Пробатов Николай Александрович, священник, священномученик

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 29 октября/11 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля), Соборе Рязанский святых (10 июня/23 июня)

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1890
Касимовское духовное училище
по 2-му разряду
1898
Тамбовская духовная семинария
по 2-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

7.3.1899
рукоположен во священника епископом Тамбовским и Шацким Георгием (Орловым)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1899
22.9.1907
Тамбовская и Шацкая епархия, Тамбовская губ., Елатомский уезд, с. Темирево, Преображенская церковь, священник
22.9.1907
1918
Тамбовская и Шацкая епархия, Тамбовская губ., Шацкий уезд, с. Агломазово, Богоявленская церковь, священник. С 1908 — помощник благочинного. 20.06.1916 назначен "в распоряжение протопресвитера военного и морского духовенства для зачисления в действующую армию". Служил в походной церкви Марии Магдалины 1-й Бахмутского полка на Австрийском фронте. В 1917 вернулся в Агломазово
Показать все

Награды

1906
право ношения скуфьи
1911
архипастырская благодарность за отличную усердную приходскую и школьную пастырскую деятельность
1912
право ношения камилавки
1917
право ношения наперсного креста («золотой наперсный крест, от Святейшего Синода выдаваемый»)
Показать все

Преследования

нояб. 1918
арестован карательным отрядом
11.11.1918
расстрелян
Показать все

Другие сведения

«Из сохранившихся его [священника Николая Пробатова. — Ред.] писем к брату, протоиерею Василию, видно, что учился он, находясь в условиях материальной нужды: иногда одежда изнашивалась настолько, что товарищи смеялись над ним, а наставники делали замечания. 

По окончании семинарии он женился на младшей дочери священника Темирево Елатомского уезда Варваре Алгебраистовой. После венчания Николай и Варвара по существующему тогда благочестивому обычаю отправились в свадебное паломничество в Саровский монастырь. 

В 1899 году Николай был рукоположен в сан пресвитера и определен вторым священником в храм с. Темирева. Но он очень хотел служить один. Желание его вскоре сбылось, в 1906 г. он получил приход в с. Агломзово, где был деревянный Богоявленский храм, выстроенный в 1799 г. В 1910 г. о. Николай обновил обветшалый иконостас. При храме был хор, и трудами о. Николая было устроено прекрасное общее пение. Перед служением литургии священник всегда долго и усердно молился, служил он с вдохновением и благоговением, а о службе церковной говорил: "У меня в алтаре уголок рая".

С. Агломазово насчитывало тогда 150 домов, более тысячи прихожан, и была больая нужда в открытии церковно-приходской школы. Стараниями о. Николая было выстроено просторное деревянное здание, в котором свободно могло обучаться двести детей. Талантливый проповедник, он усердно проповедовал в храме, а в школе преподавал Закон Божий. Семья священника жила бедно, но н за требы платы не брал. Обуви всегда имел только две пары — зимнюю и летнюю.

Началась Первая мировая война. Священников в армии не хватало, и епархиальный архиерей, епископ Тамбовский Кирилл (Смирнов), обратился к духовенству епархии с просьбой — пойти священниками в действующую армию. Охотников нашлось немного. Отговаривались: кто болезнью, кто семьей, кто малолетством детей. Слыша такое от священников, отец Николай, устыдился: что же это мы — священники — и отказываемся: у одного жена, у другого дети, а там наши же воины кровь проливают, защищая родину; надо соглашаться. И хотя у о. Николая с женой было трое детей, старшему сыну четырнадцать лет, младшим, сыну и дочери, по году; он пошел служить полковым священником в первый Бахмутовский полк, сражавшийся против австрийцев. Здесь, на фронте, в полку он увидел, как мало остается в людях веры: из всего наличного состава полка храм посещали не более тридцати человвек. Вернувшись в 1917 году домой, он с нескрываемой скорбью говорил близким: "Священники уже тут не нужны, они теперь скорее жители Неба, чем земли".

Совершилась революция. Нравственная болезнь коснулась и крестьян. Многие бросились рубить впрок казенные и господские леса, наваливая штабеля бревен перед домами, поспешно делили земли крупных землевладельцев.

После издания большевиками декрета об изъятии из храмов мтрических книг к отцу Николаю явился отряд солдат и потребовал выдать из церкви книги.

— А кто вы такие, что мне указываете? — решительно встретил их отец Николай. — Скажет мое начальство — тогда передам.

— Нет, — не отступали солжаты, — передавай сейчас.

— Ну, хорошо, — отвветил священник, — не хотите слушать церковное начальство — соберем сход крестьян. И как решит народ, так и сделаю.

Собрали сход, и священник произнес слово, после которого крестьяне сразу же изгнали покушавшихся на церквные книги.

». (Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия : жизнеописания и материалы к ним / Иеромонах Дамаскин (Орловский). Кн. 5. Тверь, 2001. С. 321–325)

 

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию