Иоанн (Крестьянкин Иван Михайлович), архимандрит

  • Дата рождения: 11.4.1910
  • Место рождения: г. Орёл
  • Дата смерти: 5.2.2006
  • Место смерти: Псковская обл., г. Печоры, Псково-Печерский монастырь

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
сельская школа
окончил
бухгалтерские курсы
окончил
1945
Московская духовная семинария
сдал экстерном экзамены за весь курс
1946
1950
Московская духовная академия
обучался на заочном отделении. Кандидатскую диссертацию защитить не успел из-за ареста
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

14.1.1945
рукоположен во диакона митрополитом Николаем (Ярушевичем)
25.10.1945
рукоположен во священника Святейшим Патриархом Алек­сием I
10.7.1966
пострижен в монашество схиархимандритом Сера­фимом (Романцовым)
13.4.1970
возведен в сан игумена
7.4.1973
возведен в сан архимандрита
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
14.1.1945
окт. 1945
Московская епархия, г. Москва, церковь Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, диакон
25.10.1945
апр. 1950
Московская епархия, г. Москва, церковь Рождества Христова в Измайлове, священник
1956
1958
Псковская и Порховская епархия, г. Псков, Троицкий собор, священник
1958
дек. 1959
Рязанская и Касимовская епархия, Рязанская обл., Спасский р-н, с. Ясаково (Троица), церковь Живоначальной Троицы, священник
дек. 1959
июнь 1962
Рязанская и Касимовская епархия, Рязанская обл., Рыбновский р-н, с. Летово, Космодамиановская церковь, священник
июнь 1962
1964
Рязанская и Касимовская епархия, Рязанская обл., Сараевский р-н, с. Борец, Христорождественская церковь, священник
1964
февр. 1966
февр. 1966
не позднее 5.3.1967
Рязанская и Касимовская епархия, г. Касимов, Никольская церковь, священник (с 10.7.1966 иеромонах)
5.3.1967
5.2.2006
Псковская и Порховская епархия, Псковская обл., г. Печоры, Псково-Печерский монастырь, архимандрит (с 13.4.1970 игумен, с 7.4.1973 архимандрит)
Показать все

Преследования

29 или 30 апр. 1950
арестован в г. Москве по адресу: Большой Козиинский пер., 29
29 или 30 апр. 19501.7.1950
находился в заключении во Внутренней тюрьме МГБ на Лубянке (г. Москва)
1.7.195019.8.1950
находился в заключении в Лефортовской тюрьме (г. Москва), помещен одиночную камеру
19.8.19508.10.1950
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва), выбыл с этапом к месту заключения
6.9.1950
осужден Особым совещанием при МГБ СССР на 7 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) (по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР)
окт. 19501953
находился в заключении в Каргопольлаге МВД Архангельской обл. (ст. Ерцево Северной ж. д., разъезд Черная Речка, ОЛП № 16), работал на лесоповале
21.10.195315.2.1955
находился в заключении в инвалидном ОЛП Гаврилова Поляна Куйбышевской обл., переведен по состоянию здоровья этапом через тюрьму г. Сызрани. Освобожден досрочно
Показать все

Другие сведения

«Ночью с 29 на 30 апреля 1950 г. в комнате отца Иоанна в Большом Козихинском пере­улке произвели обыск и батюшку увезли на Лубянку. Для арестованного это не было неожиданностью, он давно чувствовал сгу­щавшиеся над собой тучи. Его духовником в ту пору был прозорливый старец игумен Иоанн (Соколов), предупредивший отца Иоан­на, что дело на него написано, но отложено на несколько месяцев. Всецело предавший себя воле Божией, отец Иоанн воспринял арест как перевод на другое послушание — в за­ключение, к новой пастве. "Помышлял ли я о таком проявлении воли Божией? Коне­чно, нет. Но по опыту скажу, что чем ско­рее мы сердцем примем Богом данное, тем легче будет нести благое иго Божие и бремя Его легкое. Тяжелым оно становится от на­шего противления внутреннего". Больше четырех месяцев провел отец Иоанн на Лубянке, в Бутырке, а потом в страшной Лефортовской тюрьме. В следственном де­ле отца Иоанна были пачки доносов, клеветы, ложных обвинений, под которыми стояли подписи хорошо знакомых ему людей. С одним из таких "свидетелей" следователь устроил отцу Иоанну очную ставку. Увидев знакомое лицо, батюшка поспешил обнять "свидетеля", но тот неожиданно упал в об­морок... От отца Иоанна добивались "призна­ния" в клевете на советскую власть. Когда словесные доводы не помогали, применя­лись "методы физического воздействия", но он так и не признал себя виновным. В следственном деле появилась резолюция: "Враг не раскрывается". Отец Иоанн не испытывал вражды ни к кому, с благодарностью вспоминая узы, ко­торых удостоил его Господь.

В середине августа отца Иоанна поместили в камеру с уголовными преступниками. Но и это общество не мешало ему углубляться в свое основное делание — молитву. Не раз во время получасовых прогулок в колодце тюремного двора с вышки через громкого­воритель звучали предупреждения в адрес отца Иоанна: "Заключенный номер... гуляйте без задумчивости".

Впоследствии батюшка говорил: "Теперь уж какая молитва, — молитве лучше всего учит суровая жизнь. Вот в заключении у меня была истинная молитва, и это потому, что каждый день был на краю гибели. Мо­литва была той непреодолимой преградой, за которую не проникали мерзости внеш­ней жизни. Повторить теперь, во дни бла­годенствия, такую молитву невозможно. Хотя опыт молитвы и живой веры, приоб­ретенный там, сохраняется на всю жизнь".

Во время страшного пересыльного пути Го­сподь не раз спасал жизнь Своего избран­ника. А когда прибыли на место, зримо по­ казал ему, что "и волос с головы человека не упадет без воли Божией". Все заключен­ные, прибывшие в лагерь в одной партии с отцом Иоанном, были обриты наголо, а о нем последовал приказ (неизвестно, кто его от­ дал и почему): "У священника волосы не подстригать". Батюшку за все время его за­ключения не стригли ни разу! Промыслом Божиим внешний вид отца Иоанна остался таким, чтобы заключенные узнавали в нем священника. Те, кто вышел на свободу, впоследствии вспоминали отца Иоанна с благодарностью. Одно из таких воспоминаний принадле­жит ученому-этнографу, а в то время еще студенту Владимиру Рафаиловичу Кабо: "Я прочитал Библию — всю, от начала до кон­ца. Эту книгу книг дал мне Иван Михай­лович Крестьянкин... Он появился на 16-м ОЛПе, кажется, весной 1951 года. Я помню, как он шел своей легкой стремительной по­ходкой — не шел, а летел — по деревянным мосткам в наш барак, в своей аккуратной черной куртке, застегнутой на все пугови­цы. У него были длинные черные волосы — заключенных стригли наголо, но админи­страция разрешила ему их оставить, — была борода, и в волосах кое-где блестела начи­нающаяся седина. Его бледное тонкое лицо было устремлено куда-то вперед и вверх. Особенно поразили меня его сверкающие глаза — глаза пророка. Он был очень похож на Владимира Соловьева, каким мы знаем его по сохранившимся портретам. Но когда он говорил с вами, его глаза, все его лицо излучали любовь и доброту. И в том, что он говорил, были внимание и участие, могло прозвучать и отеческое наставление, скра­шенное мягким юмором. Он любил шутку, и в его манерах было что-то от старогорус­ского интеллигента... Мы быстро и прочно сошлись, одно время даже ели вместе, что в лагере считается признаком близости и взаимной симпатии. Мы много и подол­гу беседовали. Его влияние на меня было очень велико... Я встречал немало право­славных священников и мирян, но, кажет­ся, ни в одном из них... не проявилась с такой полнотой и силой глубочайшая сущ­ность христианства, выраженная в простых словах: «Бог есть любовь». Любовь к Богу и к людям — вот что определяло все его по­ведение, светилось в его глазах, вот о чем говорил он весь, летящий, устремленный вперед. К нему все без исключения относи­лись хорошо. Я не могу припомнить, чтобы было как-то иначе. Этот необыкновенный человек обладал способностью привлекать людей, возбуждать к себе любовь. И это по­ тому, что он сам любил людей. В каждом человеке он стремился разглядеть его духов­ную природу. Достоинство личности было для него высшей ценностью. Человека, способного принять и понести в себе Бо­жественный свет, он видел и в закоренелом преступнике. Эту черту отца Иоанна я на­блюдал много раз, замечая, с какой откры­тостью, любовью он говорит с профессио­нальным вором, с человеком, несущим на себе тяжелый груз прошлых преступлений. В этом, я думаю, и был величайший смысл его пребывания в лагере..."
В лагерях и тюрьмах отца Иоанна любили даже уголовники, не раз спасавшие "батю" от неминуемой гибели. В них батюшка видел несчастных, изломанных жизнью людей. Любовь Христова помогала ему относить­ся к ним без страха и отвращения, их имена были записаны в его синодике. Соузником отца Иоанна был протоиерей Ве­ниамин Сиротинский, также оставивший воспоминания: "Когда мы с отцом Иоанном Крестьянкиным были в Сибири в лагерях на валке леса, по его молитвам Господь ис­ целял. В леденящие до самой глубины мо­розы святили мы тайно с ним на Креще­ние воду, а потом этой водой и молитвой успешно лечили заключенных. Однажды дошел слух, что у начальника лагеря смер­тельно заболела дочка. Врачи предсказы­вали скорую смерть и заявили, что ничего нельзя сделать для выживания. В отчаянии начальник послал за нами, мы попросили всех выйти, сокращенным чином окрестили ребенка, дали выпить освященной воды, помолились, и — чудо! — на другой день ребенок был здоров!"

Весной 1953 г. заключенного Крестьянкина по состоянию здоровья и перевели в инва­лидное отдельное лагерное подразделение под Самарой, называемое Гавриловой По­ляной. "Место, куда мы прибыли вчера, по природным и климатическим условиям значительно лучше. Слава Богу за все! По­рядок посылки писем остается прежний. На волжском побережье установилась чуд­ная погода: теплая и солнечная. Русская зо­лотая осень радует и ободряет всех. У меня все благополучно. Радуюсь, благодушест­вую и за все благодарю Господа", — писал отец Иоанн 21 октября 1953 г. Этот период заключения был намного лег­че предыдущего. Его определили на работу по гражданской специальности, бухгалте­ром. Здесь его изредка навещали духовные чада, утешая главным: они умудрялись тай­ но передавать батюшке Святые Дары, и он причащался В феврале 1954 г. тайно от брата Татьяна Михайловна Крестьянкина подала касса­цию о пересмотре дела отца Иоанна. Ей отка­зали. Тогда духовные чада стали настоятельно просить, чтобы батюшка от себя по­слал прошение о помиловании, на что он в письме ответил им тоже отказом: "Хлопо­ты, предпринятые моей сестрой, я считаю излишними, а какое-либо добавление к ним со своей стороны — совсем ненужной затеей. Полагаю, что я не ошибаюсь. Во­оружимся лучше еще большим терпением, приносящим огромную пользу для каждого из нас, и несомненным упованием на на­шего общего Ходатая и Утешителя. Да про­стит Он всех нас, а мы друг друга от всего своего сердца, и да увенчает полным успе­хом все наши надежды, возлагаемые нами на Него с истинной верою... Она научает нас приносить Богу жертву любви, всю жизнь и в радости, и в горе предавая Богу; Она научает нас принять и хранить Божии откровения, Божии обетования, страхом Божиим она оградит нас от потопа зла и нечестия, захлестывающего мир. Вера ста­нет нам спасительным ковчегом, где корм­чим будет Сам Господь, Который приведет нас к вратам праведности. И исчезнет страх, с которым взираем мы в завтрашний день, ибо что такое он, этот завтрашний день, если верующему в Бога и живущему в Боге обещана вечность... Заранее и преждевре­менно не составляйте никаких планов или предположений на будущее время. Да будет на все воля Господня!.." Освобождение пришло к отцу Иоанну неожи­данно, досрочно, в день Сретения Господ­ня — 15 февраля 1955 г. Срок сократили на два года. В этот день отца Иоанна вызвали в лагерное управление и вручили докумен­ты об освобождении. При прощании на­чальник спросил отца Иоанна: "Батюшка, вы поняли, за что сидели?" - "Нет, так и не понял". И тот ему говорит: "Надо, батюш­ка, идти за народом, — сделал паузу, — а не народ вести за собой". Но воля Божия со­стояла в том, чтобы отец Иоанн вел народ за собой ко Христу, став поистине всероссий­ским пастырем.

В течение 12 лет отец Иоанн служил в при­ходских храмах: сначала в Пскове, затем в Рязанской епархии. Власти не давали ему задерживаться на одном месте. Во всех храмах, где он был настоятелем, отец Иоанн своими руками менял кровлю, штукатурил стены, красил полы — не гну­шался никакой грязной работой. Каждый год он старался побывать в Глинской пу­стыни у своего духовника — схиархимандрита Серафима (Романцова). Когда мо­настырь закрыли и старец Серафим пере­селился в Сухуми, отец Иоанн продолжал еже­годно посещать его, высказывая сокро­венное желание своего сердца — быть мо­нахом. В 1966 г. он тяжело заболел, и тогда отец Серафим постриг его в мантию. Это было в день преподобного Сампсона Странно­приимца. Позднее отец Иоанн скажет: "По­стригли меня в день Сампсона Страннопри­имца, вот я и странноприимец всю жизнь". В 1967 г. иеромонах Иоанн получил от Свя­тейшего Патриарха Алексия I благослове­ние на служение в Псково-Печорском Ус­пенском монастыре. Впоследствии он пи­сал в предисловии к составленной им "На­стольной книге для монашествующих и ми­рян": "Монашество — великая Божия тай­на! Мое монашество началось с послушни­чества в шестилетнем возрасте и до 56 лет проходило на приходе среди волнений и за­бот многомятежного мира, и завершилось более чем тридцатилетним житием в древ­нем монастыре".
Митрополит Иларион (Алфеев), попавший в Псково-Печорский монастырь 13-летним мальчиком, вспоминал: "В один из сумрачных и морозных дней той далекой зимы я увидел на дворе Псково-Печорского мона­стыря толпу людей, преимущественно жен­щин, одетых в теплые пальто и шерстяные платки. Выражение их лиц, сумрачное и озабоченное, вполне соответствовало пого­де. Вдруг я заметил, как из дверей братского корпуса вышел пожилой монах невысоко­го роста, в черной рясе и скуфье, с рас­пущенными серебряными волосами. Как только он появился, толпа ринулась к нему навстречу: люди бежали, обгоняя друг дру­га, спеша получить его благословение. Лицо старца сияло, подобно весеннему солнцу, и на лицах людей засветилась радость. Это и был отец Иоанн (Крестьянкин), имя ко­торого уже тогда было окружено всероссий­ским почитанием. Ради того, чтобы увидеть его, чтобы получить его благословение или совет, тысячи людей со всей России стека­лись в Псково-Печорский монастырь. Для каждого отец Иоанн находил доброе слово, каждого умел обласкать, утешить, духовно укрепить. От отца Иоанна всегда исходи­ла необыкновенная теплота и энергия. По окончании беседы отец Иоанн помазывал посетителя освященным маслом, давал с собой иконки, антидор, снабжал духовной литературой, которой тогда так не хватало. Советы отца Иоанна были простыми и здравыми. Не помню случая, чтобы он навязывал какое-либо решение. Он всегда подчеркивал, что каждому человеку Богом дарована свобода, и никакой духовник, ни­ какой старец не может ее нарушить..." В обители отец Иоанн вел огромную перепи­ску: ему писали со всей России, как духов­ные чада, так и люди, которые никогда не видели батюшку, а только наслышаны бы­ли о силе его молитвы. И для каждого нахо­дилось у него слово вразумления и утеше­ния. Пройдя свой скорбный путь, отец Иоанн научился "терпеливо терпеть и смиренно смиряться" и во всем полагаться на Гос­пода. Об этом он говорит в своих письмах. "Все от Бога, а значит — все во спасение. Нам же только Господа благодарить и сла­вословить за прожитую жизнь, за ее радо­сти и скорби". "Воля Божия о нас та, чтобы мы, живя на земле, научились познавать Бога и с радо­стью и желанием следовать воле Божией — единственной спасительной и наполняю­ щей жизнь истинным содержанием". "Пусть никого и ничего не будет для тебя дороже Господа и ближе твоего Ангела хра­нителя. Поверь и утвердись в мысли, что Они всегда с тобой, обращайся к Ним мыс­ленно, и тогда никакие — ни внешние, ни внутренние бури не коснутся души твоей и разум твой не омрачит никакая тьма. Жить трудно, жить сложно, но жить надо. Надо идти крестным путем жизни, неся по это­му крестному пути свой крест". Когда жиз­ненный путь, по выражению отца Иоанна, "определен без Промысла Божьего", буду­щее вызывает страх. Но "как спокойно, как хорошо жить именно верующему челове­ку, — он не страшится там, где может быть страшно, он не страшится за свою жизнь, за жизнь своих близких, за нынешний день и за завтрашний. С Богом живет верующий весь день, в радости и успехе — радуется, в печали и усталости — не отчаивается, зная, что это крест его сегодняшнего дня, а день весь был благословлен Богом". "Промысл Божий прав всегда, и если Он попускает нам испивать горечь современ­ной жизни, то это, при несомненном дове­рии Богу, есть единственно спасительный путь для нас... В это страшное время, когда оскудевает мир духом православия, сохра­нить веру и доверие Богу, не поколебаться, не возроптать, сохранить любовь к заблуж­дающимся и жалость к врагам — это путь Божией Правды, это значит — соделывать свое спасение. Вот и все". "Сам я всегда имел такую установку в жиз­ни: «Ничего не просить и ни от чего не от­казываться». Принял в свое время и сан, как естественный ход событий в жизни (было с детства устремление к Церкви), принял как от Бога и отстранение на семь лет от служения, и был возвращен к служе­нию по воле Божией ранее определенного срока. Все Им, все от Него, все к Нему — так и живем. И вот теперь, к концу жизнен­ ного пути, свидетельствую я, что лучшего и вернейшего пути нет, как жить по воле Бо­жией. А волю Божию нам так ясно являют обстоятельства жизни".

Достигнув преклонного возраста, старец уже не мог принимать всех нуждающихся, но до последнего времени отвечал на мно­ жество писем со всего мира. Почти ежеднев­но батюшка причащался Святых Христовых Тайн. 5 февраля 2006 г., в день Собора но­вомучеников и исповедников Российских, он также причастился после ранней Боже­ственной литургии. В 9 часов 50 минут, при начале поздней Литургии, он в полном со­знании отошел в вечность.

25 июня 2005 г. отец Иоанн составил духовное завещание своей всероссийской пастве. Приведем здесь его заключительные слова: "Дорогие мои, чадца Божии, верьте Богу, доверяйтесь Ему! Примите все в жизни: и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие, как милость и истину путей Господних, и ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Только он лишает нас Божьего благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога, люби­те Любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих Его"» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 7. С. 452–453, 458–459).

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию