Родственники
- отец — Преображенский Александр, священник
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Подробная биография
Одним из старейших учебных заведений г. Калуги является Калужская духовная семинария (далее КДС). В ее стенах обучались многие известные и выдающиеся церковные и общественные деятели. Калужская духовная семинария за многие годы дала Русской Православной Церкви известных архипастырей, замечательных священников, которые служили как в России, так и за границей. В сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской навечно вписаны имена выпускников КДС
С возрождением Калужской епархии стал проявляться интерес и к истории духовных учебных заведений, в первую очередь — к КДС. Не меньше проявляется желание любителей православной истории Калужского края к биографии тех, кто учился в КДС и воспитывал будущих пастырей. Из ее стен в течение 245 лет выходили подготовленные священнослужители. Прерванная в 1917 году традиция подготовки тех, кто заступал на смену своим предкам в сельских и городских храмах, была возобновлена только в девяностые годы ХХ века:
В 1992 году в Калуге было вновь открыто духовное училище, в 1996 году училище преобразовано в семинарию, с переходом на четырехлетний курс обучения. Учебные программы ориентированны на курс Московской духовной семинарии, в 2000 году был осуществлен переход к пятилетнему курсу обучения, учебный процесс построен на основе разработанной Учебным комитетом программы семинарии с пятилетним сроком обучения, в 2021 году Священный Синод Русской Православной Церкви постановил: открыть в КДС магистерскую программу по профилю «Русская патрология XVIII – начала XX веков.
Долгие годы потребовались для того, чтобы была возрождена семинария.
Страшные времена, последовавшие за событиями 1917 года, не дали возможности закончить образование тем семинаристам, кто обучался в этот период в КДС. Завершилось служение последнего на этот период ректора — протоиерея Алексея Александровича Преображенского. Особенности деятельности отца Алексея дают возможность рассмотреть все трудности, с которыми сталкивался ректор и преподавательский состав КДС в сложные годы брожения умов и приближения революции. Его многолетнее служение в КДС всегда высоко оценивалось Епархиальным начальством. Что касается его личных качеств, которые помогали ему достойно выполнять свои обязанности, то можно сказать следующее: «Наделенный от природы прекрасными способностями, он просветил свой глубокий и острый ум светом Божественного учения, воспитал в своем чутком сердце неотразимое стремление к тем возвышенным идеалам, которые открываются при свете учения Христова, и твердо направил свою волю по стезям Божественного закона».
Алексей Александрович Преображенский происходил из духовного сословия. Он был сыном священника, пошел по стопам отца: «В 1877 г. окончил Нижегородскую духовную семинарию. С 1877 по 1881 г. обучался в СПб ДА. По окончании академии... приказом Обер-Прокурора Св. Синода от 28 июля 1881 г. назначен в КДС преподавателем на кафедру основного, догматического и нравственного богословия. Поручалось ему временное преподавание таких дисциплин, как: Свящ. Писание в 4 и 6 кл., история русского раскола».
Подтверждением успешного окончания учебы в СПб ДА и назначения в КДС является переписка с Советом СПб ДА, канцелярией обер-прокурора Синода: «20 октября 1881 г. из Совета СПб ДА в Правление КДС направлено письмо с сообщением того, что в связи с назначением А. Преображенского преподавателем в КДС, в Правление КДС были отправлены следующие документы назначенного преподавателя: кандидатский диплом, метрическое свидетельство о рождении и крещении, свидетельство о выдержании пробных лекций, свидетельство о приписке к призывному участку. (Подпись ректора СПб ДА прот. И. Янышева). 10 ноября Правление КДС сообщило в Совет СПб ДА о получении перечисленных документов.
Начало деятельности в Калуге выпускника СПб ДА было успешным, показывало его увлеченность преподаванием, возможностью творческого подхода к предмету: «В 1884 г. преподавателем КДС А. Преображенским был предложен ученикам 6 кл., в соответствии с требованием программы по Догматическому богословию, дополнительный материал к печатному учебнику для снятия копий в типографии. Остававшиеся в типографии 8 экз. записок было решено на Педагогическом Собрании приобрести для ученической библиотеки КДС». При проведении ревизии КДС действительным статским советником Зинченко было отмечено, что преподаватель А. Преображенский учебный материал излагает «отчетливо и отвечает достоинству предмета».
Послужной список преподавателя, позже — инспектора КДС А. Преображенского свидетельствует о том, что он отдавал работе много сил, стараясь добиться хороших знаний у воспитанников по разным предметам, которые преподавал. Формуляр о службе А. Преображенского свидетельствует о следующем:
С 9 марта 1882 г. по 27 сент. 1893 г. — преподаватель еврейского яз.
С 26 нояб. 1884 г. — член Епархиального Училищного Совета.
29 марта 1886 г. утвержден в чине коллежского асессора, а 28 янв. 1887 г. — надворного советника. С 1888 по 1896 гг. — член Распорядительного Собрания КДС.
10 июня 1888 г. — награжден орденом св. Станислава 3-й ст.
19 нояб. 1889 г. утвержден в чине коллежского советника, а в 1894 — статского советника.
27 сент. 1893 г. по прошению освобожден от преподавания евр. яз. и назначен преподавателем немецкого яз.
С 9 марта 1897 г. — член Педагогического Собрания КДС.
19 окт. 1902 г. утвержден в звании почетного члена Епархиального Училищного Совета.
Согласно указу Св. Синода от 28 июля 1901 г. за № 5012 А. А. Преображенский определен инспектором КДС. Назначение А. А. Преображенского инспектором КДС прибавило ответственности за происходящее в ее стенах. Определенного накала обстановка достигла в 1903–1904 гг.: «В коридоре семинарии незадолго до всенощной и слышно было пение светских песен и свистки, 14 октября была усмотрена надпись с приглашением «вступить под красное знамя», 30 октября воспитанники 1 класса обоих отделений засвистели при появлении инспектора А. Преображенского, засвистали и запели петухами. 31 октября (инспектор в отпуске (похороны отца в г. Бузулук Самарской губернии)) — воспитанники 4 класса, живущие в общежитии, после вечерней молитвы прошли мимо инспекторской квартиры, в то же время осколками кирпичей было выбито несколько стекол в оконной раме в спальном коридоре...». В ходе проверки, направленной из Санкт-Петербурга, было установлено, что дух своеволия, который был при прежнем руководстве, не изжит. Поэтому «предложено ректору и инспектору усилить заботу о религиозном воспитании учащихся».
Как известно из публикаций, в упомянутых событиях поведение семинаристов не соответствовало требованиям духовного учебного заведения. Совместно со светскими властями были приняты меры, которые позволили не только разрядить обстановку, но и дать возможность тем, кто осознал свою вину, продолжить учебу в семинарии после возобновления занятий, которые были временно прекращены.
В связи с упоминанием событий 1903 года в КДС становится понятнее, почему именно в сентябре 1903 года правление КДС ходатайствовало о разрешении на проведение чествования чудотворной Калуженской иконы Божией Матери всей семинарией до установленного крестного хода вокруг Калуги, который традиционно совершался 12 октября.
Но помимо этого семинарская администрация хотела использовать чествование местной святыни в стенах КДС, чтобы воспитанники получили « более глубокие и продолжительные религиозные впечатления». Просьба руководства семинарии была удовлетворена. Ежегодно 10 октября в домашнем храме проходило всенощное бдение, а утром 11 октября служилась божественная литургия с молебном. После этого икона проносилась по всем семинарским помещениям, а воспитанники каждого класса сами приносили святыню в свой класс.
Уже в классе семинаристы прикладывались к чудотворной иконе и окроплялись святой водой. Как было написано в КЕВ: «Шествие святой иконы встречалось и сопровождалось громким и согласным пением величания, «Достойно есть», звуки которого далеко разносились по всему зданию, усиливая торжественность чествования святой иконы. Дай Бог, чтобы отголоски этого торжественного моления Заступнице и Помощнице рода христианского надолго сохранились в сердцах всех участников торжества, оживляя и укрепляя в них все доброе, предостерегая от дурного и утешая их в горе».
Большое внимание будучи как инспектором, так и ректором КДС, А. А. Преображенский уделял воспитанию семинаристов вне учебной деятельности. Семинаристы по сложившейся традиции участвовали в концертах. В таких концертах-вечерах счастливо сочетались музыкальные номера, литературная декламация с беседами, поучениями, лекциями. На литературно-музыкальных вечерах и на праздничных встречах присутствовали почетные уважаемые гости: Его Преосвященство, Преосвященнейший Вениамин, инспектор семинарии, даже начальствующие лица женского епархиального училища и др.
А. А. Преображенский находил эти вечера необходимыми и полезными. Их содержание органически включало религиозные переживания в общую канву культурно-художественных потребностей. Эти концерты были очень популярны. Для таких особых концертов подготавливалась специальная программа. Старшим ученикам предлагались не только подобные программы, для них приглашались серьезные исполнители. Многие программы подобных концертов сохранились до сегодняшнего дня. По ним можно восстановить, что предлагалось учащейся молодежи духовного звания в той или иной программе.
Кроме службы в КДС А. А. Преображенский являлся редактором неофициальной части КЕВ с 4 сент. 1901 г. по февр. 1907 г. Для него это была дополнительная возможность использовать страницы местной православной печати для духовно-нравственного просвещения. При этом он был прекрасным лектором в качестве члена КО ИППО: С 23 дек. 1899 г. — пожизненный член-сотрудник ИППО. С 1910 г. — пожизненный действительный член ИППО. Одно из запоминающихся выступлений самого отца А. Преображенского было посвящено теме Святой Земли.
В 1907 году отмечались очередные беспорядки и в Калужской семинарии, связанные с бойкотом экзаменов и другими выступлениями семинаристов против руководства своего учебного заведения. Эти и некоторые другие обстоятельства в конечном итоге привели к тому, что произошли кадровые изменения: «Указом Св. Синода от 11 апр. 1909 г. за № 4624 назначен ректором семинарии с возведением, по рукоположению в сан священника, в сан протоиерея и с награждением, во внимание к многолетней (с 1881 г.) и отлично-усердной службе по духовно-учебному ведомству, синодальным наперсным крестом». В КЦОВ был опубликован Указ Святейшего Синода о перемещении архимандрита Никодима и о назначении ректором инспектора КДС А. Преображенского.
В дальнейшем протоиерей Алексей Преображенский имел в формуляре следующие записи:
25 июня 1911 г. решением Св. Синода назначен председателем Калужского Епархиального Училищного Совета.
С 1911 г. председатель Калужского Епархиального Миссионерского Совета. С 1912 г. — товарищ председателя Калужского Епархиального Миссионерского Комитета.
С 1914 г. состоял членом Совета Калужского Епархиального Комитета по оказанию помощи беженцам и членом совета Калужского отдела Всероссийского общества по оказанию помощи беженцам русской национальности.
В августе 1914 г. началась череда тяжелых испытаний. Энергия и старания ректора были направлены на приспособление здания семинарии для военных нужд. Семинаристы продолжали учиться, но процесс и организация обучения изменились из-за создания условий для беженцев. Документами подтверждается, что «первыми беженцами, прибывшими в Калугу, были обитатели женских монастырей Холмской епархии, с причтами и с детскими их приютами, а именно: Радочинским — 239 чел., Турковским — 254 чел. Для жительства этим обителям были отданы... здания Духовной Семинарии и Духовного училища». Заслуга отца Алексея Преображенского состояла в том, что «насколько только возможно обителям был оказан радушный прием». Церковь при семинарии «спальни и кухни с полным оборудованием, тоже поступили в их полное ведение... до конца сентября, когда выбыли Радочинский монастырь на собственное подворье в Петрограде, а Турковицкий — в Марфо-Мариинскую обитель в Москву».
Примеры гуманного отношения к нуждающимся в заботе, настойчивое внесение в сознание и жизнь воспитанников КДС идеи пастырства, усиление проповеднического дела давали свои результаты. По состоянию на конец 1916–1917 уч. года поведение семинаристов оценивалось следующим образом: общая численность учащихся 490 чел., из них с оценкой за поведение 5 — 341 чел., с оценкой 4 — 80 чел., с оценкой 3 — 36 чел., с оценкой 2 — 5 чел., не выставлено — 28 чел. Таким образом, отличное и хорошее поведение было у 421 учащегося; удовлетворительное — у 36 чел. В процентном отношении это составляет: с отличным поведением — 70 %; с отличным и хорошим — 86 % При этом нужно отметить, что в 6-м и 5-м классах отрицательных отметок за поведение не выставлялось.
Революционный 1917 год стал катастрофой для духовного образования в России, КДС не явилась исключением. Обязанности ректора КДС еще более усложнились. Начало занятий в 1917–18 учебном году постоянно откладывалось. Вскоре в местной печати были опубликованы конспекты для домашних занятий учеников Калужской семинарии с 1 по 6 классы. После провозглашения декрета об отделении школы от Церкви и Церкви от государства все духовные учебные заведения Калуги и подверглись закрытию. В мае 1917 года в штате семинарии состояли 35 человек, в августе того же года — 26 человек. По декрету от 2 декабря 1917 года о переходе духовно-учебных заведений в ведение бывшего министерства народного просвещения все семинарии, в том числе и КДС, были закрыты, а их имущество передано Наркомпросу.
15 февраля 1918 г. в КЦОВ помещено следующее объявление: «От Правления КДС. В виду невозможности, по независящим от Правления Семинарии обстоятельствам, открыть учебные занятия с воспитанниками 6, 5, 4 классов ДС, Педагогическое собрание Правления Семинарии рекомендует воспитанникам означенных классов продолжить занятия дома по конспектам, которые будут отпечатаны в ближайшем номере».
В конце 1-го квартала 1918 г. в Журнале Правления КДС продолжали рассматривать вопросы содержания штата и КДС: «Слушали: Расписание содержания лицам Управления, учащим и служащим КДС... за март 1918 г.»
Но на повестке дня через месяц уже стояли и другие вопросы, которые диктовало время и новая власть: «Журнал № 4 — 4 апреля (22 марта) 1918 г. Слушали: Постановление Комитета по делам школьного образования г. Калуги. 1. По вопросу преподавания Закона Божьего. 2. По вопросу освобождения зданий учебных заведений. 3. По вопросу о занятии зданий учебных заведений для собраний и вечеров различных организаций».
Ректор КДС протоиерей Алексей Преображенский вынужден был 7 июля 1918 г. участвовать в процессе оформления акта о приеме КДС представителем Калужского Губернского комиссариата Народного Просвещения Федоровича Р. С. В дальнейшем бывший ректор КДС служил в 6-й Единой Трудовой Школе г. Калуги, где по документам значатся некоторые бывшие преподаватели и учащиеся КДС. В именном списке служащих в 6-й Сов-й Ед-ой Тр-ой Школе 2-й ступени (документ без даты) среди преподавателей указан А. А. Преображенский
Согласно протоколу заседания Школьного Совета Калужской 6-й Единой Трудовой Школы от 12 фев. 1919 г. среди преподавателей ее указан А. А. Преображенский и К. Э. Циолковский. Здесь также отмечается, что в числе прочих учителей А. А. Преображенскому было назначено классное руководство.
В документе, который назван «Списочные сведения о школьных работниках 2 ступени 6-1 школы за 1919 г.» есть упоминание об А. А. Преображенском: В списке сведений о школьных работниках 6-й Советской Единой Трудовой Школы 2 ступени 1919 г. Под № 1 Преображенский Ал-й Ал-дрович. Его ФИО перечеркнуты крест-накрест черными чернилами. В графе «время назначения в школу после перевыборов», как и у всех остальных, указана дата — 1 ноября 1918 г., кандидат духовной академии, 37 лет учебной службы. Преподает: немецкий язык. В графе «сколько дает уроков и в какой группе — 22 урока в I и II группах». В графе «число часов организационной работы и какой именно — 18 часов: а) в Пед. советах — 3; б) в Хоз. Ком. — 3; в) Классное руководство — 6; г) по составлению расписания — 3; д) по организации школьного порядка — 3». В графе «Число часов сверхурочной работы и какой именно — 2 часа — исправление письменных работ; 11 час. — подготовка к урокам. Другой службы не имеет». Т. е. это было единственное место его работы на указанный период. При этом было отмечено, что его документы находятся в канцелярии 6-й Советской школы.
Можно только догадываться о том, что послужило причиной увольнения из школы № 6. Последним местом служения протоиерея Преображенского Алексея был храм во имя Жен Мироносиц в Калуге. Он был избран в приходе и утвержден Епархиальным начальством на должность настоятеля 12–19 мая 1919 г. В мае 1920 г. в этом храме избирается новый настоятель, а семье покойного протоиерея Алексея Преображенского выделяются средства на похороны. Завершение жизненного пути и служения бывшего ректора КДС протоиерея Алексея Преображенского было продиктовано временем.
Текст: Метальникова Е. В. А. А. Преображенский — ректор Калужской духовной семинарии //
Православный христианин : Изд. Калужской епархии / ред. Рогова Ю. Г. 2021. № 3