Петр (Соколов Павел Иванович), архиепископ

Родственники

  • отец  —  Соколов Иван Николаевич, священник
  • мать  —  Соколова Ольга Евфимовна (род. в 1833)
  • жена  —  Соколова Елизавета Ивановна (род. 19.10.1867), окончила Саратовское епархиальное женское училище
  • брат  —  Соколов Виктор Иванович (род. в 1852)
  • сестра  —  Голубева (Соколова) Евгения Ивановна (род. в 1853)
  • сестра  —  Соколова Александра Ивановна (род. в 1865)
  • сестра  —  Соколова Надежда Ивановна (1868–1.3.1872)
  • брат  —  Соколов Владимир Иванович (род. 17.8.1872)
  • сестра  —  Соколова Анна Ивановна (род. 3.9.1877)
  • дочь  —  Соколова Александра Павловна (род. 9.9.1887), окончила Саратовское Иоанникиевское женское училище (в 1904). Училась на Саратовских высших сельскохозяйственных курсах
  • сын  —  Соколов Владимир Павлович, священник
  • дочь  —  Соколова Серафима Павловна (род. 16.6.1890), окончила Саратовское Иоанникиевское женское училище (в 1908). Преподаватель Саратовской советской школы
  • дочь  —  Архангельская (Соколова) Нина Павловна (род. 12.1.1894), учительница советской школы в с. Ново-Никольском, Аткарского уезда. Проживала в с. Базарный Карабулак, Саратовской обл.. Муж — Михаил Архангельский, учитель
  • дочь  —  Соколова Вера Павловна (род. в 1896)
  • сын  —  Соколов Павел Павлович , учился в 4-ом отделении 2-ой ступени единой трудовой школы им. Чернышевского. В 30-е годы находился в ссылке на Дальнем Востоке
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1879
Камышинское духовное училище
окончил по 2-му разряду
1879
1885
Саратовская духовная семинария
окончил по 2-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

23.2.1886
рукоположен во священника
между 9.8.1911 и 5.9.1911
возведен в сан протоиерея
1923
пострижен в монашество
18.3.1923
хиротонисан во епископа тайно в скиту, находящимися на покое архиереями Иовом (Рогожиным) и Варлаамом (Ряшенцевым)
16.4.1933 или 1.5.1932
возведен в сан архиепископа
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
13.1.1886
Саратовская и Царицынская епархия, г. Саратов, Духосошественская церковно-приходская школа, учитель
13.1.1886
17.6.1892
Саратовская и Царицынская епархия, Саратовская губ., Вольский уезд, с. Стригай, Никольская церковь, священник (с 23.02.1886)
17.6.1892
не ранее 8.10.1896
Саратовская и Царицынская епархия, Саратовская губ., Аткарский уезд, с. Сластуха, церковь Казанской иконы Божией Матери, священник
не ранее 8.10.1896
между 9.8.1911 и 5.9.1911
Саратовская и Царицынская епархия, г. Аткарск, священник (без приходный), епархиальный миссионер; епархиальный против раскольнический миссионер-проповедник Саратовской епархии (28.04.1909–9.08.1911); член Аткарского отделения епархиального училищного совета (с 5.03.1900)
между 9 и 5 авг. 1911
19.3.1912
Саратовская и Царицынская епархия, Саратовская губ., г. Вольск, Иоанно-Предтеченская церковь кафедрального викариатского собора, протоиерей, настоятель
19.3.1912
20.7.1913
Саратовская и Царицынская епархия, г. Саратов, протоиерей (без приходный) с причислением к сверхштатному духовенству Саратовского Троицкого кафедрального собора; епархиальный против раскольнический миссионер-проповедник Саратовской епархии (19.03.1912–24.08.1913)
20.7.1913
18.3.1923
Саратовская и Петровская епархия, г. Саратов, Крестовоздвиженская церковь, протоиерей; место 2-го священника; член епархиального училищного совета; председатель братства св. Креста (с 21.04.1917)
18.3.1923
3.10.1928
Саратовская и Петровская епархия, Сердобское викариатство, епископ. Временно управлял Астраханской епархией (с 1923 по 1925) и отдельными приходами Уральской, Пензенской и Самарской епархий
5.9.1930
12.11.1935
Сталинградская епархия, архиепископ (с 16.04.1933); епископ (5.09.1930–16.04.1933)
12.11.1935
окт. 1936
Показать все

Награды

окт. 1892
архипастырское благословение, «за благотворное и деятельное участие в делах благотворительности в своих приходах»
6.5.1903
благословение Святейшего Синода
Показать все

Преследования

10.8.1923
арестован, по групповому делу епископа Петра (Соколова)
10.8.1923 – дек. 1923
находился в заключении в г. Саратове, в тюрьме
7.12.1923
осужден Комиссией при НКВД РСФСР по административным высылкам на 3 года заключения в концлагерь за «участие в контрреволюционной организации, возбуждение верующих против советской власти» по ст. 69 УК РСФСР
1927
жил на поселении (около года) в г. Кирсанове, Тамбовской губ. до разрешения вернуться в г. Саратов
192431.10.1926
находился в заключении, освобожден без права проживания в 6-ти крупных городах и Саратовской губ.
23.5.1935
арестован по обвинению в «антисоветской деятельности, связи с контрреволюционными группами илиодоровцев»
23.4.19352.10.1935
находился в заключении в тюрьме г. Сталинграда
2.10.1935
приговорен Особым совещанием при НКВД СССР к лишению свободы на срок предварительного заключения
27.10.1936
на квартире архиепископа был произведен обыск
27.10.1936
арестован по обвинению в «проведение пропаганды монархического характера и антисоветской агитации»
27.10.1936 – не ранее 25.2.1937
находился в заключении в тюрьме г. Воронежа
25.2.1937
осужден спецколлегией Воронежского областного суда на 5 лет тюремного заключения с последующим поражением в правах на 3 года по ст. 58-10 часть 2 УК РСФСР
25.2.193716.5.1937
находился в заключении в Воронежской тюрьме или лагере; умер в заключении
31.7.1989
реабилитирован, по году репрессии: 1935
27.2.1992
реабилитирован прокуратурой Воронежской обл., по году репрессии: 1937
Показать все

Другие сведения

В октябре 1896 года было освящение церкви-школы в деревне Вязовом Враге, Аткарского уезда. «Мысль о сооружении в деревне Вязовом Враге церкви-школы всецело принадлежит приходскому священнику о. Павлу Соколову. Его же трудами она и создавалась. Поступив в 1892 году в село Сластуху о. Павел обратил на деревню Вязовый Враг свое особое внимание. Дело в том, что в деревне 115 дворов жителей — 15 дворов раскольников австрийского толка со своим священником во главе. В доме у священника австрийцев есть церковь, где неопустительно совершается богослужение. Это обстоятельство сильно смущало православное население деревни. Как хорошо знакомый с расколом по первому приходу своего служения в с. Стригае, Вольского уезда, о. Павел всеми зависящими от него средствами (поучениями, публичными беседами и под.) старался ослабить в деревне Вязовом Враге как самый раскол, так равно и влияние его на православное население деревни. Но хорошо сознавая, что в деревне, удаленной от храма и не имеющей школы, этой помощницы священника в его религиозно-нравственном влиянии на прихожан, трудно следить за духовным состоянием чад своих, о. Павел остановился на мысли устроить в деревне Вязовом Враге церковь-школу… » (Освящение церкви в деревне Вязовом Враге, Аткарского уезда)

В 1917 году о. Павел состоял членом комиссии по обследованию чудотворной иконы Божией Матери, явившейся в селе Родниках (Корнеевка) Николаевского уезда Саратовской епархии (К сведению отрицающих чудотворные иконы)

В 1922 году, по словам митрополита Мануила (Лемешевского) “о. Павел вел активную борьбу против обновленчества, громил с амвона его сторонников, а своих товарищей-священников убеждал не иметь общения с обновленцами. Выступил с большой речью на общем собрании саратовского духовенства, созванном по инициативе обновленцев, на котором присутствовало около пятидесяти священников и около двадцати пяти диаконов. О. Павел говорил после главарей обновленчества и с полной убедительностью доказал явно незаконный, самочинный характер обновленческого Высшего Церковного управления (ВЦУ). Он же был главой делегации, направленной к епископу Тихону Уральскому (проживавшему тогда в городе Покровске, против Саратова) с просьбой принять на себя управление Саратовской епархией”

В Саратове, после отказа епископа Уральского Тихона (Оболенского), возник вопрос о хиротонии нового епископа. Вдовый протоиерей Павел Соколов, приняв монашество с именем Петра, был тайно хиротонисан во епископа Сердобского. Позже патриарх Тихон сделает ему выговор за хиротнию без его разрешения, но в сане утвердит. (Архиепископ Воронежский Петр II)

В конце 1923 года успешно боровшийся с обновленцами епископ Петр был арестован и отправлен на Соловки. Вместе с другими архиереями в июне 1926 года он подписывает знаменитое письмо Соловецких епископов правительству (Обращение православных епископов к правительству СССР)

5 сентября 1930 года владыка Петр становится епископом Сталинградским. Документы показывают, что в мае 1931 года по Сталинграду и его районам было зарегистрировано 14 общин патриаршей ориентации, 2 помещения и 13 молитвенных зданий и 34 священнослужителя. По распоряжению архиерея богослужения проводились круглосуточно, чтобы все верующие имели возможность их посещать. Кроме того, владыка выдал священнослужителям антиминсы, чтобы они могли проводить богослужения в частных квартирах. Управляя епархией, владыка Петр «твердо придерживался "Сергиевской ориентации", вел борьбу с обновленцами и илидоровцами. В декабре 1932 года в Сталинграде был закрыт последний храм, находившийся в управлении Петра (Соколова), — Троицкий. Верующие обратились в Постоянную комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК с просьбой об открытии храма, т. к. тысячам верующих приходится посещать удаленные сельские церкви. В июле 1933 года Сталинградский горсовет получил из Москвы разрешение предоставить "Сергиевцам" Алексеевскую кладбищенскую церковь» (Древо : открытая православная энциклопедия)

В 1932 году епископ Сталинградский Петр вызывался на летнюю сессию Синода.  Тогда же, за более чем 40-летнее  служение  Церкви Божией, ко дню Святой Пасхи, он был возведен в сан архиепископа. По другим данным, этот сан он получил 16 апреля 1933 г. (Православие на Волгоградской земле)

Епископ Петр смело обличал в проповедях существующий строй, он говорил, что советская власть и насаждаемое ею неверие в людях являются адом на земле. Смелые проповеди владыки не могли остаться незамеченными.

23 апреля 1935 года владыка Петр был заключен под стражу. Архиерей был обвинен в систематических пропагандистских проповедях антисоветского характера. Во время следствия, он признал лишь то, что критиковал в своих проповедях учение Ч. Дарвина и статьи газеты «Известия» за неверную информацию о положении Русской Православной Церкви за границей.

Казалось бы, после тех обвинений, которые были записаны в деле, владыку Петра ждёт строгое наказание. «Но что-то не сработало в механизме НКВД, какое-то колёсико повернулось не так (до 1937 г. ещё оставалось 2 года), и протоколом от 2 октября 1935 г. епископу Петру засчитывается в наказание срок предварительного заключения и его освобождают из-под стражи» (Православие на Волгоградской земле)

25 ноября 1935 года владыка Пётр становится архиепископом Воронежским. Митрополит Сергий (Страгородский), вероятно, пытается спасти архиерея и поэтому переводит его на другую кафедру.

Воронежский историк А.Н. Акиньшин пишет, «что у владыки не сложились отношения с причтом Успенской церкви, которая в то время стала кафедральным собором. До 6 мая 1936 г. архиерей служил в ней, но потом священники и церковнослужители отказались впускать владыку в храм. Их не напугали увольнение настоятеля за штат и отлучение церковного старосты от святого причастия и даже их отлучение от церкви указом заместителя патриаршего местоблюстителя Сергия от 29 июля 1936 г. Возможно, одной из причин недовольства была попытка владыки навести порядок в финансах. В документах дела отмечается, что архиерей воспрепятствовал причту "собирать с граждан в личное пользование средства в неположенные дни поста"». (Православие на Волгоградской земле)

Но, несмотря на нестроения в соборе, архиепископ Пётр не прекратил своей проповеднической деятельности. Он служил в других храмах, ездил по епархии.

В ночь с 27 на 28 октябре 1936 г. владыка Пётр был арестован. Ему предъявили обвинение в контрреволюционной пропаганде, враждебном отношении к советской власти, в монархических высказываниях и даже в недовольстве существующими ценами на продукты питания.

Обвиняли архиепископа и в том, что он в марте 1936 г. в проповеди призывал верующих объединиться вокруг церкви, что на Великий пост он говорил о гонениях на религию в стране, о лишениях, которые испытывает народ. Не понравилось чекистам даже то, что владыка был против проведения электрического освещения в храме. (Православие на Волгоградской земле)

Владыка на одном из допросов сказал,  «что он действительно был против того, чтобы произносить возглас о "христолюбивом воинстве", так как в Красной Армии сейчас служат неверующие, которые "в наших молитвах не нуждаются". Архиепископ подчёркивал также, что каждый верующий должен безропотно нести свой крест. 10 ноября 1936 г. ему было предъявлено обвинение по статье 58-10, ч. 2.» (Православие на Волгоградской земле)

Дело архиепископа Петра рассматривалось в закрытом заседании специальной коллегии областного суда 12 февраля 1937 года. Обвиняемый был признан виновными и приговорен к 5 годам лагерей и 3 годам поражения в правах.

По сведениям зарубежных изданий, архиепископ Петр (Соколов) умер 16 мая 1937 года в возрасте 74 лет. Место смерти — Воронежская тюрьма или лагерь — не установлено (Архиепископ Воронежский Петр II)

 

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию