Фиников Владимир Михайлович, протоиерей
- Дата рождения: 1.4.1896
- Место рождения: Новгородская губ., Новгородский уезд, с. Пельгора
- Дата смерти: ок. 1942
- Место смерти: Карело-Финская ССР, Сегежский ИТЛ (Сегежлаг)
Родственники
- отец — Фиников Михаил Николаевич, протоиерей
- мать — Финикова (Гиляровская) Маргарита Алексеевна (6.11.1878–22.6.1955). Руководила хором певчих при Дрегольской Никольской церкви
- жена — Финикова (Зарницкая) Зоя Федоровна (род. 28.4.1894). Таинство венчания совершено 29.4.1916 в Воскресенско-Сясьской церкви протоиереем Кусягской церкви Новоладожского уезда Петроградской губ. Всеволодом Покровским
- тесть — Зарницкий Федор Николаевич, священник
- брат — Фиников Леонид Михайлович, священник
- сын — Фиников Борис Владимирович (15.5.1917–17.10.1970)
- дочь — Финикова Нина Владимировна (2.11.1919–1921)
- сын — Фиников Анатолий Владимирович (2.11.1919–1941), участник Великой Отечественной войны, погиб на фронте
- сын — Фиников Серафим Владимирович (12.7.1921–1.3.1982)
- сын — Фиников Сергей Владимирович (6.10.1923 – не ранее 1942), участник Великой Отечественной войны. Призван в действующую армию 13.2.1942, погиб на фронте
- сын — Фиников Николай Владимирович (1926–28.11.1983)
- дочь — Финикова Маргарита Владимировна (род. 6.8.1929)
- дочь — Финикова Зоя Владимировна (1931 – сент. 1941); подорвалась на мине во время войны
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Преследования
Фотографии
Все фотографии предоставлены исследователем Светланой Викторовной Старшининой Имя протоиерея Владимира Финикова увековечено на мемориальной плите у Памятного креста священнослужителям и мирянам — жертвам репрессий на территории Чудовского района в 30-е и 40-е годы XX века. Чудово, 21.7.2013. Фото из семейного архива Н. Б. Григорьевой
Подробная биография
Владимир Михайлович Фиников родился 1(14) апреля 1896 г. в д. Пельгора Пельгорской волости Новгородского уезда Новгородской губернии (сейчас это Тосненский район Ленинградской области). В то время в Пельгорской церкви, освященной в честь святителя Николая Чудотворца, служил диаконом его отец ― Михаил Николаевич Фиников[1].
Владимир был первым ребенком в семье молодых Михаила и Маргариты Финиковых. Когда ему не исполнилось и полгода, 15 сентября 1896 г., его отец был рукоположен в священника к Дрегольской церкви Тихвинского уезда[2]. 30 сентября 1896 г. Финиковы переехали в деревню Дрегли, где и прошло детство Владимира, и где появились на свет его пять братьев и четыре сестры.
Родители много внимания уделяли развитию и воспитанию детей. Владимир рос смышленым ребенком и был настолько хорошо подготовлен к обучению в духовном училище, что когда подошло время поступления в это учебное заведение, стало очевидным, что учиться в первом классе ему не имело смысла. 23 марта 1906 г. его отец обратился в правление Тихвинского духовного училища с таким прошением: «Усердно прошу Правление допустить сына моего Владимира к испытанию в текущем 1906 году для поступления во второй класс училища. При сем честь имею представить выписку о рождении сына моего Владимира и удостоверение врача о привитой у него оспе»[3]. 1 апреля 1906 г. состоялась проверка знаний мальчика. Оценки были такими: Закон Божий ― «отлично»; русский язык с церковнославянским, арифметика и чистописание ― «очень хорошо»; церковное пение ― «хорошо»[4].
Видимо, ситуация с приемом ребенка сразу во второй класс была исключительной или чрезвычайно редкой, потому что на зачисление потребовалось благословение самого архиепископа Новгородского и Старорусского Гурия (Охотина). Правление Тихвинского духовного училища обратилось к нему с ходатайством, в котором в качестве основания для положительного решения вопроса указывалось, что Владимиру Финикову «недостает только 1 ½ месяца до того возраста, при котором дети могут быть принимаемы в этот класс»»; что «физически он совершенно здоров»; и «что поступив не во 2, а в 1-й класс, он, при знании курса этого класса, может сделаться невнимательным и ленивым учеником»[5]. «Исполнить» ― такой была резолюция архиепископа Гурия на ходатайстве правления училища[6].
Понятно, что в своем классе Владимир Фиников был самым младшим. Некоторые ученики были старше его на 3 или даже на 4 года. За одной партой с 10-летним мальчиком мог сидеть, например, 14-летний Василий Антониевский, родившийся в 1892 г. Но такая разница в возрасте с одноклассниками не помешала Владимиру быть одним из самых лучших воспитанников училища: среди 14 выпускников 1910 года он стоял на 2 месте по уровню знаний. Более высокие баллы были только у Сергея Образцова — сына священника Коробищенской церкви Михаила Образцова.
Несколько слов о судьбах одноклассников Владимира по Тихвинскому духовному училищу. Все они, будучи священно- и церковнослужителями, пострадают в годы советской власти. Так, в списке лишенных избирательных прав в Тихвинском районе на 1928 г. числятся священник Василий Николаевич Зарницкий и псаломщик Василий Тимофеевич Антониевский[7], с которыми Владимир учился в одном классе. Трех человек из выпуска 1910 г. расстреляют, а двух — сошлют в исправительно-трудовые лагеря. Михаила Ивановского расстреляют 3 декабря 1937 г. В ходе допросов он признает себя виновным в участии в контрреволюционной организации[8]. По истечении времени уже всем известно, каким образом следователи ОГПУ могли добиваться подобного признания. Николай Багрянский во время Великой Отечественной войны станет участником Псковской духовной миссии и будет осужден за это на 15 лет исправительно-трудовых лагерей. Расстрелянные в 1937 г. Николай Покровский[9] и Александр Соколов[10] в начале ХХI века будут причислены к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской. Немало страданий выпадет и на долю самого Владимира, но об этом речь пойдет ниже.
По окончании полного курса учения в Тихвинском духовном училище Владимир Фиников был причислен училищным Правлением к I разряду училищных воспитанников и удостоен перевода без экзамена в 1 класс духовной семинарии. У него были отличные оценки по греческому и латинскому языкам, русской истории, географии и церковному пению. По Священной истории, изъяснению Богослужения и церковному уставу, арифметике, природоведению, русскому языку с церковнославянским, чистописанию и черчению его знания были оценены на «очень хорошо». Отметка «хорошо» стояла по Катехизису[11].
В том же 1910 году Владимир Фиников был зачислен в 1 класс Новгородской духовной семинарии, где он быстро вошел в число самых лучших учащихся. Но в привычный ход событий вмешалась Первая мировая война. Обучение в двух последних классах семинарии происходило в условиях военного времени. Несмотря на то, что Новгородская губерния находилась далеко от линии фронта, на повседневной жизни жителей Новгорода в целом и семинаристов в частности война отразилась самым непосредственным образом. Всеобщий дефицит, недостаток продовольствия и предметов первой необходимости, рост цен и, как следствие, обнищание основной массы населения — вот реалии повседневной жизни всех, кто проживал в то время в Новгороде[12].
Произошли изменения и в организации учебного процесса в Новгородской духовной семинарии. Духовным учебным заведениям Священным Синодом было разрешено при необходимости сдвигать начало и конец учебного года, отменять экзамены в невыпускных классах, проводить занятия не только в утренние или дневные, но и в вечерние часы, в две смены и т. п.[13]
Несмотря на все сложности, Владимир Фиников в 1916 г. окончил Новгородскую духовную семинарию по 1 разряду со званием студента, то есть с правом поступления в духовную академию. Дата начала занятий в академии на момент окончания им семинарии была еще не известна, поэтому 28 апреля 1916 г. он был определен псаломщиком к Кемецкой церкви Валдайского уезда[14].
Буквально на следующий день, 29 апреля (12 мая) 1916 г., в Воскресенско-Сясьской церкви Тихвинского уезда состоялось его венчание с дочерью священника этой церкви Федора Зарницкого Зоей. Владимиру едва успело исполниться 20 лет, невеста была на год старше. Таинство брака совершил протоиерей Петроградской губернии Новоладожского уезда Кусягской церкви Всеволод Покровский[15]. Поручителями по жениху были родные братья Владимира Авенир и Леонид, а по невесте — начальник Половского почтового отделения Иван Александрович Троицкий и личный почётный гражданин Василий Александрович Тиштов.
Спустя годы в одном из своих стихотворений Владимир Михайлович Фиников даст образное описание села Воскресенское, в котором выросла его жена Зоя, и семьи, из которой она происходила:
«Ты там росла, где все пленяет,
Воображение и ум...
Меж гор высоких протекает,
Там речка Сясь... Порогов шум
Спокойно местность оглашает.
К реке спускаются долины,
Журчат в долинах ручейки...
Овраги, реки, котловины
И высоки, и глубоки.
Черемхи, ивы и рябины
В оврагах множество. Красиво
Весной смотреть с горы в обрыв,
Цветами убранный на диво.
На горке церковь Воскресенья,
В которой твой отец служил
Так долго, ближним во спасенье.
Теперь он там, за алтарем,
Себе нашел упокоенье.
Близ церкви в Ладогу дорога,
С дорогой рядом домик, сад
И пчельник, для семьи подмога —
И всё, чем был отец богат.
Старик-отец не унывал
И головы своей не весил.
Всегда и радостен, и весел,
Всех в дом охотно принимал...
...В дому царил порядок строгий,
И мир всегдашний обитал,
У матушки всегда убогий
Приют и пищу обретал.
Пять девушек, твоих сестриц,
В саду играли и резвились,
В реке купались, веселились,
И краше не было девиц.
И как петух во стайке кур,
Жил старший братец-бедокур...
Среди всех их и ты росла,
Задумчиво в лесу бродила,
Грибы сбирала, не шалила,
А всех скромней всегда была.
Усердно помогала маме,
Любила сестрам услужить,
Ты для других старалась жить,
И чаще всех бывала в храме.
Красы природы, мир семьи,
Отца и матери примеры —
Вот воспитатели твои,
Любви святой и твердой веры...
11 сентября 1916 г. Владимир Фиников был возведен в сан диакона[16], чуть позже он приступил к занятиям в Петроградской духовной академии. Но из-за продолжающихся военных действий 1916-1917 учебный год оказался неполноценным, а 1917–1918 учебный год, занятия в котором начались только 1 декабря, продолжался вообще всего два месяца[17]. Программы учебных курсов студенты должны были осваивать в основном самостоятельно.
Финансовые трудности испытывали и студенты, и сама академия. Продовольственные запасы, привезенные из родительского дома, у студентов быстро заканчивались, а купить новые было не на что. У академии не хватало средств ни на жалованье профессорам, ни на отопление, ни на освещение, ни на другие хозяйственные нужды. Финансирование академии со стороны государства прекратилось, ее помещения постепенно отбирались в ведение приюта имени Володарского. На заседании Совета академии 12 декабря 1918 г. был рассмотрен «указ Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 1 ноября 1918 г. за № 675, о невозможности для Высшего Церковного Управления ассигнования с 1919 г. средств на содержание академий». Этот указ стал смертным приговором для Петроградской духовной академии. Занятия в ней в 1918–1919 учебном году прекратились, так и не начавшись[18].
Планы Владимира Финикова на получение высшего духовного образования рухнули, окончить духовную академию ему не удалось. В декабре 1918 г. он был рукоположен в священника и 9 декабря определен к Знаменской и приписной к ней Пантелеймоновской церквям г. Тихвина[19].
В Тихвине семья Финиковых жила сначала на Новгородской улице в доме Парихина[20]. В 1920–1921 гг. на этой же улице в доме Желтякова жил служивший в то время в Спасо-Преображенском соборе будущий священномученик Измаил Рождественский. С ним о. Владимир был хорошо знаком не только по годам учебы в семинарии: родной брат Владимира Леонид был женат на двоюродной сестре Измаила Екатерине Покровской. Владимир и Измаил были почти ровесниками и, судя по всему, единомышленниками. Оба они запомнились тихвинцам как яркие проповедники Слова Божия и стойкие защитники православной веры.
В 1921–1923 гг. местом жительства о. Владимира указывалась уже не Новгородская улица, а кладбище при Пантелеймоновской церкви, в которой он служил[21]. Вероятно, в церковном доме жила не только его семья, но и его младшие сестра Нина и брат Михаил, которые в то время учились в Тихвинской школе 2 ступени[22].
В семье Владимира и Зои Финиковых было 8 детей: Борис (15 мая 1917 г. – 17 октября 1970 г.), Нина (2 ноября 1919 г. – 1921 г.), Анатолий (2 ноября 1919 г.[23] – 1941 г.), Серафим (12 июля 1921 г. – 1 марта 1982 г.), Сергей (6 октября 1923 г.[24] – призван на фронт 13 февраля 1942 г.)[25], Николай (1926 г. – 28 ноября 1983 г.), Маргарита (6 августа 1929 г. – ? ), Зоя (1931 г. – сентябрь 1941 г.). Четверо из них появились на свет в Тихвине. Нина скончалась в младенческом возрасте, десятилетняя Зоя подорвалась во время войны на мине, Анатолий и Сергей погибли на фронтах Великой Отечественной войны.
В 1922 г. часть причта тихвинской Знаменской церкви уклонилась в обновленческий раскол, но молодой о. Владимир противостоял этому течению и остался в лоне канонической Церкви. В 1923 г. он вместе с частью прихожан Знаменской церкви, не желавших примыкать к обновленцам, возбудил ходатайство о регистрации самостоятельной религиозной общины при Пантелеймоновской церкви.
Обновленцев поддерживала советская власть. Оставаясь на позициях патриаршей Церкви, против которой велась открытая война, отец Владимир сознательно обрекал себя и своих ближних на страдания. Он словом и делом стоял за Православие. Например, он принимал активное участие в диспутах атеистов с православными, которые в 20-е годы были очень популярны. Проходили они обычно при большом собрании народа. Со стороны атеистов участвовали специально приглашенные лекторы, которым противостояли священники и прихожане храмов.
Об одной из таких дискуссий сохранилась запись в дневнике тихвинского историка и краеведа Исаакия Петровича Мордвинова, который в 1920-х годах был преподавателем Тихвинского педагогического техникума. Он записал, что 2 февраля 1923 г. студенты горячо обсуждали прошедший накануне религиозный диспут. На нем выступали приезжий пропагандист-атеист и «какой-то флоровский поп». Флоровским попом мог быть не кто другой, как Владимир Фиников, потому что имена других священников ― Иоанна Великославинского и Леонида Борисова, к тому времени много лет прослуживших в Знаменской церкви, Исаакий Петрович не мог не знать.
«Пропагандист говорил о Христе: он был, якобы, сумасшедший, хил, слаб, некрасив и прочее. Неосторожно заметил, что Евангелия противоречивые. Раевский (бывший преподаватель Тихвинского духовного училища. — Прим. автора) подал ему Евангелие и попросил указать противоречия. Озадаченный лектор сел за Евангелие и закурил папиросу. Женщина из публики заявила: возьмите от него святую книгу, он курит над нею. Лектор, молча, возвратил книгу Раевскому. Лектор произнес заключительное слово, но победил не он; когда поп пошел, ему кричали: спасибо, батюшка! Лектор заявляет, что народ в Тихвине слишком религиозен и что в других местах не было таких выступлений»[26]. Эта запись свидетельствует о том, что отец Владимир твердо стоял на позициях православной веры, умел вести полемику и отражать в споре различные уловки.
Такая активная позиция священника и авторитет, которым он пользовался у горожан, не могли остаться незамеченными. 15 апреля 1923 г. отца Владимира арестовали. И. П. Мордвинов писал: «Н. В. Киселев сообщает, что уже арестованы священники Владимир Фиников (подражатель Измаила, пользующийся популярностью в Знаменском приходе; служил он у Флора и в единоверческой церкви) и Леонид Борисов из Спасовского собора»[27]. Подражателем протоиерея Измаила Рождественского о. Владимир не являлся. Он сам был яркой, незаурядной личностью и прекрасным проповедником Слова Божия.
Летом священника Владимира Финикова арестуют во второй раз. 11 июля 1923 г. в дневнике историка появится такая запись: «Рассказывают, что по приказу из Череповца арестован Флоровский поп Владимир (Фиников), это действует уже пресловутый архиерей Звёздкин»[28]. Дома у о. Владимира оставались жена, беременная на 6 месяце, и маленькие сыновья: шестилетний Борис, трехлетний Анатолий и двухлетний Серафим.
2 сентября 1923 г. Череповецкий губернский суд приговорил Владимира Финикова к 3 годам лишения свободы (условно) за то, что тот хранил у себя «контрреволюционное воззвание» Патриарха Тихона. Донос на него, по словам И. П. Мордвинова, поступил от одного из обновленческих священников[29].
Пока отец Владимир был под следствием, богослужения в Пантелеймоновской церкви совершал иеромонах Тихвинского Большого монастыря Савва Смирнов. Но после вступления в силу приговора только об условном лишении о. Владимира свободы, Пантелеймоновская религиозная община г. Тихвина в середине сентября вновь обратилась в Череповецкий губернский отдел управления с заявлением. Собрание доводило до сведения Череповецкого губернского отдела управления, что со 2 сентября 1923 г. священнослужителем общины являлся уже не монах Большого монастыря Савва Смирнов, а освобожденный из-под стражи священник Владимир Фиников.
Подчёркивалось, что постановлением собрания от 5 августа Владимир Фиников был исключен из числа членов приходского Совета и лишен звания товарища председателя общины, поэтому с того момента он мог исполнять только чисто религиозные обязанности и не имел возможности вмешиваться в управление делами общины. Верующие просили зарегистрировать общину и считать Владимира Финикова ее священнослужителем[30].
18 сентября Череповецкий епископ Иоанн Звёздкин вновь забил тревогу и сообщил в отдел управления Череповецкого губисполкома, что, несмотря на организацию в Тихвинском уезде Церковного управления обновленческого типа, в Тихвине действует «древне-каноническая община», созданная реакционно-настроенной частью городского духовенства и мирян и «возгреваемая надеждою через ориентацию на бывшего патриарха Тихона, повернуть колесо церковного движения назад»[31].
В числе идейных руководителей «реакционного движения» в Тихвине был назван и священник Знаменской церкви Владимир Фиников, который совместно с архимандритом Антонием и протоиереем Николаем Богословским стремился «реставрировать "Тихоновщину" и создать идейный базис для контрреволюционной деятельности»[32].
В числе других просьб Череповецкое епархиальное управление призывало отдел управления губбисполкома не выдавать свидетельство о регистрации Пантелеймоновской церкви.
Обновленцев поддерживала местная власть. 21 сентября Тихвинский уездный отдел управления просил вышестоящее начальство в Череповце отклонить ходатайства религиозных общин при Большом монастыре и Пантелеймоновской церкви. Указывалось, что архимандрит Антоний был уличен в поминовении царя, чем нарушил декрет отделения Церкви от государства, а священник Владимир Фиников был опорочен по суду за хранение контрреволюционного воззвания[33].
Отец Владимир пользовался таким большим авторитетом среди руководителей и членов древне-канонических общин г. Тихвина, что был утвержден епископом Новгородским и Старорусским Серафимом духовником для тихвинских священников-обновленцев[34], которые были намного старше его по возрасту и имели гораздо больший стаж священнического служения. Отцу Владимиру было в то время 27 лет (5 лет в сане священника), обновленцу Якову Стефановскому ― 65 лет (41 год служения в сане священника) и обновленцу Леониду Борисову ― 53 года (28 лет в сане священника).
Известно, что в ноябре 1923 г. отец Владимир Фиников продолжал служить в Пантелеймоновской церкви[35], хотя ее община и не была официально зарегистрирована.
7 марта 1924 г. заместитель председателя губисполкома затребовал от Тихвинского уездного исполнительного комитета дополнительные сведения об общине Пантелеймоновской церкви[36]. Ответ на данный запрос был дан 31 мая 1924 г. О Пантелеймоновской церкви была дана такая информация: «Эта церковь не являлась самостоятельным приходом, была приписана к Знаменской общине и лишь с 1923 года возбудила ходатайство о выделении в самостоятельную общину. В состав этой общины входит часть гр-н г. Тихвина из Знаменской общины и группы железнодорожных служащих ст. Тихвин. Во главе священнослужителей состоит священник Владимир Фиников, судившийся за политическую деятельность. Оставление общины не желательно, так как религиозные нужды гр-н как и раньше могут удовлетворяться Знаменской общиной»[37].
Таким образом, судьба религиозной общины при Пантелеймоновской церкви была предрешена еще в конце весны 1924 г.
31 июля 1924 г. состоялось заседание президиума Череповецкого губисполкома, первый пункт повестки дня которого звучал так: «О признании недействительности договора с религиозными общинами Тихвинского Большого монастыря, Пантелеймоновской церкви и Введенского монастыря». Постановили следующее: 1. Принимая во внимание, что религиозные общины при Тихвинском Большом монастыре, Пантелеймоновской церкви и Введенском монастыре административным отделом не зарегистрированы, и то, что данные монастыри и церкви обслуживаются лицами, опороченными по суду, договоры считать недействительными. 2. Совершение религиозных обрядов в них впредь до регистрации общины и заключения договора запретить. 3. Разъяснить населению, заинтересованному в сохранении религиозных общин, что заключение договоров может быть произведено вновь при условии устранения служителей культа, опороченных по суду. 4. Церкви и церковное имущество передать на охрану Тихвинскому УИКу[38].
Договор с религиозной общиной Пантелеймоновской церкви 31 июля 1924 г. был расторгнут, и церковь была временно закрыта. Прихожанам было разъяснено, что договор может быть возобновлен вновь при условии удаления служителей культа (подразумевался Владимир Фиников ― прим. автора) и членов церковного совета[39]. Видимо, тогда священник Владимир Фиников и покинул Тихвин.
Затем он служил в Иоанно-Богословской церкви села Нагово Старорусского уезда, а с 1927 г. по 17 апреля 1936 г. — в Успенской и приписной к ней Троицкой церкви села Чудово Новгородского района. В апреле 1936 г. его выселили из Чудова, и он уехал в Старую Руссу[40], где 14 мая был арестован. В тот день на имя прокурора Новгородского района поступила справка: «Новгоротдел НКВД располагает точными данными о том, что Фиников написал целый ряд контрреволюционных стихов, призывающих к борьбе с Советской властью, дискредитирующих вождей партии Советской власти... Просим санкционировать арест Финикова В. М. с привлечением его к уголовной ответственности»[41]. Отец Владимир был объявлен руководителем контрреволюционной группировки и осужден на 10 лет лагерей.
Свой срок он отбывал в Белбалтлаге и Сегежлаге[42]. Белбалтлаг — исправительно-трудовой лагерь, основной задачей которого было строительство и обслуживание Беломоро-Балтийского канала. Из 4-ого лагерного отделения Беломоро-Балтийского лагеря в 1939 г. был организован и действовал до июня 1941 года Сегежский исправительно-трудовой лагерь, заключенные которого строили Сегежский лесобумхимкомбинат. Из лагеря о. Владимиру не суждено было вернуться.
3 марта 1992 г. Владимир Михайлович Фиников был реабилитирован. В справке о реабилитации указано, что он умер в лагере в 1942 году. Но так ли это было на самом деле — неизвестно[43]. Сегежлаг, куда он был переведен, существовал только до середины 1941 г.
_________________
[1] Новгородские епархиальные ведомости. 1894. № 23. С.1157.
[2] ЦГИА СПб. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (далее: ЦГИА СПб). Ф. 1941. Оп. 1. Д. 17. Л. 7.
[3] ЦГИА СПб. Ф. 1032. Оп. 1. Д. 71. Л. 218.
[4] ЦГИА СПб. Ф. 1032. Оп. 1. Д. 71. Л. 38 об.
[5] ЦГИА СПб. Ф. 1032. Оп. 1. Д. 71. Л. 34 об.
[6] ЦГИА СПб. Ф. 1032. Оп. 1. Д. 71. Л. 33.
[7] ЛОГАВ. Ф. Р-903. Оп. 5. Д. 2. Л. 3 об., 33 об.
[8] Иванова М. Тихвинские новомученики. Введенский женский монастырь г. Тихвина. 2020. С. 59.
[9] Иванова М. Тихвинские новомученики. Введенский женский монастырь г. Тихвина. 2020. С. 7–15.
[10] Соколов Александр Николаевич. URL: https://drevo-info.ru/articles/15785.html
[11] ЦГИА СПб. Ф. 1032. Оп. 1. Д. 74. Л. 143.
[12]Новгородская губерния в годы Первой мировой войны.1914–1918 гг. URL: http://www.expo.novarchiv.org/novgorod-i-novgorodskaya-guberniya-v-gody-pervoj-mirovoj-vojny/81-razdel-5
[13] Рункевич С. Г. Великая Отечественная война и церковная жизнь. Исторические очерки. Кн. 1. Распоряжения и действия Святейшего синода в 1914–1915 гг. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevich/velikaja-otechestvennaja-vojna-i-tserkovnaja-zhizn-istoricheskie-ocherki-kn-1-rasporjazhenija-i-dejstvija-svjatejshego-sinoda-v-1914-1915-gg
[14] Григорьева Н. Православное духовенство Чудовского района в 30-е годы ХХ века // Чудовский краевед. 2014. № 9. С. 77.
[15] ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 3466. Л. 58.
[16] Григорьева Н. Православное духовенство Чудовского района в 30-е годы ХХ века// Чудовский краевед. 2014. № 9. С. 77.
[17] Карпук Д. А. «Стражи академического святилища». Петроградская духовная академия в 1918 г. // Вестник исторического общества. 2019. № 1(3). С. 127.
[18] Карпук Д. А. «Стражи академического святилища». Петроградская духовная академия в 1918 г. // Вестник исторического общества. 2019. № 1(3). С. 132.
[19] Григорьева Н. Православное духовенство Чудовского района в 30-е годы ХХ века // Чудовский краевед. 2014. № 9. С. 77.
[20] ЦГА СПб. Ф. Р-6143. Оп. 1. Д. 3250. Л. 146.
[21] ЦГА СПб. Ф. Р-6143. Оп. 3. Д. 1718. Л. 294 об.
[22] ЦГИА СПб. Ф. 1941. Оп. 1. Д. 17. Л. 8.
[23] ЦГА СПб. Ф. Р-6143. Оп. 1. Д. 3250. Л. 146.
[24] ЦГА СПб. Ф. Р-6143. Оп. 3. Д. 1718. Л. 294 об.
[25] Фиников Сергей Владимирович. URL: https://pamyatnaroda.ru /heroes/?adv_search=y&last_name=Фиников&first_name=Сергей&middle_name=Владимирович
[26] ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп. 1. Д. 11. Л. 20 – 20 об.
[27] ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп 1. Д. 11. Л. 63 об. – 64.
[28] ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп 1. Д. 12. Л. 6 об.
[29] ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп 1. Д. 12. Л. 43.
[30] ЧЦХД. Ф. 18. Оп. 1. Д. 30. Л. 94.
[31] ЧЦХД. Ф. 18. Оп. 1. Д. 30. Л. 101.
[32] ЧЦХД. Ф. 18. Оп. 1. Д. 30. Л. 101.
[33] ЧЦХД. Ф. 18. Оп. 1. Д. 30. Л. 92.
[34] ЧЦХД. Ф. 18. Оп. 1. Д. 30. Л. 104 об.
[35] ЧЦХД. Ф. 18. Оп. 1. Д. 30. Л. 105 об.
[36] ЦГА СПб. Ф. 7980. Оп. 4. Д. 2. Л. 164.
[37] ЦГА СПб. Ф. 7980. Оп. 4. Д. 2. Л. 165 об.
[38] ЧЦХД. Ф. 18. Оп. 1. Д. 30. Л. 76.
[39] ЧЦХД. Ф. 18. Оп. 1. Д. 19. Л. 210.
[40] Григорьева Н. Православное духовенство Чудовского района в 30-е годы ХХ века // Чудовский краевед. 2014. № 9. С. 77.
[41] Григорьева Н. Православное духовенство Чудовского района в 30-е годы ХХ века // Чудовский краевед. 2014. № 9. С. 76.
[42] Фиников Владимир Михайлович. URL: https://ru.openlist.wiki/Фиников_Владимир_Михайлович_(1896)
[43] Григорьева Н. Православное духовенство Чудовского района в 30-е годы ХХ века // Чудовский краевед. 2014. № 9. С. 78.
Старшинина С. В.