Захария (Лобов Захар Петрович), архиепископ, священномученик

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 9/22 сентября, в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и Алма-Атинских (3/16 сентября), Соборе Воронежских святых (4/17 сентября), Соборе Липецких святых (10/23 сентября), Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля), Соборе новомучеников и исповедников Соловецких (10/23 августа)

Родственники

  • жена  —  овдовел в 1917 г.
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Павловское духовное училище
окончил
1882
2-е Тамбовское духовное училище
1882
Тамбовская духовная семинария
окончил 4 класса
1888
Донская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

13.11.1888
рукоположен во священника
11.5.1906
возведен в сан протоиерея
ок. 5.10.1923
пострижен в монашество
5.10.1923
хиротонисан во епископа. Хиротонию в г. Новочеркасске совершили митрополит Донской Митрофан (Симашкевич) и прибывший из Москвы епископ Черноморский Иннокентий (Летяев)
24.4.1929
возведен в сан архиепископа
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
13.11.1888
14.2.1890
Донская и Новочеркасская епархия, область Войска Донского, Донецкий округ, слобода Нагольная Голодаевка, Архангельская церковь, священник
14.2.1890
23.3.1890
23.3.1890
16.5.1900
Донская и Новочеркасская епархия, область Войска Донского, г. Александровск-Грушевский, Петропавловская церковь, священник, с 1890 по 1894 законоучитель городских одноклассных мужских школ, с 1894 по 1900 законоучитель городских одноклассных женских школ. С 1895 по 1900 духовный следователь Александровского благочиния. С 1896 по 1900 заведовал школой грамотности Азовской компании
16.5.1900
3.12.1900
Донская и Новочеркасская епархия, г. Новочеркасск, Михаило-Архангельская церковь, священник. Заведующий Михайловской женской школой
3.12.1900
25.7.1903
Донская и Новочеркасская епархия, г. Новочеркасск, Троицкая церковь, священник. Преподавал Закон Божий в Новочеркасской военно-фельдшерской школе и коммерческом училище. С 1901 сверхштатный член Донской духовной консистории, делопроизводитель Донского епархиального совета
25.7.1903
28.3.1921
Донская и Новочеркасская епархия, г. Новочеркасск, Вознесенский кафедральный собор, протоиерей (до 11.5.1906 священник), ключарь собора. С 1903 штатный член Донской духовной консистории. Один из ближайших сотрудников архиепископа Донского Афанасия (Пархомовича). С 1905 член Донского епархиального противостарообрядческого и противосектантского миссионерского комитета. С 1906 член Донского епархиального училищного совета. Законоучитель частного коммерческого училища и Новочеркасской военнофельдшерской школы. С 1910 казначей Донского Аксайско-Богородицкого братства. Член строительной комиссии, член Донского епархиального училищного совета. В 1915 организовал при Новочеркасском кафедральном соборе миссионерский кружок «Ревнителей веры и благочестия», избран его председателем
28.3.1921
5.10.1923
Донская и Новочеркасская епархия, г. Новочеркасск, Скорбященская церковь Новочеркасского подворья Ефремовского женского монастыря, протоиерей
14.10.1923
Донская и Новочеркасская епархия, Аксайское викариатство, епископ. Временно управлял Нижнечирским викариатсвом, Донской епархией (в отсутствие правящего архиерея). Вместе с митрополитом Донским и Новочеркасским Митрофаном (Симашкевичем) организовал сопротивление обновленцам в епархии
24.4.1929
12.11.1935
Воронежская и Задонская епархия, архиепископ. 30.9.1931 вызван на зимнюю сессию Временного Священного Синода при митрополите Сергии (Страгородском). 14.4.1932 уволен от присутствия в Синоде
Показать все

Награды

1892
право ношения набедренника
1897
право ношения скуфьи
1901
право ношения камилавки
1904
право ношения наперсного креста
19.4.1932
право ношения креста на клобуке
Показать все

Преследования

11.10.192310.12.1923
находился в заключении, по иным сведениям, под подпиской о невыезде. Обвинялся в «дискредитации советской власти» и «использовании религиозных предрассудков масс с целью возбуждения сопротивления законам и постановлениям»
28.2.1924
арестован по доносу обновленческого «архиепископа Донского» Мелхиседека как «нелегальный правитель епархии» (к этому времени большинство приходов Донской епархии вернулись в Патриаршую Церковь). Обвинялся в «распространении контрреволюционных воззваний, антисоветской агитации путем проповедей»
28.2.1924
находился в заключении в тюрьме г. Ростова-на-Дону
26.9.1924
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
26.9.1924
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 2 года заключения в концлагерь по ст. 58-10 УК РСФСР
1924 – нояб. 1926
находился в заключении в Соловецком лагере принудительных работ особого назначения (СЛОН)
3.9.1926
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года высылки
192727.1.1928
находился в ссылке в г. Краснококшайске. 27.1.1928 досрочно освобожден с разрешением свободного проживания по СССР
23.5.1935
арестован. Обвинялся в «контрреволюционной агитации с использованием религиозных предрассудков масс, в отрицательном отношении к советской власти»
23.5.193510.9.1935
находился в заключении в тюрьме г. Воронежа
10.9.1935
осужден спецколлегией Воронежского областного суда на 5 лет заключения в концлагерь по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР, а также к денежному штрафу в размере 25 тыс. руб. якобы за неполную выплату налогов за свечной завод. В погашение штрафа было решено обратить изъятые у владыки при обыске предметы архипастырского облачения, митру, панагию, церковные деньги и иконы в дорогих окладах
нояб. 19351936
находился в заключении в Соловецком лагерном отделении Беломоро-Балтийского ИТЛ
янв. 1936
находился в заключении в тюрьме г. Мичуринска. Этапом отправлен в Карагандинский ИТЛ
февр. 193614.9.1937
находился в заключении в Карагандинском ИТЛ (Карлаге). Определен в Чурбай-Нуринское отделение. По старости и болезни выходить на общие работы не мог и был дневальным по бараку
14.9.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Карагандинской обл. к высшей мере наказания (расстрелу)
21.9.1937
расстрелян в Карагандинском ИТЛ (Карлаге) вместе со священником Иосифом Архаровым
Показать все

Другие сведения

«С началом обновленческого раскола протоиерей Захария Лобов стал непоколебимо противостоять ему в Донской епархии. В 1923 г. прихожане Троицкой церкви Новочеркасска, свидетельствуя свое желание оставаться в юрисдикции Патриарха Тихона, просили Патриарха о епископской хиротонии протоиерея Захарии Лобова. Эта просьба была уважена. Служение в Донской епархии епископа Захарии как православного иерарха патриаршего поставления было нелегальным. Вместе с нелегально действующим митрополитом Донским и Новочеркасским Митрофаном (Симашкевичем) святитель Захария организовал в епархии сопротивление обновленцам. Иерархи рукополагали православных священников по всей епархии. Им содействовал простой церковный народ, требующий от власти допускать православных священников на свои приходы. При народной поддержке и любви епископ Захария служил в храмах Новочеркасска, вел тайную переписку со священниками из разных округов Донской и Ростовской епархий, Украины, в том числе со своим духовным отцом — подвижником благочестия о. Иоанном Домовским, служившим в Александро-Невском соборе г. Нахичевани-на-Дону. В письмах святитель Захария сообщает, что по милости Божией с большой радостью совершает богослужения при огромном стечении народа, однако не знает, долго ли он еще сможет находиться на свободе и осуществлять свое служение. Осознавая опасность своего положения и служения, своему духовному отцу он писал: "О своей радости и духовном утешении в Литургийных молитвах не могу Вам и передать. Только и восклицаю: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не знаю, долго ли Господь продлит свою милость на мне грешном..."

Вскоре все церкви Новочеркасска объединились вокруг святителя Захарии, а через год его епископской службы на съезде духовенства и мирян Донской епархии было принято решение всей епархией перейти в юрисдикцию Патриарха Тихона, покончив с обновленчеством. Это решение осуществило большинство приходов.

Деятельность святителя Захарии, несмотря на то что она была чисто церковной, квалифицировалась органами ГПУ как "участие в контрреволюционной тихоновской группировке". "Лобов — злейший враг советской власти", — считали в ГПУ.

В период служения архиепископом Воронежским святитель Захария боролся с закрытием храмов, ему удалось отстоять несколько действующих церквей. Формальным поводом к новому аресту послужили слова проповеди о том, что над Русским Православием поднят меч, что было квалифицировано как антисоветская пропаганда. В период своего последнего заключения в Карлаге от невыносимых тягот и лишений святитель Захария тяжело заболел и ослеп. В лагере подпал под новое следствие: обвинялся в "контрреволюционной террористической агитации среди заключенных, дискредитации вождей партии и правительства, нелегальной переписке с духовенством Воронежской обл.", а также в организации группового празднования Пасхи. На допросе не отрицал, что получил от воронежского духовенства письма и деньги, но не назвал никаких имен. Показал, что встречал Пасху сам, пел "Христос Воскресе" без облачения. Относительно "контрреволюционной агитации" признал свою "вину", поскольку в частной беседе доказывал заключенным, что сушествует Бог» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 6. С. 598–599).

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию