Захария (Корольков Захар Игнатьевич), иеросхимонах

Родственники

  • отец  —  Корольков Игнатий , крестьянин
Показать всех

Образование

домашнее

Рукоположение, постриг, возведение в сан

23.4.1876
пострижен в монашество в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре
18.3.1882
рукоположен во иеродиакона
20.3.1882
рукоположен во иеромонаха
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1857
23.4.1876
Архангельская и Холмогорская епархия, Архангельская губ., Кемский уезд, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, монах (с 23.4.1876; с 20.11.1865 по 23.4.1876 — послушник). В 1870 и 1873 проходил послушание при Соловецком подворье в г. Архангельске; в 1875 проходил клиросное послушание; в 1876 проходил послушание на скотном дворе
1877
30.6.1882
Архангельская и Холмогорская епархия, Кемский уезд, посад Сумский, подворье Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря, иеромонах (до 20.3.1882 — иеродиакон; до 18.3.1882 — монах), смотритель подворья
30.6.1882
1891
Архангельская и Холмогорская епархия, Архангельская губ., Кемский уезд, Савватиевская пустынь при Спасо-Преображенском Соловецком монастыре, иеромонах, строитель (настоятель)
1891
1893
Архангельская и Холмогорская епархия, Архангельская губ., Кольский уезд, Трифоно-Печенгский монастырь, иеромонах; «перемещен для совершения божественных служб и исполнения разных церковных треб»
1893
8.3.1894
Архангельская и Холмогорская епархия, Архангельская губ., Кемский уезд, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, иеромонах
8.3.1894
1895
Архангельская и Холмогорская епархия, г. Архангельск, подворье Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря, иеромонах; находился при часовне для исправления богослужений
1895
1897
Архангельская и Холмогорская епархия, Архангельская губ., Кемский уезд, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, иеромонах
1897
1898
Архангельская и Холмогорская епархия, Архангельская губ., Кемский уезд, Анзерский Свято-Троицкий скит, иеромонах; направлен в скит для совершения богослужений и для ознакомления с уставом скитской жизни
1898
1899
Архангельская и Холмогорская епархия, Архангельская губ., Кемский уезд, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, иеромонах
1899
31.5.1900
Архангельская и Холмогорская епархия, Архангельская губ., Кемский уезд, Николаевский скит Соловецкого монастыря на острове Кондостров, иеромонах. Проживал в скиту «для уединенной безмолвной жизни.. с одним послушником и несколькими богомольцами трудниками»
31.5.1900
8.9.1903
Архангельская и Холмогорская епархия, Архангельская губ., Кольский уезд, Трифоно-Печенгский монастырь, иеромонах, член строительной комиссии по сооружению каменного храма в обители
Показать все

Награды

23.2.1896
право ношения набедренника
серебряная медаль «В память царствования Императора Александра III» для ношения на груди на Александровской ленте
Показать все

Подробная биография

Иеросхимонах Захария (иеромонах Зиновий, в миру — Захар Игнатьевич Корольков) родился в 1835 году в крестьянской семье Нижнее-Девицкого округа Воронежской губернии. Овдовел и с 1857 года проживал в монастыре. 20 ноября 1865 г. был определен в послушники Соловецкого монастыря. В 1870–1873 гг. проходил послушание при Соловецком подворье в Архангельске, в 1875 г. трудился в монастыре на клиросе, а в 1876 г. — при скотном дворе. Отзыв настоятеля неизменно одобрительный: «Качеств хороших, к послушаниям способен».

23 апреля 1876 г. был пострижен в монашество в Соловецком монастыре с именем Зиновий и с 1877 г. поставлен на ответственную должность смотрителя Соловецкого подворья в Сумском посаде. Архимандрит Мелетий, назначенный настоятелем Соловецкого монастыря в 1879 г., отметил его деловые качества и молитвеннее настроенность: «Честный и исполнительный и смиренный. Хорошего поведения и послушлив», — и по его ходатайству в 1882 г. о. Зиновий был 18 марта рукоположен в иеродиакона, 20 марта — в сан иеромонаха. В том же году 30 июня иеромонах Зиновий был определен к исправлению должности строителя Савватиевской пустыни. Оценка его нравственных качеств на протяжении последующего десятилетия неизменно высока: «Благонравный, смиренный, послушливый и трудолюбивый».

В 1891 году по распоряжению Учрежденного Собора Соловецкого монастыря о. Зиновий был перемещен во вновь восстанавливающийся Трифоно-Печенгский монастырь Кольского уезда для совершения божественных служб и исполнения разных церковных треб. 1894–1895 гг. иеромонах Зиновий находится на Архангельском Соловецком подворье при часовне для исправления богослужений. Отзыв о нем настоятеля архимандрита Иоанникия в 1895 г. похвальный: «Простой, трезвый и благонадежный монах, к послушаниям очень способен и усерден». 23 февраля 1896 г. о. Зиновий был награжден набедренником и возвращен в монастырь для исполнения череды богослужения.

Видя его склонность к молитвенному деланию, архимандрит Иоанникий направил его в 1897 г. в Анзерский Свято-Троицкий скит для с вершения богослужений и для ознакомления с уставом скитской жизни. Через год о. Зиновий был возвращен в монастырь, как видно из отзыва, стремился к пустынному житию: «Очень хороших качеств, к послушаниям способен, к церкви весьма усерден: пламенно желает поселиться на о. Кондостров для уединенной безмолвной жизни». Это желание исполнилось, в 1899 г. о. настоятель писал о нем: «По усердию своему проживает за святое послушание на о. Кондостров с одним послушником и несколькими богомольцами трудниками».

Однако для пользы дела с 31 мая 1900 г. иеромонах Зиновий был включен в строительную комиссию по сооружению каменного храма в Трифоно-Печенгском монастыре и, соответственно, перемещен на Печенгу. «Простой, прямой, верный и благонадежный инок, настроения благочестивого, жизни воздержной, к послушаниям очень способен» — такова его характеристика в последние три года его земного поприща.

Вот что помнили о нем братия. «Небольшого роста, худощавый, к старости стал весь сухой. По происхождению — хохол Воронежской губернии, кличку имел Зиновий Хохол. Недолгое время проживал на архангельском монастырском подворье. Монастырское начальство долго не давало ему священства, но, очевидно, кто-либо хлопотал о нем, и тогда, согласно личному желанию митрополита Исидора, Св. Синод постановил возвести его в сан иеромонаха.

...Прожив до глубокой старости, почил о Господе в день Рождества Пречистой Богородицы, но не в своей родной обители, а в Печенгском монастыре... Особою ревностию отличался в ежедневном посещении всех монастырских служб, к началу которых приходил одним из первых и не старался покидать их с поспешностью после окончания. Больше всего любил служить панихиды и молебны. Так же, как и о. Кирилл, любил поминать покойников. И хотя славянские книги читал по складам, но благодаря своему смирению уже при жизни творил чудеса. Когда о. настоятель вручал кого-либо из вновь постригаемых под его начало, то о. Захария налагал на них очень большие келейные правила, бывавшие им зачастую не под силу; вообще в такого рода наставительных монашеских деланиях он считался среди братии очень строгим. И некоторые, бывало, боялись получить его своим старцем. Отец Захария свои келейные подвиги скрывал от братии. Никогда не ходил мыться в баню, а опрятывал себя дома, неизвестно как. Спал очень мало, да и то большей частью сидя, не позволяя себе лечь на койку. В обращении с окружающими и братией отличался редкостным смирением и безмерной простотой, всегда со всеми был справедлив и терпеть не мог неправды, несправедливости и т. п., за что и пострадал немало от своего монастырского начальства, будучи ссылаем за свои "слова и мысли и обличения старших" на исправление на остров Конда; а затем, когда и там "не исправился", сослали его в Печенгский монастырь, где и был он со временем пострижен в схиму. Но все эти внешние скорби нисколько не поколебали его в той стойкости, с коею он защищал все правое и Божие. В Печенгском монастыре он и принял кончину, которая была так же тиха, кротка и блаженна, как и вся его монастырская жизнь. На Конде о. Захария был за строителя. Благодаря своей природной энергии очень много он сделал за небольшой срок своего пребывания на острове. Сам яблони насадил, и до сего времени они растут и плоды дают в достатке, немало устроил в местном хозяйстве. Соловецкие богомольцы и рыбари и там не оставляли его, а последние, постоянно останавливаясь по пути на Конде, одаривали его с братией рыбой, картофелем и другими продуктами своего производства. Слава о нем с Соловков дошла и до этого места.

— Батюшка, помолись за нас, твоя молитва до Бога доходна, — говаривали они, оделяя его своими излишками. И верили в него, как в угождающего Богу своими добродетелями и тайными молитвенными подвигами.

Отец Захария несомненно обладал даром прозорливости. В среде Соловецкой братии сохранилось немало свидетельств исполнившихся его проречений как о насельниках монастыря, так и о самом монастыре. Он читал мысли и желания приходивших к нему и тут же изобличал в неправде и в несправедливости тех из них, кои шли к нему, желая или скрыть от него что-либо нехорошее, или оправдаться. Задумал один монах купить себе очки дальние (бинокль), да уж очень дорого они стоили. Пошел он как-то к о. Захарии посоветоваться о чем-то, а тот его встречает следующими словами:

— Очки-то дальние не покупай, отец, глаза испортишь.

Как сказал он, так и послушался монах и более не помышлял об этой покупке. За получением жалованья для братии о. Захария сам иногда приезжал из Печенги в Соловки и останавливался в гостинице. Как-то раз потерял он там 5 рублей. Деньги нашел помощник гостинника и рассказал об этой находке гостиннику о. Ксенофонту. И решили они затем сдать деньги о. казначею. Вдруг встречается о. Закария и говорит помощнику гостинника, пытливо всматриваясь в его лицо:

— Алексей, а не нашел ли ты моих монеток?

"А мне сразу стало стыдно, и я тотчас отдал ему 5 рублей. И солгать, и украсть, и тяжко согрешить не допустил о. Захария, вовремя оберегая нас от греха", — рассказывал впоследствии Алексей — помощник гостинника».

Отец Захария отошел ко Господу 8 сентября 1903 года.

Развернуть

Архивные источники

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию