Попов Иван Сергеевич, псаломщик

  • Дата рождения: сент. 1904
  • Место рождения: г. Москва
  • Дата смерти: не ранее 1932

Родственники

  • отец  —  Попов Сергей, суконщик
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Московская гимназия
окончил
Развернуть

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
30.11.1925
Московская епархия, г. Москва, Борисоглебская церковь на Поварской, псаломщик
8.7.1932
Орловская и Мценская епархия, Центрально-Черноземная обл., г. Орёл, псаломщик (или диакон). Вероятно, являлся клириком одного из орловских храмов
Показать все

Преследования

30.11.1925
арестован по обвинению в том, что он «состоял пособником и укрывателем монархическо-церковной организации, поставившей себе задачей использование церкви для нанесения ущерба соввласти путем объединения реакционного элемента, ведения монархической агитации, воздействия на массы верующих в тех же целях и т. д.»
30.11.1925 – июнь 1926
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
21.5.1926
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года заключения в концлагерь по ст. 62, 68 УК РСФСР; в дальнейшем было предъявлено обвинение в том, что «принадлежа к той же группировке и проживая в Москве, поддерживал связь с членами таковой путем поездок к Самарину и встреч с последним, а также к Мансурову в церкви Бориса и Глеба, а также на квартире у сестры Самарина, и исполняя роль московского агента группировки — обсуждал вопрос о возможности отравления гр-на Рукина Бориса (епископа)", а также в том, что он «взялся подготавливать отравление и вел усиленную пропаганду монархистов, как среди отдельных лиц, так и групп»
1926 – не ранее 1929
находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН); «наказание отбыл»
7.8.1932
арестован по обвинению в том, что «являлся участником церковно-монархической к-р организации "Ревнителей церкви"»
с 7.8.1932
находился в заключении в штрафной колонии г. Орла
1932
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР; пригоовор неизвестен
Показать все

Другие сведения

На момент ареста в 1925 году Иоанн Попов проживал в Москве по адресу: Вспольный пер., 5–3. 

Спустя несколько дней арестовали его друга Кирилла Матвеева, сделавшего попытку заступиться за товарища.

Этот двадцатилетний юноша был другом Иоанна Попова, псаломщика храма Бориса и Глеба. Они жили в одной комнате, и 30 ноября, когда сотрудники ГПУ пришли арестовать Попова, Кирилл был дома и присутствовал при аресте. Арест, отказ в свиданиях и полная безвестность о попавшем в застенки ГПУ друге настолько возмутили Кирилла, что 7 декабря он послал в коллегию ОГПУ заявление: «Вы арестовываете гр. Попова И. С. за то только, что он верующий человек и что он является церковнослужителем, так как другой вины... у него по отношению к соввласти нет.

Будучи сам глубоко верующим человеком и, кроме того, человеком, не терпящим несправедливости, я не могу не возмутиться на такое насилие над неповинным человеком, в особенности же со стороны соввласти, которая считает себя олицетворением правды и справедливости, а на деле проявляющей себя так глубоко несправедливой, и считаю долгом выразить Вам по этому поводу свой горячий

ПРОТЕСТ

Я по своему общественному положению — служащий, работающий, несмотря на юный возраст (20 лет), в течение уже шести лет на совслужбе... надеюсь, что Вы найдете мое поручительство достаточным и не заставите ни в чем не повинного человека сидеть совершенно напрасно в тюрьме, где состояние его здоровья грозит привести его к роковому концу».

Ответа не последовало, и 24 марта 1926 года Кирилл послал заявление во ВЦИК — Калинину, копию в ГПУ — Дзержинскому:

«Обращаюсь к Вам как к Председателю Высшего в СССР органа Управления с следующим:

30 ноября был арестован проживающий у меня в комнате мой дальний родственник и хороший друг Иван Сергеевич Попов в числе других лиц, арестованных в эту ночь, по-видимому, судя по составу арестованных, — по церковному делу. До сего времени, несмотря на все предпринятые мною и другими родственниками вышеупомянутых арестованных меры, нам не удалось не только получить свидание, но и узнать даже сущности предъявленного к ним обвинения. Все они содержатся во внутренней тюрьме ОГПУ вот уже 4 месяца, и до сих пор дело не окончено и к концу, по-видимому, судя по справкам ОГПУ, не приближается.

Считаю такое положение вещей совершенно неправильным и в корне недопустимым в особенности в СССР, стране, освободившейся от «рабства и насилия» Царского правительства, где все граждане пользуются полной свободой вероисповедания, совести и т. д.

Гр. Попов И. С., что мне известно из нашего совместного жительства в одной комнате и ввиду нахождения его постоянно у меня на виду, вел жизнь, совершенно отвлеченную от всякой политической деятельности, никогда не принимал участия ни в каких антиправительственных организациях и вообще никогда активно против соввласти не выступал, а потому его арест представляется явлением более чем странным, а, кроме того, содержание под стражей без права свидания, переписки с родственниками и пр. лишениями, которым он подвергается во внутренней тюрьме, на мой взгляд, а равно и по существующим по этому вопросу законам, является совершенно недопустимым так же, как и арест его товарищей по несчастью.

Хотя вообще, по-видимому, в стране Советов дело со словом круто расходятся.

Существует закон, отделяющий совершенно Церковь от государства, — между тем органы власти то и дело притесняют тем или иным способом Церковь — то отбором ценностей, то арестом и содержанием под стражей стоящих во главе Церкви лиц, то поощрением и поддержкой всеми силами происходящих в Церкви расколов и т. д.

Существует закон, что всякое оскорбление религиозного чувства гр. совстраны карается, между тем власти закрывают церкви, устраивают в них клубы, где происходят всякого рода святотатственные действия и т.д., арестовывают ни в чем не повинных людей, принимающих хотя бы самое маленькое участие в церковных делах — жертвою чего, по-видимому, и явился мой несчастный сожитель и его товарищи по несчастью.

По-видимому, у нашего правительства и у лиц, стоящих во главе его, очень сильно развита вера, а, главное, страх к «несуществующему» Богу, т. к. они так усердно и так усиленно стараются искоренить веру в НЕГО у граждан земли РУССКОЙ, не жалея и не пренебрегая для того средствами, вплоть до арестов невинных людей и неповинных архипастырей Русской Церкви и содержания их в тюрьмах целыми месяцами без суда.

Но пусть не надеются они понапрасну. Слишком крепка в русском человеке вера в Бога, и ее никогда и никому искоренить не удастся.

Никогда не угаснет вера в России, а, наоборот, настанет момент, и он не за горами, когда она сильнее чем когда-либо вспыхнет и осияет Россию. И горе тогда угнетателям веры в ней. Пусть лучше не стараются они ее заглушить, т. к., чем сильнее действие — тем сильнее и противодействие, и чем сильнее будут притеснения, тем скорее настанет тот взрыв христианской веры и сотрет с лица земли ее угнетателей и врагов.

Опомнитесь товарищи, стоящие во главе власти, измените Ваше отношение к Церкви, прекратите порабощать православных христиан, перестаньте вести атеистическую пропаганду, освободите всех невинно заточенных и сосланых Вами мирян и архипастырей, и тем самым (слово неразборчиво. — А. Д.) мирного разряжения очень сгустившейся в стране атмосферы.

Жду Вашего ответа, товарищ Калинин, надеюсь, что Вы примете меры к разбору указанного выше дела (арестованных 30/XI-25) и освободите из-под ареста хотя бы этих ни в чем не повинных, страдающих за веру людей».

На последнем заявлении Тучков поставил свою резолюцию: «Этого типа необходимо арестовать».

Кирилла арестовали через несколько дней, обвинив в «посылке угрожающих писем представителям власти, с требованием освобождения арестованных». По приговору Особого совещания при коллегии ОГПУ от 21.5.1926 Кирилл был осужден на три года ссылки в Зырянский край. 

В 1956 году он обратился с жалобой в прокуратуру, требуя реабилитации, но ему в ней отказали, так как власти по-прежнему смотрели на его письма 1925 года как на преступление. (Священномученик Петр (Полянский) ...)

Развернуть

Архивные источники

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию