Афанасий (Нечаев Анатолий Иванович), архимандрит

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1900
Пензенское духовное училище
окончил по 1-му разряду
1900
1905
Пензенская духовная семинария
в 1905 окончил 5-й класс по 2-му разряду
осень 1926
Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

4.12.1926
пострижен в монашество митрополитом Евлогием (Георгиевским) на Свято-Сергиевском подворье в Париже
6.12.1926
рукоположен во иеродиакона
30.10.1927
рукоположен во иеромонаха
1932
возведен в сан архимандрита
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
февр. 1926
лето 1926
Финляндия, Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, паломник
27.5.1928
1.5.1931
Франция, местечко Ливри-Гарган, обитель «Нечаянная радость», иеромонах, временно исполняющий пастырские обязанности
1920-е
Франция, г. Тур, иеромонах
1920-е
Франция, г. Анжер, иеромонах
1933
1943
Русские приходы Московского Патриархата в Западной Европе, Франция, г. Париж, церковь Трех святителей (Трехсвятительское подворье), архимандрит (до 1932 — иеромонах), настоятель (с 1931 по 1933 — помощник настоятеля), благочинный приходов Московского Патриархата во Франции (1933–1943)
Показать все

Другие сведения

Архимандрит Афанасий (Нечаев) — сподвижник митрополита Вениамина (Федченкова) и первый духовный наставник будущего митрополита Сурожского Антония (Блума), совершивший его монашеский постриг. В молодости пережил духовный кризис, после окончания семинарии стал простым рабочим, затем работал на железной дороге. С 1920 по 1923 гг. служил миссионером Армии Спасения (международная христианская (методистская) и благотворительная организация, основанная в 1865 г. в Великобритании для оказания помощи нуждающимся; в России работала с 1916 г. — Ред.) в Москве. 8.5.1923 г. эмигрировал в Финляндию, где, по словам митрополита Антония (Блума), обнаружил «что его душа просит более углубленной сосредоточенности, более богатой молитвы, чуда Божьего присутствия и отре­чения от себя и от всего, чтобы остался только и только Христос» (Об архимандрите Афанасии (Нечаеве)). Осенью 1925 г. на два месяца впервые прибыл в Валаамский монастырь как паломник. С фев. 1926 г. по лето 1926 г. повторно проживал в Валаамском монастыре как паломник. В числе братии Валаамского монастыря он не числился. С осени 1926 г. обучался в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. 

Иконописец монах Григорий (Круг) оставил об отце Афанасии следующий отзыв: ««Архимандрит Афанасий (Нечаев), бывший Валаамец, кипучей энергии, неутомимый миссионер. Евангельского незлобия человек, настоятель Трехсвятительского Подворья, инициатор многих начинаний, душа (после епископа Вениамина) в Париже и во Франции Русской Московской Церкви. Умер от переутомления... Архим. Афанасий очень много сделал в духовном воспитании западного духовенства. Его широта души и евангельский подход к жизни помогали ему, без особых даже внешних знаний, понять очень многое. Монашество в Русской Патриаршей Церкви всецело обязано ему. Он был его вдохновитель и создатель. Это он организовал монашеское общежитие Св. Дионисия и Св. Серафима, он воспитал Иеромонаха Серафима (Родионова), подготовил о. Дионисия Шамбо к монашеству, привлек к Церкви брата Иоанна Петерфали. Если западное монашество и стало оформляться после его смерти, то несомненно невидимо он принимал и принимает участие в его создании. Хотя при жизни о. Афанасия было и много критикующих его, за его разбрасывавшийся, непомерный русский характер, — он был человек широких пространств России, не знавший удержа, ни в любви, ни в размахе. Люди меры, порядка, негодовали на него» (Русское православное зарубежное монашество в XX веке. С. 74–75).

Во время Второй мировой войны был участником движения Сопротивления, укрывал у себя людей, преследуемых гестапо; спасал евреев. Подвергался аресту. Был человеком весьма аскетичным, глубоким молитвеником. По воспоминаниям митрополита Сурожского Антония (Блума) перед своей смертью он написал ему письмо, в котором говорил, что познал тайну созерцательного молчания и теперь может умереть. По истечении нескольких дней он, действительно, скончался. (Русское православное зарубежное монашество в XX веке. С. 75.)


В оформлении биографической страницы использовались сведения, предоставленные исследователем Верой Феодосьевной Кисельковой.

Архивные источники

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию