Болдаевский Гурий Алексеевич, священник

Родственники

  • отец  —  Болдаевский Алексий Михайлович, диакон
  • брат  —  Болдаевский Феодор Алексеевич, 1889 г.р. До 24.11.1906 обучался в 1-м классе Казанской Духовной семинарии, 14.10.1908–1919 был псаломщиком к церкви святых равноапостольных Константина и Елены села Кулаково Козьмодемьянского уезда Казанской губернии. В 1917–1919 служил приказчиком и председателем в Алешкинском и Красноволжском кооперативах. В 1919–1921 служил в Красной армии, вернулся к псаломщическому служению, параллельно занимая различные общественные должности. Работал в волостном отделе народного образования (1921–1923), заведовал Красноволжской избой-читальней (1923–1924), работал счетоводом в Красноволжском кооперативе (1924–1925), с 1925 был рабочим на Московско-Казанской железной дороге. 1 января 1929 (или 1928) Ф.А. Болдаевский оставил псаломщическое служение, дальнейшая его судьба не известна.
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1896
Казанское духовное училище
1896
1899
Казанская духовная семинария
не окончил в связи с болезнью
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

4.8.1906
рукоположен во диакона Высокопреосвященнейшим Димитрием (Самбикиным), архиепископом Казанским и Свияжским
29.6.1910
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
8.9.1900
27.11.1900
Казанская и Свияжская епархия, Казанская губ., Царевококшайский уезд, д. Малый Карамас, церковно-приходская школа, учитель
27.11.1900
4.8.1906
4.8.1906
8.5.1910
Казанская и Свияжская епархия, Казанская губ., Тетюшский уезд, с. Яшевка, церковь Казанской иконы Божией Матери, диакон. Помимо служения в храме с 31.10.1906 он нес послушание законоучителя Краснопольской церковно-приходской школы, и преподавал Закон Божий в Аленино-Полянской церковно-приходской школе (20.01.1908–8.05.1910)
8.5.1910
янв. 1930
Нижегородская епархия, Марийское викариатство, Марийская АО, Торъяльский кантон, с. Старый Торъял, церковь Казанской иконы Божией Матери, священник. Помимо исполнения священнических обязанностей батюшка занимался просветительской деятельностью: преподавал Закон Божий в Токтар-Солинском земском училище (30.09.1910–1.09.1911), с 10.10.1910 — в Староторъяльской второклассной мужской школе, с 31.08.1910 — в Ошканерском земском училище и Ядыкбелякском училище Министерства народного просвещения
янв. 1930
1.7.1937
Марийская епархия, Марийская АССР, Куженерский р-н, с. Тумью-Мучаш, Богоявленская церковь, священник
Показать все

Награды

13.11.1914
архипастырское благословение за работу по церковно-школьному делу
1930
наперстный крест
Показать все

Преследования

1.7.1937
арестован Куженерским районным отделом НКВД, переведен в Йошкар-Олинскую тюрьму
19.8.1937
осужден тройкой при НКВД Марийской АССР на 10 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ). На двух допросах, состоявшихся 1 и 8 августа 1937, своей вины в контрреволюционной деятельности не признал. Отбывал наказание в Беломоро-Балтийских лагерях НКВД Карельской АССР
Показать все

Другие сведения

Гурий Алексеевич Болдаевский родился 4.08.1881 в селе Сотнур Царевококшайского уезда Казанской губернии в семье псаломщика, впоследствии диакона, Алексия Болдаевского. После окончания Казанского Духовного училища в 1896 он поступил в Казанскую Духовную семинарию, которую не окончил вследствие болезни, проучившись до 1899. С 8.09.1900 Гурий Болдаевский нес послушание учителя Мало-Карамасской церковно-приходской школы, а 27.11 того же года поступил на епархиальную службу и был назначен псаломщиком в церковь Рождества Христова села Арино Царевококшайского уезда Казанской губернии. 4.08.1906 Высокопреосвященнейшим Димитрием (Самбикиным), архиепископом Казанским и Свияжским, Гурий Болдаевский был рукоположен во диакона к церкви Казанской иконы Божией Матери села Яшевка Тетюшского уезда Казанской губернии. Помимо служения в храме с 31.10.1906 он нес послушание законоучителя Краснопольской церковно-приходской школы, а с 20.01.1908 по 8.05.1910 преподавал Закон Божий в Аленино-Полянской церковно-приходской школе. В клировой ведомости тех лет говорится об отличном поведении отца Гурия, хорошем знании им катехизиса.

8.05.1910 диакон Гурий Болдаевский был переведен в Вятскую епархию и определен на священническое место к церкви Казанской иконы Божией Матери села Старый Торъял Уржумского уезда Вятской губернии, а 29 июня того же года рукоположен во священника. Помимо исполнения священнических обязанностей батюшка занимался просветительской деятельностью — с 30.09.1910 по 1.09.1911 преподавал Закон Божий в Токтар-Солинском земском училище, с 10.11.1910 — в Староторъяльской второклассной мужской школе, с 31.08.1910 — в Ошканерском земском училище и Ядыкбелякском училище Министерства народного просвещения. Эти его труды были весьма успешны и заслужили одобрение епархиального начальства: 13.11.1914 года за работу по церковно-школьному делу священник Гурий Болдаевский был удостоен архипастырского благословения.

После революции 1917 отец Гурий по-прежнему служил на территории Марийского края. До 1929 он подвизался в церкви Казанской иконы Божией Матери села Старый Торъял Ново-Торъяльского кантона МАО, которая с 1.08.1926 входила в состав Краснококшайского Православного церковного управления староцерковников и до образования в конце 1920 годов Марийской викариатства Нижегородской епархии находилась под омофором Афанасия (Малинина), епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. В условиях гонений на Церковь отец Гурий твердо исповедовал Православие: совершал богослужения, проповедовал, проводил крестные ходы, о чем свидетельствуют заявления приходского совета, поданные в органы советской власти Ново-Торъяльского кантона.

В окормляемый священником Гурием Болдаевским приход входило 30 деревень. Батюшка пользовался огромным уважением и доверием верующих, чему способствовало и знание им марийского языка. И когда новая власть попыталась нанести удар по приходской жизни, мобилизовав отца Гурия и служившего с ним диакона Иоанна Домрачева на трудовые работы, прихожане выступили в защиту своего пастыря. 11.05.1919 они направили в Вятскую комиссию по освобождению от мобилизации при Губернском отделе труда прошение, в котором ходатайствовали об освобождении священнослужителей от мобилизации на трудовые работы, так как состоящий из 30 селений приход останется «без отправления религиозных потребностей, а заменить мобилизованных другими не представляется возможным за неимением подходящих лиц».

Ревностное служение отца Гурия в церкви села Старый Торъял имело благодатные последствия, что наглядно проявилось во время последующих испытаний, в период закрытия храма. Старо-Торъялский храм, построенный в 1751, был деревяннм. В 1926 по благословению отца Гурия верующие стали собирать средства на возведение каменного здания. В то же время на собраниях прихожан единогласно принимались постановления о необходимости содержания старого здания церкви, а в декабре 1928 было решено осуществить его ремонт. Такая решимость пришлась не по нраву властям. 7.12.1928 здание храма было осмотрено специальной комиссией. В акте, составленном по итогам обследования, говорилось, что оно ни разу не ремонтировалось, находится в аварийном состоянии, плохо ведется учет церковного имущества. На основании этого предлагалось расторгнуть договор с религиозной общиной, что и сделал Ново-Торъяльский кантонный исполком 5.05.1929. Здание церкви после соответствующего ремонта предполагалось передать под клуб. В качестве обоснования подобного решения приводились и данные опроса, организованного работниками сельсовета, в ходе которого из 599 опрошенных 431 выступили за закрытие церкви.

Окормляемые отцом Гурием верующие выступили против такого постановления и стали защищать свой храм. В ходе опроса населения, организованного членами церковного совета, за необходимость сохранения молитвенного здания выступило 1086 человек. Крестьяне были настроены решительно и прямо заявляли: «Отдай одну церковь, так сейчас же и следующие станут прикрывать». В заявлении, поданном прихожанами в Мароблисполком в мае 1929, говорилось, что закрытие храма церковный совет считает не правильным, указывалось на противоречие в постановлении Ново-Торъяльского кантисполкома от 5.05.1929 (в нем утверждалось, что здание храма пришло в ветхость, и в то же время говорилось, что оно может быть использовано под клуб). Верующие просили отменить постановление о закрытии церкви и оставить молитвенное здание в пользовании прихожан.

Несмотря на это 6.11.1929 Областной исполком принял решение о расторжении договора с общиной верующих села Старый Торъял и закрытии храма ввиду его ветхости. Церковь было решено снести, а верующим предлагалось войти в состав прихода Вознесенской церкви села Новый Торъял. 24.01.1930 административный отдел Мароблисполкома отдал распоряжение о ликвидации здания храма. Таким образом, церковь в селе Старый Торъял была закрыта, а священник Гурий Болдаевский получил назначение в Богоявленский храм села Тумью-Мучаш Ново-Торъяльского кантона МАО (с 1936 года – Куженерского района МАССР), где прослужил до ареста в 1937. Труды батюшки на приходе в селе Старый Торъял были оценены епархиальным начальством: в 1930 он был награжден наперсным крестом.

В селе Тумью-Мучаш отец Гурий проживал в церковной сторожке, в быту ему помогала бывшая насельница Куженерского Свято-Никольского женского монастыря послушница Татиана Шарнина. Батюшка нередко обходил приходские деревни, исполнял требы, совершал крестные ходы, призывал паству не отходить от Церкви, соблюдать церковные праздники. В храм села Тумью-Мучаш приходили верующие из других сельсоветов, так как знали отца Гурия как исповедника Православия и противника обновленчества — в документах Ново-Торъяльского кантисполкома 1931 года Тумью-Мучашский приход назван сергиевским.

Священник Гурий Болдаевский был арестован 31 июля 1937 года по обвинению в контрреволюционной агитации и помещен в камеру предварительного заключения Куженерского НКВД с последующим переводом в Йошкар-Олинскую тюрьму. На двух допросах, состоявшихся 1 и 8 августа 1937, своей вины в контрреволюционной деятельности батюшка не признал. На заседании тройки НКВД по МАССР 19.08.1937 он был приговорен к 10 годам заключения, отбывал наказание в Беломоро-Балтийских лагерях НКВД Карельской АССР, где скончался 18.12.1940.

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию