Кирилл (Грицко Климентий Васильевич), монах
- Дата рождения: 1883
- Место рождения: Гродненская губ., Брест-Литовский уезд, Турнянская волось, д. Блювиничи
- Дата смерти: 24.3.1957
- Место смерти: Марийская АССР, Медведевский р-н, д. Селиваново, похоронен за кладбище села Кузнецово
Родственники
- отец — Грицко Василий Иванович, крестьянин
- мать — Екатерина
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Преследования
Фотографии
Другие сведения
Климентий Васильевич Грицко родился в 1883 в деревне Блювиничи Турнянской волости Брест-Литовского уезда Гродненской губернии (ныне – Брестский район Брестской области Республики Беларусь) в семье крестьян Василия Ивановича и Екатерины Грицко. Он окончил сельское училище, до 1915 проживал на родине, где пастушил в имении генерала Пашкова. В связи с началом I мировой войны и приближением немецких войск семейство Грицко в составе самого Климентия Васильевича, а также брата его Григория Васильевича с семьей покинуло родные края и прибыло в Царевококшайск 2.10.1915, а затем поселилось в деревне Малые Мазары Арбанской волости Царевококшайского уезда. В апреле 1916 Климентий Грицко был принят послушником в Мироносицкий мужской монастырь, где поначалу нес послушание сторожа, а затем — гостинника. В клировой ведомости обители того времени о нем записано: «Поведения хорошего».
До начала 1924 К.В. Грицко проживал в Мироносицкой обители. В 1921 он был пострижен в монашество с именем Кирилл, в 1920 нес послушание певчего, в 1922 – гостинника. После закрытия обители до 1925 отец Кирилл занимал должность сторожа церкви Владимирской иконы Божией Матери села Кузнецово Краснококшайского кантона, а затем по благословению иеромонаха Матфея (Швецова), ныне прославленного Церковью преподобного Матфея Яранского, поселился в деревне Селиваново Коминского сельсовета Краснококшайского кантона МАО. До 1929 он жил в доме Феодора Герасимовича Плотникова — глубоко верующего человека, известного своей благочестивой жизнью. В 1929 Феодор Герасимович совместно с братом Иоанном Герасимовичем, который перед закрытием Мироносицкого монастыря был председателем Мироносицкой религиозной общины, поставил для отца Кирилла домик, где была оборудована келья. С 1930 (по другим данным — с 1933) отец Кирилл в летнее время стал работать пастухом в местном колхозе.
Очевидцы вспоминают, что монах Кирилл вел молитвенную жизнь, в келье у него находилось множество икон, жития святых, другая духовная литература. «Как в монастыре жили, так и он жил, вино не пил, посты соблюдал. Он проповедовал, крестились у него тайно, люди его уважали, кормили его. Он был очень добрый, как ангел, для всех найдется у него доброе слово, с каждым поговорит, очень хороший человек был. Ему конфеты принесут, а он по деревне идет, и все конфеты детям раздаст, сам никогда их не ел. К нему из Ежова ходили, из города ходили», — вспоминают верующие. Отец Кирилл пользовался уважением и любовью у духовенства и монашествующих. В домике у него бывали бывшие настоятели Мироносицкой обители архимандрит Варсонофий (Никитин) и игумен Сергий (Мытиков), иеромонах Владимир (Санчиров), служивший в Богоявленской церкви Старого Села Оршанского района, священник Лукиан Васенев из села Макманур того же района, принадлежавшие к непоминающим. Очевидцы вспоминают и о трудах отца Кирилла в качестве пастуха: «У нас места для пастбищ были хорошие, он коров отпустит, сам усядется на корточки и читает Евангелие, за скотиной и не смотрит, а они напьются воды, наедятся и улягутся около него отдыхать, а он в это время целый день читал Евангелие и Псалтирь, он постоянно носил их с собой. Когда отца Кирилла забрали, то коровы, увидев, что их другой пастух пасет, завыли, замычали. Коров он пас без плетки, никогда их не ругал, со скотиной был очень ласковый, и скотина к нему хорошо относилась».
Благочестивая жизнь отца Кирилла, его известность среди верующих вызывали неудовольствие атеистически настроенных властей. 9.05.1932 он был арестован и провел в заключении два месяца (по другим данным был освобожден позже, 14.09.1932). 25.12.1935 последовал новый арест. Обвинение предъявлялось по статье 58–10, ч.1 УК РСФСР (антисоветская и антиколхозная агитация) и было сформулировано на основе показаний лжесвидетелей и справки сельсовета, в которой ложно утверждалось, что хозяйственно-политические кампании в Селиваново благодаря агитации Грицко проходят медленно, а в некоторых случаях срываются.
На трех допросах (26.12.1935, 8.01 и 28.01.1936) и трех очных ставках (6.01, 5.02, 10.02.1936) монах Кирилл своей вины не признал, показав, например, на втором допросе: «Разговоров на темы против колхоза, политики соввласти я не вел». 3.03.1936 он был освобожден в связи с недоказанностью обвинения под подписку о невыезде из пределов Йошкар-Олинского района МАО.
В последующие годы отец Кирилл по-прежнему проживал в деревне Селиваново, работал пастухом в местном колхозе «Память Ленина». Духовно он окормлялся у игумена Сергия (Мытикова), с которым был знаком как по Мироносицкому монастырю, так и как прихожанин Входо-Иерусалимской церкви Краснококшайска, в которой отец Сергий служил в 1926–1928 годах. В свою очередь, монах Кирилл помогал престарелому и немощному отцу-игумену в покупке продуктов.
1.09.1945 последовал новый арест отца Кирилла по ложному обвинению в антисоветской деятельности, распространении слухов о скорой гибели советской власти в ходе Великой Отечественной войны, участии в контрреволюционной организации церковников (статьи 58–10, ч.2 и 58–11 УК РСФСР). 13.12.1945 Судебная коллегия Верховного суда МАССР приговорила монаха Кирилла (Грицко) к десяти годам заключения. Конечно, никаких политических мотивов для его ареста не было, он пострадал за веру Христову. «Отец Кирилл никогда не шел против власти, говорил, что власти надо подчиняться. Он добрый наставник, его можно всем слушать. Его арестовали за то, что он был верующим человеком, что все время молился», — свидетельствуют верующие.
Поначалу монах Кирилл отбывал наказание в йошкар-олинской тюрьме, а 28.02.1946 был направлен в Усольские лагеря (Усольлаг), располагавшиеся на территории нынешнего Пермского края. Он находился в лагпункте №3 «Черная» Нижне-Мошевского ОПЛ, 15.05.1948 был признан инвалидом, неспособным к физическому труду и неизлечимым в условиях лагеря. В характеристиках отца Кирилла того времени говорилось, что лагерный режим он не нарушал, административным взысканиям не подвергался, поведения в быту был хорошего
5.08.1948 на основании приказа МВД, МГБ и Генпрокуратуры СССР от 16 марта того же года было принято решение о переводе монаха Кирилла в лагерь МВД особого назначения. В октябре 1949 он был направлен в Минлаг (станция Абезь Печерской железной дороги), находился там с 15 октября, сначала в лагпункте №4 Абезьского ОТД, а с 3.01.1955 — в лагпункте №5. В характеристике от 22.09.1954 говорилось, что с окружающими и лагерной администрацией отец Кирилл вежлив, за период пребывания в лагере ни в чем себя отрицательно не проявил, бережно относился к государственному имуществу.
Тем временем состояние здоровья монаха Кирилла неуклонно ухудшалось. С 3.01 по 26.06.1950 в связи с дистрофией он находился в центральной больнице лагпункта №1 Абезьского отделения, в первой половине 1952 лечился амбулаторно, с 13 августа того же года находился в полустационаре лагпункта №4, располагавшегося в Абези. Определением Постоянной комиссии Верховного суда Коми АССР от 21.02.1955 от дальнейшего отбытия наказания по состоянию здоровья 16 марта того же года монах Кирилл был освобожден и направлен в деревню Селиваново Медведевского района МАССР под опеку Владимира Федоровича Плотникова, в семье которого проживал и до ареста.
Таким образом, после отбытия наказания отец Кирилл вернулся в МАССР. Здоровье его было подорвано, но дух по-прежнему бодр, не оставлял он своих исповеднических трудов. Верующие вспоминают: «После войны его забрали, потом выпустили через 10 лет, и он еще два года жил и потом умер. К нему за советом многие ходили, он плохого ничего не говорил, он говорил, как нужно жить и спасаться». Скончался монах Кирилл (Грицко) 24.03.1957 и был похоронен на кладбище села Кузнецово Медведевского района МАССР. Могила его почитаема верующими и поныне.