Стефан (Игнатенко Дмитрий Иванович), иеросхимонах

Родственники

  • отец  —  Игнатенко Иван , терский казак
  • мать  —  Игнатенко (ум. в 1898)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
церковно-приходская школа
обучался
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1914
пострижен в монашество с именем Стефан в честь преподобномученика и исповедника Стефана Нового
рукоположен во иеродиакона
1916
рукоположен во иеромонаха; 15.8.1968 пострижен в великую схиму архимандритом Матфеем (Мормылем)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1908
1916
Ставропольская и Екатеринодарская епархия, Ставропольская губ., Второ-Афонский Бештаугорский Свято-Успенский мужской монастырь, иеромонах (до 1916 — иеродиакон; между 1914 и 1916 — монах; до 1914 — послушник)
1916
1927
Кавказская и Ставропольская епархия, Ставропольская губ., г. Пятигорск, подворье Второ-Афонского Бештаугорского Свято-Успенского мужского монастыря, иеромонах, заведующий церковно-приходской школой. Собирал помощь фронту, служил в небольшом домовом храме прп. Серафима Саровского
1949
1953
Ставропольская и Бакинская епархия, Ставропольский край, иеромонах; служил в дальних приходах, глухих станицах. В 1953 уволен за штат по состоянию здоровья
1965
Ставропольская и Бакинская епархия, Ставропольский край, г. Кисловодск, Пантелеимоновская церковь, иеромонах
Показать все

Преследования

1930
арестован
19301937
находился в заключении в исправительно-трудовом лагере (ИТЛ)
Показать все

Другие сведения

В двенадцатилетнем возрасте Дмитрий Игнатенко приехал на Св. Гору Афон. Через 8 месяцев заболел малярийной лихорадкой и по совету афонских старцев вернулся в Россию. 

Во Второ-Афонском Бештаугорском монастыре духовно окормлялся у иеросхимонаха Герасима (Попова). В 1925–1926 гг. иеромонах Стефан в поисках уединения покинул монастырь и ушел в горы со своим первым келейником Серафимом. В районе Цебельды они устроили себе небольшие кельи и жили отшельнической жизнью. Окончательно оставил монастырь после праздника св. апостолов Петра и Павла в 1927 г., вместе со всей братией, когда обитель была закрыта большевиками. Более 500 монахов — терцев, кубанцев, абхазов нашли отшельнический приют в горах Абхазии на р. Псху. В 1930 г. прибывшие войска НКВД выгнали из келий монахов и кнутами по горной дороге погнали на Сухум и дальше, на Тифлис. Там отца Стефана и выживших монахов поместили в исправительно-трудовой лагерь.

В 1937 г. отец Стефан вернулся на родной Терек и остановился у своих духовных чад во Владикавказе. Начались его многолетние скитания по Тереку: Владикавказ, Горячеводская, Нальчик, Баксан, Архонская, где он жил у семьи Мормыль, родителей будущего архимандрита Матфея. Отец Стефан, живший очень скромно, до самой своей кончины в строгом посте, помогал в меру сил нуждающимся странникам и монахам, укрывавшимся от репрессий. Сам не имея ничего и укрываясь от властей, он нередко отдавал им последнюю копейку, последний кусок хлеба...

В 1943 г. поселился в станице Горячеводской под Пятигорском, где прожил до 1947 г., затем снова перебрался во Владикавказ. В 1949 г. архиепископ Антоний (Романовский) принял отца Стефана в клир Ставропольской епархии. В 1956 г. для него была куплена небольшая, утопающая в цветах хатка с вишневым садом на самой окраине бывшей Кисловодской станицы, вошедшей в черту города. Здесь старец возносил свои молитвы к Богу после закрытия Пантелеимоновского храма, постоянно принимая людей, идущих к нему за молитвенной поддержкой и наставлением.

«Еще достаточно молодым монахом отец Стефан был знаменит за особый дар молитвы и исповеди. Люди тянулись к этому молчаливому, скромному монаху. Невероятная немногословность, сдержанность, простота в общении характеризовали старца от первых монашеских лет до конца жизни. Даже самые близкие могли только догадываться о его духовном труде, о непрестанной внутренней молитве и "мысленной брани", но даже безбожники и гонители Церкви замечали какой-то необычный внутренний свет, исходивший от него. И люди тянулись к отцу Стефану, приходя из самых глухих станиц, из больших городов, приезжая из Троице-Сергиевой Лавры...

В Кисловодске отец Стефан помогал служить и исповедовать в храме во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Очень часто и подолгу, от начала ранней и до конца поздней литургии, он исповедовал кисловодчан. При этом никогда ничего не вытягивал из исповедника, а только спрашивал: "Святые отцы писали по этому поводу так-то и так-то, а как у вас в семье?". Если человек упорствовал в своем грехе или не прислушивался к советам батюшки, тот никогда не настаивал, только говоря "Не на пользу". Все сказанное им обязательно сбывалось и нередко люди со слезами приходили к отцу Стефану просить прощение за ослушание. И он всегда прощал — потому что никто и никогда не видел старца злящимся или нетерпимым, даже голос он ни на кого не разу не повысил» (Иеросхимонах Стефан (Игнатенко)).

Подрясник и богослужебные книги подвижника благочестия, насельника Успенского Бештаугорского мужского монастыря (вплоть до закрытия в 1927 г.) иеросхимонаха Стефана (Игнатенко), переданы музею обители в январе 2016 года прот. Иоанном Знаменским, настоятелем Никольского собора г. Кисловодска, из фондов музея при храме «Святыни земли родной».

Сообщить о неточностях или дополнить биографию