Димитрий (Поспелов Дмитрий Константинович), епископ

Митрополит Мануил (Лемешевский) писал о владыке: «Отличался добрыми качествами души, ревностным исполнением уставных указаний. Достигши предельной старости, он до конца жизни не утратил бодрости духа, ясной памяти. К посещавшим его верующим и ко всем, соприкасавшимся с ним, относился как добрый любящий отец, готовый дать разумный полезный совет и наставление, утешить в скорби и печали, рассеять уныние» (Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно) ... Ч. 3. С. 52).

Родственники

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1884
Тамбовская духовная семинария
окончил по 2-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1885
рукоположен во священника
6.5.1912
возведен в сан протоиерея
1923
пострижен в монашество
24.9.1923
хиротонисан во епископа
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1884
не ранее 1885
Тамбовская и Шацкая епархия, Тамбовская губ., Кирсановский уезд, с. Лукино, Христорождественская церковь, псаломщик
1888
1903
Тамбовская и Шацкая епархия, Тамбовская губ., Елатомский уезд, с. Балушево-Починки, церковь Воздвижения Честного Креста Господня, священник. Заведующий и законоучитель Балушево-Починковской церковно-приходской школой. Помощник духовно-судебного следователя по 2-му Елатомскому благочинническому округу (с 1899). Окружной миссионер (противосектанский) по Елатомскому уезду (с 1902)
1903
1923
Тамбовская и Шацкая епархия, Тамбовская губ., г. Темников, Спасо-Преображенский собор, протоиерей (священник — до 29.6.1917). Помощник благочинного Темниковского городского округа (1909–1914), благочинный церквей г. Темникова (1918). Наблюдатель церковно-приходских школ Темниковского уезда (1903 – не ранее 1915). Командирован в Саровскую пустынь «для служения панихид и молебнов и для заведования продажей икон и книг во дни прославления преподобного отца Серафима» (6–25.7.1903). Председатель съезда депутатов Шацкого училищного округа (1911). Депутат (по Темниковскому городскому округу) на окружные и епархиальные съезды духовенства (1911). Член отделения Тамбовского епархиального комитета по оказанию помощи беженцам (1915)
18.10.1933
1933
Ижевская и Воткинская епархия, Воткинское викариатство, епископ; от назначения отказался (по другим данным, 14.10.1933 возглавил Воткинскую епархию, а в 1934 переведен на кафедру в г. Темников)
5.3.1936
1936
Рязанская и Шацкая епархия, Скопинское викариатство, епископ. В 1936 уволен за штат по болезни, в последующие годы безвыездно проживал в г. Яранске Кировской обл.
Показать все

Награды

1893
право ношения набедренника, награжден ко дню св. Пасхи «за усердно полезную службу и благоповедение»
11.1.1897
благодарность епархиального начальства, получил «за усердное и полезное отношение к церковно-школьному делу»
23 май 1900
книга «Библия», от Святейшего Синода выдаваемая, награжден «за особые труды, усердие и ревность по благоустройству местных церковно-приходских школ»
13.9.1903
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого, удостоен «за особенные труды, понесенные при прославлении святого угодника Божия Преподобного Серафима, Саровского чудотворца»
1903
благодарность епархиального начальства, «с внесением в формулярные о службе списки, за достойные одобрения труды, понесенные в Темниковской Саровской пустыни, за время с 6 по 21 июля 1903 года, во дни прославления преподобного отца Серафима, Саровского Чудотворца»
6.5.1913
орден св. Анны 3-й степени, сопричислен «за отлично-усердную службу и особые труды»
Показать все

Преследования

1926
арестован
1926
осужден на заключение в концлагерь
1926 – не ранее 1929
находился в заключении в Соловецком исправительно-трудовом лагере (СЛАГ) ОГПУ
Показать все

Другие сведения

«Ваше Высокопреосвященство, милостивейший архипастырь и отец, — докладывал 18 (31) марта 1918 года[1] архиепископу Тамбовскому и Шацкому Кириллу благочинный церквей города Темникова протоиерей Димитрий Поспелов. — Настоящею докладною почитаю долгом довести до сведения Вашего Высокопреосвященства о нижеследующем.

Вследствие телеграфного распоряжения Консистории от 14 [27] сего марта мне пришлось быть в Санаксарском монастыре для объявления об устранении монастырского казначея о<тца> Венедикта от должности и о запрещении его в священнослужении[2]. Объявлено распоряжение во время трапезы. Монашествующие были в полном сборе. После прочтения телеграммы, на вопрос, что же делать, раз монастырем устранен игумен о<тец> Александр и вместо него избран о<тец> Венедикт, я позволил себе ответить, что впредь до суда следует восстановить в правах о<тца> Александра и предоставить исполнение казначейских обязанностей новому лицу вместо о<тца> Венедикта. Иеромонахи — устранённый Венедикт, Корнилий, Памва, Владимир, иеродиакон Никодим и другие — тут же выразили нежелание подчиниться велениям телеграммы в вопросе об устранении казначея. О<тец> Корнилий назвал распоряжения Епархиальной власти неправильными, а о<тец> Владимир высказался, что ныне не такое время, чтобы против воли монастыря могла идти Епархиальная власть.

Беда в Санаксарском монастыре появилась вместе со вступлением во власть по городу Темникову и его уезду представителей большевизма. Игумен Александр не приветствовал большевиков. Такое отношение его не понравилось большевицкой власти. Этим и воспользовалась недовольная часть монашествующих, чтобы освободиться от о<тца> Александра, заручившись от большевиков согласием на избрание нового игумена.

О<тец> Александр сейчас находится в строгом одиночном заключении, в нетопленной келии и без горячей пищи. Сделано это по распоряжению о<тца> Венедикта. О положении о<тца> Александра пишу со слов посланца иеродиакона Филарета. Объявление последнего распоряжения Епархиальной власти ухудшило жизненные условия узника. Попытки сделать что-либо в пользу его разбиваются о те дары, которыми пользуется большевизм наш от новых распорядителей средствами монастыря. С 1-го марта по 14-е, как передано иеромонахами, эти дары выразились в сумме 14000 руб<лей>, помимо наложенной на монастырь контрибуции в нескольких десятках тысяч рублей.

Положение Санаксарского монастыря сейчас можно охарактеризовать словами: беспорядок в управлении и разорение в материальной и нравственной областях. Если бы не сами монашествующие, всего этого пока можно было бы избежать.

Большевицкая власть по гор<оду> Темникову всецело занялась контрибуциями. За невзнос денег тюрьма и распродажа имущества. В число обложенных контрибуцией включено и духовенство. Насколько известно, священники обязаны внести по несколько тысяч рублей. Конечно, при Темниковской бедности, этих денег не найдется ни у кого из духовенства и для него тюрьма и потеря последнего скарба в самом ближайшем времени станут печальною очевидностью.

Сообщая о сем последнем, я ничего не имею в виду, кроме возможной помощи от Вашего Высокопреосвященства для подведомого Вам Темниковского духовенства в его тяжелом положении[3]. Вашего Высокопреосвященства покорный слуга и послушник, благочинный церквей гор<ода> Темникова, протоиерей Димитрий Поспелов»[4] (Преподобный Александр Исповедник игумен Санаксарский …).

*   *   *

«Ввиду удаленности Темниковского уезда от Шацка благочиннический совет обратился к Патриарху с двойной просьбой об открытии у них викариатства и об утверждении их кандидата на епископскую кафедру из числа духовенства г. Темникова, которым считался протоиерей Д. К. Поспелов, настоятель Спасо-Преображенского собора, вдовец. Уже в сентябре–октябре 1923 г. избранный кандидат был пострижен в монашество и хиротонисан во епископа с назначением в управление Темниковской кафедрой (управлял до 1926 г.)» (Система епархиального управления Воронежской и Тамбовской епархий в 1917–1937 гг. ...).

*   *   *

Из некролога в Журнале Московской Патриархии:

«Почивший отличался добрыми качествами души, ревностным исполнением уставных указаний.

Достигши предельной старости, он до конца жизни не утратил бодрости духа, ясной памяти.

К посещавшим его верующим и ко всем, соприкасавшимся с ним, епископ Димитрий относился как добрый, любящий отец, готовый дать разумный полезный совет и наставление, утешить в скорби и печали, рассеять уннынние.

Владыка скончался по-христиански, причем тихо и спокойно, как догоревшая лампада.

По облачении его в архиерейское одеяние была отслужена первая панихида.

На другой день гроб с телом был вынесен в собор. В течение двух суток верующие приходили отдать последний долг усопшему.

Чин отпевания, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, совершен был местным причтом, при многочисленном собрании верующих.

Пред началом отпевания настоятель собора произнес надгробное слово, охарактеризовав почившего архипастыря как священнослужителя и как человека, отличавшегося добрыми качествами души.

После отпевания гроб с телом покойного Владыки был обнесен вокруг храма и предан земле на местном городском кладбище» (Епископ Димитрий : (Некролог) / прот. В. Васильев // Журнал Московской Патриархии. 1953. № 3. С. 23).

___________________

[1] Церковные события после 1 февраля 1918 года, когда большевиками был введен в России григорианский календарь (новый стиль), приводятся в двойной датировке.

[2] Не предлагая глубокомысленных сопоставлений, мы, тем не менее, отметим, что в этот день, 14/27 марта, празднуется память преподобного Венедикта Нурсийского — небесного покровителя взбунтовавшегося санаксарского казначея.

[3] 19 марта (1 апреля) 1918 года владыка Кирилл назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским, а Тамбовскую кафедру с 22 мая (4 июня) 1918 года возглавил избранный свободным голосованием клира и мирян епископ Зиновий (Дроздов).

[4] Центральный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ЦА ФСБ РФ). Д. Н-1780. Т. 9. Л. 39–39а.

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию