Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич), святитель, исповедник

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 15/28 октября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля), Соборе новомучеников и исповедников Соловецких (10/23 августа), Соборе Владимирских святых (23 июня/6 июля)

Родственники

  • отец  —  Сахаров Григорий Петрович (ум. 23.2.1889), делопроизводитель гимназии, надворный советник
  • мать  —  Сахарова Матрона Андреевна (ум. 16.11.1930), крестьянка Тульской губ.
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1896
1902
Шуйское духовное училище
окончил по 2-му разряду
1902
1908
Владимирская духовная семинария
окончил со званием студента
1908
1912
Московская духовная академия
окончил со степенью кан­дидата богословия за сочинение на тему: «Настроение верующей души по Триоди Пост­ной»
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

12.10.1912
пострижен в монашество епископом Волоколамским Феодором (Поздеевским), викарием Московской епархии
14.10.1912
рукоположен во иеродиакона
17.10.1912
рукоположен во иеромонаха
20.1.1920
возведен в сан архимандрита
10.7.1921
хиротонисан во епископа митрополитом Владимирским Сергием (Страгородским), архиепископом Нижегородским Евдокимом (Мещерским) и епископом Печерским Варнавой (Беляевым), викарием Нижегородской епархии
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
авг. 1899
Владимирская и Суздальская епархия, Владимирская губ., г. Шуя, пономарь, «начал прислуживать в алтаре»
1902
1906
Владимирская и Суздальская епархия, г. Владимир, «прислуживал при архиерейском богослужении, сначала митродержцем ректора, потом рипидоносцем»
1906
1908
Владимирская и Суздальская епархия, г. Владимир, иподиакон у архиепископа Владимирского и Суздальского Николая (Налимова). 6.5.1907 посвящен во чтеца
нояб. 1912
сент. 1913
г. Полтава, Полтавская духовная семинария, иеромонах, преподаватель гомилетики, литургики и практического руководства для пасты­рей
1913
1918
г. Владимир, Владимирская духовная семинария, иеромонах, преподаватель практического руководства для пасты­рей, гомилетики и соединенных с ней предметов, впоследствии преподаватель каноники. Заведующий народными религиозно-нравственными чтениями в кафедральном соборе (с 6.10.1913; чтения проходили в теплом Георгиевском храме при Успенском соборе), член Владимирской ученой архивной комиссии (с 23.4.1914) и Владимирского епархиального комитета по рассмотрению проповедей (с 13.3.1914), помощник секретаря совета Владимирского пастыро-проповеднического кружка (с 6.10.1914), член совета Братства св. благоверного великого князя Александра Невского и делопроизводитель религиозно-просветительской секции совета Братства. Помощник редактора печатного издания проповеднического кружка духовенства Владимирской епархии «Проповеднический листок» (с 1916). Член Поместного Всероссийского Собора (с 20.1.1918)
1918
1920
Владимирская и Шуйская епархия, г. Владимир, иеромонах, член Владимирского епар­хиального совета от монашествующих (1918–1920)
2.2.1920
1.7.1921
Владимирская и Шуйская епархия, г. Владимир, Богородице-Рождественский мужской монастырь, архимандрит, наместник
1.7.1921
10.7.1921
Владимирская и Шуйская епархия, Владимирская губ., с. Боголюбово, Боголюбский мужской монастырь, архимандрит, настоятель
10.7.1921
30.3.1922
Владимирская и Шуйская епархия, Ковровское викариатство, епископ, настоятель Боголюбского мужского монастыря
февр. 1925
15.1.1926
Владимирская и Суздальская епархия, Ковровское викариатство, епископ. В мае 1925 Владимирское ОГПУ взяло с владыки подписку о том, что он не будет управлять епархией. Арестован 22.9.1925 в Гавриловом Посаде Юрьевского уезда при поездке по епархии и отправлен во Владимир для «выяснения личности»; освобожден 23.9.1925
нояб. 1926
15.1.1927
Владимирская и Суздальская епархия, Ковровское викариатство, епископ. Временно управляющий Иваново-Вознесенским викариатством. Владыке было предложено «добровольно уехать из епархии или прекратить управление церковными делами», но он отказался оставить вверенную паству
авг. 1933
4.9.1934
Владимирская и Суздальская епархия, Ковровское викариатство, епископ. Был на свободе, большею частию «тайно образующем, не служил...» Уволен на покой (4.9.1934)
1955
28.10.1962
епископ на покое. В 1956–1957 председатель Календарно-богослужебной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси Алексии I
Показать все

Преследования

30.3.1922
арестован по обвинению в том, что «призывал верующих сопротивляться изъятию церковных ценностей» в своей проповеди, произнесенной 23 марта в Казанском соборе г. Вязники. В срочном порядке препровожден в Реввоентрибунал
30.3.192231.3.1922
находился в заключении; освобожден
12.4.1922
арестован по обвинению «в агитации и будировании масс против сдачи церковных ценностей и по делу хищения драгоценностей из ризницы Спасо-Евфимиевского монастыря в г. Суздале»
12.4.192210.6.1922
находился в заключении в тюрьме г. Владимира вместе с митрополитом Сергием (Страгородским), архиепископом Вятским Павлом (Борисовским), епископом Суздальским Василием (Зуммером)
9.6.1922
осужден на 1 год лишения свободы. 10.6.1922 освобожден по амнистии, однако лишь в апр. 1924 дело было прекращено по кассации
28.7.1922
арестован
28.7.19227.8.1922
находился в заключении в тюрьме г. Владимира вместе с епископом Муромским Серафимом (Руженцевым). Освобожден без допроса
23.9.1922
арестован по обвинению «в возмущении народных масс на религиозной почве»
с 23.9.1922
находился в заключении в тюрьме г. Владимира вместе с архиепископом Крутицким Никандром (Феноменовым), впоследствии митрополитом Ташкентским, архиепископом Астраханским Фаддеем (Успенским), епископом Звенигородским Николаем (Добронравовым), епископом Вязниковским Корнилием (Соболевым), епископом Переславским Дамианом (Воскресенским) и епископом Суздальским Василием (Зуммером)
не позднее 27.11.1922
осужден на 2 года ссылки в Зырянский край, считая срок с 27.11.1922
до времени между апр. 1923 и маем 1923
находился в заключении в Таганской тюрьме (г. Москва) вместе с епископом Коломенским Феодосием (Ганецким). 1.3.1923 «в одиночке Таганской тюрьмы освятил для себя походный антиминс во имя Всех святых, в земле Русской просиявших, и несколько антиминсов для раздачи отправлявшимся в изгнание». В нач. мая 1923 этапирован в Вятку, затем в Зырянскую обл.
с мая 1923
находился в заключении в Вятской внутренней тюрьме. В этапе следовал с епископом Дмитровским Серафимом (Звездинским) и епископом Петергофским Николаем (Ярушевичем)
май 1923
находился в ссылке в г. Усть-Сысольске АО Коми (Зырян) вместе с митрополитом Казанским Кириллом (Смирновым), архиепископом Астраханским Фаддеем (Успенским), епископом Звенигородским Николаем (Добронравовым)
июнь 1923 – июль 1923
находился в ссылке в с. Усть-Выми АО Коми (Зырян)
июль 1923 – июль 1924
находился в ссылке в г. Усть-Сысольске АО Коми (Зырян) вместе с епископом Старо-Уфимским Аввакумом (Боровковым)
апр. 1924
осужден народным судом Усть-Сысольского уезда на 1 год лишения свободы. В апр. 1924 состоялся пересуд по делу о ценностях. По кассации за давностью дело прекращено
июль 1924
находился в ссылке в с. Усть-Кулом АО Коми (Зырян) вместе с митрополитом Казанским Кириллом (Смирновым) и епископом Кинешемским Василием (Преображенским)
июль 19242.2.1925
находился в ссылке в с. Керчемье АО Коми (Зырян). После окончания ссылки вернулся во Владимир
22.9.1925
арестован в Гавриловом Посаде Юрьевского уезда при поездке по епархии и отправлен во Владимир для «выяснения личности»
22.9.192523.9.1925
находился в заключении в г. Владимире; освобожден
15.1.1926
арестован по обвинению в «антисоветской агитации и присвоении себе адм. прав». Непосредственным поводом для ареста были борьба против обновленцев и проповедь, произнесенная святителем в день праздника вмч. Георгия Победоносца в с. Лыково Владимирской губ., в которой он призывал не бояться преследований за веру
15.1.192615.3.1926
находился в заключении в тюрьме г. Владимира; освобожден. Дело прекращено
15.1.1927
арестован как «участник группы епископов, использовавших Церковь в антисоветских целях», и спецконвоем перевезен в Москву. Причиной ареста послужило участие святителя в избрании митрополита Кирилла (Смирнова) на Патриарший Престол путем письменного опроса архиереев, проводившегося осенью 1926
не ранее, чем с 15.1.1927
находился в заключении в Московской предварительной тюрьме (Политизоляторе)
нач. 1927
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва) вместе с епископом Читинским Никифором (Ефимовым)
нач. 1927
находился в заключении в Лубянской (Внутренней) тюрьме (г. Москва). В одиночке был вместе с митрополитом Горьковским Сергием (Страгородским)
1927
осужден на 3 года заключения в концлагерь (Соловецкий лагерь особого назначения) за «принадлежность к группе архиереев, возглавляемой митрополитом Сергием Страгородским»
1927
в апр. – мае 1927 находился на этапе вместе с «однодельцами» — архиепископом Свердловским Корнилием (Соболевым) и епископом Печерским Григорием (Козловым)
май 1927
находился в заключении в Ленинградской пересыльной тюрьме («Кресты»)
май 1927 или июнь 1927 – июнь 1928
находился в заключении в Кемском пересыльно-распределительном пункте Соловецкого лагеря принудительных работ особого назначения на Поповом острове вместе с архиепископом Воронежским Петром (Зверевым), архиепископом Корнилием (Соболевым), епископом Григорием (Козловым), епископ Дмитриевским Иоасафом (Жеваховым), архиепископом Херсонским Прокопием (Титовым). Работал сторожем в командировке Раст-Наволок
июнь 1928 – июль 1928
находился в заключении, работал в командировке Чупа-Пристань — сначала сторожем, затем счетоводом хозчасти
авг. 1928 – сент. 1928
находился в заключении в Кемском пересыльно-распределительном пункте Соловецкого лагеря принудительных работ особого назначения на Поповом острове
окт. 1928 – дек. 1929
находился в заключении в г. Кеми вместе епископом Каменец-Подольским Амвросием (Полянским) и епископом Вязниковским Германом (Ряшенцевым). Работал сторожем склада
5.1.1930
арестован без предъявления обвинения и отправлен с Попова острова на Соловецкий остров
6.1.193014.1.1930
находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН) на Большом Соловецком острове. Под стражей возвращен на Попов остров, где заболел сыпным тифом и был помещен в бараки для инфекционных больных
14.1.19308.3.1930
находился в заключении в Кемском пересыльно-распределительном пункте Соловецкого лагеря принудительных работ особого назначения на Поповом острове. В янв. – фев. 1930 болел сыпным тифом
8.3.1930
этапирован в Туруханский край на 3 года. С 8.3.1930 по 13.5.1930 находился на этапе. Был в заключении в тюрьмах: Ленинградской пересыльной, Новосибирской, Красноярской пересыльной и внутренней
с июня 1930
находился в ссылке в г. Красноярске
с нач. 1930-х
находился в ссылке в г. Енисейске
с нач. 1930-х
находился в ссылке в станке Старый Туруханск
до янв. 1932
находился в ссылке в станке Мельничное
янв. 1932
арестован
с янв. 1932
находился в заключении в Туруханской каталажке 1,5–2 недели; освобожден без права выезда из Туруханска
февр. 1932
арестован через 1,5 недели после освобождения
февр. 1932
находился в заключении в Туруханской каталажке 1–1,5 недели
февр. 1932 – июнь 1932
находился в ссылке в станке Селиванихе, где жил у митрополита Кирилла (Смирнова)
июнь 1932 – июль 1933
находился в ссылке в станке Пулково
авг. 1933
вернулся в г. Владимир
1.5.1936
арестован в г. Владимире по обвинению в «связи с Ватиканом» и «связи с белогвардейцами на Украине», хотя, по словам самого святителя Афанасия, «по поводу этих обвинений на допросах не было ни единого слова! Речь велась исключительно только о том, почему я, вернувшись из Туруханска, уклонился от участия в группе архиереев, возглавляемой митрополитом Сергием»
1.5.19361936
находился в заключении в пересыльной тюрьме г. Владимира
1936 – сент. 1936
находился в заключении в пересыльной и внутренней тюрьмах г. Иваново
21.9.1936
осужден Особым совещанием при НКВД СССР на 5 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ); к месту заключения отправлен этапом
сент. 1936
находился в заключении в пересыльной тюрьме г. Ярославля
1936
находился в заключении в пересыльной тюрьме г. Вологды
1936 – окт. 1936
находился в заключении в Ленинградской пересыльной тюрьме («Кресты»)
нояб. 1936
находился в заключении в Беломоро-Балтийском ИТЛ (Белбалтлаге); работал инкассатором в г. Медвежьегорске (дек. 1936 – янв. 1937). В это время у святителя Афанасия была похищена казенная сумма 1115 руб. Похищенная сумма была с него взыскана и по постановлению Народного суда Карельской АССР от 25 марта 1937 срок заключения был продлен ему на 1 год
апр. 1937
арестован перед майскими праздниками и вывезен в дальний лагпункт. Возвращен после праздников в Медвежьегорск (май 1937)
май 1937
отправлен на лагпункт в Водораздельное отделение; работал на лесобирже, на лесоповале, на строительстве круглолежневой дороги. Был дневальным, бригадиром лаптеплетной бригады
авг. 1937
арестован и без предъявления обвинения заключен в штрафизолятор
авг. 1937 – окт. 1937
находился в заключении в штрафном изоляторе; святитель Афанасий вспоминал: «По милости Божией избежал великой опасности. Многие бывшие со мной остались там навсегда». Освобожден
окт. 1937
арестован перед октябрьскими праздниками и отправлен в штрафизолятор
окт. 1937 – дек. 1937
находился в заключении в штрафном изоляторе; возвращен на прежний лагпункт
май 1938
арестован перед майскими праздниками и заключен в камеру усиленного режима
май 1938
находился в заключении в камере усиленного режима; возвращен на прежний лагпункт
июнь 1941 или июль 1941
в начале войны, в июне-июле 1941 этапирован в Онежские лагеря пешком ок. 400 км, «неся на себе свои вещи»
июль 194113.7.1942
находился в заключении в Онежском ИТЛ (Онеглаге); «работал на лесобирже. Нормы не вырабатывал, был на штрафном пайке, работал дневальным. Голодал, не было ни денег, ни посылок. Был доходягой»
июль 1942
выслан в Омскую обл. без определения срока, «бессрочно»
июль 1942 – нояб. 1942
находился в ссылке в совхозе Голышманово Омской обл.; работал ночным сторожем на огороде
дек. 1942 – нояб. 1943
находился в ссылке в г. Ишиме Омской обл.
7.11.1943
арестован в г. Ишиме Омской обл.
9.11.1943
осужден Особым совещанием при МГБ СССР на 8 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР
нояб. 1943 – июль 1944
находился в заключении в тюрьмах: Ишимской, Омской и Московских — Внутренней (Лубянской), Военной Лефортовской, Бутырской, Краснопресненской
авг. 1944 – авг. 1946
находился в заключении в Сибирском ИТЛ (Сиблаге); работал на полевых работах (авг. 1944 – сен. 1944), затем ассенизатором (сен. 1944 – авг. 1946)
30.8.1946
арестован
авг. 1946
находился в заключении в Мариинском пересыльном пункте
авг. 1946 – нояб. 1946
находился в заключении в тюрьмах г. Москвы: Внутренней, Бутырской, Краснопресненской
нояб. 19468.5.1954
находился в заключении в Дубравном ИТЛ (Дубравлаг) (бывшие Темниковские лагеря); занимался плетением лаптей (дек. 1946 – июль 1947), затем был признан инвалидом и содержался без работы (июль 1947 – май 1954)
18.5.19547.3.1955
находился в заключении в Зубово-Полянском доме инвалидов; освобожден из инвалидного дома на иждивение Г. Г. Седова
21.3.1989
реабилитирован, по году репрессии: 1936
Показать все

Подробная биография

Будущий епископ Афанасий (Сергей Григорьевич Сахаров) родился 2 июля (ст. ст.) 1887 года. Родители Сергия, Григорий и Матрона, жили во Владимире. Отец, уроженец Суздаля, был надворным советником, мать происходила из крестьян. Их доброта и благочестие стали благодатной почвой, на которой взрастали духовные дарования их единственного сына.

Детские и юношеские годы Сергия Сахарова прошли в древнем и святом граде Владимире-на-Клязьме.

Трудности и испытания в жизни Сергия начались с малолетства, став той жизненной средой, в которой он духовно мужал. Отца мальчик лишился в раннем возрасте, но в матери своей нашел все, что нужно было для достойного вхождения в жизнь. Она желала видеть его в монашеском чине, и за это Сергий был признателен ей всю жизнь. Сергий охотно ходил в приходскую церковь, никогда не тяготился продолжительностью церковных служб. Богослужение как высшая степень молитвы было главной любовью будущего владыки. Он с детства предощущал себя служителем Церкви и даже сверстникам своим дерзновенно говорил, что будет архиереем.

Благочестивый отрок легко выучился рукоделию, мог шить и вышивать даже церковные облачения. Это очень пригодилось ему в дальнейшем, во время ссылок и лагерей, когда он шил облачения и ризы для икон.

Владимирскую духовную семинарию, а затем и Московскую духовную академию он окончил весьма успешно. Особенно серьезно будущий владыка углубился в вопросы литургики и агиологии. В богослужении находил он для себя особое богословие, будучи очень внимательным к тексту богослужебных книг.

Еще в Шуйском духовном училище Сергий Сахаров пишет свой первый литургический гимн — тропарь чтимой Шуйско-Смоленской иконе Божией Матери. Академическое его сочинение «Настроение верующей души по Триоди постной» уже свидетельствует о большой осведомленности автора в вопросах церковной гимнологии, которая осталась для него одним из главных увлечений на всю жизнь.

Первым учителем и духовным наставником Сергия был архиепископ Владимирский Николай (Налимов), оставивший по себе благоговейную память. Следующим педагогом стал известный богослов и строгий аскет, ректор Московской духовной академии епископ Феодор (Поздеевский), который и постриг его в храме Покрова Божией Матери с именем Афанасий, в честь Патриарха Цареградского. От руки владыки Феодора монах Афанасий получает посвящение сначала во иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Но именно монашеский постриг владыка Афанасий ценил каким-то особым образом...

Церковные послушания владыки Афанасия начались с Полтавской духовной семинарии, где его сразу заметили как талантливого преподавателя. Но в полную силу ученого-богослова владыка вошел в родной Владимирской семинарии, проявив себя убежденным и вдохновенным благовестником слова Божия.

Иеромонаху Афанасию было тридцать лет, когда в России произошла революция. Революция пронеслась по России, как смерч, пролила море христианской крови. Новая власть начала грубое глумление над мощами святых угодников Божиих, истребление духовенства и разорение православных храмов. Верующий народ видел в непрекращающихся бедствиях в нашем Отечестве, гонениях на Церковь Христову исполнение грозных пророчеств о гибели Русского Царства, превращение его «в сброд иноверцев, стремящихся истребить друг друга» (святой праведный Иоанн Кронштадтский, слово 14 мая 1907 года).

В 1919 году в ходе антирелигиозной кампании началось глумление над тем, что особенно дорого Православию, — нетленными останками святых угодников. Во Владимире, как и в других русских городах, в агитационных целях прошла так называемая демонстрация вскрытых мощей народу: их выставляли на всеобщее обозрение в обнаженном виде. Чтобы пресечь надругательство, владимирское духовенство под руководством иеромонаха Афанасия, члена епархиального совета, установило в Успенском соборе дежурство. В храме стояли столы, на которых лежали святые мощи. Первые дежурные — иеромонах Афанасий и псаломщик Александр Потапов — ожидали народ, толпившийся у дверей храма. Когда открылись двери, иеромонах Афанасий провозгласил: «Благословен Бог наш...» — и начался молебен Владимирским угодникам. Входящие люди благоговейно крестились, клали поклоны и ставили у мощей свечи. Так предполагаемое поругание святынь превратилось в торжественное прославление.

Вскоре священноначалие ставит ревностного пастыря на ответственное место: его (уже в сане архимандрита) назначают наместником двух древних монастырей епархии — Боголюбского и владимирского Рождества Пресвятой Богородицы.

Важнейшим и переломным событием в жизни владыки Афанасия стало поставление его из архимандритов во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. Произошло это в Нижнем Новгороде в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца, 10 июля 1921 года. Возглавил хиротонию митрополит Владимирский Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Московский и всея Руси.

Главной заботой и болью святительского подвига владыки Афанасия было не противодействие властей, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а появление внутри Церкви нового раскола, известного под именем «обновленчества».

Семена обновленчества как раскольнического течения, призванного реформировать Российскую Православную Церковь, были посеяны задолго до октябрьского переворота. До революции псевдоправославные новации проникли в стены духовных школ, религиозно-философских обществ и были уделом некоторой части интеллигентствующего духовенства. Революционные власти использовали реформаторские идеи для раскола Церкви, но опирались они не на интеллигентствующее меньшинство, а на огромную массу конформистов и маловеров внутри церковной ограды, усвоивших в прежние времена почитание всякой власти кесаря — и самодержавной, и большевистской. Противостояние святителя Афанасия обновленческому расколу — это не столько борьба с еретическими убеждениями, сколько обличение иудина греха — отступничества от Церкви Христовой, предательства ее святителей, пастырей и мирян в руки палачей.

Первый арест святителя произошел 30 марта 1922 года. Он положил начало многолетним тюремным мытарствам владыки Афанасия. Но, как это ни покажется странным, положение заключенного владыка считал более легким, чем положение тех, кто, оставаясь на воле, терпел бесчисленные притеснения от обновленцев. Он даже называл тюрьму «изолятором от обновленческой эпидемии». Путь владыки по тюрьмам и ссылкам был нескончаемым и изнурительным. Тюрьмы: владимирская, Таганская в Москве, Зырянская, туруханская, лагеря: Соловецкий, Беломоро-Балтийский, Онежский, Мариинские в Кемеровской области, Темниковские в Мордовии...

9 ноября 1951 года окончился последний срок лагерных мытарств шестидесятичетырехлетнего святителя. Но и после этого его держали в полной неизвестности о дальнейшей судьбе, а затем в принудительном порядке поместили в дом инвалидов на станции Потьма (в Мордовии), где режим почти не отличался от лагерного.

Архипастыря могли арестовать прямо в дороге, как случилось однажды при объезде им Юрьев-Польского уезда. В 1937–38 годах его неоднократно, арестовав, готовили к немедленному расстрелу.

В начале Великой Отечественной войны владыку отправили в Онежские лагеря пешим этапом, причем свои вещи заключенные несли на себе. В результате тяжелой дороги и голода владыка так ослабел, что всерьез готовился к смерти...

Онежские лагеря сменились бессрочной ссылкой в Омской области. В одном из совхозов возле городка Голышманово владыка работал ночным сторожем на огородах. Затем был переселен в город Ишим, где жил на средства, присылаемые друзьями и духовными чадами.

Зимой 1942 года епископа Афанасия неожиданно этапировали в Москву. Следствие длилось полгода. Допрашивали около 30 раз, обычно ночами. Обычно допрос шел часа четыре, но однажды продолжался целых девять часов. Ни разу на допросах владыка не только никого не выдал, но и не совершил самооговора.

Но вот объявлен приговор: 8 лет заключения в Мариинских лагерях Кемеровской области, прославившихся своей жестокостью. Работы для «идейных врагов соввласти» назначались самые тяжелые и грязные.

Летом 1946 года владыка был вновь этапирован в Москву для нового следствия по ложному доносу. Но вскоре доносчик отказался от своих показаний, и Преосвященного отправили в Темниковские лагеря Мордовии отбывать срок до конца. Физически он был уже слаб и мог заниматься только плетением лаптей. Через два года владыку отправили в Дубровлаг (в той же Мордовии), где по возрасту и состоянию здоровья он уже не работал.

Однако ни при каких обстоятельствах владыка не терял веры в Бога и чувства великой к Нему благодарности. Еле живой после пыток, сдерживая стон, святитель часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога!» И первым запевал: «Хвалите имя Господне».

На Соловках владыка Афанасий заразился тифом. Ему угрожала смерть, но Господь явно хранил Своего страдальца, и владыка выжил буквально чудом.

Но при этом постоянном утомлении владыка видел духовную пользу — возможность проявить силу своей веры. Он неизменно держался устава Святой Церкви, никогда не прерывал молитвенного правила, молясь не только келейно, но и в обществе своих сокамерников. Даже в лагере он строго держал посты, находя возможность готовить постную пищу.

7 марта 1955 года епископа Афанасия освободили из Потьминского инвалидного дома, который своим лагерным режимом окончательно подорвал его здоровье. Вначале владыка поселяется в городе Тутаеве (Романов-Борисоглебск) Ярославской области, но затем выбирает для места жительства поселок Петушки Владимирской области.

Хотя с этого времени владыка формально был на свободе, власти всячески сковывали его действия. В Петушках, например, ему разрешали совершать богослужения только при закрытых дверях храма и без архиерейских регалий.

В 1957 году прокуратура Владимирской области вновь рассмотрела дело 1936 года, по которому проходил владыка Афанасий. Владыка был допрошен на дому, приведенные им в свою защиту доводы не были признаны убедительными. Реабилитации не состоялось...

Утешением для владыки были богослужения в Троице-Сергиевой лавре — ведь он, помня свой монашеский постриг в ее стенах, всегда считал себя в числе ее братии.

На одном из богослужений владыки Афанасия молящиеся заметили, что во время Евхаристическою канона он ходил над полом храма, его как будто плавно выносила из алтаря какая-то волна...

Владыка Афанасий тяжело переживал новый этап либеральных гонений на Церковь в период «оттепели», умножал молитвы русским святым и Матери Божией — Покровительнице Руси. Он даже свой уход на покой стал рассматривать как уклонение от борьбы с наступающим злом и хотел просить назначения викарным епископом, но подорванное здоровье не позволило продолжить общественное служение. Как бы тяжела ни была жизнь владыки Афанасия, он никогда не унывал. Напротив, в тюрьмах лагерях, ссылках он преисполнялся какой-то удивительной энергии, находя спасительные для души занятия. Именно там, в застенках, возникла удивительная в литургическом смысле служба Всем русским святым. Она получила свою законченность после обсуждения с иерархами, которые были заключены вместе с владыкой Афанасием.

Смерть матери побудила владыку не только к горячим сыновним молитвам о ней, но и к написанию фундаментального труда «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви», который был высоко оценен митрополитом Кириллом (Смирновым).

В августе 1941 года Преосвященный Афанасий составил «Молебное пение об Отечестве», исполненное глубокого покаяния и необычайной молитвенной силы, обнимающее все стороны жизни нашею Отечества. В периоды заключений владыкой были составлены молебные пения «О сущих в скорбях и различных обстояниях», «О врагах, ненавидящих и обидящих нас», «О сущих в темницах и заточении», «Благодарение о получении милостыни», «О прекращении войн и о мире всего мира»...

Святитель Афанасий поистине пел Богу «дондеже есмь» (Пс. 45:1), пел даже во вратах смерти, и Господь сохранил Своего служителя для любимых им Церкви и Отечества.

Годы исповедничества веры Христовой в лагерях и тюрьмах, как бы ни были они тяжелы и ужасны, стали на жизненном пути владыки Афанасия не потерей, а приобретением. Они стяжали его смиренной душе тот благодатный свет духа, которого так недостает миру. На этот внутренний свет сразу со всех сторон потянулись люди, каждый со своими наболевшими жизненными вопросами. И люди эти встречались с человеком чистой души, наполненной непрестанной молитвой.

Никто никогда не слышал от владыки ни слова ропота на тюремное прошлое. Каждого пришедшего встречал он незлобием, добротой, участием и любовью. Он делился с каждым своим богатым жизненным опытом, раскрывал смысл Евангелия и житий святых угодников Божиих, помогал пастырям приводить пасомых к истинному покаянию.

Живя в Петушках, владыка получал до 800 писем в год, поддерживая переписку со многими бывшими соузниками, скорби которых переживал как свои. К Рождеству и Пасхе он посылал по 30–40 посылок нуждающимся в помощи и утешении.

Духовные дети владыки Афанасия вспоминают, как он бы прост и внимателен в общении, как ценил самую малую услугу, за которую всегда старался отблагодарить.

Однажды на вопрос «Как спастись?» он ответил: «Самое главное — это вера. Без веры никакие самые лучшие дела не спасительны, потому что вера — фундамент всего. А второе — это покаяние. Третье — молитва, четвертое — добрые дела. И хуже всякого греха — отчаяние». К покаянию владыка учил прибегать как можно чаще, сразу, как только осознается грех, — очищать душу слезами покаяния.

Еще в августе 1962 года владыка Афанасий начал говорить, что ему пора умирать. Когда однажды ему ответили, что близкие чада не перенесут разлуки с ним, он строго заметил: «Разве можно так привязываться к человеку? Этим мы нарушаем свою любовь ко Господу. Не одни ведь, а с Господом остаетесь».

За несколько дней до блаженной кончины владыки Афанасия из лавры приехали наместник архимандрит Пимен, благочинный архимандрит Феодорит и духовник игумен Кирилл что очень обрадовало Преосвященного. Это был канун пятидесятилетия его монашеского пострига. В самый день, в четверг, владыка был особенно благостным, благословляя всех присутствующих.

Но вот приблизилась смерть. Владыка уже не мог говорить, погруженный в молитву. Однако в пятницу вечером он тихо сказал в последний раз: «Молитва вас всех спасет!» Затем написал рукой на одеяле: «Спаси, Господи!»

В воскресенье 28 октября 1962 года, на память святителя Иоанна Суздальского святитель тихо предал свой дух Богу. Он предсказал этот день и час заранее.

Поставленный на архиерейскую кафедру Патриархом Тихоном, епископ Афанасий за 33 года архиерейства провел на епархиальном служении 33 месяца, в изгнании — 76 месяцев, в лагерях — 254 месяца.

Мощи святителя находятся в Богородице-Рождественском монастыре, наместником которого он был в 1920 году.

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию