Воздвиженский Платон Николаевич, протоиерей

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
13.6.1914
Казанская духовная семинария
окончил по 2 разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1914
рукоположен во диакона
12.9.1914
рукоположен во священника
не ранее 1931
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
12.9.1914
янв. 1931
Казанская и Свияжская епархия, Марийская АО, с. Звенигово, Свято-Никольская церковь, священник, был законоучителем звениговской земской школы и заведующим чув-отарской церковной школы, в начале 1930-х годов исполнял должность благочинного.
1931
1932
Чебоксарская и Чувашская епархия, Чувашская АССР, Козловский р-н, с. Карачево, Свято-Никольская церковь, священник
1932
28.12.1937
Казанская и Свияжская епархия, Татарская АССР, Верхнеуслонский р-н, с. Нижний Услон, церковь преподобного Сергия Радонежского, протоиерей
Показать все

Преследования

28.12.1937
арестован НКВД
31.12.1937
приговорен тройкой при НКВД Татарской АССР к высшей мере наказания (расстрелу)
9.1.1938
расстрелян в 20 часов 30 минут
Показать все

Другие сведения

Платон Николаевич Воздвиженский родился в 1892 в селе Нижний Услон, расположенном в четырнадцати километрах от Казани, в семье диакона местной церкви в честь преподобного Сергия Радонежского Николая Воздвиженского. Семья Воздвиженских издавна была связана с церковным служением: дед отца Платона был священником, как и братья его, а фамилия Воздвиженский была получена прадедом во время учебы в Духовном училище.

После окончания 13.06.1914 по второму разряду Казанской Духовной семинарии П.Н. Воздвиженский был рукоположен во диакона, а затем, 12 сентября того же года, и во священника с назначением в Свято-Никольской церкви села Звенигово, где прослужил до 1931. Помимо совершения богослужений в храме Божием батюшка проходил послушание законоучителя звениговской земской школы и чув-отарской церковной школы, второй из них он также заведовал. Согласно клировой ведомости того времени, поведения иерей Платон был отлично хорошего.

В начале 1920, как и все священнослужители, батюшка был лишен избирательных прав. Он показал себя исповедником Православной веры, не примыкал к обновленчеству, в начале 1930 годов исполнял должность благочинного. В годы гонений прихожанам звениговского храма приходилось терпеть различные скорби. Например, в июле 1925 постановлением Президиума звениговского исполкома у церкви была отобрана сторожка, которую власти хотели использовать под арестный дом. В то же время это помещение было необходимо верующим, так как в нем находили приют и ночлег ожидавшие Литургии прихожане, приходившие к вечернему богослужению за 6-7 верст. Кроме того, здесь располагался и охранник. Звениговская религиозная община, руководимая отцом Платоном, 28 июня и 3 июля 1925 обращалась в кантонный исполком с аргументированными прошениями об оставлении приходу сторожки, в результате чего решением от 28 августа она была возвращена верующим, и приходская жизнь с этой стороны не понесла урона.

Такая активность религиозной общины и настоятеля храма вызвала неудовольствие властей. Дважды по молитвам отца Платона и при его личном участии прихожанам звениговской церкви удавалось выплачивать налоги, с помощью увеличения которых пытались храм закрыть. И лишь после того как батюшка был выслан из пределов МАО в Чувашию, церковь в Звенигово 6.01.1931 была упразднена. Предлогом к тому послужило то, что в селе якобы имелся недостаток помещений для культурных учреждений и организаций. После закрытия храма здание предполагалось передать под клуб и библиотеку.

Воспоминания очевидцев позволяют воспроизвести некоторые особенности пастырского служения протоиерея Платона Воздвиженского. Вот как вспоминал об этом насельник Раифского Богородицкого мужского монастыря схиигумен Сергий (Златоустов), который еще в детстве помогал отцу Платону во время богослужений в алтаре: «Мой отец Владимир Иванович учился вместе с отцом Платоном в семинарии и они были закадычными друзьями. …Дружба продолжалась все годы, и каждое лето мы с сестрой ездили на лето к «дяде Платоше», иногда снимали дачу около него. Наша семья была глубоко верующая, поэтому я часто помогал дяде в алтаре, и … у меня в памяти сохранились воспоминания о нем как о священнике. Он очень серьезно, благоговейно относился к службе, учил псаломщика и диакона читать громко и внятно, сам хорошо пел, у него был красивый баритон, и призывал прихожан участвовать в богослужении своим пением. Во время службы он преображался, а во время Евхаристического канона он буквально светился, и при молитве «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа» он, подняв руки как бы устремлялся подняться к Престолу Всевышнего. Обязательно выходил с проповедью, а после службы задерживался в храме на беседы с прихожанами. Он был образцом священника-пастыря».

По воспоминаниям отца Сергия, «Платон Николаевич очень любил природу, восхищался всем Божиим творением. В свободное от службы и посещения паствы время он рыбачил на Волге. Был постоянный «дом» – шалаш из тальника, и по возможности мы ночевали в нем. Друзья рыбаки завидовали дяде – у него всегда ловилась хорошая рыба, чем и кормилась семья. Излишки он никогда не продавал, а раздавал прихожанам».

О дальнейшей судьбе отца Платона известно немного. После закрытия звениговского храма он служил в Свято-Никольской церкви села Карачево Козловского района Чувашской АССР, а затем вернулся на родину, в Нижний Услон, где совершал богослужения в храме преподобного Сергия Радонежского. В годы жестоких гонений за веру батюшка препятствовал закрытию церкви, побуждал верующих отстаивать ее. Свои священнические обязанности отец Платон исполнял добросовестно, что проявилось и в том, что он не поддался давлению властей, требовавших отменить воскресное богослужение по случаю выборов в Верховный Совет СССР 12.12.1937.

Закрыть церковь в Нижнем Услоне властям не удавалось, так как приход был силен своим единством и сплоченностью вокруг пастыря. Тогда у властей появился коварный план: заставить священника отречься от Бога, лишив паству духовного руководства. В конце декабря 1937 отца Платона вызвали в НКВД и предложили написать отречение от сана. И хотя батюшка наотрез отказался, ему дали неделю на раздумья. По воспоминаниям схиигумена Сергия, отец Платон приезжал к священнику Владимиру Златоустову, просил молиться о нем, был тверд в ранее принятом решении. 27 декабря его снова вызвали в НКВД, и после категорического отказа отречься от сана на следующий день арестовали. Ложное обвинение в контрреволюционной деятельности предъявлялось по статьям 58–10,11 УК РСФСР. 31.12.1937 на заседании тройки НКВД по Татарской АССР протоиерей Платон Воздвиженский был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 9.01.1938 в 20 часов 30 минут. В семье Воздвиженских сохранилось предание, что после молитвы узника ко Спасителю ему удалось убедить тюремщиков, что он должен подготовиться к кончине и встретить ее после Рождества Христова. Обычно расстрельные приговоры приводились в исполнение гораздо быстрее.

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию