучи старшим сыном в семье, ему необходимо было помогать родителям поднимать младших детей, пока братья, Александр и Иван, не подрастут и не смогут в полной мере справляться с тяжелым крестьянским трудом. Помимо выполнения домашних и сельскохозяйственных работ юноша получил начальное образование в церковно-приходской школе.
Желание Григория посвятить себя служению Богу в ангельском иноческом чине осуществилось лишь в 1902 г., когда ему было уже 25 лет. Получив благословение родителей, молодой человек приехал в Тихвин и поступил в Успенский мужской монастырь. В течение 7 лет Григорий проходил испытание в качестве послушника, выполнял различные монастырские послушания, в том числе исполнял обязанности пономаря. В 1909 г. он принял монашеский постриг с именем Сергий. 5 ноября 1910 г. отец Сергий был рукоположен епископом Тихвинским Андроником во иеродиакона.
21 июля 1912 г. в результате несчастного случая в возрасте 57 лет погиб отец иеродиакона Сергия — Дмитрий Осипович. Его отпевание было совершено в Тихвинском Спасо-Преображенском соборе настоятелем собора Василием Волотовским. Погребение состоялось на кладбище Большого Успенского монастыря, где подвизался сын погибшего.
Следующий, 1913, год стал особенным и для города, и для Тихвинского Успенского монастыря. С 13 по 16 сентября тихвинцы широко праздновали 300-летие избавления города от шведских интервентов. Как сообщал журнал «Огонек», «Тихвин ознаменовал свой юбилей богослужениями, возложением венков на могилу князя Прозоровского, выставкой древностей и изданием книг для народа». Журнал отмечал, что именно в Тихвине находится могила князя Симеона Прозоровского (в иночестве схимонаха Сергия) и гробница царицы-инокини Дарьи. 14 сентября во всех храмах города была отслужена Божественная Литургия, после чего состоялся совместный крестный ход на площадь перед Спасо-Преображенским собором, где состоялся благодарственный молебен.
К 1917 г. в братии Успенского монастыря состоял 55 человек (31 монаха и 24 послушника). В год монастырь посещало около 70 тысяч паломников. Настоятелем обители с 8 августа 1913 г. служил архимандрит Антоний (Демянский). Революция 1917 г. прервала благополучную жизнь процветающей обители. После выхода декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в январе 1918 г., все имущество монастырей было передано в управление специально созданным рабочим комитетам. Архимандрит Антоний писал в своем донесении: «прежним начальствующим в обителях запрещено вмешиваться в дела особыми распоряжениями комиссии... Положение насельников святых обителей и прежних начальствующих неопределенное и очень неясное...». В последующие несколько лет монастырское имущество неоднократно реквизировалось в пользу государства. В 1919 г. была избрана церковная «двадцатка» — актив из прихожан, который должен был решать различные организационные вопросы, зарегистрировать общину и взять в свое управление здания монастыря. Согласно данным приходского совета, в 1921 г. община Успенского монастыря насчитывала 3757 человек. Основу приходского совета составляли монахи. За существование своей обители монахам и прихожанам постоянно приходилось вести упорную борьбу. Однако, несмотря на все усилия, пять из девяти церквей монастыря были закрыты.
Весной 1922 г. началась кампания по изъятию церковных ценностей, самым непосредственным образом затронувшая Успенский монастырь — снимались драгоценные ризы с икон, изымалась богослужебная серебряная утварь, церковные облачения с украшениями, Евангелия в серебряных окладах. В начале 1923 г. храмы монастырского ансамбля при поддержке властей частично перешли к обновленцам, священнослужителям лояльным по отношению к советской власти, которая пыталась сформировать альтернативную подконтрольную церковную структуру. В июне 1923 г. архимандрит Успенского монастыря Антоний организовал общину «Древнеканонической Церкви при Большом Тихвинском монастыре», не признававшую обновленческое Епархиальное управление. Часть насельников монастыря на тот момент уже покинула обитель. Список священнослужителей состоял из 19 человек (среди них значится иеродиакон Сергий Талицкий), братии без священного сана оставалось 11 человек. Община была зарегистрирована и получила в пользование три храма: Успенский собор, Покровскую церковь и храм, посвященный Тихвинской иконе Божией Матери и именуемый в народе «Крылечко». Но монастырь продолжал разрушаться, а монашеская жизнь угасала. После ареста настоятеля монастыря, на тот момент уже епископа Антония, в 1924 г. была предпринята попытка зарегистрировать новую приходскую общину. В документах на регистрацию число священнослужителей уменьшилось до 11. В этом списке Сергий Талицкий значится уже как иеромонах, так как 18 февраля 1923 г. он был рукоположен во священника епископом Тихвинским Антонием. Однако новая «тихоновская» община зарегистрирована не была, монастырь прекратил свое существования, а три действующих храма перешли обновленцам. Примкнуло к обновленцам и несколько монашествующих, образовав небольшую монашескую общину, которая просуществовала до 1933 г. Остальные насельники были вынуждены покинуть родную обитель.
Ушедшие иеромонахи стали служить в приходских храмах Тихвина и уезда. Сергий Талицкий в течение двух лет окормлял приход на своей малой родине — в поселке Шугозеро. Затем, по-прежнему стремясь к полноценной монашеской жизни, с 1926 по 1928 гг. состоял в братии Зеленецкого монастыря, который на тот момент еще отчасти сохранил иноческую общину. В 1928 г. иеромонах Сергий был назначен настоятелем церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Сясьские Рядки. Село было довольно большое и насчитывало по данным 1926 г. 1368 жителей. На данный момент территория села входит в черту города Сясьстрой.
В 1934 г. иеромонах Сергий был награжден палицей (церковная награда, элемент богослужебного облачения, который символизирует духовное оружие слова Божия) и возведен в сан игумена. В данном случае игуменство является почетным званием, которое дается за верное служение, но не предполагает настоятельство в монастыре, так как все монастыри в это время были уже ликвидированы. Игуменами в 30-е годы стали минимум четверо из бывших иеромонахов Успенского монастыря. Этот сан эквивалентен званию протоиерея в случае с белыми священниками.
В период с середины 1937 г. и на протяжении всего 1938 г. Советский Союз захлестнула волна репрессий, одной из целей которых была полная ликвидация Церкви и священства. Священнослужители и активные прихожане арестовывались, подвергались казням или высылались по этапу. Практически все храмы в Ленинградской области были в это время закрыты. Не избежала такой участи и Сясьская церковь. Игумен Сергий лишился храма, в котором он прослужил 9 лет. Сам он уцелел благодаря серьезным недугам, власти не посчитали его опасным контрреволюционером и позволили уйти за штат по состоянию здоровья.
В декабре 1937 г. отец Сергий переехал в Волхов, где проживала его родная сестра Ольга. Ольга Дмитриевна работала служащей на железной дороге и в 1920 г. вышла замуж за своего коллегу — Попонова Тимофея Минаевича. Брак был зарегистрирован в Тихвине, а через некоторое время Попоновы, видимо, переехали в Волхов. По мере сил немолодой монах старался зарабатывать средства к существованию — работал поденным рабочим, зимой убирал снег на железной дороге, летом занимался огородничеством. В 1941 г. Сергий Талицкий эвакуировался на железнодорожную станцию Мыслино и временно проживал в семье другой своей сестры — Дарьи (по мужу Белеутовой). Здесь ему также пришлось потрудиться на тяжелой работе — заготовке леса.
Когда в период Великой Отечественной войны после относительной нормализации церковно-государственных отношений в СССР появилась надежда на возрождение в Тихвине полноценной религиозной жизни, жители Тихвина стали подавать в советские органы власти ходатайства об открытии одного из храмов Успенского монастыря. Первые два таких заявления в феврале 1944 г. поступили от уполномоченной верующими Ирины Дмитриевны Поручиковой председателю недавно созданного Совета по делам Русской православной церкви Г. Г. Карпову и секретарю Леноблисполкома К. Белокуровой. Во втором говорилось: «Товарищ Белокурова, по поручению граждан гор. Тихвина обращаюсь к Вам с великопокорнейшей просьбой об открытии в гор. Тихвине русской православной церкви. Мы подавали за подписью 35-ти человек просьбу в Тихвинский райисполком в декабре месяце 1943 г., но никакого результата до сего времени получить не можем, в связи с этим решили обратиться к Вам».
2 июня 1944 г. И. Д. Поручикова написала намечаемому тогда на Ленинградскую кафедру митрополиту Николаю (Ярушевичу) о том, что одним из условий открытия церкви является наличие священника. Поэтому верующие «подыскали» и направили к митрополиту игумена Сергия (Талицкого) для назначения в церковь «Крылечко». В тот же день И. Д. Поручикова написала ходатайство об открытии церкви «Крылечко» А. И. Кушнареву. 15 июня и игумен Сергий написал заявление с просьбой открыть церковь «Крылечко» управляющему Ленинградской епархией архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию (Чукову). 10 июля канцелярия Ленинградского митрополита сообщила А. И. Кушнареву, что архиепископ Григорий «вынес заключение о желательности открытия храма». 8 августа канцелярия митрополита известила И. Д. Поручикову о том, что архиепископ поддержал ходатайство об открытии церкви «Крылечко».
Поддержка архиерея сыграла свою роль, и 19 октября 1944 г. Совнарком СССР утвердил решение Совета по делам Русской Православной Церкви об открытии церкви в г. Тихвине. 23 октября в Ленинград и Тихвин были посланы извещения о принятом решении.
За предыдущие девять месяцев православные тихвинцы подали восемь заявлений и затем собрали около 250 тысяч рублей на ремонт храма. Но даже после того, как высшее советское руководство признало за верующими Тихвина их право отправлять общественное богослужение (не существовавшее с 1938 г.), местные власти более семи месяцев оттягивали передачу им «в бесплатное пользование» молитвенного помещения. На очередном запросе игумена Сергия от 26 марта 1945 г. о его вызове в Ленинград и назначении в церковь «Крылечко» архиепископ Григорий 9 апреля написал резолюцию: «Вопрос пока не разрешен. Надо ждать». В дневнике же владыка отметил: «Власти местные все время препятствовали, даже призывали к себе членов двадцатки и старались отговаривать молодых от вступления в нее».
17 марта 1945 г. И. Д. Поручикова написала владыке Григорию, что храм верующими отремонтирован. 11 апреля она же напомнила архиепископу о запросе игумена Сергия и попросила ускорить решение об открытии, так как церковь полностью готова к освящению. Однако возможность назначить игумена Сергия наступила только 6 июня 1945 г. К этому времени верующие жители Тихвина наконец зарегистрировали религиозную общину. А. И. Кушнарев известил Совет по делам Русской православной церкви, что храм в городе начал функционировать с 6 июня. Тихвинский горисполком передал верующим самое неприспособленное для приходских нужд помещение — малую надвратную церковь Тихвинской иконы Божией Матери в башне с пристроенной к ней часовней «Крылечко». Ее вместимость составляла лишь 350–400 человек. При этом в храм из музея были переданы в пользование верующим девять старинных икон XVI–XVII вв. Был устроен и колокольный звон — три уцелевших в городе небольших колокола повесили на рельсовой перекладине, закрепленной на деревянных столбах.
Архиепископ Григорий (Чуков) передал в храм антиминс, освященный в 1882 г. епископом Ладожским Гермогеном. Владыка лично прибыл на освящение церкви на пятой неделе по Пасхе 1945 г. На открытии церкви побывал учившийся тогда в местной школе Ю. К. Словецкий. Позднее он вспоминал: «А весна набирала силу. И в городе прошел слух, что открывают церковь "Крылечко". В назначенный день люди, не занятые на работе, стали собираться возле церкви. Не пропустили это событие и мы. После первых уроков... спрятав пионерские галстуки, рванули к монастырю... Посмотреть высшее церковное начальство во главе с архиепископом Новгородским и Ладожским да побывать в церкви, которая закрылась в 1934 г., хотелось многим. Очередь растянулась до бани. Мы же подошли к самому крыльцу. Что удивительно, пропустили нас свободно. Постояв минут двадцать, прошли в храм. Огни лампад и свечей освещали зал. Трудно было дышать, собралось очень много народа. Люди двигались против часовой стрелки. Над головой плыли три медных таза, в них бросали деньги, кто сколько мог... Средства собирали на восстановление храма...»
Игумен Сергий служил настоятелем церкви Тихвинской иконы Божией Матери до 6 декабря 1945 г., когда был перемещен на должность второго священника, а 6 августа 1946 г. по состоянию здоровья уволен за штат. Немного поправившись, он в 1947–1948 г. служил вторым священником в церкви с. Рогожа Новоладожского района, а с 1 октября 1951 г. — в Никольском соборе Новой Ладоги. В этот период благочинный Новоладожского округа протоиерей Алексий Верзин дал о. Сергию следующую характеристику: «Игумен Сергий является усердным благоговейным совершителем богослужений; его скромность, приветливость, благочестивая жизнь приобрели ему уважение прихожан; доброжелательный собрат, чуждый интриг, дисциплинированный и послушный, всегда готовый выполнить поручения, он мой прекрасный сослуживец и помощник. К сожалению, старческая немощь, слабость в ногах и слуха затрудняют его нести все тяготы штатного священника...»
Несмотря на плохое здоровье, весной 1952 г. о. Сергий обратился к владыке Григорию с прошением вновь назначить его на «вторую Родину» — в Тихвин, и с 15 мая 1952 г. по 14 октября 1954 г. снова служил вторым священником в церкви «Крылечко». В 1951 г. церковная община купила дом для проживания причта. Вероятнее всего, в этом доме (ул. Ильинская, 19) жил и игумен Сергий. Дом на Ильинской до 2000-х годов продолжал принадлежать церкви, его стены помнят немало представителей черного и белого духовенства. В нем сохранились православные книги издания XIX–XX вв.
14 октября 1954 г. игумен Сергий окончательно ушел за штат. Оставшиеся годы жизни он провел в Волхове. Об этом вспоминает внучатый племянник игумена — Александр Зерюков. Его старший брат навещал отца Сергия. Скончался Сергий Талицкий 5 марта 1956 г. Игумена похоронили, видимо по его завещанию, на его второй родине — в Тихвине. Полагаем, что могила игумена Сергия на старом городском кладбище рядом с церковью святого Иова Многострадального знакома многим тихвинцам. Тихвинский инок нашел место упокоения недалеко от родной обители, в месте, где совершается богослужение, а звон колоколов возвещает о победе над смертью.
Текст: Иванова М. Жизнь инока. Игумен Сергий (Талицкий) //
ВКонтакте. Страница Марины Ивановой. URL: vk.com/
@feklaparschina-zhizn-inoka-igumen-sergii-talickii