Чечко Адам Кириллович, протоиерей

Родственники

  • отец  —  Чечко Кирилл
  • жена  —  Чечко
  • дети  —  трое детей (на 1915)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
не позднее 1913
Житомирское училище пастырства
окончил
Развернуть

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
27.7.1920
30.10.1929
Сталинградская епархия, Нижневолжский край, Фроловский р-н, хутор Летовский, Пантелеимоновская церковь, протоиерей, настоятель
Показать все

Преследования

20.5.1929
арестован по обвинению в «антисоветской агитации»; после дня содержания в камере был отпущен домой
30.10.1929
арестован по обвинению в «подготовке вооруженного восстания для свержения советской власти во Фроловском районе»
с окт. 1929
находился в заключении
9.6.1930
осужден тройкой при ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю
19.6.1930
расстрелян
1989
реабилитирован, по году репрессии: 1930
Показать все

Другие сведения

Во время Первой мировой войны, в 1915 году, отец Адам Чечко с семьей был эвакуирован в Донскую область. Неизвестно, где он служил на протяжении пяти предшествовавших лет. 27 июля 1920 года он был назначен архиепископом Донским Митрофаном (Симашкевичем) в хутор Летовский, но приехал только к празднику Покрова Пресвятой Богородицы.

В первое время он служил один, — не было причетников и певчих. Первой заботой и священника, и его паствы был недостаток продовольствия, продолжалось голодное время. В середине октября наступила ранняя суровая зима, нечем было кормить скотину. За хлебом приходилось ездить в другие станицы, денежное обращение было нарушено, приходилось менять хлеб на одежду, соль, предметы первой необходимости, которых также не было. Власти не разрешали перевозить хлеб между станицами, ставили кордоны на дорогах, обыскивали подводы, отнимали зерно. Зерно и сено реквизировалось продотрядами и в хуторах.

Весной 1926 года отец Адам Чечко записал в летописи прихода об антирелигиозной пропаганде и своем отношении к ней: «Народ начал понемногу посещать церковь и говеть, хотя, по правде сказать, далеко не столько народу бывает, как в прежние годы. Причина охлаждения народа к религиозным потребностям — революция наложила свой отпечаток на все —антирелигиозные выступления настраивают многих несознательных элементов против духовенства, церкви, религии, неблаготворно отзываются на религиозном сознании людей, особенно неустойчивых в вере. Да откуда почерпнуть ему и силы, если он так стеснен в области верования. Никаких ни собеседований, ни вечерних занятий в смысле религиозно-нравственного просвещения народа без разрешения власти устраивать не допускается. Преподавание религиозных предметов не допускается ни под каким видом в школах, а дома сами родители мало заботятся о том, чтобы научить их истинам веры, да кроме того, они малограмотны и по той причине вместо правильных молитв преподают какую-то отсебятину. Во многих соседних приходах
недовольство прихожан и охлаждение их к храму Божию объясняется неблаговидным поведением пастырей (здесь несколько строк зачеркнуто. — Е. А.), что, конечно, влияет на народ деморализующим образом, и в корень подтачивает их религиозные устои. Между тем на стороне антирелигиозной имеется все: типографии, кинематографы, армия самых отчаянных неверов, которым ничто не значит потушить в сердцах верующих искру Божию. С этой целью устраиваются коммунистические Пасхи, праздники рождественские, выпускается масса брошюр, направленных против религии, издают специальные журналы вроде "Безбожник", "Крокодил", в которых отрицается все святое, ставятся разные пьесы отрицательного характера, где главную роль играет духовенство, представленное в самом неблаговидном свете; высылаются разные газеты, вроде "Красное слово", "Крестьянская правда" — где нет почти ни одного номера, где бы не было нападений и высмеиваний духовенства и представление их в неприглядном виде. Умный человек посмотрит и отойдет с сожалением, а глупому только того и надо, чтобы посмеяться вволю и таким-то образом шаг за шагом подтачивается религиозность народа» (Полвека из жизни донского хутора ... С. 101).

На первой неделе Великого поста 1929 года было 150 исповедников. Отец Адам записал в приходской летописи: «Слава Богу, не весь народ забыл Бога. К празднику Пасхи на хуторе Летовском решили устроить антирелигиозную пропаганду — привезли радиоточку и повесили напротив церкви, в Пасхальную ночь на улице должен был проводиться антирелигиозный спектакль. Он не состоялся, так как радиоточка оказалась неисправной, организовали лотерею, но по звону колоколов к Пасхальной службе вся молодежь пошла в храм» (Полвека из жизни донского хутора ... С. 102).

В 1929 году вместе с отцом Адамом было арестовано 42 человека из разных селений Фроловского района. Это были священники, причетники, старосты храмов, офицеры царской армии, казаки, воевавшие в Гражданскую войну на стороне белых, зажиточные хозяева. Отец Адам Чечко, поляк по национальности, был объявлен главой заговора. Во время следствия он откровенно описывал происходящие вокруг события, многим был недоволен. По его свидетельству, осенью 1929 года он получил распоряжение от архиерея о снятии с церкви колоколов. Священник объявил об этом прихожанам на праздничных богослужениях: 20 октября была Дмитриевская родительская суббота, 21 октября — воскресный день, а 22 октября — осенний праздник Казанской иконы Богородицы. «Все три дня праздников в храме был большой приток молящихся, необычным было большое число желающих исповедоваться и причаститься. Сам священник говорил на допросе, что раньше в это время никто не говел.

До прихожан Пантелеимоновской церкви дошли слухи о закрытии нескольких храмов в районе, связанных с организацией там колхозов. Коллективизация шла полным ходом, прошло собрание и в хуторе Летовском, на нем председатель сельсовета объявил о предстоящем закрытии церкви: в советских колхозах не должно быть места религии. Объявление отца Адама о предстоящем снятии колоколов только укрепило дурные вести и побудило прихожан к скорейшим исповеди и причастию — как перед смертью. В числе причастников был даже председатель Шляховского крестьянского комитета Попов. Через две недели, 3 ноября, на богослужении вновь было множество желающих причаститься и исповедоваться. Несмотря на отступление от вековых традиций, отец Адам никому не отказывал в исповеди и причастии, за что и был вскоре арестован. В стечении верующих в храм власти увидели угрозу, первым из обвинений, предъявленных арестованному священнику, было нарушение церковных канонов — служба и причастие в неположенное время. Отец Адам терпеливо объяснял следователю, по каким поводам совершались богослужения, говорил, что причастие не запрещено в это время года, а не совершается только из-за нежелания прихожан» (Полвека из жизни донского хутора ... С. 103).

Девятнадцтого июня 1930 года вместе с четырьмя другими фроловчанами отец Адам Чечко был расстрелян. Остальных, в том числе двух фроловских священников, отправили в исправительно-трудовые лагеря.

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию