Корюхов Николай Иванович, протоиерей

Родственники

  • отец  —  Корюхов Иван , купец
  • жена  —  Корюхова Клавдия Николаевна (род. в 1870 или 1871, ум. в 1895), из дворянской семьи
  • дочь  —  Корюхова Сусанна Николаевна (род. в 1890)
  • сын  —  Корюхов Николай Николаевич (род. в 1894)
  • дочь  —  Корюхова Вивея Николаевна (род. в 1895)
  • сын  —  Киренский Серафим Николаевич
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1887
Иркутская духовная семинария
окончил 3 класса
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

26.7.1889
рукоположен во диакона епископом Киренским Макарием (Дарским), викарием Иркутской епархии
12.12.1893
рукоположен во священника епископом Иркутским и Нерчинским Тихоном (Троицким-Донебиным)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1887
30.7.1888
Иркутская и Нерчинская епархия, Иркутская губ., с. Илимское, Спасская церковь, псаломщик, учитель церковно-приходской школы
30.7.1888
7.9.1892
Иркутская и Нерчинская епархия, Иркутская губ., с. Косая Степь, Косостепская Благовещенская церковь, диакон (до 26.7.1889 — псаломщик), учитель церковно-приходской школы
7.9.1892
12.12.1893
Иркутская и Нерчинская епархия, Иркутская губ., Заложская миссионерская Иннокентиевская церковь, диакон
12.12.1893
29.6.1897
Иркутская и Нерчинская епархия, Иркутская губ., с. Косая Степь, Косостепская Благовещенская церковь, священник
29.6.1897
10.6.1904
Иркутская и Верхоленская епархия, Иркутская губ., Балаганский уезд, стан Бильчирский, Бильчирская миссионерская Кирилло-Мефодиевская церковь, священник, сотрудник миссионера (с 29.6.1897), миссионер (с 17.3.1898), учитель местной школы и Бильчирского Николаевского училища (с 1899), законоучитель (бесплатный) миссионерской школы в улусе Гыртуйском. Постоянный член Балаганского отделения Иркутского епархиального училищного совета
10.6.1904
1927
Иркутская и Верхоленская епархия, Иркутская губ., Нижнеудинский уезд, с. Кежма (Кежемское), церковь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, священник, законоучитель в Кежемском двухклассном училище (с 1.9.1909), катехизатор по благочинию 3-го участка Нижнеудинского уезда на 1912 (с 28.11.1911). 8.8.1916 был перемещен к Филипповской Петропавловской церкви. В 1927 ушел за штат
1942
14.1.1944
Кабардино-Балкарская АССР, станица Прохладная, церковь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, протоиерей
Показать все

Награды

7.3.1914
право ношения набедренника, награжден к празднику Св. Пасхи
Показать все

Преследования

14.1.1944
арестован по обвинению в том, что помогал «врагам народа», т. е. военнопленным, чего он и не отрицал
с 14.1.1944
находился в заключении в тюрьме г. Нальчика
15.7.1944
осужден Особым совещанием при НКВД СССР на 5 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) по ст. 58-1 «а», 58-11 УК РСФСР, считая срок заключения с 14.1.1944
1944 – сент. 1944
находился в заключении в исправительно-трудовом лагере (ИТЛ); скончался в заключении
17.4.2003
реабилитирован прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики, по году репрессии: 1944 (справка о реабилитации № 13-304-2003 от 17.4.2003)
Показать все

Другие сведения

В семейном архиве хранятся воспоминания родственников, из которых удалось установить наличие в семейном дереве священнослужителей.

Из воспоминаний Нины Александровны Каминской (2002 г.) и Ядвиги Александровны Каминской (1986 г.) — внучек протоиерея Николая Корюхова (родных сестер моей прабабушки).

Нина Александровна Каминская писала о своей матери: «...родилась в 1890 году в деревне Косая Степь вблизи Байкала в семье священника. У отца от первой жены было трое детей: Вивея (Вива), Сусанна и Николай. От второй жены родился Серафим Киренский (дядя Сара). Ему дали эту фамилию, чтобы скрыть второй брак отца, т. к. Церковь не разрешала жениться вторично. Вторая жена умерла от туберкулеза».

Николай Иванович был женат на Клавдии Николаевне, которая была моложе его на 2 года. У них были дети: Николай (род. в 1894), Сусанна (род. в 1890), Вивея (род. в 1895).

Из воспоминаний Ядвиги Александровны Каминской (1986 г.): «Семья Сусанны Николаевны Корюховой была небольшой. Мать, отец Николай (отец Николай его звали по службе), старший сын Николай, сестра Вивея и Сусанна. Жили они дружно, отец иногда выпивал, но его удерживала жена. Она была по отцу тоже дворянкой. Мать была очень красивая и молодая. Отец ее безумно любил. Но когда Сусанке исполнилось 5 лет, мать умерла после родов Вивеи. Отец остался один с тремя детьми. Но Николай — старший сын — уже был женат, уехал с семьей и они потерялись. До смерти ни семья Корюховых, ни выросшие его сестры так и не знали, где их брат, и жив ли он или же умер.

У матери этой семьи была сестра, которая должна была выйти замуж за богатого человека. Но она, видимо, не очень любила, т. к. когда узнала, что сестра умерла и у нее остались дети-сироты, бросила все и приехала к Корюховым и заменила детям мать.

Второй раз жениться отец Николай не мог, т. к. закон запрещал второй раз жениться священнику. И сестра матери Сусанки осталась у них жить как служанка. Однако, позже они все-таки стали мужем и женой, тайно, без оформления брака».

Во втором браке у них было 5 детей, 4 из которых умерли. Последнего назвали Серафимом Киренским.

Из архивной справки государственного архива Иркутской области мы узнали, что семейство Корюховых происходит из знатного купеческого рода, родоначальником которого являлся Корюхов Степан Степанович. На основании сведений данного документа было составлено родословное дерево Корюховых.

В 1911 году он получал жалование из казны 450 руб. в год и 150 руб. за преподавательскую деятельность. В 1914 году к оплате за преподавательскую деятельность казна платила уже 600 руб. в год и 468 четвериков от прихожан составляла руга (прим. 150 мешков пшеницы или овса). Данное жалованье было значительным для семьи, позволяло содержать все семейство. Для сравнения жалованье ссыльных дворян в Сибири в это же время в Иркутской губернии составляло 57 рублей в год.

В Кежемской церкви о. Николай служил с 1904 по 1927 гг. Сама старинная церковь с. Кежмы имела большой приход, состоящий из 2859 прихожан. Причем прихожанами были не только жители села Кежма, но и таких деревень, как Наратай, Степново, Малая и Большая Мамырь, Чама, Мока. Именно в этой церкви, по имеющимся в семейном архиве метрическим записям, венчались в 1970 году ссыльный польский дворянин Каминский Александр Протович и крестьянка Евдокия Огородникова. В этой же церкви в 1882 году зарегистрировано рождение их сына Александра.

Работы у батюшки было много: кроме службы в церкви и выполнения многочисленных треб, он еще и выполнял обязанности законоучителя в Кежемском двухклассном училище.

Именно о. Николай сыграл огромную роль в становлении новой семьи: он обвенчал свою дочь — Сусанну Николаевну и потомка польского дворянина фельдшера Каминского Александра Александровича в 1904 году в Кежемской церкви.

Алесандру прочили в жену девушку из более богатой семьи, но он решил свою судьбу сам.

Из воспоминаний дочери Сусанны Николаевны: «Саша попросил Сусанну пойти им вместе к отцу Николаю (отцу Сусанны) и уговорить его, чтобы он обвенчал их сегодня ночью, а то завтра будет уже поздно. И они пошли к отцу Сусанны на переговоры.

Отец Николай был эрудированный человек и добрый. Он усадил детей за чай. Рассказал им несколько историй в стихах. Которые сочинил сам. Посмеялись, попили чай и порешили, чтобы Сусанна и Саша пришли к отцу Николаю в полном "вооружении", т. е. чтобы были кольца, фата, платье и костюм на Саше... Договорились прийти в церковь в 2 часа ночи и не приглашать никого, для того, чтобы ни одна живая душа и не подумала о них, что они будут венчаться... Дело было сделано, все было поздно, а они стали мужем и женой. Сусанне было 17 лет, а Саше 25 лет.

Так родилась семья Каминских».

В 1927 году он подал прошение об увольнении за штат по возрасту лет. Ему было около 60 лет, он прослужил в Кежме 23 года.

Возложена была на него и обязанность миссионера. С просветительской целью посещал он бурятские улусы. В 1904 году и о. Николай был командирован в стан Бильчирский, где более трети населения исповедовали шаманизм. Там он встретил известие о начале русско-японской войны. Свои способности к стихосложению он отразил в стихотворении, которое было опубликовано в 1904 году в «Иркутских епархиальных ведомостях».

Вновь годину испытанья
Для России Бог послал...
Снова кровь... Опять страданья...
Враг войной к нам воспылал.

Впрочем, жизнь Руси сначала
В испытаниях прошла.
В них она и возмужала.
В них она и возросла.

...Много бед она сносила —
Враг сломить ее не смог...
Русь! В чем мощь твоя и сила?
В чем побед твоих залог?

Вера в Бога — наша сила:
Русский верою живет;
С колыбели до могилы
Веру в сердце он несет.

И горячую молитву
С верой Господу творя
Без боязни идет в битву
За отчизну и Царя.

Добротой он поразил и приехавшего в Кежму в 1916 году иркутского исследователя М. П. Овчинникова, впоследствии оставившего свои впечатления в очерке журнала «Труды Иркутской ученой архивной комиссии». Овчинников М. П. включил о. Н. Корюхова в состав Иркутской ученой архивной комиссии. О. Николай встретил ученого, провел его по селу, рассказал об его прошлом, показал церковь, часовню со старинным, привезенным еще казаками, Распятием; обещал собрать для музея нефритовые топоры, встречающиеся в этих местах. А затем пригласил к себе в дом. «Во время чаепития, — писал Овчинников, — я невольно обратил внимание на несколько человек ребятишек, непохожих друг на друга. «Это ваши, — говорю я, — дети»? «Да, теперь все равно, что мои», — ответил о. Николай. Разговор прервался.

Я поехал далее. «Почему у вас о. Николай так бедно живет?», — спросил я дорогой своего ямщика. «Как же ему не бедно то жить? Видел у него ребятишек-то сколько, ведь ему все чужие. Жалостливой он у нас больно. Видит ребенок по миру ходит, сирота значит. Он и говорит ему: «Иди, Петька, ко мне жить. Нечего тебе просить милостыню. Иди ешь у меня хлеб». Ребенка такого оденет, обует, в порядок приведет и грамоте начнет учить. Вот у него едоков много и очутилось. Это бы наше мирское дело, да с нашими крестьянами не сообразишь. Каждому до себя, как бы своих сорванцов напоить и накормить, а где уж до чужих. Отца Николая мы оченно уважаем, потому что настоящий поп, священник значит».

Вскоре после революции началась Гражданская война. Она отзывалась в Кежме то налетами «красных партизан», то порками карательных отрядов Колчака, то проходом каппелевцев — больных и истощенных — участников знаменитого Ледового похода от Енисея до Байкала. Сирот становилось все больше и больше.

Овдовевший священник Николай Корюхов все еще служил в храме, хотя служить при новой власти становилось все труднее и труднее. Из его прошения обновленческому «архиепископу Иркутскому и Верхоленскому» Илии за 1927 год видно, как он устал: «Я состою на службе Святой Церкви с 1887 года. От рода мне идет 60 год. В этом краю, в с. Кежма и Филиппово, я нахожусь уже 23 года и чувствую себя настолько усталым, что не могу продолжить службу без ущерба в деле. К тому же дети мои находятся далеко от меня, и я остаюсь здесь один. Сын мой Николай Николаевич Корюхов служит за Читой и неотступно зовет меня к себе, чтобы упокоить мою старость».

Прошение было удовлетворено. Отец Николай уехал из Кежмы, но не к сыну в Забайкалье, а в Сталинград к дочери. Однако, от своего Креста батюшка не ушел.

Во время голода 1934 года семья перебралась в Кабардино-Балкарию в станицу Прохладная. Николай Иванович стал работать сторожем в детском саду, пока не началась война. Напавшие на нашу страну немцы дошли до Кабардино-Балкарии, захватили Прохладную; а в 1942 году открыли в станице церковь во имя св. Николая, архиепископа Мир Ликийских; служить в ней предложили о. Николаю. Батюшка дал свое согласие, несмотря на возражения родных.

Внучка Николая Корюхова — Кизей Виктория Филипповна, передавшая сведения о священнике в Свято-Тихоновский институт, рассказывала: «В годы войны прот. Николай много делал для русских военнопленных, упросил коменданта разрешения кормить их; по ночам, стоя на коленях, со слезами молился за них. В феврале 1943 года станица была освобождена от немцев. А в январе 1944 года батюшку арестовали. Произошло это в самой церкви. Единственным имуществом, найденным у него, оказался серебряный наперсный крест. Священника отправили в тюрьму г. Нальчика, его обвиняли в том, что он помогал "врагам народа" (военнопленным), чего, собственно, он и не отрицал». Протоиерей Николай Иванович Корюхов умер в тюрьме г. Нальчика в сентябре 1944 года.

Каминская О. Н.

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию