Лебедев Федор Матвеевич, священник

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1853
не позднее 1857
Вольское духовное училище
уволен из среднего отделения
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

14.6.1907
рукоположен во диакона епископом Николаевским Тихоном (Оболенским), викарием Самарской епархии
окт. 1907
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
окт. 1857
нояб. 1858
Самарская и Ставропольская епархия, Самарская губ., с. Березовый Гай, Димитриевская церковь, псаломщик
нояб. 1858
окт. 1859
окт. 1859
янв. 1861
янв. 1861
июль 1861
Самарская и Ставропольская епархия, Самарская губ., Новоузенский уезд, с. Калдино, Михаило-Архангельская церковь, псаломщик
июль 1862
1877
Самарская и Ставропольская епархия, Самарская губ., с. Всесвятское, Всехсвятская церковь, псаломщик (с 25.11.1875), причетник (до 25.11.1875)
1877
1897
Самарская и Ставропольская епархия, Самарская губ., Новоузенский уезд, с. Романовка, Николаевская церковь, псаломщик. Уволен за штат (с 1897). Заштатный псаломщик с. Романовки (с 1897)
18.7.1900
19.9.1900
Самарская и Ставропольская епархия, Самарская губ., Новоузенский уезд, с. Феодоровка, церковь Рождества Христова, псаломщик (исправляющий должность псаломщика). Уволен за штат 19.9.1900
14.6.1907
27.10.1907
Самарская и Ставропольская епархия, Самарская губ., Николаевский уезд, с. Большая Глушица, Покровская церковь, диакон (с 14.6.1907 — сверхштатый диакон)
27.10.1907
не позднее 1913
Саратовская и Царицынская епархия, Саратовская губ., Балашовский уезд, с. Малая Сергиевка, Сергиевская церковь, священник (сверхштатный). Временно исполнял обязанности законоучителя в Мало-Сергиевской церковно-приходской школе (с 1909)
Показать все

Награды

1874
архипастырское благословение
Показать все

Подробная биография

Идея написать очерк о псаломщике Федоре Матвеевиче Лебедеве, что служил в церкви села Романовки, возникла у меня давно. Именно его размашистым угловатым почерком были написаны метрические книги сначала села Всесвятки с 1862 по 1877 год, а затем Романовки с 1878 до 1899. Именно его почерк рассказал мне все события в семье моих предков за 37 лет из 80 лет существования Романовки. Я свыкся с этим почерком, и все события далекого прошлого стали восприниматься неотрывно от него. Федор Матвеевич  стал для меня почти родным; он незримо участвовал во всех событиях в жизни моей семьи, да и всего села. Я был благодарен этому человеку за то, что писал он, быть может, и не каллиграфически, но аккуратно, вполне читаемо по сравнению с другими.

Вначале идея найти какую-то информацию об этом человеке казалась нереальной: долгое время в моем распоряжении были лишь образцы его почерка да имя — церковнослужители расписывались в книге коротко: священник Ефимий Князевский и псаломщик Федор Лебедев. Лишь спустя много времени я встретил в одной из книг его отчество. Однако, наверное, желание было таким  сильным, что факты понемногу стали складываться в копилочку. И вот, кажется, сложились...

Сведения о дате его рождения сильно разнятся в разных источниках; в клировой ведомости села Романовки 1898 года обозначена дата 17 февраля 1840 года[1]. Поскольку ведомости составлялись самими священно-церковнослужителями, дата вполне заслуживает доверия.

Родился он в селе Брыковка Николаевского уезда (ныне Духовницкий район Саратовской области) в многодетной семье дьячка Матвея Михайловича Лебедева, учился в Вольском духовном училище[2].

Когда я в начале поиска находил какие-то документы про Федора, у меня постоянно было ощущение какой-то несостыковки: то ли он был отчислен из училища в 1856 году, то ли в 1857 году; то ли в 17 лет, то ли в 19; то ли первым местом его службы было село Березовый Гай, то ли это село Перекопное. Конечно, подобные несовпадения были обычны для того времени, но меня не покидало чувство, что дело не в простой неточности. Проблема решилась неожиданно: в семье было семеро детей, в том числе два Фёдора! У того Фёдора, что был объектом моих поисков (Фёдор-2), был старший брат Фёдор Матвеевич Лебедев (Фёдор-1)[3]!

Читателя, возможно, поразило, что в семье были дети с одинаковыми именами. Меня такая находка уже не удивила: детей в XIX веке много рождалось, много умирало, так что над именами долго не думали. Их давали в соответствии со святцами, а там часто выбор благозвучных имен был невелик. Так что такая ситуация с именами в семье не была чем-то из ряда вон выходящим — в переписи всех жителей того же села Романовки за 1910 год из 356 дворов и 2732 человек я обнаружил 3 семьи с повторяющимися именами, как мужскими, так и женскими[4].

Итак, братья Лебедевы удивительно повторяли жизненный путь друг друга: оба поступили учиться в Вольское духовное училище, оба были отчислены по неуспеваемости из среднего отделения (с годом разницы) и даже оба служили пономарями в одном и том же селе Перекопное (с разницей в два года). С учетом скудности информации о человеке того времени и возможных неточностей, братья были практически неразличимы. Был ли вообще мальчик Фёдор-1? Разрешить сомнения можно было, лишь найдя обоих братьев вместе в ведомостях Вольского духовного училища. Старший Фёдор был отчислен в 1856 году, младший в 1857 году, значит, в 1855/56 учебном году они должны были оба быть в училище. Такая ведомость, к счастью, нашлась и развеяла сомнения: оба брата были на месте.

«Среднее отделение. Разряд 2.

№69 Федор Лебедев, Самарской Епархии, Николаевского уезда, села Брыковки дьячка Матфея сын, 18лет, поступил 25 октября 1846. Поведения кроткого, способностей средственных. На отцовском содержании. Выбыл в Епархиальное ведомство.

Нижнее отделение. Разряд 2.

№38 Федор Лебедев, Самарской епархии, Николаевского уезда, села Брыковки дьячка Матфея сын, 14лет, поступил 4 сентября 1853. Способностей довольно порядочных, на полном казенном содержании. Переведен в среднее отделение»[5].

Таким образом, старший Фёдор-1 закончил среднее отделение училища, но не был переведен в высшее отделение, как более успешные его сотоварищи, а отправлен в распоряжение Епархиального ведомства. Младший же Фёдор-2 в этом 1855 году закончил низшее отделение и был переведен в среднее. Через год, несмотря на довольно порядочные способности, он после четырех лет обучения в училище тоже будет отчислен «по неуспешности», но это будет еще только через год. Фамилии священно-церковно-служителей не так разнообразны, поэтому проблема однофамильцев была актуальна в училище, учеников так и именовали «Александр Любенский-1», «Александр Любенский-2». Братья Лебедевы же из-за разницы в возрасте учились в разных отделениях училища, поэтому никакой путаницы не возникало вообще.

Удалось найти и свидетельство об окончании училища, выданное Федору-2:

Объявитель сего, ученик Волгского Духовного Уездного Училища среднего отделения Федор Лебедев Самарской Епархии Николаевского уезда села Брыковки дьячка сын, имеющий от роду 19 лет, поступил в училище 1846 года октября 25 дня, в коем при способностях довольно порядочных, прилежании недостаточном, обучался:

Грамматикам (Латинской — плохо, Греческой — плохо, Славянской — плохо, Русской — не худо)

Пространному катихизису — довольно хорошо

Священной истории — порядочно

Географии — плохо

Арифметике — плохо

Церковному Уставу — недостаточно

Нотному пению — довольно хорошо

Чистописанию — порядочно

В продолжении учения оказывал поведение кроткое. Падучей болезни не подвержен; уродства, калечества и других недостатков телесных не имеет. Состоял на полуказенном содержании.

Ныне, на испытании, бывшем в июле месяце 1857 года, по безуспешности оказался неспособным к продолжению обучения.

Почему на основании §27 Проекта Устава Духовных Уездных Училищ исключается с сим свидетельством из Училища в Епархиальное ведомство.

В чем и дано ему, Лебедеву, сие Свидетельство Волгским Училищным Начальством за надлежащим подписанием и приложением казенной Училищной печати.

Июля 15 дня 1857года.  Смотритель Илья Лавровский[6]

Карьера старшего брата закончилась неожиданно быстро. Как уже было сказано, он был отчислен из училища и распределен на службу в село Перекопное 5 марта 1857 года[7]. Ежегодная церковная ведомость характеризовала его положительно: «Читает и поет порядочно. Катехизиса не знает. Поведения хорошего. Никому не в родстве не состоит»[8], но уже 5 сентября 1858 на его прошение о посвящении в стихарь легла грозная резолюция Епископа Самарского и Ставропольского Феофила: «Просителя за совершенную неготовность и нерадение, отрешить от места до исправления впредь»[9].

Чем объясняется такой резкий поворот и как дальше сложилась судьба Федора-1 – неизвестно; мне не удалось более встретить в епархиальных документах  никаких о нем упоминаний.

Федор-2 же, поскольку тоже учился неважно, был определен первоначально на низшую должность дьячка ко Храму Великомученика и Мироточца Дмитрия, в село Березовый Гай Самарского уезда. Затем последовала длинная череда епархиальных перемещений, в которой он объездил всё Левобережье:

Березовый Гай 04.10.1857

Теликовка 04.11.1858

Орлов Гай 28.04.1859

Новорепное 24.10.1859

Калдино 10.01.1860

Перекопное 17.09.1860

Питерка 10.07.1861

В 1862 его путешествия вдруг закончились: 21 июля Федор стал причетником Всесвятской церкви одноименного села на правом берегу Большого Карамана[10]. Потянулись долгие однообразные годы службы в провинциальной церкви. Лишь через 12 лет выпали ему небольшие поощрения по службе: 15 ноября 1874 года по предложению Епископа Самарского Герасима за исправность по должности и честную жизнь было объявлено ему, Лебедеву, Архипастырское Благословение с внесением в формуляр. Да еще ровно через год, 15 ноября 1875 года, поступило предложение того же епископа:

«...пономарь с. Всесвятского Новоузенского уезда Федор Лебедев предметы должности знает хорошо, при отлично усердном исполнении своих обязанностей ведет себя хорошо. Почему предлагаю Консистории сделать зависящее распоряжение о переименовании означенного причетника в исправляющего должность псаломщика, за отличие в службе, с тем, чтобы это отличие обозначалось в формуляре»[11].

В 1877 году Всесвятская церковь была закрыта «за ветхостью», а прихожане перечислены к вновь выстроенной Николаевской церкви в Романовке. Туда же, на левый берег Большого Карамана, перешли служить и Лебедев со священником Ефимием Князевским. Отец Федора, Матвей Михайлович Лебедев, к тому времени уже умер, и мать, вдовствующая пономарица Мария Ефимовна, жила здесь же, при церкви села Романовки, до своей смерти в 1888 году[12]. Ровно та же жизнь низшего чина церковнослужителя потянулась для Лебедева теперь в Романовке. При нём сменилось уже четверо священнослужителей, лишь Лебедев был неизменен. Зыбкой приставки «исполняющий должность» уже не было, Федор стал просто псаломщиком. От пономаря до псаломщика — вот и вся карьера за 42 года...

В 1899 году, на самой границе века, размашистый почерк Лебедева из метрической книги вдруг исчез. 3 июня 1899 в Романовку был переведен  и стал исправлять обязанности псаломщика Николаевской церкви псаломщик с. Андросовка Николаевского уезда Павел Сахаров[13]. Федору Матвеевичу было тогда уже более 60 лет, и я, решив, что он умер, с сожалением расстался с его почерком, к которому успел привыкнуть. Как же я был неправ! В 60 лет всё только начиналось!

Причины его замены были не так просты, как мне подумалось. Лебедев был уволен за штат 7 февраля 1897 резолюцией Епископа Самарского и Ставропольского за грубость и непочтение к местному благочинному, а также за неспособность к отправлению клировых обязанностей. Затем, в марте 1897,  резолюцией того же Преосвященного снова был допущен к исправлению псаломщических обязанностей в том же приходе. Но продолжилось его служение недолго. 3 февраля 1899 года была поставлена еще одна точка. По протоколу Консистории, утвержденному Его Преосвященством, о неправоспособности к учительству и отправлению псаломщических обязанностей и за занятие торгашеством с допущением при этом действий нечестивых и недобросовестных, Фёдор Лебедев был «...окончательно уволен за штат с лишением права на получение пособия из казны и из попечительства. Причем поручен особому надзору Благочинного с таковым предупреждением его, Лебедева, что, если он вновь будет уличен в проступках, подобным имеющимся, то будет исключен из духовного звания»[14].

Трудно в полной мере оценить эту ситуацию, не располагая достаточным объемом информации. Должность благочинного III округа исправлял в эти годы священник той же Романовки Василий Смирнов. Ясно, что Фёдор повздорил со своим священником, но неясно, в чем причина конфликта и кто в нем виноват. В зависимости от личных качеств сторон, ситуация может трактоваться совершенно по-разному. Слишком уж неправдоподобно громыхают фразы о нечестивости и недобросовестности.

Раздор начался с того, что священник написал на Лебедева жалобу о грубости и невнятном чтении за богослужением. Федор Матвеевич написал ответную жалобу с подробным описанием прегрешений Смирнова: «...Своими катаниями [на рысаках с вожжами в руках] по селу он дает повод нашим молоканам надсмехаться над православием»[15]. Жалоба долго разбиралась консисторией, в результате оба лишились своих должностей

Надо заметить, что на заре службе Федора Лебедева уже была подобная двусмысленная ситуация. Священник села Питерка Николай Березовский 10 июня 1862 года написал Епископу Самарскому и Ставропольскому Феофилу рапорт, в котором доказывал, что: «Дьячок Федор Лебедев груб и непокорен, к своей должности неисправен. Дерзок – на первых числах сего месяца простер до того свою дерзость, что вышел на общественный сход, стал внушать обществу, чтобы оно требовало от старосты церковного каких-то денег, будто бы хранящихся в нашей церкви»[16].

В ходе разбора жалобы в Консистории Фёдор Лебедев все обвинения отрицал:

«Пред приходским свои священником Николаем Березовским непослушания, грубостей и дерзостей я никогда никаких не делал. Священник Березовский выводит на меня обвинение единственно потому, что прихожане, подозревая его и церковного старосту в злоупотреблении церковной суммой, начали в том формальное дело» и, со своей стороны,  попросил Епархиальное Начальство провести следствие в отношении церковной кассы[17]. То ли священник вместе с церковным старостой приворовывали из церковной кассы, а пономарь-правдоруб выступил в защиту истинных православных ценностей, то ли дерзкий, ленивый и неисполнительный пономарь возвел напраслину на кристально честных священника и старосту. Ситуация выглядела настолько двусмысленно, что в первой резолюции Епископ написал: «Не подал ли священник Березовский повода к тому, чтобы причетник вышел на сходку?» Большого следствия, однако, вести не стали. Поскольку формально нарушение было, Лебедева оштрафовали и, с глаз долой, перевели из Питерки подальше.  

Но вернемся из Питерки обратно в Романовку конца XIX века. Столько лет отслужив безупречно, из-за разгоревшегося конфликта Федор Матвеевич оказался на старости лет без возможности получения пособия не только из казны, но и из попечительства. Так или иначе, это был крах.

Только не для Федора Лебедева. Насколько видно из документов, решение Консистории было им обжаловано, и Указом Святейшего Синода от 31 мая 1900 года за №3515 оно было отменено; Лебедеву было «предоставлено право занять псаломщическое место по усмотрению Его Преосвященства»[18]. Решение было выполнено: 18 июля 1900 Лебедеву было предоставлено вакантное место псаломщика в соседнем селе Федоровке. Но прослужил он там недолго. Вдруг оказалось, что Лебедев «уволен за штат согласно своему прошению. На службе состоял в должности причетника 42 года 4 месяца»[19].  

В 1903 году новым благочинным III округа стал священник села Калдино Михаил Воинов. Федор Матвеевич так и остался без места, правда, стал получать пособие из эмеритальной кассы 210 рублей[20]. Сумма достаточно большая, но ведь и прослужил Лебедев на должности 42 года 4 месяца.

Федор Матвеевич оставил в Романовке деревянный дом со всеми надворными постройками и отправился сначала к своему старшему сыну Василию, который, закончив Духовное училище в городе Николаевске (ныне Пугачёв), служил священником в селе Большая Глушица Николаевского уезда (ныне Самарская область). Через несколько лет заштатный псаломщик Федор Матвеевич Лебедев подал прошение и был рукоположен в сан дьякона 14 июня 1907 года Преосвященным Епископом Тихоном, Викарием Самарским (с оставлением за штатом)[21], поднявшись, таким образом, в первую, низшую степень священства. На штатное место рассчитывать Федору Матвеевичу уже не приходилось, он был назначен сверхштатным дьяконом к Покровской церкви села Большой Глушицы Николаевского уезда Самарской губернии.

На первой ступеньке Федор Лебедев не остановился. Младший сын Николай служил священником в селе Малой Сергиевке Балашовского уезда Саратовской губернии — туда и отправился Фёдор Матвеевич. В покорнейшем прошении Гермогену, Епископу Саратовскому и Царицынскому от 17 октября того же 1907 года он написал:

«Желая и на старости лет быть полезным своему сыну, дерзаю покорнейше просить Ваше Преосвященство рукоположить меня во священника и назначить сверх штата к Сергиевской церкви села Малой Сергиевки, Балашовского уезда, где он священствует»[22].

Гермоген, Епископ Саратовский и Царицынский, поставил на прошении свою резолюцию:

«Духовной Консистории, по снятии надлежащего допроса, составить дело сегодня же о посвящении дьякона Лебедева Федора в сан иерея».

Все было в точности исполнено, и 26 октября 1907 недавний дьякон Федор Лебедев был посвящен в сан священника и назначен на священническое место (сверх штата) церкви с.Малая Сергиевка Балашовского уезда.

Но и это еще не всё! Высшая точка наступила 27 сентября 1909 года, когда  Благочиннический Совет 7 округа Балашовского уезда, собравшись в селе Потьме, ходатайствовал перед Епископом Саратовским и Царицынским Гермогеном о награждении сверхштатного священника с.Малой Сергиевки о.Федора Лебедева – набедренником. Вот что написал Совет в своем акте:

«Сверхштатный священник Федор Лебедев — маститый старец-иерей 72 года, безупречно прослуживший псаломщиком и дьяконом 52 года, а милостию Владыки, Преосвященнейшего Гермогена, Епископа Саратовского и Царицынского, удостоенный сана иерея, всегда у Престола Божия искренне, с глубоким чувством религиозного подъема совершающий Св.Таинство Евхаристии, со слезами умиления и покаяния молящийся за своих чад духовных пред Престолом Божиим, в простоте житейской наставляющий нечаянно для него ниспосланную Промыслом Божиим паству в истинах Христова Евангелия, бесхитростно и ясно утверждающий народ в правилах и основах Христовой Церкви; привлекающий всех и каждого, соприкасающегося с ним, своею задушевностью и доступностью — по мнению Благочиннического Совета, вполне достоин того, чтобы в своих старческих немощах был поддержан вниманием Архипастыря и поощрен этим для дальнейшего, вящущего служения Христу Богу. Председатель Совета, временно исполняющий обязанности Благочинного VII округа Балашовского уезда священник Иоанн Бобров»[23].

В «Алфавитном списке духовенства Саратовской епархии» за 1912 год по селу Малая Сергиевка по-прежнему значились:

— священник Николай Федоров Лебедев, 46 лет, о.к. в духовной семинарии законоучитель и благочинный; в службе с 1886 г.; на месте с 1891 г.; награды: наперсный крест 1912 г

— псаломщик-дьякон Афанасий Никаноров Гусев, 39 лет, из 2х классного духовного училища; в службе с 1900; на месте с 1908

— сверхштатный священник Федор Матвеев Лебедев, 73 лет[24].

Николай Федорович был перемещен на священническую вакансию к Иоанно-Предтеченской церкви г.Саратова в июле 1915 года[25]; про отца его, заштатного священника, в указе ничего не говорилось. Оказалось, что еще 21 января 1913 года заштатный священник Феодор Лебедев был переведен на вакансию священника к церкви села Ивантеевки Николаевского уезда (на третий штат)[26]. Последнее упоминание о службе Лебедева в Ивантеевке относится к февралю 1917 года.

_________

[1] Клировые ведомости церквей Новоузенского уезда за 1889 г. // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 19. Д. 164 Л. 90 об. – 91.
[2] Там же.
[3] Клировые ведомости церквей Николаевского уезда за 1854 г. // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 23. Д. 398.
[4] Исповедные ведомости III благочиннического округа Новоузенского уезда за 1910 г. // ГИАНП. Ф. 287. Оп. 1. Д. 6.  
[5] Именные списки духовных училищ // ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 3464. Л. 42 об. – 47 об.   
[6] Ведомость и свидетельства исключенных учеников // ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 3562. Л. 62 – 62 об., 78.
[7] Об определении исключенного ученика Федора Лебедева // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 8. Д. 1141. 
[8] Клировые ведомости Новоузенского уезда за 1857 г. // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 1. Д. 14. Л. 29 об. – 30.
[9] Дело об удалении от места дьячка Лебедева // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 8. Д. 6696 
[10] Клировые ведомости церквей Новоузенского уезда за 1862 г. // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 19. Д. 27. Л. 53 об. – 54.
[11] Самарские епархиальные ведомости. 1876. № 1, часть офиц. С. 20–21.
[12] Клировые ведомости церквей Новоузенского уезда за 1879 г. // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 19. Д. 91. Л. 101 об. – 102.
[13] Самарские епархиальные ведомости. 1899, часть офиц. С. 212.
[14] Клировые ведомости церквей Новоузенского уезда за 1898 г. // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 19. Д. 164. Л. 91. 
[15] О разных проступках священников с.Калуги Новоузенского уезда Палладия Рождественского и и. д. благочинного III округа того же уезда села Романовки священника Василия Смирнова // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 8. Д. 4306. Л. 3. 
[16] О непослушании и дерзости дьячка села Питерки Новоузенского уезда Федора Лебедева к приходскому своему священнику // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 7. Д. 5394. Л. 1.  
[17] Там же. Л. 8–9.
[18] Клировые ведомости церквей Новоузенского уезда за 1903 г. // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 19. Д. 192. Л. 98 об. – 99. 
[19] Клировые ведомости церквей Новоузенского уезда за 1904 г. // ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 19. Д. 197. Л. 141 об.
[20] Самарские епархиальные ведомости. 1904 (Отчет о движении сумм эмеритальной кассы духовенства Самарской епархии за 1903 год). С. 20.
[21] Самарские епархиальные ведомости. 1907. № 14. С. 383.
[22] Дело Лебедева Федора о предоставлении ему священнического места // ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 5926. 
[23] Наградные, формулярные списки // ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 6329. Л. 85–88. 
[24] Справочная книга Саратовской епархии. Саратов : Тип. Союза Печ. Дела, 1912. С. 566.
[25] Саратовские епархиальные ведомости. 1915.
[26] Самарские епархиальные ведомости. 1913. № 4, часть офиц. С. 29.

Геннадий Кузнецов, 2015–2021

 

Развернуть

Архивные источники

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию