пострижен в монашество в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре
18.3.1882
рукоположен во иеродиакона
20.3.1882
рукоположен во иеромонаха
Показать все
Места служения, должности
Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1857
23.4.1876
Архангельская и Холмогорская епархия,
Архангельская губ.,
Кемский уезд,
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, монах (с 23.4.1876; с 20.11.1865 по 23.4.1876 — послушник). В 1870 и 1873 проходил послушание при Соловецком подворье в г. Архангельске; в 1875 проходил клиросное послушание; в 1876 проходил послушание на скотном дворе
Иеросхимонах Захария (иеромонах Зиновий, в миру — Захар Игнатьевич Корольков) родился в 1835 году в крестьянской семье Нижнее-Девицкого округа Воронежской губернии. Овдовел и с 1857 года проживал в монастыре. 20 ноября 1865 г. был определен в послушники Соловецкого монастыря. В 1870–1873 гг. проходил послушание при Соловецком подворье в Архангельске, в 1875 г. трудился в монастыре на клиросе, а в 1876 г. — при скотном дворе. Отзыв настоятеля неизменно одобрительный: «Качеств хороших, к послушаниям способен».
23 апреля 1876 г. был пострижен в монашество в Соловецком монастыре с именем Зиновий и с 1877 г. поставлен на ответственную должность смотрителя Соловецкого подворья в Сумском посаде. Архимандрит Мелетий, назначенный настоятелем Соловецкого монастыря в 1879 г., отметил его деловые качества и молитвеннее настроенность: «Честный и исполнительный и смиренный. Хорошего поведения и послушлив», — и по его ходатайству в 1882 г. о. Зиновий был 18 марта рукоположен в иеродиакона, 20 марта — в сан иеромонаха. В том же году 30 июня иеромонах Зиновий был определен к исправлению должности строителя Савватиевской пустыни. Оценка его нравственных качеств на протяжении последующего десятилетия неизменно высока: «Благонравный, смиренный, послушливый и трудолюбивый».
В 1891 году по распоряжению Учрежденного Собора Соловецкого монастыря о. Зиновий был перемещен во вновь восстанавливающийся Трифоно-Печенгский монастырь Кольского уезда для совершения божественных служб и исполнения разных церковных треб. 1894–1895 гг. иеромонах Зиновий находится на Архангельском Соловецком подворье при часовне для исправления богослужений. Отзыв о нем настоятеля архимандрита Иоанникия в 1895 г. похвальный: «Простой, трезвый и благонадежный монах, к послушаниям очень способен и усерден». 23 февраля 1896 г. о. Зиновий был награжден набедренником и возвращен в монастырь для исполнения череды богослужения.
Видя его склонность к молитвенному деланию, архимандрит Иоанникий направил его в 1897 г. в Анзерский Свято-Троицкий скит для с вершения богослужений и для ознакомления с уставом скитской жизни. Через год о. Зиновий был возвращен в монастырь, как видно из отзыва, стремился к пустынному житию: «Очень хороших качеств, к послушаниям способен, к церкви весьма усерден: пламенно желает поселиться на о. Кондостров для уединенной безмолвной жизни». Это желание исполнилось, в 1899 г. о. настоятель писал о нем: «По усердию своему проживает за святое послушание на о. Кондостров с одним послушником и несколькими богомольцами трудниками».
Однако для пользы дела с 31 мая 1900 г. иеромонах Зиновий был включен в строительную комиссию по сооружению каменного храма в Трифоно-Печенгском монастыре и, соответственно, перемещен на Печенгу. «Простой, прямой, верный и благонадежный инок, настроения благочестивого, жизни воздержной, к послушаниям очень способен» — такова его характеристика в последние три года его земного поприща.
Вот что помнили о нем братия. «Небольшого роста, худощавый, к старости стал весь сухой. По происхождению — хохол Воронежской губернии, кличку имел Зиновий Хохол. Недолгое время проживал на архангельском монастырском подворье. Монастырское начальство долго не давало ему священства, но, очевидно, кто-либо хлопотал о нем, и тогда, согласно личному желанию митрополита Исидора, Св. Синод постановил возвести его в сан иеромонаха.
...Прожив до глубокой старости, почил о Господе в день Рождества Пречистой Богородицы, но не в своей родной обители, а в Печенгском монастыре... Особою ревностию отличался в ежедневном посещении всех монастырских служб, к началу которых приходил одним из первых и не старался покидать их с поспешностью после окончания. Больше всего любил служить панихиды и молебны. Так же, как и о. Кирилл, любил поминать покойников. И хотя славянские книги читал по складам, но благодаря своему смирению уже при жизни творил чудеса. Когда о. настоятель вручал кого-либо из вновь постригаемых под его начало, то о. Захария налагал на них очень большие келейные правила, бывавшие им зачастую не под силу; вообще в такого рода наставительных монашеских деланиях он считался среди братии очень строгим. И некоторые, бывало, боялись получить его своим старцем. Отец Захария свои келейные подвиги скрывал от братии. Никогда не ходил мыться в баню, а опрятывал себя дома, неизвестно как. Спал очень мало, да и то большей частью сидя, не позволяя себе лечь на койку. В обращении с окружающими и братией отличался редкостным смирением и безмерной простотой, всегда со всеми был справедлив и терпеть не мог неправды, несправедливости и т. п., за что и пострадал немало от своего монастырского начальства, будучи ссылаем за свои "слова и мысли и обличения старших" на исправление на остров Конда; а затем, когда и там "не исправился", сослали его в Печенгский монастырь, где и был он со временем пострижен в схиму. Но все эти внешние скорби нисколько не поколебали его в той стойкости, с коею он защищал все правое и Божие. В Печенгском монастыре он и принял кончину, которая была так же тиха, кротка и блаженна, как и вся его монастырская жизнь. На Конде о. Захария был за строителя. Благодаря своей природной энергии очень много он сделал за небольшой срок своего пребывания на острове. Сам яблони насадил, и до сего времени они растут и плоды дают в достатке, немало устроил в местном хозяйстве. Соловецкие богомольцы и рыбари и там не оставляли его, а последние, постоянно останавливаясь по пути на Конде, одаривали его с братией рыбой, картофелем и другими продуктами своего производства. Слава о нем с Соловков дошла и до этого места.
— Батюшка, помолись за нас, твоя молитва до Бога доходна, — говаривали они, оделяя его своими излишками. И верили в него, как в угождающего Богу своими добродетелями и тайными молитвенными подвигами.
Отец Захария несомненно обладал даром прозорливости. В среде Соловецкой братии сохранилось немало свидетельств исполнившихся его проречений как о насельниках монастыря, так и о самом монастыре. Он читал мысли и желания приходивших к нему и тут же изобличал в неправде и в несправедливости тех из них, кои шли к нему, желая или скрыть от него что-либо нехорошее, или оправдаться. Задумал один монах купить себе очки дальние (бинокль), да уж очень дорого они стоили. Пошел он как-то к о. Захарии посоветоваться о чем-то, а тот его встречает следующими словами:
— Очки-то дальние не покупай, отец, глаза испортишь.
Как сказал он, так и послушался монах и более не помышлял об этой покупке. За получением жалованья для братии о. Захария сам иногда приезжал из Печенги в Соловки и останавливался в гостинице. Как-то раз потерял он там 5 рублей. Деньги нашел помощник гостинника и рассказал об этой находке гостиннику о. Ксенофонту. И решили они затем сдать деньги о. казначею. Вдруг встречается о. Закария и говорит помощнику гостинника, пытливо всматриваясь в его лицо:
— Алексей, а не нашел ли ты моих монеток?
"А мне сразу стало стыдно, и я тотчас отдал ему 5 рублей. И солгать, и украсть, и тяжко согрешить не допустил о. Захария, вовремя оберегая нас от греха", — рассказывал впоследствии Алексей — помощник гостинника».
Отец Захария отошел ко Господу 8 сентября 1903 года.
Развернуть
Архивные источники
Послужной список за 1870 г. // РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 813. Л. 67 об. – 69
Послужной список за 1873 г. // РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 821. Л. 128 об. – 129
Послужной список за 1875 г. // РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 827. Л. 102 об. – 104
Послужной список за 1876 г. // РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 827. Л. 217 об. – 219
Послужной список за 1877 г. // РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 827. Л. 367 об. – 368
Послужной список за 1878 г. // РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 838. Л. 77 об. – 79
Послужной список за 1880 г. // РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 854. Л. 107 об. – 109
Послужной список за 1882 г. // РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 863
Послужной список за 1884 г. // РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 869
Послужной список за 1885 г. // РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 871. Л. 179 об. – 180
Послужной список за 1888 г. // РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 878. Л. 165 об. – 166
Послужной список за 1892 г. // РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 882. Л. 162 об. – 164
Послужной список за 1895 г. // РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 887. Л. 31 об. – 33
Послужной список за 1896 г. // РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 889. Л. 31 об. – 34
Послужной список за 1897 г. // РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 890. Л. 35 об. – 37
Послужной список за 1898 г. // РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 891. Л. 25 об. – 27
Послужной список за 1899 г. // РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 892. Л. 26 об. – 28
Послужной список за 1900 г. // РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 893. Л. 23 об. – 25
Послужной список за 1901 г. // РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 894. Л. 23 об. – 25
Послужной список за 1902 г. // РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 895. Л. 18 об. – 20