Белкин Василий Павлович, священник

Противостарообрядческий миссионер Бухтарминского края

  • Дата рождения: ок. 1866
  • Место рождения: Томская губ.
  • Дата смерти: не ранее 1917

Родственники

  • жена  —  ум. не позднее 1913
  • дочь  —  Белкина Людмила Васильевна. В 1911 окончила Омское епархиальное женское училище. Учительница Яринской школы (1914). После революции эмигрировала в Китай
  • дочь  —  Белкина Зоя Васильевна. В 1911–1912 учеб. году обучалась во 2-м классе Омского епархиального женского училища
  • дочь  —  Белкина Валентина Васильевна. В 1915–1916 учеб. году обучалась в 6-м классе Омского епархиального женского училища. В советское время жила в г. Чимкенте (Казахстан), там и захоронена
  • дочь  —  Белкина Елизавета Васильевна. В 1916 окончила шесть классов Омского епархиального училища с аттестатом
  • сын  —  Белкин Платон Васильевич. В 1914–1915 учеб. году обучался в 3-м классе Ишимского духовного училища
  • сын  —  Белкин Николай Васильевич. В 1917 окончил Ишимское духовное училище по второму разряду
  • дочь  —  Белкина Нина Васильевна (род. 27.02.1903)
  • дочь  —  Белкина Ангелина Васильевна
  • сын  —  Ильин Сергей Васильевич
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Барнаульское горное училище
окончил полный курс училища и его практические отделения
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

14.9.1896
рукоположен во диакона
31.5.1898
рукоположен во священника епископом Омским и Семипалатинским Григорием (Полетаевым)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
10.3.1894
Томская и Семипалатинская епархия, Томская губ., Змеиногорский округ, с. Прапорщиковское, Никольская церковь, псаломщик
14.9.1896(?)
31.5.1898
Омская и Семипалатинская епархия, Томская губ., Змеиногорский уезд, с. Зыряновское, Никольская церковь, диакон. Учитель Зыряновской церковно-приходской школы
31.5.1898
сент. 1903
Омская и Семипалатинская епархия, Томская губ., Змеиногорский уезд, Бухтарминская вол., с. Кондратьевское, Покровская единоверческая церковь, священник. Заведующий и законоучитель Кондратьевской церковно-приходской школы. Член комитета для закупки чистого пчелиного воска в пределах Бухтарминского края (с 4.8.1903)
сент. 1903
10.2.1906
Омская и Семипалатинская епархия, Томская губ., Змеиногорский уезд, Верх-Бухтарминская вол., с. Сенновское, Преображенская церковь, священник, Бухтарминский окружной противораскольнический миссионер
10.2.1906
не ранее 1917
Омская и Павлодарская епархия, Томская губ., Змеиногорский уезд, с. Медведское, Михаило-Архангельская церковь, священник, Бухтарминский окружной противораскольнический миссионер. Заведующий и законоучитель Медведской церковно-приходской школы. Член благочиннического совета. Увещатель отпадающих из Православия в сектантство и раскол в Бухтарминском благочинии (утвержден в должности Омским епархиальным миссионерским советом 9.1.1914). Член епархиального комитета Православного миссионерского общества, епархиального братства, братства вспомоществования воспитанникам Ишимского духовного училища
Показать все

Награды

18.12.1897
архипастырское благословение (с выдачей грамоты), преподано епископом Омским и Семипалатинским Григорием (Полетаевым) «за труды на пользу народного образования»
1901
право ношения набедренника, награжден епископом Омским и Семипалатинским Сергием (Петровым)
1905
право ношения скуфьи, награжден епископом Омским и Семипалатинским Михаилом (Ермаковым) ко дню Святой Пасхи «за усердную и полезную пастырскую службу в связи с церковно-школьным делом при безукоризненном поведении»
не позднее 1913
право ношения камилавки
Показать все

Дополнительные сведения

Сын горного обывателя, вырос в раскольнической среде. О занятиях Василия после окончания горного училища сведений нет, кроме фразы в одной из его статей, позволяющей предположить, что миссионерское служение стало интересовать его достаточно рано: «Помню я, это было в 1888 году, когда, будучи юношей, приезжал я с Преосвященнейшим Макарием, епископом Бийским, викарием Томской епархии (ныне митрополит Московский), в Зыряновский рудник...» (Из записок противораскольнического миссионера... С. 37). В 1894 году он упоминается Усть-Каменогорским мещанином, в этом же году был принят на епархиальную службу псаломщиком. Через два года Василий Павлович принимает диаконский сан, еще через два года, в 1898 году, священнический, и поступает во вновь открытый Кондратьевсий единоверческий приход, единственный единоверческий приход Бухтарминского края.

За пять лет служения здесь отец Василий зарекомендовал себя как ревностный пастырь, немало потрудившийся в деле обращения старообрядцев в лоно Православной Церкви, и в сентябре 1903 года, согласно выраженному им самим желанию, был назначен вторым окружным противораскольническим миссионером в Бухтарминском благочинии с резиденцией в с. Сенновском (первый миссионер жил в с. Зыряновском). Это село было в то время центральным пунктом, куда съезжались раскольники всей округи для обмена и закупки товаров, местом жительства влиятельного в старообрядческом мире купца П. У. Сорокина, имевшего полную библиотеку старопечатных книг, а также известного в Бухтарминском крае расколоучителя Александра Архипова.

В 1904 году отцом Василием было проведено 20 публичных бесед на темы: о причинах отпадения раскольников от Православной Церкви, об обрядах, о вечности священства, о таинствах и др., и присоединено из раскола в Православие 52 человека в приходе Сенновском и 27 человек в приходе Ново-Карасукской церкви. В этом же году Сенновский приход посетил Преосвященный Михаил (Ермаков): «Пел местный хор, составленный из взрослых крестьян и учеников церковной школы, под управлением псаломщика. Тесный Сенновский храм был до того переполнен молящимися, что в нем, как говорят, "яблоку упасть было некуда". В церкви было страшно жарко и невообразимо душно: от недостатка воздуха свечи гасли. По собственному признанию Владыки, он буквально задыхался и с большим трудом мог докончить служение. Среди молящихся было и немало раскольников, которые с величайшим вниманием следили за торжественным и истовым архиерейским служением (...) Из церкви Его Преосвященство проследовал в дом священника, где было приготовлено помещение для ночлега. Сюда же были приглашены и сопровождавшие Владыку о. архимандрит, с миссионером и наблюдателем, с которыми Владыка еще долго беседовал о положении местного раскола и о темных делах раскольничьих наставников» (Омские епархиальные ведомости. 1905. № 1. С. 28–29).

В 1906 году резиденция миссионера была перенесена из изолированного горными кряжами, обособленного от других зараженных расколом приходов, Сенновского, в более удобное для целей миссии село Медведское. Летом 1907 года отец Василий намеревался перейти на службу в Томскую епархию, однако остался в Медведском приходе, где прослужил еще не менее десяти лет. Ежегодно он проводил десятки публичных бесед с раскольниками и сектантами Бухтарминского края, множество частных бесед, вел полемическую переписку с местными деятелями старообрядчества. Отца Василия возмущало и огорчало равнодушие приходского духовенства к проблемам обращения старообрядцев и сектантов в лоно Православной Церкви и распространения раскола среди православных (они полагали, что заботится об этом должен окружной миссионер), он писал: «...косность наша в возделовании нивы Божией привела нас к печальным и душу раздирающим явлениям, ибо добрая половина наших пасомых очутилась вне церковной ограды...» (Отчет о состоянии раскола в Бухтарминском крае за 1905 год... С. 46).

Отец Василий заботился и о школьном просвещении пасомых. Усердная деятельность его на этом поприще была неоднократно отмечена в отчетах Омского епархиального наблюдателя церковно-приходских школ. Попечением отца Василия для Кондратьевской церковно-приходской школы к 1902 году было выстроено «приличное и просторное здание и школа во всех отношениях приведена в надлежащий порядок» (Омские епархиальные ведомости. 1903. № 13. С. 15).

Судьба священника Василия Белкина после революции 1917 года неизвестна.

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию