Ковригин Всеволод Данилович, протоиерей

Родственники

  • жена  —  Ковригина Тамара Васильевна (ум. между 1929 и 1931 в г. Великий Устюг)
  • сестра  —  Ковригина Н. Д. (ум. не ранее 1934)
  • сын  —  Ковригин Алексей Всеволодович (1919/1920 – не ранее 1934)
  • сын  —  Ковригин Димитрий Всеволодович (1921/1922 – не ранее 1934)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1913
1917
Петроградский государственный университет
окончил историко-филологический факультет, одновременно учился на естественном отделении физико-математического факультета
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1919
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1918
Орловская и Севская епархия, г. Орёл, Орловский архиерейский дом, псаломщик (сверхштатный)
1919
июль 1923
Орловская и Ливенская епархия, г. Орёл, Введенская церковь, священник
1923
1925
Ленинградская епархия, г. Ленинград, церковь Холмской Божией Матери подворья Радочницкого монастыря, священник
окт. 1928
29.3.1929
Ленинградская и Гдовская епархия, г. Ленинград, Троицкий собор на Петербургской стороне, священник
Показать все

Преследования

июль 1923
арестован, по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»
1923
осужден на 3 года высылки из Орловской губ.
1925
арестован
1925
осужден на высылку в Сибирь на 3 года
29.3.1929
арестован
29.3.19299.8.1929
находился в заключении в Доме предварительного заключения на ул. Шпалерной г. Ленинграда
9.8.1929
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года ссылки в Северный край, по обвинению в «антисоветской агитации в проповедях и религиозных беседах»
19291931
находился в ссылке в г. Великий Устюг
1931
арестован, по обвинению в «контрреволюционной церковной деятельности»
1931
осужден на 3 года ссылки
1931 – дек. 1933
находился в ссылке в пос. Усть-Кулом АО Коми (Зырян)
дек. 1933
арестован. в ссылке и 30.12.1933 доставлен с конвоем в Ленинград. В Ленинграде привлечен по делу «Евлогиевцев». Ордер на арест по этому делу был выписан 19.2.1934
28.2.1934
осужден тройкой при ПП ОГПУ по Ленинградскому военному округу на 5 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ)
с 1934
находился в заключении в Северо-Восточном ИТЛ (Севвостлаге), по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР
1990
реабилитирован, по году репрессии: 1925
15.11.1993
реабилитирован прокуратурой г. Санкт-Петербурга, по году репрессии: 1929
1990
реабилитирован, по году репрессии: 1931
10.5.1990
реабилитирован прокуратурой г. Ленинграда, по году репрессии: 1934
Показать все

Другие сведения

Родился в Санкт-Петербурге, окончил физико-математический и историко-филологический факультеты Петроградского университета. С мая 1917 жил у отца в Курской губ. С 1918 полтора года состоял личным секретарем епископа Орловского и Севского Серафима (Остроумова), в 1919 рукоположен в священника. Служил в Введенском женском монастыре г. Орла. Отец Всеволод был одним из самых активных борцов против обновленческого раскола. Пользовался большим авторитетом среди верующих.

В 1923 был первый раз арестован за «сопротивление изъятию церковных ценностей» и выслан из Орла. В 1925 служил в Ленинграде, где снова был арестован и приговорен к трем годам ссылки в Сибирь. После заключения вернулся в Ленинград, а в марте 1929 был вновь арестован и заключен в Ленинградский дом предварительного заключения (ДПЗ).

Советский культуролог, историк, градовед и краевед Н. П. Анциферов, находившийся в той же камере, что и отец Всеволод, вспоминал впоследствии: «До чего же камера была переполнена заключенными! Все койки заняты, заняты места и между койками. Ложиться спать приходится и на столах... Был в камере священник, отец Всеволод. Я смутно помню студента моего курса Ковригина, но он был естественник, биолог. Теперь он священник Ковригин. Всегда спокойный, всегда ясный. Он говорил нам, улыбаясь по утрам: «Хорошо можно жить и в ДПЗ!» В спорах он не принимал участия» (Из дум о былом. С. 328, 332).

Отец Всеволод обвинялся в «антисоветской агитации в проповедях и религиозных беседах». На одном из допросов он отвечал: «…заявляю, что проповеди мои носили характер внеполитический, заключали в себе поучение святых отцов… Кроме тех проповедей, которые я говорил в порядке очереди в Троицком соборе, я говорил проповеди в Александро-Невской Лавре по распоряжению митрополита Серафима, причем от последнего получил указание поддерживать Сергиевское течение.

В одной проповеди я действительно осуждал иосифлян за то, что они осуждают нас за то, что мы "предались дьявольской власти". В этой проповеди я приводил пример того, как Александр Невский, защищая непоколебимо существо православия, в то же время не был формалистом в отношении частностей религиозного быта и обычаев. В то время, как некоторые считали от православия прохождение между огнями, поклон хану, Александр Невский смотрел на дело глубже. Для него хан был законной, Богом данной властью. Так и мы должны отвечать упрекающим нас в отступлении от православия, если мы оказываемся лояльными в отношении существующей власти: мы идем по стопам Александра Невского» (Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Ф. 25. Оп. 1. Д. П-80949. Л. 8, 12 об. — Цит. по Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие …).

В декабре 1933 отец Всеволод был арестован в ссылке в пос. Усть-Кулом АО Коми (Зырян) и 30.12.1933 доставлен с конвоем в Ленинград. В Ленинграде привлечен по делу «Евлогиевцев». Ордер на арест по этому делу был выписан 19.2.1934.

По версии обвинителей отец Всеволод: «осуществлял идеологическое руководство основной ячейкой организации "Союз Евлогиевцев" путем переписки "с оказией" с руководителями ячейки и путем личного общения с приезжавшими к нему в ссылку представителями контрреволюционной организации...» (Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие …).

Из показаний отца Всеволода Ковригина на допросе 26.2.1934:
«Церковь — Тело Христа. Она страдала и будет страдать до тех пор, пока грех, время и смерть будут существовать в природе. Атеизм только у отдельных людей может разрушать религиозные представления, но принести массового разрушающего действия он не может. Чем больше человек сосредоточивается на материальном, тем большему ослаблению подвергается духовное. Религия своей целью преследует возрождение человека...» (Там же).

Тройкой при ПП ОГПУ по Ленинградскому военному округу он был осужден на 5 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ).

 

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию