Кархалев Михаил Александрович, священник

  • Дата рождения: 1886
  • Дата смерти: между 29 и 31 дек. 1918
  • Место смерти: Астраханская губ.; расстрелян по дороге между Болхунами и Владимировкой (ныне г. Ахтубинск)

Родственники

  • жена  —  Кархалева Мария Александровна
  • брат  —  Кархалев
  • брат  —  Кархалев
  • сын  —  Кархалев Виктор Михайлович (род. ок. 1910)
  • дочь  —  Кархалева Людмила Михайловна (род. ок. 1915)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1897
1902
Астраханское духовное училище
окончил по 1-му разряду, награжден книгой
1902
1908
Астраханская духовная семинария
окончил по 1-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

10.2.1909
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
18.6.1908
10.2.1909
Астраханская и Енотаевская епархия, Астраханская губ., Царевский уезд, слобода Рахинки, Михаило-Архангельская церковь, диакон
10.2.1909
25.1.1916
Астраханская и Енотаевская епархия, Астраханская губ., Царевский уезд, с. Пришиба, Троицкая церковь, священник. 12.7.1910 переведен из 2-го штата в 1-й. Смотритель Пришибинского церковно-свечного склада Царевского уезда (с 5.9.1909 по 21.07.1915), кандидат к духовному следователю 2-го благочиннического округа Царевского уезда (с 18.6.1913), член благочиннического совета 2-го округа Царевского уезда (с 28.11.1913), член уездного отделения епархиального училищного совета (1915). Законоучитель Пришибинских 1-го мужского и женского одноклассных училищ (с 25.9.1909 по 11.11.1914), Пришибинского (вновь открытого) одноклассного 3-х комплектного смешаного земского училища (с 11.11.1914, 1916), заведующий и законоучитель Пришибинской Троицкой церковно-приходской школы (1913), Пришибинской одноклассной Троицкой смешанной школы (1915), Пришибинской 2-х комплектной одноклассной школы (1916)
25.1.1916
между 29 и 31 дек. 1918
Астраханская и Енотаевская епархия, Астраханская губ., Енотаевский уезд, с. Болхуны, Дмитриевская церковь, священник, товарищ духовного следователя 3-го округа Енотаевского уезда (с 30.3.1916). Законоучитель Болхунского 3-го начального училища (с 5.3.1916). 22.6.1916 утвержден депутатом от 3-го благочиннического округа Енотаевского уезда на епархиальный съезд духовенства и церковных старост и на съезде член комиссии по епархиальному свечному заводу (авг. 1916). Депутат епархиального съезда духовенства и мирян и на съезде член комиссии по епархиальному свечному заводу (авг. 1917), председатель окружного Совета (июнь 1917)
Показать все

Награды

8.4.1911
архипастырское благословение, преподано «как председателю церковно-приходского попечительства Троицкой церкви "за усердие к храму Божию"»
27.9.1914
архипастырское благословение, преподано «за расположение церковно-приходского попечительства к пожертвованию на ремонт местного храма»
20.4.1918
право ношения набедренника
Показать все

Дополнительные сведения

«Отец Михаил Кархалев отличался среди других местных пастырей особой духовной мудростью и даром проповедничества. На богослужения о. Михаила всегда стекалось большое число сельчан, умилявшихся его благоговейным служением и с трепетом внимавших словам его духовной проповеди...

22 октября 1918 года в Астрахани была создана местная комиссия по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от государства, которая и разослала по всем храмам епархии требования о предоставлении необходимых сведений о богослужебном движимом и недвижимом имуществе и о церковных капиталах.

Известие об этом очень взволновало о. Михаила. В последнее воскресенье декабря в Дмитриевской церкви села Болхуны было большое скопление народа. Еще накануне о. Михаил объявил, что после богослужения он будет говорить о сущности декрета об отделении Церкви от государства. Народ наполнил не только храм, но и все пространство вокруг него, где собралась большая часть жителей села. Все волновались — что скажет им священник.

Насторожены были и большевики — местный комиссар Серебряков явился в храм с группой красноармейцев.

Когда закончилось богослужение, о. Михаил вышел на амвон и стал читать сельчанам содержание декрета. Голос его дрожал при чтении и, когда он закончил читать, взглянул на лица прихожан, ожидавших от него слова правды, на лица большевиков, от которых веяло холодом и смертью, и, не дрогнув пред лицом надвигавшейся с их стороны опасности, воскликнул: "Братья и сестры! Сотни лет существовала Православная церковь, и на нее никто не посягал, а Советская власть теперь отбирает у Церкви имущество, возводит на нее гонение, а с крестьян сдирает контрибуции".

"Прекратить!" — закричал, прерывая священника, комиссар, и, размахивая револьвером, двинулся в его сторону, — ну, вражина, сейчас я с тобой разберусь".

Но прихожане сгрудились вокруг священника, закрывая дорогу комиссару и красноармейцам. Видя, что сила не на их стороне, большевики поспешили удалиться. По селу тут же поползли слухи, что собираются арестовать священника. Ударили в набат. Крестьяне бросились к дому о. Михаила, чтобы спасти его от расправы. Большевики испугались и спешно покинули село. Они ушли в Ново-Николаевку, послав одного из членов комитета — Гончарова, в слободу Владимировку (сейчас Ахтубинск) за помощью. Местный сход крестьян села Болхуны решил не пускать больше большевиков в село. Была организована боевая дружина, вооруженная всем, чем придется: у кого нашелся револьвер, у кого винтовка, у кого сабля. Село обнесли валом и несли на этой насыпи круглосуточное дежурство.

Но большевики, видя это, прибегли к хитрости: переодели свой отряд в белоказаков и подступили к селу, якобы желая оказать помощь. Сельчане, не ожидая подвоха, пустили врагов в село, а те, ночью, устроили здесь бойню. Посты были перебиты, а стоявшие возле села красноармейцы без препятствия вошли в него. Этой же ночью были арестованы все наиболее активные участники восстания в Болхунах. Ворвались красноармейцы и в дом священника. Дома оказались только жена о. Михаила — Мария Александровна и его маленькие дети: восьмилетний Виктор и трехлетняя Людмила.

Красноармейцы стали заставлять отдать украшения: серьги, кольца, и после отказа сняли силой. Угрожая смертью, потребовали открыть, где скрывается о. Михаил. Матушка долго не соглашалась, но, когда красноармейцы стали издеваться над детьми, угрожая, что они их сейчас убьют, она не выдержала и призналась, что муж скрывается на подловке дома. Вытащив священника, красноармейцы сорвали с него серебряный крест и повели вместе с другими арестованными на расстрел. Несчастных погнали от Болхунов к Сокрутовке, и по дороге остановили для совершения казни.

О. Михаил всю дорогу держался твердо и молился про себя. Перед расстрелом он попросил палачей прочитать молитву (отходную) и благословил всех несчастных, приговоренных к казни.

Известно, что вместе с ним были расстреляны: Леонид Браташов и Никита Куличев. Имена остальных пока не известны. Похоронили их всех здесь же, у дороги, между Болхунами и Сокрутовкой. Месторасположение могил, к сожалению, пока не установлено.

Отец Михаил Кархалев до сих пор не реабилитирован, так как ни в Архиве УФСБ по Астраханской области, ни в фонде Губревтребунала не сохранилось его дело. Видимо, он был приговорен к расстрелу полевым судом, о чем документальных данных не сохранилось, или они просто не велись» (Жизнеописание священника Михаила Кархалева).

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию