Родственники
- отец — Тихановский Евграф Николаевич (1824–1882), дворянин, титулярный советник, служил в Совестном суде. Отец: Николай Алексеевич Тихановский (1771 или 1776 – 1846), майор в отставке, кавалер ордена св. Анны 4-й степени, участник русско-австрийских походов под командованием А. В. Суворова, заседатель от дворянства Оренбургской палаты Уголовного суда
- мать — Тихановская (Тихан) Екатерина Михайловна (род. в 1831). Венчание состоялось 22.4.1849 в Александро-Невской церкви г. Уфы. Отец: Михаил Ильич Тихан, коллежский асессор
- жена — Тихановская (Малышева) Наталья Аполлинарьевна (1867–1945), происходила из большого священнического рода Уфимской и Миасской епархий. Таинство венчания совершено 28.5.1886 в церкви с. Русский Акташ. Похоронена в с. Степановка Аургазинского р-на Башкирии
- брат — Тихановский Павел Евграфович, диакон
- дочь — Тихановская Александра Михайловна (род в 1887), учительница. Окончила Уфимское епархиальное женское училище (1904)
- дочь — Тихановская Лидия Михайловна (род. в 1889), учительница. Окончила Уфимское епархиальное женское училище (1907)
- дочь — Тихановская Ольга Михайловна (род. в 1892), учительница. Окончила Уфимское епархиальное женское училище (1908)
- сын — Тихановский Николай Михайлович, священник
- сын — Тихановский Павел Михайлович (1897–1954), учитель. Окончил Уфимскую духовную семинарию (1917)
- дочь — Тихановская Павлина Михайловна (род. в 1899), учительница. Окончила Уфимское епархиальное женское училище
- сын — Тихановский Борис Михайлович, псаломщик
- другие дети — еще один ребенок (по всей вероятности, умер в младенчестве)
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Преследования
Фотографии
Все фотографии предоставлены Коршуновой Н. Н., правнучкой священника Михаила Тихановского
Подробная биография
Михаил Тихановский родился 2 апреля 1867 года в дворянской семье в Уфе и был крещен в Градо-Уфимской Успенской церкви. Отец — Евграф Николаевич Тихановский, титулярный советник, служил в Совестном суде. Мать — Екатерина Михайловна, урожденная Тихан, дочь коллежского асессора Михаила Ильича Тихана. Дед — Николай Алексеевич Тихановский, майор в отставке, кавалер ордена святой Анны 4 степени, участник русско-австрийских походов под командованием полководца А. В. Суворова, заседатель от дворянства Оренбургской палаты Уголовного суда, имел честь в сентябре 1824 г. присутствовать на балу, организованным по случаю прибытия императора Александра I в Уфу, и быть представленным Его Императорскому Величеству.
Большая семья Тихановских жила в доме на улице Телеграфной (ныне улица Цюрупы) и была многочисленной — 7 детей (может больше). Имелось 2 поместья в сельце Тихановское (Евграфовка).
Род Тихановских в Уфе был весьма обширен. Это были выходцы из смоленско-польской шляхты, присягнувшие в 1655 г. на верность русскому царю Алексею Михайловичу и за доблестное служение Отечеству удостоились дворянским титулом и землей в Оренбургской и Мензелинской губерниях. Участвовали в защите Уральских крепостей во время Пугачевского восстания, в Азовских и Крымских походах.
Когда Михаилу было 15 лет, от воспаления легких умер его отец. Наступили тяжелые времена. Через пять лет дом Тихановских в Уфе был продан.
В 1886 г. выпускник Уфимской гимназии, сын титулярного советника, Михаил Тихановский, принял духовное звание и был направлен в с. Баскаково, где служил псаломщиком Иоанно-Предтеченской церкви.
В 1889 г. его призывают на 12 лет на военную службу. За эти годы он женился. У Натальи Апполинарьевны и Михаила Евграфовича родились 4 дочери: Александра, Ольга, Павлина, Лидия и 3 сына: Николай, Павел, Борис.
В 1901 г. рукоположен в сан диакона в той же церкви с. Баскаково. В 1904 г. переведен в Казанскую церковь с. Шемяк на должность диакона.
Помимо службы в приходе Михаил Евграфович вел крестьянское хозяйство: у него было 4 лошади, 2 коровы, подтелок, теленок, овцы, ягнята, свиньи. Жалование было небольшое, учитывая количество детей в семье. Поэтому все дети работали, помогали по хозяйству.
В 1917 году антицерковный террор, начавшийся еще в ходе Октябрьской революции, значительно усилился. Аресты священников, убийства стали нередкостью. В лице духовенства новая власть стремилась уничтожить всю традиционную духовно-нравственную ценностную систему, разрушая при этом вековые устои жизни, уклада, морали.
В начале 1919 г. о. Михаил принимает решение покинуть родные места и мигрирует с детьми в Сибирь. Старший сын, Николай, окончивший Уфимскую духовную семинарию и служивший священником в с. Шемяк., остается с женой Верой в Башкирии.
Спустя несколько лет Михаил Евграфович возвращается с семьей на родину. К тому времени сын Николай был расстрелян красноармейцами во дворе собственного дома на глазах беременной жены (весна 1919 г.). К счастью, Вера, несмотря на трагедию, через несколько месяцев родила сына и назвала его Николаем.
В эти годы крови, лишений и ужаса служение Богу сулило страдания и неминуемую смерть, но батюшка Михаил нашел в себе силы и мужество, сознательно принял тяжелые испытания и до конца нес свой крест.
С 1932 г. (возможно гораздо раньше) Михаил Евграфович служил в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Болотино Бузовьязовского района (ныне Аургазинского) Башкирии, где провел свои последние годы.
В 1937 году процесс уничтожения «врагов народа» достиг своего апогея. В сентябре был арестован младший сын священника — Борис, псаломщик д. Степановка (ныне Ново-Макарово Аургазинского р-на). Впоследствии он был приговорен к 10-ти годам лагерей и умер в 1942 г. в лесах Коми АССР. У него остались жена и 4 детей. Реабилитирован 15 мая 1989 г.
И в это тяжелое время продолжал нести службу о. Михаил, пока в один из октябрьских дней не был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности и организации на территории села фашистско-монархической группы». Через несколько дней после ареста переведен в Уфимскую тюрьму. Тройкой при УНКВД от 23 ноября 1937 г. по ст. 58-10 ч.1, 58-11 УК РСФСР приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. 4 декабря 1937 г. приговор был приведен в исполнение. На момент смерти священнику Уфимской епархии Михаилу Евграфовичу Тихановскому было 70 лет. Место его захоронения неизвестно. 17 июля 1959 г. постановлением Президиума Верховного Суда БАССР решение Тройки НКВД отменено за отсутствием состава преступления.
Вместе с батюшкой в этот день было расстреляно 4 человек из Болотино, так же обвиненных в «контрреволюционной деятельности». Двое приговорены к 10 годам ИТЛ. Все реабилитированы в июле 1959 года.
Жена священника, Наталья Апполинарьевна, после ареста мужа жила в семье сына Бориса и умерла спустя 8 лет.
О том, каким Михаил Евграфович был проповедником и отцом, мы можем судить по его детям. Все они получили прекрасное воспитание и достойное образование. Закончили уфимское духовные училища. Некоторые — духовную семинарию. Дочери и сын Павел стали учителями. Николай и Борис пошли по стопам родителя. Из воспоминаний жены Бориса Михайловича, Александры Алексеевны, мы знаем, что это была очень дружная семья: невероятно добрые, ласковые. По праздникам собирались в доме батюшки за большим столом: музицировали, пели. О красоте их голосов ходили легенды. Внуки Михаила Евграфовича, несмотря на суровые времена и клеймо «врагов народа», были не менее талантливы, сильны духом, преданны своей Отчизне. Среди них были блистательные инженеры, доблестные военные, уважаемые учителя, героические участники Великой Отечественной войны и ветераны тыла. Всем им от отцов передалась любовь к музыке, пению, жажда знаний, тяга к наукам, ко всему новому, прогрессивному. Десятилетиями они, потомки, пытались узнать хотя бы что-то о судьбах своих отцов. Для моего деда, Евгения Борисовича Тихановского, — это было делом всей его жизни. Он очень много сделал на этом долгом пути к истине.
Биография посвящается его памяти и памяти всех наших прародителей.
...Вникая в смысл подвига Михаила Евграфовича Тихановского и всех новомучеников Русской Православной Церкви, можно многое переосмыслить. Эти Великаны Духа пожертвовали своей жизнью ради самого ценного в мире — ради любви к ближнему и Богу. Они, проходя через горнило испытаний, под пытками и издевательствами не предали свою веру, не потеряли честь и совесть. Им не страшно было умереть самим, но страшно за душу не успевшего еще раскаяться убийцы...
Деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Болотино чудесным образом сохранился до наших дней и находится на стадии реставрации. Благодаря жителям села, участию Салаватской епархии и просто неравнодушным гражданам, храм имеет шанс на возрождение.
Мы, потомки священника, просим обратить внимание на уникальный памятник архитектуры, которому более 120 лет. Со своей стороны приложим все усилия и окажем всевозможную поддержку в деле восстановления церкви.
Хаар О. В., Савельева Г. Е., праправнучка и правнучка священника Михаила Тихановского
Архивные источники
-
Всесоюзная перепись 1926 года
-
Метрическая книга Александро-Невской церкви г. Уфы за 1849 г. // Национальный архив Республики Башкирия
-
Метрическая книга Казанской церкви с. Русский Акташ за 1886 г. // ГА Республики Татарстан
-
Семейные архивы Тихановского Е. Б., Тихановского Н. С., Степина А. П., Быковой А. П.
-
Семейный архив Коршуновой Н. Н., составленный при поддержке уфимских историков-краеведов Егорова П. В и Тарасовой Т. В.
Литература
-
Дворянская усадьба Уфимского уезда второй половины XIX в.: Забелье. Запад / Роднов М. И. Уфа, 2019. С. 50–51
-
Сборник материалов для истории Уфимского дворянства, составленный В. А. Новиковым в 1879 году, продолженный и дополненный до 1902 года включительно, депутатом Уфимского дворянства Н. А. Гурвичем / сост. В. А. Новиковым; продолж. и доп. Н. А. Гурвичем. Уфа, 1903. X, 309 с.