Никифоров Василий Николаевич, протоиерей

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1848
Елисаветградское духовное училище
1855
Одесская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

23.11.1858
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
23.11.1858
1898
Херсонская и Одесская епархия, Херсонская губ., г. Александрия, Успенский кафедральный собор, священник. С 29.1.1872 до 1878 директор Александрийского уездного тюремного отделения. С апр. 1874 законноучитель приготовительного класса Александрийской женской прогимназии, с янв. 1876 законноучитель основных классов той же прогимназии
12.11.1899
1905
Херсонская губ., г. Одесса, Одесская духовная семинария, протоиерей, духовник и законоучитель образцовой школы
Показать все

Награды

1862
архипастырское благословение
14.7.1863
право ношения набедренника
14.4.1872
право ношения скуфьи
26.3.1877
право ношения камилавки
14.7.1879
знак Красного Креста, награжден за «содействие обществу Красного Креста в качестве члена местного Комитета и исправление священных треб при лазарете устроенном местным обществом»
14.1.1880
архипастырское благословение, преподано за «услуги оказанные обществу Красного Креста»
Показать все

Другие сведения

«Пастырское служение свое о. Василий проходил с редким усердием и благоговением. Служение его было истовое: он любил совершать богослужение благообразно и по чину, ничего не опуская. В жизни своей он являл собою достойный подражания пример христианской жизни. В отношении к прихожанам был всегда внимателен, приветлив и нестяжателен и тем заслужил всеобщую любовь и уважение…

Как на особенную черту… следует указать на его любовь к научным занятиям. Любимыми науками о. Василия были: история, география и археология, и он постоянно, в течение всей своей жизни, с неослабеваемым интересом занимался этими науками. Еще в 1876 году он издал свои Очерки Александрийского уезда, Херсонской епархии ч. 1 u 2 вместе с составленной картой Александрийского уезда…

Кроме указанного выше сочинения, покойным изданы еще: Материалы для истории возникновения церквей в Александрийском уезде, Херсонской епархии, Материалы для истории церквей г. Елисаветграда. Ему же принадлежит Краткий Очерк истории Херсонской епархии в Памятной книжке для духовенства Херсонской епархии священника Ф. Миляновского и некоторые другия статьи. За эти труды покойный был избран членом Одесского общества Истории и Древностей; в изданиях этого общества он и печатал в последнее время свои труды. Состоя духовником Одесской семинарии, покойный много занимался в архиве Одесской семинарии, собирая материалы для истории своей дорогой alma mater. Для собирания материалов он неоднократно посещал архивы Екатеринославской консистории, Полтаву, Киев и Елисаветград и постоянно выписывал книги на собственный средства. Так составился у покойного богатый подбор разных исторических и археологических сочинений. Покойный не отличался крепким сложением, но вел замечательно воздержный образ жизни и до последних дней сохранил ясность умственных сил. До последних дней он не покидал пера и книги и живо интересовался делами церкви в духовной школы» (Заштатный протоиерей ... С. 295–296).

Об отце Василии вспоминал один из его почитателей Иван Горонович:

«Свое общественное служение ему приходилось начинать в самый светлый период пробуждения общественной жизни, накануне реформ шестидесятых годов, в он принимал самое живое участие при открытии земских и судебных мировых учреждений: он служил молебны, говорил речи, приводил в присяге служащих и свидетелей, принимал участие в заседаниях земских собраний и съездов мировых судей.

Христианские подвиги благочестия и доброделания на высшей их ступени совершаются сокровенно, а потому о них приходится узнавать только после смерти подвижника из случайных рассказов облагодетельствованных, но в народе всегда установляется совершенно верное представление о бескорыстии и благотворительности пастырей церкви; и такою доброю славою издавна пользовался о. Василий.

Трудно передать все многообразие проявления духовной силы и высоты, тем более что часто высокие христианские побуждения прикрываются непонятным на первый взгляд суровым приемом обращения. Никогда о. Василий никого не осуждал, хотя бы представлялись к тому достаточные основания с общежитейской или формальной служебной точки зрения; а если кто либо начинал укоризненную беседу о другом лице, о. Василий, прослушав с огорчением осуждение, старался изгладить его, сказавши что-нибудь в похвалу осуждаемому. У всех знавших отца Василия осталось впечатление всего доброго, хорошего, безупречного в его жизни и деятельности; и все его любили и уважали. Но уяснить сложный процесс воплощения им христианского идеала в жизни представляется возможность только благодаря оставленной им рукописи, в которую он заносил многое, что его интересовало и занимало. Здесь помещены подробный описания его путешествий на археологические съезды, с заметками по дороге о всех местах, имеющих исторически или археологический интерес, потом описаны в подробностях занятия на археологических съездах; сведения об епископах, которых удалось видеть или знать ему в течение жизни; таких епископов было 57; затем помещены сведения и заметки о заселении мест, ближайших ь к Александрии; история возникновения Александрийского училища, постройки собора и Николаевской церкви, а также Покровской церкви.

Можно думать, что изучая разнообразный, весьма назидательный проявления высока го христиансваго духа в жизни и деяниях современных архипастырей, о. Василий вырабатывал идеал пастыря, учителя и отца, который и старался осуществить в своей жизни и деятельности. И милосердый Господь дал ему силу о крепость, и твердость веры и терпение и всепокоряющую любовь во всем людям.

С ранних лет имея склонность к историческим, археологическим и этнографическим изысканиям, он и эту свою деятельность подчинял высшим видам духовного служения. В исторических и этнографических фактах он как бы старался раскрыть управляющие судьбою человеческих обществ законы, чтобы при помощи этой тайны от века сознательно содействовать осуществлению Божественного плана создания Царства Божия. Наглядным тому доказательством служит распределение времени на заседаниях археологических съездов; прежде всего и на первом плане у него были церковные службы и молитвенный подвиг, а уже потом он старался об усвоении докладов, о посещении музеев, об экскурсиях для обозрения древностей и памятников прежней жизни.

Благоговейно и истово совершал о. Василий богослужение и исполнял требы и являлся на помощь всякой душе страждующей и нуждающейся в ободрении, подкреплении и просветлении. Но он не останавливался над одними внешними символами, обрядами и формами; он, по-видимому, искал путей к воплощению нравственной идеи христианства, к проявлению деятельной любви в духе Христовом, к приближенно Царствия Божия и правды его. Своею подвижническою жизнию, кротостию и любовью он оставил нам драгоценное духовное наследство. Да будет же вечна, и благоплодна память о его жизни, любви, делах, научении словом и примером. В нашей скорби о разлуке с ним, будем утешаться мыслию, что весь он не исчез для нас, что лучшие дела его жизни остались нам для подражания ему в его кротости, смиренномудрии, терпении и любви и твердости веры. "Дела бо его ходят в след с ним"» (Заштатный протоиерей ... С. 296–300).

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию