Антонин (Державин Иван Дмитриевич), епископ
- Дата рождения: 17.1.1831
- Место рождения: Калужская губ., Жиздринский уезд, с. Кондрыкино
- Дата смерти: 2.3.1902
- Место смерти: г. Псков. Погребен в усыпальнице Псковских святителей, под Троицким кафедральным собором
Родственники
- отец — Дмитрий Данилов, священник Пятницкой церкви с. Кондрыкино Жиздринского уезда Калужской губ.
- брат — Державин Афанасий Дмитриевич, протоиерей
- брат — Державин Кирилл Дмитриевич (род. в 1825/1826), воспитанник Калужской духовной семинарии (1846) и Московской духовной академии (кандидат XVII курса; 1850)
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Другие сведения
«Епископ Антонин Державин, сын священника Калужской епархии, обучался с 1844 по 1850 год в Калужской семинарии; а с 1850 по 1854 в Московской духовной академии, в которой кончил курс со степенью кандидата; в 1855 г., 26-го февраля, по окончании академического курса, поступил во священника Афанасиево-Кирилловой церкви в городе Белеве Тульской епархии, и эту должность, вместе с посторонними поручениями от епархиального начальства, проходил до 24 октября 1861 года. В этом году к священническим обязанностям присоединились еще должности помощника смотрителя и учителя Белевского духовного училища и обязанности гласного в Белевском земском собрании, а также члена от духовенства училищного Белевского совета. Но, овдовев, он подал в конце декабря1874 года прошение Высокопреосвященнейшему Никандру, архиепископу Тульскому и Белевскому, о пострижении его в монашество.
И незадолго до пострижения с ним случилось одно необыкновенное обстоятельство, из которого нельзя не убедиться, что промысл Божий видимым образом сохранял жизнь его для блага церкви Христовой. <…>
Об этом обстоятельстве он сам так говорит в письме своем к одному из протоиереев г. Твери[1]: "Великую неизреченную милость Свою явил мне Господь Бог в ночь на 27-е декабря 1874 года в страшные минуты крушения поезда по Московско-Курской железной дороге близ станции "Сергиево". В то время я был приходским священником в г. Белеве Тульской губернии.·По распоряжению Высокопреосвященнейшего Никандра, архиепископа Тульского и Белевского, я вызван был братом моим, протоиереем [Тульского кафедрального собора] Афанасием Дмитриевичем, в Тулу к празднику Рождества Христова. В этот праздник, по назначению владыки, я служил с ним и с причтом кафедрального собора литургию и положенный после нее молебен. После того, вместе с другими, был у владыки. А вечером в другой раз явился я к нему и подал ему прошение о пострижении моем в монашество. На следующий день, 26 декабря утром, был я за литургией в кафедральном соборе; вечером посетил моих родных и знакомых и затем прибыл на вокзал, чтобы отправиться в гор. Белев с ночным пассажирским поездом по Московско-Курской железной дороге. Брат Афанасий Дмитриевич отпустил со мной своего служителя Семена Матвеева Фурсова. По просьбе моей, мне отведено было помещение несколько свободное от пассажиров, в ближайшем к паровозу вагоне третьего класса. Я поместился на лавке близ перегородки, разделяющей вагон на две половины; спутник мой, служитель Семен Матвеев, — на другой лавке близ той же перегородки. В промежутке находилась дверь, ведущая в другое, заднее отделение вагона. Кроме меня и служителя Семена, в нашем отделении было всего два человека. Поезд двинулся с места. Утомленный разъездами по родным и знакомым в Туле, я прилег на лавке и заснул; служитель Семен — тоже. Но вдруг я пробужден был необыкновенно-сильным наклонением нашего вагона в ту и другую сторону и страшным треском. Спереди и сзади доносились до меня жалобные крики и стоны. Семен сообщил мне страшную весть, что поезд подвергся крушению. Два человека, бывшие с нами, мгновенно выскочили чрез окна из вагона. Я решился было сделать то же; но, взглянув в окно, увидел страшную глубину, которая угрожала или совершенною смертью, или неизлечимым увечьем. Поспешно бросился я на свою лавку, закрылся воротником шубы и предался воле Господа Бога. Семен оставался на своем месте.
Катастрофа скоро кончилась. Глубоко поразительны были последствия ее. Впереди была огромная груда кусков дерева, железа и других составных частей паровоза и вагонов. Из-под этой груды слышны были вопли истопника, на которого упал раскаленный кусок парового котла, и стоны мальчика, бывшего при нем. Сзади тоже из-под груды разбитых вагонов слышны были раздирающие душу вопли о помощи отставного военного человека, отца семерых детей, плач и стоны других пассажиров. Отделение вагона, в котором находился я с Семеном, тоже подверглось разрушению: крыша, стены и пол были разбиты в куски; остались целыми лишь лавки, на которых находились мы, пол под нами, крыша над нами, — поддерживаемая колонками, и перегородка с дверью. Беспредельным милосердием Господа Бога мы были спасены не только от страшной смерти, но даже от всякого повреждения. Рвалось сердце подать помощь страждущим пассажирам; но не было никакого доступа к ним. Мальчик, стонавший, наконец, умолк навеки. Через несколько времени после того не стало слышно и воплей истопника. С великим усилием отворена была дверь во вторую половину вагона, притиснутая кусками его; и, по милости Господа, из-под груды их выбрался к нам вышеупомянутый военный человек, измятый, изнуренный.
Около четырех часов пробыли мы на уцелевших лавках, под оставшеюся над нами крышей, пока расчищен был путь и подан был поезд для дальнейшего следования. Впоследствии стало известно, что причиной катастрофы было то обстоятельство, что пассажирский поезд, с которым отправились мы из Тулы, по оплошности железнодорожной прислуги, пробежал мимо станции "Сергиево", на которой должен был остановиться, и на пути за этой станцией столкнулся с товарным поездом, шедшим навстречу".
Так премилосердый Господь видимым образом сохранил жизнь избранника Своего при самом заявлении его желания быть иноком.
В марте того же 1875 года новопостриженный иеромонах Антонин определен был настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монастыря, с увольнением, по собственному его желанию, от должности помощника смотрителя Белевского духовного училища; в 1876 году утвержден благочинным над четырьмя монастырями, и за усердную и полезную службу возведен в 1878 году в сан архимандрита; в 1881 году 20 апреля общим собранием правления Вифанской духовной семинарии избран и указом Св. Синода утвержден исправляющим должность инспектора оной семинарии; а 5-го июля того же года резолюциею Высокопреосвященнейшего митрололита Московского Макария разрешено ему носить золотой наперсный крест с драгоценными украшениями, поднесенный ему от граждан г. Белева в знак признательности их к четвертьвековой службе его в их городе Белеве с высокими качествами истинного пастыря. В 1882 году 20 октября, по определению педагогического собрания, временно обучал в 5 и 6 классах чтению отцев церкви по-гречески, a 23 апреля 1883 года указом Св. Синода уволен от должности инспектора Вифанской семинарии и определен настоятелем Московского Сретенского монастыря и вместе сделан членом Московской духовной консистории; а 25-го октября того же года, по всеподданнейшему докладу Св. Синода, возведен в сан епископа Старицкого, викария Тверской епархии, и вместе с тем назначен настоятелем Тверского Отроч монастыря. <…>
От 27-го декабря 1883 года обер-прокурор Св. Синода уведомил преосвященного Антонина, что Государь Император, по всеподданнейшему докладу его о посвящении его, Антонина, в сан епископа, всемилостивейше соизволил в 24 день сего декабря пожаловать ему полное облачение архиерейское из кабинета Его Величества, — и что об этом Высочайшем пожаловании сообщено г. министру двора. <…>
Он сам был святитель религиозный и набожный и своим богослужением привлекал в Отроч монастырь множество богомольцев[2]. Все эти службы требовали трудов и времени. И преосвященный Антонин не только не тяготился, но и радовался таким трудам и такой службе.
Другое важное дело, требовавшее его внимания и труда, — это заведение внецерковных собеседований с народом. На каждое из таких собеседований он являлся сам, — и даже нередко сам же вел и собеседование. В помощь к инокам своей обители, он приглашал всех священников Заволжской и Затверецкой части, которые в его присутствии и под его руководством вели это дело с ревностью достохвальною. <…>
И на эти внецерковные собеседования стекалось народу весьма много.
По отношению ко внешнему благоустройству Отроча монастыря преосвященный Антонин сделал довольно много, хотя не особенно значительных починок и поправок. Он производил их ежегодно и отнюдь не допускал монастыря до обветшания и нечистоты[3].
Преосвященный Антонин приобрел глубокое уважение от всех Тверских жителей, и своим открытым, общедоступным и всегда благожелательным характером, и особенно своим благоговейным богослужением» (Отроч монастырь в г. Твери … С. 345–351, 359, 361, 362, 363, 364).
Тверским викарием Преосвященный Антонин состоял около трех лет. 18 октября 1886 года он был назначен епископом Ковенским, первым викарием Литовской епархии; 14 марта 1889 года определен на самостоятельную Полоцкую и Витебскую кафедру, а 3 сентября 1892 года перемещен на Псковскую архиерейскую кафедру.
«Свое архипастырское служение епископ Антонин совершал в духе христианской любви и кротости и был известен особой попечительностью о благе вверяемых ему паств и ревностью о насаждении и укреплении в народе начал христианского просвещения. Во время управления им Полоцкой епархией, при его содействии открыто женское училище при Тадулинском женском монастыре; устроено помещение для Витебского духовного училища, учреждена пенсионная касса для духовенства Полоцкой епархии, открыты богадельни и приют для призрения престарелых и воспитания малолетних сирот, кроме этого, стали проводиться религиозно-нравственные чтения для народа по всей епархии, открыта библиотека, в Витебске с читальней и музеем, увеличено число церковно-приходских школ. Особенной попечительностью его пользовались учебные заведения.
В Псковской епархии заботами Преосвященного Антонина открыта богадельня для священнослужителей, заведены в церквах епархии церковные хоры, а в воскресные и праздничные дни чтение акафистов.
В начале июля 1901 года епископ Антонин заболел нервным расстройством, которое осложнилось болезнью печени и сужением пищевода. Эта болезнь ослабила силы, и владыка не мог уже совершать богослужений. В помощь ему Святейший Синод назначил на время его болезни Преосвященного Германа, епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии, который был свидетелем дивной христианской кончины благостнейшего и кротчайшего святителя Антонина. Старец, по его словам, не испытывал ужаса, он был весь поглощен созерцанием вечной жизни у престола Божия. За несколько дней до кончины старцу принесли исполненный аромата кипарисовый гроб. Он ходил около гроба, с детской радостью целовал свою будущую храмину и восторженно повторял: "се покой мой! Где вселюся! Слава Тебе, Господи, Слава Тебе! Ты влечешь меня к тихому пристанищу блаженного оного покоя!"
На одре старец лежал весь сияющий любовью, весь проникнутый самой живой верой, переходящей в ведение, воздыхавший ко Господу Иисусу Христу, Его Пречистой Матери, небесным силам и всем святым — с такой полнотой внутреннего чувства, с такой близостью к миру невидимому, что всем окружавшим его смертный одр казалось, будто бы в горнице, в которой возлежал болящий, пребывали все небожители, которых он призывал в своих молитвах.
Скончался 2-го марта 1902 года, погребен в Псковском соборе» (Die russischen orthodoxen Bischöfe von 1893 bis 1965 = Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы ... Ч. 1. С. 335–339).
«Был женат, но детей не имеет» (Дело о представлении в канцелярию Св. Синода формулярных списков ...Л. 24).
_____________________________
[1] Письмо к протоиерею В. Ф. Владиславлеву от 25-го июля 1892 года.
[2] Вот самая лучшая похвала ему: один церковный староста приехал вместе с приходским своим священником к высокопреосвященейшему Савве для приглашения отслужить в их церкви в храмовой праздник. Владыка отказался и сказал, что он пришлет к ним викария. — «Нет, нет: не нужно его! — замахал руками староста.
— Да почему же?
— Да он отбил у нас всех прихожан. Все к eго службе ходят».
[3] При нем сделаны следующие исправления и починки: в 1883 году — покрыт был балкон железом, обиты обоями настоятельские кельи, а потолки промыты; куплено для настоятельских комнат 4 дюжины салфеток ручных, 4 скатерти, 4 дюжины буковых стульев; на храмах Божиих, а также на помещении настоятеля и на кельях братии поправлена крыша и подоконники на настоятельском корпусе и братских келлиях, сделаны деревянные святые ворота, и ворота под колокольнею, а на восточных воротах крыша покрашена медянкой, также и на северо-западной башне, и северо-восточной. Производились плотнические работы в братских келлиях; обиты два дивана в настоятельских покоях, шесть кресел и 12 стульев материею; починена каменная дорога около монастыря на пространств 49 с. В 1885 году — сделано пять новых рам с прибором в настоятельских и братских кельях; устроен новый пол на новых балках в казначейских келлиях; починена железная крыша на настоятельском и братском корпусах, и окрашены полы, двери и окна в братских келлиях около колокольни; в них складены печи. В 1886 году — вставлены стекла в 10-ть рам настоятельских комнат и в братской трапезе с окраской их; выбелены монастырские здания, починена на них штукатурка. По церкви в 1883 году устроено горнее место и обито красным сукном, куплен новый подсвечник, 40 арш. позолоченной парчи для одежды на два престола и на два жертвенника в теплой церкви, несколько аршин канауса для напрестольной одежды и серебряного гасу; куплен бархатный ковер и произведены по церкви мелкие плотнические починки. В 1884 году очищен собор, окрашен цоколь и промыт иконостас, отбелены откосы, окрашены три двери, прочищены и перемыты в нем 13 рам, окрашены в алтаре три двери, 8 штук пилястр и плинтусы; совне собора окрашены железная крыша и шейка, глава и купол медянкою; уставлен и укреплен цепями крест. И на соборе и на теплой церкви около купола на крыше положены и выкрашены новые железные листья. В верхней церкви загрунтованы и выкрашены рамы, переложены изразцовые печи, посеребрены два подсвечника, почищен иконостас, окрашены стены, окна, двери, рамы и вставлены новые стекла; сделаны стол для ризницы, шкаф и полки, и посреди церкви кафедра. В нижней теплой церкви исправлены печи, посеребрены три медные лампады, поправлены два седмисвечника, посеребрены два посоха и водосвятная чаша, подсвечник пред иконою Успения Божией Матери. В 1885 году сделано восемь шкафов для церковной библиотеки, куплен ковер для церковного употребления и серебряный стручец, переплетены в пять томов прежние дела монастыря за последние годы; переделано большое напрестольное евангелие в золотой обрез и бархат, очищен напрестольный крест, 8 венцов на местных иконах в теплой церкви, починен ковчег, две полукруглые рамы со вставкою бемских стекол; окрашены полы в верхней церкви; снаружи собора и теплой церкви отбелены стены, окрашен цоколь, и починена штукатурка. В 1886 году в нижней церкви переделан пол; и при этой переделке оказалась необходимость снять с места престол в алтаре во имя св. великомученицы Варвары, от крайней ветхости пола, сверх которого он стоял, склонившись на сторону. Новые полы положены на новых толстых осмоленных балках, под которые подведены, где было возможно и нужно, каменные столбы, а равно и для престола выведен отдельный от пола каменный фундамент, на котором он и утвержден. Поставлен иконостас в приделе великомученицы Варвары. В верхней теплой церкви промыты потолок и отбелен, починены две печи; посеребрены и очищены некоторые ризы на иконах, подсвечники и лампады, починены два серебряных кадила. По ризнице сшиты 4 новые священнические ризы, 4 стихаря диаконские и два пономарские, с приборами.
Архивные источники
Сочинения
-
Первое посещение Псковской духовной семинарии преосвященным Антонином, епископом Псковским и Порховским 12 октября 1893 г. [Псков], [ценз. 1893]. 8 с.
-
Речь преосвященнейшего Антонина, епископа Псковского и Порховского, произнесенная в Благовещенском кафедральном соборе 28-го ноября пред панихидой в сороковой день по кончине его императорского величества государя императора Александра III Александровича. Остров, 1895. 8 с.
Литература
-
Московский в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери ставропигиальный мужской монастырь / А. Н. Казакевич, Э. П. Р. // Православная энциклопедия. М., 2017. Т. 47. С. 406–416
-
Островский Симанский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь / Д. Б. Кочетов // Православная энциклопедия. М., 2019. Т. 53. С. 461–463
-
Отроч в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь / Е. Л. Конявская, А. П. П. // Православная энциклопедия. М., 2019. Т. 53. С. 533–538