Иоасаф (Удалов Иван Иванович), епископ, священномученик
- Дата рождения: 5.4.1886
- Место рождения: г. Уфа
- Дата смерти: 2.12.1937
- Место смерти: г. Казань; похоронен в общей могиле на Архангельском кладбище г. Казани
Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 19 ноября/2 декабря, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля) и Соборе Казанских святых (4/17 октября)
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Преследования
Другие сведения
Священномученик Иоасаф (Удалов) родился 5/17 апреля 1886 г. в благочестивой семье часовых дел мастера Ивана Александровича Удалова, ставшего впоследствии купцом. Воспитание Иван получил в духе любви к православной вере, с неопустительным соблюдением постов и посещения церковных служб.
На первых курсах семинарии познакомился с Уфимским и Мензелинским епископом Антонием (Храповицким), впоследствии митрополитом. Окончил академию в 1910 г. кандидатом богословия за сочинение «Этическая проблема в современном идеализме» (написано под рук. В. И. Несмелова).
Лето 1910 г. он провел в Волынской губернии, в Житомирском Богоявленском монастыре, где владыка Антоний (Храповицкий) постриг его в монашество и рукоположил во иеромонаха. В июле 1912 г. возведен в сан игумена, определен настоятелем Казанского Спасо-Преображенского монастыря.
Он строго следил за соблюдением устава и правил в духе древнего благочестия, начал возведение часовни над мощами Казанского митрополита Ефрема. В это же время был назначен председателем Совета Казанских миссионерских курсов,
находившихся в Спасо-Преображенском монастыре. На курсах в течение двух лет обучались слушатели с общим средним или педагогическим образованием, которые затем могли стать священниками. Отец Иоасаф преподавал на курсах общую и русскую церковную историю.
С 1915 г. — заведующий Казанскими миссионерскими курсами, председатель Педагогического совета и Хозяйственного комитета курсов. Возглавлял курсы до их закрытия в конце 1917 г. В начале сентября 1918 г. отказался покинуть Казань с отступавшими белыми частями. Поскольку Казанский и Свияжский митрополит Иаков (Пятницкий) и викарный Чебоксарский епископ Борис (Шипулин) выехали из Казани, а викарный Чистопольский епископ Анатолий (Грисюк, впоследствии митрополит) в это время пребывал в Москве на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., архимандрит Иоасаф с 10 сентября фактически руководил епархией. 12 сентября 1918г. провел чин отпевания убитых красными после взятия Казани иноков Казанского Зилантова Успенского мужского монастыря.
22 сентября Кремль Казани был объявлен военным городком, после чего был закрыт Казанский Спасо-Преображенский монастырь. Архимандрит Иоасаф организовал вывоз из монастыря и кафедрального Благовещенского собора святынь — мощей святителей Гурия и Варсонофия и др.
С возвращением в Казань 26 сентября 1918 г. в качестве временно управляющего Казанской епархией епископа Анатолия отец Иоасаф стал его ближайшим помощником, вошел в состав епархиального совета. Пребывал в Иоанно-Предтеченском монастыре.
Митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов), епископ Балахнинский Петр (Зверев) 11/24 июля 1920 г. Казанский и Свияжский митрополит Кирилл (Смирнов) возглавил в соборе Богородицкого монастыря в Казани хиротонию его во епископа Мамадышского.
Епископ Иоасаф стал 2-м викарием Казанской епархии. Местом его пребывания был определен Кизический Введенский монастырь. 21 ноября 1920 г. вместе с епископом Анатолием участвовал в хиротонии во епископа Чебоксарского архимандрита Афанасия (Малинина). Временно управлял Казанской епархией после ареста 21 марта 1921г. епископа Анатолия и до прибытия в Казань 4 января 1922 г. освобожденного из заключения митрополита Кирилла (Смирнова). В июне 1921г. вместе с епископом Афанасием (Малининым) совершил хиротонию во епископа Спасского Андроника (Богословского). В ноябре того же года добился открытия в Казани Богословского института вместо закрытой властями КазДА.
12 апреля 1922 г. назначен епископом Чистопольским, 1-м викарием Казанской епархии. После очередного ареста 15 августа 1922 г. митрополита Кирилла епископ Иоасаф вновь стал управляющим епархией. В то время, когда Патриарх Тихон был арестован, а руководство Церковью фактически захватили обновленцы, владыка Иоасаф был тверд в защите Православия, но избегал излишней конфронтации во взаимоотношениях с гражданской властью и с обновленцами. Как и митрополит Кирилл, он возлагал надежду на то, что ситуация разрешится на Поместном Соборе.
Хотя епископ Иоасаф не делал заявлений о признании обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ), 1 октября 1922 г. с согласия епископа Иоасафа в состав Казанского епархиального управления вошли обновленческие священники. «Примиренческая» позиция епископа Иоасафа объяснялась, очевидно, стремлением избежать в случае решительного разрыва с ВЦУ, массового закрытия властями казанских храмов или их передачу обновленцам. После праздника Святой Пасхи 1923 г. епископ Иоасаф служил в Казани тайно, так как все храмы города перешли к обновленцам. Активно противодействовал обновленческому расколу в Казани. 4 апреля 1923 г. в Казань прибыл епископ бывший Тираспольский Алексий (Баженов), назначенный ВЦУ «архиепископом Казанским». Епископ Иоасаф сначала допустил его присутствие на литургии в соборе Богородицкого монастыря, но потом, когда тот сообщил о своем неканоничном назначении, епископ Иоасаф не позволил ему совершать чин омовения ног и совершил его сам.
Вместе с епископами Афанасием (Малининым) и Андроником (Богословским) епископ Иоасаф отказался признать власть обновленческого архиепископа и образованного обновленцами нового епархиального управления. Из-за запрета властей Иоасаф проводил негласные богослужения с поминовением Патриарха Тихона и митрополита Кирилла. В Казани из приходских храмов верность Патриаршей Церкви сохранили только Петропавловский собор и Покровская церковь.
Большинство приходского духовенства Казани признали Алексия (Баженова) правящим архиереем, хотя в епархии обновленцев поддержало менее половины приходов. Осталось верным Патриарху и большинство епархиальных монастырей. После освобождения из-под ареста Патриарха Тихона и издания им 15 июля 1923 г. послания, в котором он определил, что обновленчество — это отпадение от Церкви, ситуация изменилось. Собрание казанских приходов признало каноническую власть епископа Иоасафа как заместителя митрополита Кирилла.
20 июля 1923 г. епископ Иоасаф совершил открытое богослужение по праздничному чину в соборе Богородицкого монастыря. В последующие 3 дня он принимал покаяния и освящал малым чином возвращенные в Патриаршую Церковь храмы. У обновленцев в Казани осталось только три церкви. Тем не менее власти отказывались зарегистрировать православное епархиальное управление и запрещали поминовение на богослужениях имен Патриарха Тихона и митрополита Кирилла. После доносов обновленцев, обвинявших епископа Иоасафа в «антисоветской деятельности», он был вызван 13 сентября 1923 г. в отдел НКВД. С него взяли подписку о невыезде из Казани. 20 ноября 1923 г. епископу Иоасафу было запрещено служение в храмах, он был
вынужден официально передать временное управление епархией епископу Афанасию (Малинину). 15 мая 1924 г. епископ Иоасаф по вызову ОГПУ выехал из Казани в Москву. 16 мая 1924г. он был арестован в Москве органами ОГПУ и помещен в Бутырскую тюрьму. 23 августа 1924г. освобожден с подпиской о невыезде с запрещением выезда из Москвы в свою епархию, впоследствии оправдан.
В Москве епископ Иоасаф поселился в Даниловом монастыре. Епископ Иоасаф был в числе священнослужителей, совершавших панихиду у гроба св. Патриарха Тихона, а 12 апреля 1925 г. — погребение Патриарха. Присутствовал на Архиерейском совещании РПЦ 12 апреля 1925 г., подтвердившем полномочия Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского).
Вместе с митрополитом Петром вел переговоры с властями об организации Синода. По просьбе Местоблюстителя Петра и по его черновому тексту составил проект декларации об отношениях Русской Православной Церкви и Советского государства, в котором предлагалось «предоставить наиболее многочисленной Православной Церкви права легального свободного существования» (текст не был передан представителям властей из-за отказа митрополиту Петру во встрече с главой советского правительства).
18–19 ноября 1925 г. епископ Иоасаф был арестован по делу митрополита Петра вместе с пребывавшими в Даниловом монастыре архиепископами Гурием (Степановым) и Прокопием (Титовым). Позднее по тому же делу были арестованы архиепископ Пахомий (Кедров), епископы Амвросий (Полянский), Дамаскин (Цедрик), Парфений (Брянских) и др. Епископа Иоасафа обвиняли в том, что он «оказывал пособничество и укрывательство группе монархических епископов и мирян, поставивших своей задачей использование Церкви для нанесения явного ущерба диктатуре пролетариата, путем воздействия на массу и на церковнослужителей». 21 мая 1926 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ он был приговорен к 3 годам ссылки в Коми (Зырян) автономную обл. Затем место ссылки было изменено на ссылку в Сибирь, в с. Туруханск. Во время следствия содержался во Внутренней тюрьме ОГПУ в Москве. 17 июня 1926 г. епископ Иоасаф был отправлен в Туруханский край.
В августе 1926 г. епископ Иоасаф прибыл в с.Туруханск. Во время ссылки вел переписку с митрополитом Кириллом (Смирновым). После появления «Декларации» 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) епископ Иоасаф вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым) перешел в оппозицию к митрополиту Сергию.
(Утверждение, что епископ Иоасаф отказался подчиняться митрополиту Сергию из-за назначения управляющим Казанской епархией архиепископа Афанасия (Малинина), ошибочно). В то же время епископ Иоасаф не разделял и крайних взглядов тех противников митрополита Сергия, которые считали безблагодатными таинства, совершаемые в «сергианских» храмах. На обратном пути из ссылки 2 месяца прожил в Енисейске и получил там новое постановление о высылке с прикреплением к определенному месту жительства, избрал г. Козьмодемьянск.
С конца 1929 г. жил на поселении в г. Козьмодемьянске. Находился под административным надзором, был запрещен в богослужении в храмах. 30 ноября 1930 г. арестован по делу «контрреволюционной и монархической организации "Истинно-Православная Церковь"», переведен в Казань, заключен в тюремном изоляторе ПП ОГПУ в Татарской АССР.
Проходил по делу «Казанского филиала Всесоюзного центра контрреволюционной монархической организации Истинно-православной церкви» вместе с епископом Нектарием (Трезвинским), бывшими профессорами КазДА В. И. Несмеловым,
М. Н. Васильевским, Е. Я. Полянским, И. М. Покровским, бывшим ректором Казанского Богословского института протоиереем Николаем Петровым и др.
Епископ Иоасаф был обвинен в руководстве «Казанской церковно-монархической организацией»: «Пользуясь авторитетом иерарха, возглавил и фактически руководил Казанской церковной монархической организацией, оставаясь активным деятелем ее и после преобразования в филиал Всесоюзного центра церковно-монархической организации "Истинно-Православная Церковь".
На допросе показал: «Мое отношение к разногласиям между митрополитом Кириллом и митрополитом Сергием по вопросу о создании последним около себя Синода таково: митрополит Кирилл вправе, как один из старейших архиереев, притом указанный Патриархом Тихоном первым своим после своей смерти заместителем, — требовать от митрополита Сергия его документальных полномочий на созыв такого Синода, и при отстутствии таковых подвергнуть сомнению компетенцию этого Синода; он вправе требовать передачи этого спора на рассмотрение митрополита Петра, как еще живущего и сохраняющего свои полномочия Патриаршего Местоблюстителя, — это право апелляции к главе Церкви гарантировано многими церковными канонами. В силу этого решение митрополита Сергия единолично возникшего между ними конфликта, отказ в передаче этого спора митрополиту Петру и наложение на митрополита Кирилла репрессий в виде увольнения на покой, по моему мнению, канонически неправильно и подлежит отмене.
Вышеизложенными обстоятельствами, т. е. узурпацией митрополитом Сергием принадлежащих ему прав, или, во всяком случае, сомнительных до авторитетного их разъяснения, налагаемые им легко репрессии, и не на одного митрополита Кирилла (подчеркиваю, митрополит Кирилл в своем ответе резко и решительно отвергает политические мотивы своих разногласий с митрополитом Сергием, что и дает основание держаться строго церковной оценки этого спора), обвинение всех отбывающих различные наказания духовных, в том числе, значит, и меня, в политической преступности — все это заставило меня до времени окончания срока ссылки (ноябрь 1931г.) держаться в отдалении от митрополита Сергия, но не в отделении; когда я получил бы свободу передвижения, то путем личного обмена мыслями с митрополитом Сергием, возможно, на многое вышеизложенное изменил бы свою настоящую точку зрения.
К напечатанному в газетах "Интервью" митрополита Сергия я отношусь так: приветствуя его желание всеми имеющимися средствами предотвратить готовящуюся новую человеческую бойню и рассеять многие неправильно сложившиеся мнения о нашей жизни, я пожалел, что митрополит Сергий не нашел надлежащего тона для своего интервью и не избежал, не предусмотрел возражений».
Из показаний его на допросе: «В своих личных отношениях к Советской власти особых приступов враждебности я в себе не помню. Во время наиболее тяжких испытаний в ссылке, когда приходилось голодать, замерзать, валяться больному с слабым сердцем в грязи в тюрьмах, конечно, бывали горькие минуты при наличии сознания своей невиновности, но это не основное чувство».
Никаких показаний на других проходивших по делу обвиняемых епископ Иоасаф не дал. 5 января 1932г. он был приговорен Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам концлагерей. В период следствия содержался под стражей в изоляторе ПП ОГПУ г. Казани. Отбывал срок заключения в Сиблаге на работах при строительстве шахт и добыче угля в Кузбассе (1932–1933 гг.).
В 1933 г., незадолго до окончания срока заключения, в лагере против епископа было возбуждено новое дело по обвинению в организации «контрреволюционной церковно-монархической группы». Епископ Иоасаф отказался признать себя виновным. 28 января 1934 г. постановлением ОСО при Коллегии ОГПУ срок заключения епископу Иоасафу был увеличен на 2 года. Освобожден по отбытии срока в 1936 г.
В 1936 г. епископ Иоасаф вернулся в Казань. Находился на покое. Продолжал переписку с митрополитом Кириллом (Смирновым), принимал у себя верующих. Иногда служил панихиды в сергианском храме во имя св. кн. Феодора и чад его Давида и Константина (церковь «Ярославских чудотворцев») на Арском кладбище. Большую часть получаемого за требы вознаграждения и пожертвования духовных детей епископ Иоасаф отсылал арестованным и ссыльным священнослужителям. Проживал на окраине Казани вместе с 80-летней матерью. 16.10.1937 г. арестован у ложа умирающей матери. Проходил по одному делу с протоиереем Серафимовской церкви Николаем Михайловичем Троицким (1879–1937) и монахинями закрытого Казанского Богородицкого монастыря — Евдокией (Двинских) и Степанидой (Макаровой). Позднее была арестована и расстреляна игумения закрытого Федоровского монастыря Ангелина (Алексеева), также единомышленная с епископом Иоасафом. Он был обвинен в «организации контрреволюционного церковного подполья», в «клеветнических измышлениях о гонениях на Церковь в СССР». Епископ Иоасаф заявил о своей невиновности в отношении «контрреволюционной деятельности» и отказался отвечать на вопросы следователя. Чтобы облегчить положение других обвиняемых, он сказал, что «с ними не общался».
29 ноября 1937 г. Особой тройкой НКВД Татарской АССР приговорен к расстрелу. Расстрелян вместе с протоиереем Николаем Троицким в день памяти Иоасафа, царевича Индийского. Похоронен в общей могиле на Архангельском кладбище Казани. Сейчас на этом месте установлен памятник со списком погребенных.
По материалам статьи, опубликованной на сайте «Новомученики, исповедники ...»