Грудаков Федор Васильевич, священник, священномученик
- Дата рождения: 13.2.1889
- Место рождения: Московская губ., Подольский уезд, Краснопахорская вол., д. Песья
- Дата смерти: 27.11.1940
- Место смерти: Куйбышевская обл., Самарский ИТЛ (Самарлаг). Погребен в безвестной общей могиле
Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором 20.8.2000 г., включен в списки Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода от 25.3.2004 г. Память совершается в день кончины 14/27 ноября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля)
Родственники
- отец — Грудаков Василий Федорович, крестьянин д. Песья Краснопахорской вол. Подольского уезда Московской губ.
- брат — Грудаков Иван Васильевич, председатель колхоза; погиб, «защищая колхозное сено от воров»
- сестра — Масленкова (Грудакова) Евдокия Васильевна, вышла замуж и поселилась в д. Ботаково Подольского уезда Московской губ.
- жена — Грудакова (Никитская) Вера Александровна (1892/1893–10.5.1977), дочь московского священника Александра Павловича Никитского. Выпускница московской гимназии и епархиального училища; работала учительницей в Ватутинской начальной школе. В 1935 проживала в Москве по адресу: Арбат, Калошин пер., д. 1, кв. 4. Во время войны трудилась нянечкой в инфекционной больнице. Без отрыва от работы пять лет училась на хирургическую медицинскую сестру. Работала на две ставки в Морозовской и 82-й Тушинской больницах. Погребена на Поповском кладбище недалеко от поселка Ремзавод
- сын — Грудаков Юрий Федорович (1928/1929–1941)
- дочь — Бармакова (Грудакова) Нина Федоровна. Погребена на Поповском кладбище недалеко от поселка Ремзавод
- другие дети — еще пятеро детей
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Преследования
Фотографии
Ист.: Музей Успенского женского монастыря г. Александрова Фото из альбома выпускников Московской духовной семинарии (1905–1911). Федор Васильевич — третий справа в нижнем ряду.
Ист.: u-96.livejournal.com Священник храма Тихвинской иконы Божией Матери Федор Грудаков.
Ист.: Житие священномученика Федора Грудакова ... Отец Федор Грудаков.
Ист.: Житие священномученика Федора Грудакова ... Священник Федор Грудаков со школьниками. Подольский уезд, с. Богородское-Ватутинки.
Ист.: Храм Тихвинской иконы Божией Матери с. Богородское // Троицкий музей имени М. Н. Лялько ... Храм Тихвинской иконы Божией Матери, настоятелем которого около 20 лет был отец Федор Грудаков. Подольский р-н, с. Богородское.
Ист.: Житие священномученика Федора Грудакова ... Удостоверение бывш. заключенного Беломорско-Балтийского ИТЛ ОГПУ Федора Грудакова. Медгора, Белбалтлаг, 24.4.1934.
Ист.: Житие священномученика Федора Грудакова ... Оборотная сторона удостоверения.
Ист.: Житие священномученика Федора Грудакова ... Матушка Вера Александровна — вдова последнего настоятеля Тихвинского храма Федора Грудакова.
Ист.: Житие священномученика Федора Грудакова ... Выписка из протокола № 16/44 заседания Президиума ВЦИК от 10.7.1935 о восстановлении в избирправах гр. Грудаковой Веры Александровны.
Ист.: Житие священномученика Федора Грудакова ... Нина Федоровна Бармакова, дочь отца Федора Грудакова.
Ист.: Священномученик Феодор (Грудаков) ... Евдокия Васильевна, сестра священномученика Федора Грудакова.
Ист.: Священномученик Феодор (Грудаков) ... Дом, в котором родился и жил Федор Васильевич. Подольский р-н, дер. Песья.
Ист.: Житие священномученика Федора Грудакова ... «Священномучениче Феодоре, моли Бога о нас!». День памяти новомученика Феодора (Грудакова) в храме Тихвинской иконы Божией Матери. Подольский р-н, с. Богородское.
Ист.: Житие священномученика Федора Грудакова ... «Церкви Русския столпе непоколебимый…», — так начинается общий для всех священномучеников XX века тропарь. На аналое — икона священномученика Феодора, написанная специально для Знаменского храма, последнего места службы священника Федора Грудакова. Каширский р-н, с. Старая Кашира, 26.11.2016.
Ист.: День памяти священномученика Феодора (Грудакова) ...
Подробная биография
Священномученик Феодор родился 13 февраля 1889 года в деревне Песье Подольского уезда Московской губернии в семье крестьянина Василия Грудакова. После окончания в 1905 году Перервинского духовного училища Федор поступил в Московскую духовную семинарию.
В 1911 году после окончания семинарии Федор Грудаков был рукоположен во священника к Тихвинскому храму в село Богородское-Ватутинки Подольского уезда.
В 1919 году в Подольском уезде началось восстание против большевистской власти, часть населения организовала вооруженный отряд, которым руководил некто по фамилии Зеленый. Отец Феодор был призван на несколько месяцев в тыловое ополчение Красной армии, но с июня 1919 года продолжил свое служение в Тихвинском храме.
15 августа 1930 года отец Феодор по обвинению в антисоветской деятельности был арестован сотрудниками ОГПУ и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.
Один из свидетелей, священник Сергий Горский, рассказал: «Священник Грудаков в декабре 1929 года прислал мне письмо, где писал: "Утешать и успокаивать не буду, потому что и сам в неопределенном положении, но я все-таки чувствую себя сейчас спокойно. Да подумай: волнуясь, можем ли мы улучшить свое положение? Ведь мы вне закона. Слухов о нас везде много, но доверяться этим слухам рискованно. Меня вызвали в ОГПУ, шпиговали там около двух часов; по-видимому, им хотелось обвинить меня, но не удалось. Пусть воинствующее безбожие объявило поход против Церкви, но декретом нам разрешено организовывать общины, отнимут храм, будем совершать богослужение по домам... не унывай, будем верить, что сверх сил Бог испытаний не пошлет, а умирать когда-либо придется". Кроме того, священник Грудаков, — продолжал свои показания священник Горский, — в период коллективизации являлся защитником и организатором всего духовенства. Поддерживая духовенство, он говорил: "Спокойствие, ибо эту власть мы переживем и будем жить, как жили раньше"... В разговорах о коллективизации он выражал мнение, что для народа от коллективизации нет никакой пользы, а для нас, духовенства, это есть гибель... Он прекрасно знает все законы, и духовенство обращается к нему за справками».
Другой свидетель — священник Владимир Беляев — из-за страха оговорил отца Феодора в том, что слышал от него антисоветские высказывания.
Во время допроса отец Феодор, понимая, что любое слово о ком-либо может повредить этому человеку, пожелал отвечать на все вопросы следователя сдержанно.
— Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю. В практике моей службы как священника Богородской церкви никогда не произносил никаких проповедей, касающихся положения в стране, а также на темы антисоветского характера. Будучи аполитичным, в личных беседах с крестьянами я никогда никаких недовольств по отношению к советской власти не высказывал, в период коллективизации я никаких разговоров и бесед ни с кем не имел… Из духовенства связи ни с кем не имею, ни к кому не хожу, и никто у меня не бывает, а также ни с кем никакой переписки не веду.
— Вы писали когда-либо письма священнику Горскому?
— Нет, не писал…
На следующем допросе следователь стал спрашивать об отношении отца Феодора к запрету преподавать Закон Божий в школах. «Издание декрета советским правительством о запрещении преподавания Закона Божия в школе меня обескуражило, — ответил священник. — Я психологически не мог с этим примириться, считал, что это насилие над человеческой совестью. На собрании в школе предложил послать письмо Всероссийскому Поместному Собору от имени верующих с просьбой ходатайствовать о разрешении проводить преподавание Закона Божия в школе. Никогда я не арестовывался. В Подольске находился с ноября 1918 по июнь 1919 года в тыловом ополчении, исполнял всякие хозяйственные работы. В восстании Зеленого участия не принимал и сочувственно к нему не относился… Со всеми мероприятиями советской власти я соглашался и соглашаюсь, за исключением вопроса о том, что религия — враг народа. На основании этого убеждения я среди верующих пытаюсь путем бесед и проповедей привить мысль, что религия не есть враг народа, а способна его утешить и развивать чувства милосердия и братских отношений».
Следствие в начале сентября 1930 года было закончено. Следователь, формулируя обвинительное заключение, в частности, написал: «В своих показаниях обвиняемый Грудаков не отрицает, что ведет среди населения агитацию с целью привить мысль, что религия не есть враг народа, с тем чтобы разбить установку советской власти, что таковая — дурман».
5 сентября 1930 года тройка ОГПУ приговорила священника Феодора Грудакова к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Наказание он отбывал на строительстве Беломорского канала и затем на строительстве Сорбского порта. В апреле 1934 года отец Феодор был освобожден. Сначала он служил в Рязанской епархии, а в апреле 1937 года получил назначение в храм в честь святых мучеников бессребреников Космы и Дамиана в селе Старая Кашира Каширского района Московской области.
В 1937 году председатель колхоза в селе Старая Кашира послал в районное отделение НКВД с нарочным заявление, в котором просил срочно арестовать отца Феодора. Свою просьбу он мотивировал тем, что священник сорвал важное мероприятие. Вечером 3 декабря планировалось собрать колхозников для беседы о предстоящих выборах в Верховный Совет, а отец Феодор, как писал доносчик, «этот враг трудящегося народа, собрал вечерню, созвал к себе в церковь всех избирателей, огораживая себя праздником Введения».
Священник Феодор Грудаков был арестован 4 декабря 1937 года Каширским районным отделением НКВД и в тот же день допрошен. Свидетели, вызванные для дачи показаний, рассказали, что отец Феодор призывал людей ходить молиться в храм, и авторитет его, несмотря на непродолжительный срок служения в селе, очень высок.
— Вы арестованы за антисоветскую агитацию, которую проводили среди колхозников. Вы это признаете? — спросил следователь.
— Никакой антисоветской агитации среди колхозников я никогда не вел и виновным себя в этом не признаю.
— Вам зачитываются показания свидетеля, уличающие вас в антисоветской агитации. Вы эти показания подтверждаете?
— Нет, не подтверждаю. Никогда антисоветской агитации я не вел.
В тот же день следствие было закончено. Отца Феодора перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере[1].
27 декабря 1937 года с этапом заключенных отец Феодор прибыл в Самарлаг НКВД, где и умер от непосильного труда и голода[2] 27 ноября 1940 года[3] и был погребен в безвестной общей могиле.
Текст: Максимов М., протоиерей. Священномученик Феодор (Грудаков) // Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви».
URL: fond.ru/
__________________
[1] В один день с ним был осужден к такому же сроку заключения священник Алексий Введенский — сокурсник отца Федора по Московской духовной семинарии. С этапом заключенных они вместе прибыли на маленькую станцию под Самарой, откуда их строем повели в карантинную зону большого лагеря «Самарлаг», строившего то, что позже назовут Куйбышевской ГЭС.
[2] В. Е. Соллертинский, также отбывавший срок на строительстве Самарской теплоэлектроцентрали, позже вспоминал: «рабочий день длился 10 часов, нормы выработки были установлены всесоюзные, но увеличенные на 25 %... От выработки зависело количество еды, которое причиталось получить завтра. За полную выработку выдавали 800 г хлеба, миску жидкой каши утром, баланду и кашу вечером, миску баланды днем. При невыполнении нормы количество еды существенно уменьшалось, доходя при 50 % выполнения нормы до 400 г хлеба и как-то урезанной нормы прочей еды, которая по своей питательности не многого стоила по сравнению с хлебом, бывшим главным, что могло поддержать силы... Поэтому выполняющих нормы были только единицы — те, кто был поздоровее и посильнее от природы. Для прочих началось низвержение в голодный Гольфстрим, стремительное для слабосильных, вроде меня, и более плавное для тех, кто покрепче. Сегодня не выкопал 1,5–2 куба грунта, не вывез на тачке по хлипким доскам на нужное место метров за 100 эти примерно 3 тонны — завтра получишь только столько еды, что едва сможешь сделать половину нормы, и количество еды еще уменьшится.
Виток сделан, ты приблизился ко дну и, сколько витков тебе еще осталось, не знаешь. У героев Эдгара По под руками оказалось что-то, за что можно было уцепиться, у нас ничего не было: все вокруг были так же голодны и слабы. Дни проходили в тяжелейшей работе, от которой непрерывно болели все мускулы, ночи — в забытьи без сновидений, а чувство голода грозило стать единственным чувством — чувством, подавившим все остальные возможности эмоций» (Заключенные на стройках коммунизма ... С. 420–421).
[3] По БД ПСТГУ — умер 26 ноября.
Архивные источники
-
Метрическая книга данная из Московской духовной консистории в Иоанно-Богословскую, в селе Красном, Подольского уезда, Московской епархии, церковь для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших, на 1912 г. // ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 4362. Л. 209 об. – 210
-
Метрическая книга данная из Московской духовной консистории в Иоанно-Богословскую, в селе Красном, Подольского уезда, Московской епархии, церковь для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших, на 1913 г. // ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 4502. Л. 162 об. – 163
-
Метрическая книга данная из Московской духовной консистории в Иоанно-Богословскую, в селе Красном, Подольского уезда, Московской епархии, церковь для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших, на 1914 год // ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 780. Д. 4946. Л. 228 об. – 229, 234 об. – 235
Литература
-
Грудаков Федор Васильевич (1889–1937), священник : (по воспоминаниям внуков, Бориса Петровича и Всеволода Петровича Бармаковых, записанных Л. С. Ульяновой и О. Скворцовой) // Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы / Сахаровский центр. URL: sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=author&i=2841
-
День памяти священномученика Феодора (Грудакова) // Знаменский храм села Старая Кашира : официальный сайт прихода. URL: znamenhram.ru/?p=6507
-
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том III / Под общ. ред. митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия ; подг. игум. Дамаскин (Орловский) [и др.]. Тверь, 2005. С. 181–184
-
Книга Памяти : Воспоминания жителей Троицка, пострадавших в 1930–1950-е годы от политических репрессий. М., 2017. С. 9–24
-
Московская духовная семинария : Алфавитный список выпускников 1901–1917 годов : (краткий генеалогический справочник). М., 1998. С. 25
-
Помнить поименно : Книга памяти жертв политических репрессий жителей Московской области / Редкол.: Кошман С. Н. (председатель), Лагункина В. И., Полищук В. А., Смирницкий В. И. М., 2002
-
Храм Тихвинской иконы Божией Матери с. Богородское // Троицкий музей имени М. Н. Лялько. URL: troick-museum.ru/onlajn-vystavki-troickogo-muzeya-imeni-m-n-lyalko/photo/595981500