Максимилиан (Марченко Михаил Григорьевич), игумен, преподобномученик

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 14/27 октября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля), Соборе Радонежских святых (6/19 июля) и Соборе новомучеников и исповедников Соловецких (10/23 августа)

Родственники

  • отец  —  Марченко Григорий, священник
Показать всех

Образование

домашнее

Рукоположение, постриг, возведение в сан

февр. 1902
пострижен в монашество
5.2.1904
рукоположен во иеродиакона
15.4.1910
рукоположен во иеродиакона епископом Феодором (Поздеевским)
1918 или 1919
возведен в сан игумена
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1891
25.8.1914
Московская и Коломенская епархия, Московская губ., Дмитровский уезд, посад Сер­ги­ев­ский (Сергиев Посад), Свято-Троицкая Сергиева Лавра, иеромонах (до 15.4.1910 — иеродиакон; до 5.2.1904 — монах; до 30.2.1902 — послушник; до 4.2.1896 — трудник), помощник благочинного Лавры (с 14.11.1912), блюститель Сошественской церкви (с 5.3.1913). Состоял при хождении с образом-складнем преподобного Сергия
25.8.1914
1915
Ведомство протопресвитера военного и морского духовенства, штабная церковь, иеромонах, командированный в Ставку Верховного Главнокомандующего с иконой-складнем прп. Сергия. Исполнял обязанности при ставочном лазарете
1915
1919
Московская епархия, Московская губ., Дмитровский уезд, посад Сер­ги­ев­ский (Сергиев Посад), Свято-Троицкая Сергиева Лавра, игумен (между 1918 и 1919), уставщик Троицкого собора (с 1918). После обращения Лавры в музей нес послушание сторожа
нояб. 1919
22.5.1928
Московская епархия, Московская губ., г. Сергиев, Гефсиманский Черниговский скит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, игумен. В нояб. 1919 лаврская братия была выселена в Гефсиманский скит, где возникла трудовая артель из монашествующих
21.10.1935
Московская и Коломенская епархия, Московская обл., г. Загорск, Всехсвятская церковь на Кокуевском кладбище, игумен
Показать все

Награды

27.4.1915
орден св. Анны 3-й степени, награжден «за отлично-усердную службу и труды, понесенные во время военных действий»
Показать все

Преследования

22.5.1928
арестован «как бывший монах... не сочувствующий социалистическому строительству» по коллективному делу «Антисоветской группы черносотенных элементов в г. Сергиеве Московской обл.», по которому было привлечено к следствию более 80 человек
с 22.5.1928
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
8.6.1928
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года заключения в концлагерь
19281931
находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН)
21.10.1935
арестован вместе с архимандритом Маврикием (Полетаевым) по обвинению в принадлежности к «контрреволюционной группировке церковников и бывших монахов», а также в распространении «контрреволюционных слухов» и хранении книги С. А. Нилуса. Также в обвинительном заключении было упомянуто, что «во время империалистической войны служил попом в ставке б[ывшего] царя Николая II-го»
с окт. 1935
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
8.1.1936
осужден Особым совещанием при НКВД СССР на 3 года ссылки в Казахстан
193625.12.1937
находился в ссылке в пос. Кармакчи Южно-Казахстанской обл.
25.12.1937
арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности»
с 25.12.1937
находился в заключении в тюрьме при Кармакчинском районном отделе/отделении (РО) НКВД
30.12.1937
осужден тройкой при УНКВД по Южно-Казахстанской обл. на 10 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ)
до 1938
находился в заключении в исправительно-трудовом лагере (ИТЛ) близ с. Чемолган Каскеленского р-на Алма-Атинской обл.; скончался от тягот заключения в лагере
15.8.1991
реабилитирован прокуратурой Московской обл., по году репрессии: 1928
15.12.1989
реабилитирован прокуратурой Московской обл., по году репрессии: 1936
28.10.1997
реабилитирован Генеральной Прокуратурой Республики Казахстан, по году репрессии: 1937
Показать все

Другие сведения

В послужных списках отмечалось, что иеромонах Максимилиан был «весьма хороших качеств и весьма способен к послушаниям».

С 25 августа 1914 году был командирован в Ставку Главнокомандующего. По отзывам протопресвитера Георгия Шавельского, «кроме совершения богослужения в штабной церкви, на иеромонаха Максимилиане лежала обязанность обслуживания нужд ставочного лазарета. Простой и неученый, но добрый, сердечный, услужливый и при том со всеми ласковый и словоохотливый,он скоро стал общим любимцем: и больных и врачебного персонала». В 1915 году он вернулся в Лавру.

Был назначен на должность уставщика Троицкого собора, а позднее был возведен в сан игумена.

После революции Лавра была юридически обращена в трудовую артель, однако монашеская жизнь продолжалась до 21 октября 1919 года, когда монахи были переселены в Черниговский и Гефсиманский скиты. В Лавре был организован музей, иеромонах Максимилиан стал работать в нем сторожем. В Гефсиманском скиту существовала трудовая артель, в ней числился и игумен Максимилиан.

22 мая 1928 года вместе с другими монахами был арестован по делу «антисоветской группы черносотенных элементов» и заключен в Бутырскую тюрьму. При аресте ему было предъявлено обвинение в «покушении на зам. агитпропа Костомарова». 6 августа 1928 года он «как бывший монах, не сочувствующий социалистическому строительству», был приговорен по обвинению в антисоветской деятельности к трем годам исправительно-трудовых лагерей. Отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения.

После освобождения служил в Кукуевской Всехсвятской церкви города Загорска.

21 октября 1935 года был вновь арестовал в числе других священнослужителей по обвинению в создании «контрреволюционной монархической группировки духовенства и церковников». Вместе с ним были арестованы архимандрит Маврикий (Полетаев) и другие монахи Троице-Сергиевой Лавры, служившие при Кокуевской церкви, а также некоторые ее прихожане.

В предъявленном обвинении говорилось, что «в г. Загорске... поселились на жительство монахи б<ывшей> "Сергиевской лавры" — Марченко М. Г., он же игумен Максимилиан, во время империалистической войны служил попом в ставке б<ывшего> царя Николая II... Марченко и Полетаев восстановили свои связи с б<ывшими> монахами "Сергиевской лавры" и контрреволюционно настроенными церковниками. Марченко, Полетаев, Кондратьев, Климов, Графов и Крестников объединились в тесно спаянную к/р группировку, объединили вокруг себя б<ывших> монахов, монашек и к/р настроенных церковников... распространяли ложные слухи о якобы проводимом гонении на верующих в СССР, призывали верующих объединиться и встать на защиту Православной Церкви... Марченко, Полетаев, Крестников и Кондратьев в к/р целях прославляли могилу "старца Алексея", похороненного на Кокуевском кладбище, распускали провокационные слухи о якобы имевшихся случаях исцеления на его могиле, организовывали паломничество верующих на могилу, по пути обрабатывая их в а/с духе... На основании вышеизложенного Марченко М. Г. обвиняется в том, что он является участником к/р группировки, среди окружающих распространял к/р провокационные слухи о появлении "антихриста", скорой погибели всех безбожников, хранил книжку Нилуса, которую давал читать своим знакомым».

8 января 1936 года Особым совещанием при НКВД СССР приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. Отбывал ссылку в поселке Кармакчи Кзыл-Ординской области Казахстана.

25 декабря 1937 года был арестован в ссылке по обвинению в "контрреволюционной деятельности". На допросе отказался признать себя виновным: «Я никогда, находясь в ссылке, контрреволюционной работы не проводил. Да, действительно в Кармакчах был дом богомоленья, который я посещал систематически. Богу молился, и там было всегда по четыре-пять человек, но антисоветской агитации я там не проводил». Свидетели приписывали отцу Максимилиану следующие слова: «Пишут, что свободное справление обрядов, а на самом деле не дают развернуться религиозной работе, и сразу же все наши начинания пресекаются. Так что совзаконам не верил и верить не буду». Утверждалось также, что он призывал: «Надо объединяться, чтобы сохранить православную веру».

30 декабря 1937 года тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорила игумена Максимилиана (Марченко) к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Он был отправлен в лагерь, располагавшийся в поселке Чемолган Алма-Атинской области.

В 1938 году скончался в лагере, о чем есть свидетельство священника Александра Ивановича Дмитриева, который был осужден одновременно с отцом Максимилианом, вышел на свободу в 1947 году, проведя в заключении все десять лет.


По материалам статьи, «Память прмч. Максимилиана (Марченко), новомученика Радонежского ...».

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию