Ивановский Петр Никандрович, протоиерей

  • Дата рождения: 13.6.1881
  • Место рождения: г. Архангельск
  • Дата смерти: 31.8.1937
  • Место смерти: г. Боровичи, погребен на кладбище близ Успенского собора г. Боровичи

Родственники

  • прадед  —  Ивановский Василий , «дьяк в Холмогорской церкви»
  • дед  —  Ивановский Дмитрий Васильевич
  • отец  —  Ивановский Никандр Дмитриевич
  • мать  —  Ивановская Екатерина Федоровна , дочь генерала Федора Григорьевича Сборомирского
  • жена  —  Ивановская Мария Николаевна , в девичестве Матвеева. Преподавательница истории в Технической школе при фабрике Экспедиции заготовления государственных бумаг
  • дочь  —  Ивановская Нина Петровна
  • сестра  —  Ивановская Юлия Никандровна
  • брат  —  Ивановский Арсений Никандрович
  • сестра  —  Ивановская Валентина Никандровна
  • брат  —  Ивановский Александр Никандрович
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1900
1-я Санкт-Петербургская гимназия
1900
1904
Санкт-Петербургский Императорский университет
окончил филологический факультет
1909
1914
Санкт-Петербургская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

ок. окт. 1913
рукоположен во диакона
4.11.1913
рукоположен во священника
между 1926 и 1929
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
14.10.1913
март 1923
Петроградская и Гдовская епархия, г. Петроград, церковь преподобного Андрея Критского при Экспедиции заготовления государственных бумаг на проспекте Огородникова, священник, настоятель, директор Технической школы при ЭЗГБ; организовал Андреевское брат­ство при храме
1926
1929
Ленинградская и Гдовская епархия, г. Ленинград, церковь св. великомученика Димитрия Солунского при греческом посольстве, протоиерей
Показать все

Преследования

13.7.1922
арестован по обвинению в «принадлежности к нелегально организованному братству»
13.7.19224.8.1922
находился в заключении в тюрьме на ул. Шпалерной (г. Петроград)
4.8.192218.8.1922
находился в заключении во втором исправдоме (г. Петроград), освобожден под подписку о невыезде
13.9.1922
оправдан, дело пре­кращено, подписка о невыезде анну­лирована
март 1923
арестован
с марта 1923
находился в заключении в тюрьме на ул. Шпалерной (г. Петроград)
1923
находился в заключении во внутренней тюрьме ОГПУ (г. Москва)
1923
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
до 13.5.1923
находился в заключении в Таганской тюрьме (г. Москва), выбыл с этапом для следования к месту ссылки
не ранее 13.5.1923
осужден на ссылку на 3 года в Коми АО
19231926
находился в ссылке в пос. Усть-Кулом Коми (Зырян) АО, работал счетоводом в Северолесе, за­тем был уволен по «социальному по­ложению»
29.3.1929
арестован в г. Ленинграде по адресу: просп. Огородникова, 4–5
29.3.1929 – окт. 1929
находился в заключении в доме предварительного заключения (ДПЗ) г. Ленинграда
9.8.1929
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года ссылки в Северный край по ст. 58–10 УК РСФСР, обвинение: «антисоветская агитация в проповедях, воспитывал духовных чад по книге С. Нилуса "Протоколы Сионских мудрецов"»
окт. 19291930
находился в ссылке в пос. Пинега Северного края
1930 – апр. 1932
находился в ссылке в Северном крае (на «Боровых островах» или «Боровых озерах»). Согласно источнику: За Христа пострадавшие. Кн. 7. С. 135 — освобожден из ссылки весной 1932, согласно другому источнику (Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие ...) освобожден в 1932 (вероятно, после получения приговора о лишении права проживания в определенных местностях)
10.9.1932
осужден тройкой при ПП ОГПУ по Северному краю на 3 года лишения права проживания в 12 населенных пунктах страны, Уральской обл., пограничных районах и Архангельском районе. Также получил запрещение проживать в Ленинграде и 100-километровой зоне вокруг Ленинграда
15.11.1993
реабилитирован прокуратурой г. Санкт-Петербурга, по году репрессии: 1929
Показать все

Другие сведения

«В июле 1922 г. к протоиерею Петру Иванов­скому обратился с предсмертным письмом священномученик Вениамин, митрополит Петроградский. Письмо это, написанное в тюрьме на Шпалерной после вынесения расстрельного приговора, стало духовным завещанием святителя Вениамина, обра­щенным к пастве. Чтобы не подвергать опасности жизнь о. Петра и его семьи, владыка Вениамин просил уничтожить письмо, но о. Петр его сохранил. Письмо с любовью переписывалась и распространялось веру­ ющими. В копиях по понятным причинам не указывался адресат, было опущено имя о. Петра и благословение святителя Вениа­мина его семье. В январе 2007 г. чудесным образом был обретен подлинник письма: 12 страниц, написанных химическим ка­ рандашом, в конверте с надписью: "Его Вы­сокопреподобию Отцу Протоиерею Петру Ивановскому". Приводим здесь вторую часть письма, в которой святитель Вениа­мин благодарит о. Петра и дает ему советы как благочинному. "Странны рассуждения некоторых, может быть, и выдающихся па­стырей, разумею Платонова, — надо хранить живые силы, то есть их ради поступаться всем. Тогда Христос на что? Не Платоновы, Чепурины, Вениамины и тому подобные спасают Церковь, а Христос. Та точка, на ко­ торую они пытаются встать, — погибель для Церкви. Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя. Трудно давать советы другим. Благочинным нужно меньше решать, да еще такие кардиналь­ные вопросы. Они не могут отвечать за дру­гих. Нужно заключиться в пределы своей малой приходской церкви и быть в духов­ном единении с благодатным епископом. Нового поставления епископов таковыми признать не могу. Вам, дорогой отец Петр, Ваша пастырская совесть подскажет, что нужно делать. Конечно, Вам оставаться в настоящее время должностным официаль­ным лицом, благочинным едва ли возмож­но. Вы должны быть таковым руководите лем без официального положения. Храни Вас, семью и паству Вашу Господь. Благо­словение духовенству Вашего округа. Пишу то, что на душе... Благодарю за память и Ваши присылки. Ради Вас утешаю других".

13 июля, когда расстрельный приговор свя­тителю Вениамину был утвержден на засе­дании Политбюро ЦК РКП(б), арестовали о. Петра. Ему прислали повестку из ГПУ явиться по определенному адресу, он при­шел и тут же был арестован. Спустя месяц его отпустили под подписку о невыезде до суда, затем оправдали. Митрополита Ве­ниамина к этому времени уже не было в живых. В январе 1923 г. последовал новый арест. Некоторое время отца Петра держали в тюрьме на Шпалерной, затем отправили в Москву. 13 мая 1923 г., в день рождения Нины Петровны Ивановской, отбывал этап в Коми область. Она вспоминала: "Аресто­ванных набили в специальные вагоны, и поезд отправился. Мы уехали в Ленинград, чтобы подготовиться к отъезду к папе в об­ласть Коми. Папин храм закрыли, из квар­тиры выгнали. Мы переехали к бабушке, а вскоре мы с мамой и монахиней матушкой Авраамией поехали к папе в ссылку в Усть-Кулом... Жили мы в отдельном домике с большой кухней и маленькой комнатой. Из высланного духовенства в Усть-Куломе, кроме папы, находились епископ Николай (Ярушевич), отец Александр Беляев и отец Ми­хаил Шилов из Великого Устюга. Через ме­сяц на барже прибыло много народа, в ос­новном духовенство. Митрополит Кирилл Казанский (Смирнов), два епископа и не­ сколько священников из Москвы. Из Ков­рова — святитель Афанасий (Сахаров). Все приехавшее духовенство с келейниками, семьями быстро нашли себе жилье, зыряне принимали ссыльное духовенство с радо­ стью. В местную церковь мы сначала не хо­дили. Службы совершались на домах в двух местах: у епископа Николая (в шутку назы­валось «Ленинградская епархия») и у ми­трополита Кирилла — «Московская епар­хия»). В праздники все собирались у митро­ полита Кирилла... Весной 1925 г. Пасхаль­ную заутреню служили у митрополита Ки­рилла. Пение было таким красивым, что около избы собрались зыряне, никогда не слышавшие такого пения. Через несколь­ко дней после этого НКВД разогнало часть священников по деревням"» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 7. С. 135–137).

После освобождения весной 1932 г. отец Петр проживал в городах Луге, Малая Ви­шера, Боровичи. В Боровичах жил в баньке, приспособленной им для жи­лья. В храме не служил, работал в гро­бовой мастерской.

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию