Аггеев Алексей Иосифович, священник

  • Дата рождения: 1886
  • Место рождения:
  • Дата смерти: 8.1.1938
  • Место смерти: г. Смоленск

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1910
Волынская духовная семинария
окончил по 2-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1910
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1910
1911
1911
1937
Калужская и Боровская епархия, Калужская губ., Жиздринский уезд, с. Песоченский Завод, Александро-Невская церковь, священник, заведующий и законоучитель Нижне-Заводской церковной школы
Показать все

Преследования

1937
арестован
2.12.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Смоленской обл. к высшей мере наказания (расстрелу) по 58-10, 58-11 УК РСФСР
8.1.1938
расстрелян в г. Смоленске
Показать все

Дополнительные сведения

Двенадцатого сентября 2021 года в храме во имя святого благоверного князя Александра Невского прошло большое и важное торжество. Заранее на сайте храма было помещено объявление: «Приглашаем всех на открытие Духовно-просветительского досугового центра «Наследие», которое состоится 12 сентября 2021 года по окончании Божественной литургии. Чин освящения возглавит митрополит Калужский и Боровский Климент в сослужении архиереев и духовенства». Большая подготовка предшествовала этому знаменательному событию. По заведенному обыкновению настоятелем протоиереем Александром Рябовым и духовенством храма делается все, чтобы вера прихожан укреплялась на службе, а приходская жизнь не заканчивалась на этом. Такие традиции существовали в былые времена, поддерживаются и ныне. 

Список достойных пастырей, которые служили в храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в селе Песоченский Завод со времени его построения до наступления периода гонений на Русскую Православную Церковь, завершает отец Алексей Агеев. Ни он, ни другие служители церкви, которые были его ровесниками, не думали в начале священнического пути, что он закончится по воле злых сил, заливших Россию кровью и старавшихся уничтожить ее святыни. Но когда молодой батюшка впервые вошел в храм, где ему было суждено служить, он думал о том, как продолжить добрые дела своих предшественников. До страданий страны и народа оставалось еще несколько лет.

В ГАКО сохранились документы за пять лет служения в храме Александра Невского священника Алексея Аггеева (1911–1916 гг.). Отец Алексей продолжал оставаться настоятелем и далее, но ведомости о церкви за следующие годы не сохранились. Но местом его рождения можно с достаточной уверенностью считать с. Песоченский Завод. Свидетельство этого находится в  документах более позднего периода, на страницах анкеты и протокола допроса при аресте отца Алексея в 1937 году. В этом же следственном деле из архива УФСБ по Калужской области есть показания священника Иоанна Титова, служившего в с. Песоченский Завод до 1909 года, о том, что он знал Алексея Аггеева с его детства. 

Именно документы архивов и публикации православной периодической печати позволят установить основные события и даты жизни и служении отца Алексея Аггеева. В тот период, когда он начал получать духовное образование, уже не было редкостью, что в списках духовных училищ и семинарий значились иносословные ученики, представители не духовного, а других сословий. В духовных учебных заведениях Алексей учился несколько лет (сначала в духовном училище, позже — в семинарии), но не отступил от выбранного пути, несмотря на то, что приходилось много трудиться, чтобы не огорчать невниманием преподавателей Волынской духовной семинарии, где он учился.

Нельзя не остановиться и на том, в какие годы будущий пастырь Алексей Аггеев учился в семинарии. Это было богатое различными событиями, по-своему бурное первое десятилетие двадцатого века. Брожение в обществе периодически переходило в различного рода стычки и выступления. Подпольные издания — брошюры, газеты, листовки стали достаточно привычными в обществе, которое постепенно разделялось в своих взглядах и целях. Некоторые представители молодежи из духовного сословия подверглись вредному влиянию, считая веяниям времени протесты против власти. В большей степени это было характерно для жители рабочих поселков и больших промышленных городов. Они не были тверды в вере, поэтому ступили на пагубный путь.

Выпускники понимали, что 1910 год будет для них особенным, они выйдут из стен семинарии в жизнь, где не все было спокойно. Особое значение для выпускников Волынской ДС имела статья, которая напрямую была обращена к ним. Об этом свидетельствовало ее название, а в большей степени — содержание: «Духовному юношеству, оканчивающему курс семинарии». Это обращение епископа Фаддея к семинарской молодежи, выпускникам 1910 года, вобрало в себя поучения, которые не просто запомнились, но в определенной степени послужили практическими советами для начала самостоятельного служения. В своем послании епископ Фаддей в каждой строке ощущал особенности сложностей времени, стараясь донести это и для молодежи, которой предстояло узнавать церковную жизнь не из учебников, а на практике.

В самом начале статьи заботящийся о выпускниках семинарии 1910 года автор пишет: «Оканчивающим курс духовной школы юношам естественно спросить себя при выступлении на предстоящее им служение Церкви насколько их сердце осталось верным Христу среди всех мерзостей нынешнего времени. И прежде всего, сохранилась ли в них, живая вера во Христа, сына Божия? Или сделался близким к истлению этот корень духовной жизни в сердцах некоторых, так что осталось им, даже при желании иметь прежнюю веру, лишь воздыхать бесплодно о том, как блаженны верующие?» Владыка подчеркивал, что «от самого человека зависит сохранить в себе, хотя остатки веры, это как бы остатки разбитого, но неизгладимого напечатленного в душе образа Божия».

Служитель Церкви видел больше и дальше, чем молодые выпускники семинарии, поэтому по-отечески старался сказать самое важное, на что нужно обратить внимание именно в это время в Отечестве, устои которого раскачивали названные силы зла через тех, кто не желал процветания Родины. Пророчества мудрых духовных учителей, многие из которых были причислены в дальнейшем к лику святых, не всегда до конца понимались в то время некоторыми представителями духовного сословия.

Алексей Аггеев, выпускник Волынской духовной семинарии, прибыл в Калужскую епархию, где смог осуществить свое давнее желание: «Указом КДК согласно прошения определен Преосвященнейшим Вениамином к Никольской церкви с. Милятино Мосальского уезда. Таким образом, в 1910 году у Алексея Аггеева произошло два важных события: окончание семинарии, прибытие к первому месту служения. Он был направлен в Милятино. В следующем году отец Алексей был переведен в Александро-Невскую церковь с. Песоченский Завод. В клировой ведомости этого храма за 1911 год были сделаны две записи о служении отца Алексея: «Преосвященнейшим Александром согласно прошения перемещен к Александро-Невской церкви с. Песоченский Завод. Указ Калужской Духовной консистории № 3845». «Жиздринским отделением Калужского Училищного Совета назначен заведующим и законоучителем Нижне-Заводской церковной школы».

Причт храма в честь Александра Невского, состоявший в тот период из молодых священно-церковнослужителей, знал не только особенности своего прихода. Настоятель и псаломщик старались быть полезными пастве в укреплении в вере, привлечении людей всех возрастов к нравственному совершенствованию. К этому призывали клир каждой церкви со страниц Калужского церковно-общественного вестника: «Ныне настало время обновления. Суть этого акта не во внешнем его проявлении, а в том внутреннем процессе, который невидимо совершается в душе каждого из нас... Акт обновления питается соками не злобы и ненависти, а соками любви и милости; поэтому он может развиваться только на культе, обоснованном на учении Христа».

Важным фактором, объединяющим духовенство и прихожан, была любовь к храму. Святыня прихода благоукрашалась, сохраняя красоту и ухоженность. Но очень важным для молодого священника было воспитание в вере и образование детей. О церковно-приходской школе того времени известно следующее: «Церковноприходская школа каменная, покрыта железом, покрашенным зеленой масляной краской, длина ея 31 ¼ аршин, ширина 21 аршин, высота 5 аршин, всех окон 19 штук с двойными рамами, дверей ? штук, высота 3 ¼ аршина, ширина 1 аршин, 10 вершков. Дверей 8 штук, из них 6 штук створчатых. При школе каменная пристройка длиной 6 ½ аршина, высотой 4 аршина, дощатый коридор длиной, приступки крыты железом. В школе 4 печи-колонки. Строение сохранилось хорошо».

Церковь во имя святого праведного Александра Невского продолжала оставаться центром прихода, главным украшением этой части села. Но главное — центр религиозной и духовной жизни. Именно здесь укрепляли в вере старшее поколение и приобщали к вере детей. Употребляя дар слова, отец Алексей старался вразумлять свою паству, находя самые болевые точки времени и страны. Не только с амвона, но и во внебогослужебных собеседованиях, беседах затрагивались те проблемы, которые волновали духовенство. Священнослужители понимали опасность того, что мешало православному народу: пьянство, отход от веры и традиций предков, снисходительность к своим грехам и отсутствие раскаянья. Говорилось о том, что жить нужно иначе: по возможности стремиться к трезвости и умеренности, трудиться и молиться.

Поучения были полезны для тех, кто внимал батюшке: «Нельзя быть христианином, не живя по-христиански. Кто не живет истинно по-христиански, тот находится в состоянии нравственного идолослужения. Он или бывает жертвой тварей, работая вместо Бога богатству, боготворя чрево, или, напротив, поставляет себя идолом и требует себе в жертву всего, что земля производит». Только в храме можно было найти утешение в трудное время, когда «население в массе набожно, мирно и трудолюбиво; по отзывам».

Постепенно менялись представления о соотношении классовых и общечеловеческих ценностей. Смена обстановки была характерна и для Жиздринского уезда Калужской губернии. Революционные пропагандисты и агитаторы играли на трудностях военного времени. Исследователи отмечают, что «наиболее активное движение, началось в 1905 году, с этого времени по февраль 1917 года было зафиксировано по губернии более 100 случаев выступлений, из которых треть приходилась на Жиздринский уезд». В Жиздринском уезде было зафиксировано 36 случаев выступлений рабочих. Все они были экономического характера. Наиболее активны были рабочие Людиновского чугуно-литейного завода — 11 выступлений. В Песоченском Заводе было 5 выступлений за указанный период. Забастовки не были продолжительными: 18 случаев по 1–2 дня; 9 случаев на 3–4 дня. Помимо этого были зафиксированы 2 случая распространения листовок. Там же, с. 128. Хотя с. Песоченский Завод и не отличалось многочисленностью выступлений, но там была устроена камера, которая находилась в ведении начальника 6-го участка. К 1916 году в приходе состояло:

В Песоченском Заводе                          190                      693                         728

В д. Барсуки                                         47                        195                         187

Итого                                                    237                      888                         915

Из них духовенства                               2                          3                             2

Из них крестьян                                    235                      885                         913

Отец Алексей Агеев продолжал служение в церкви святого благоверного князя Александра Невского, отдавая все силы, знания и любовь прихожанам. По-прежнему отец Алексей продолжал проповедническую деятельность, традиционно используя литературу, которая рекомендовалась в помощь пастырям. В 1917 году в Александро-Невском храме прихожане продолжали жить надеждой на будущее. Вознося молитвы о здравии близких в приходском храме и около домашних икон, они ждали изменений к лучшему, поэтому семьи пополнялись новыми членами. Этим малышам родители и крестивший их отец Алексей желали Божьей помощи во всем. Испытания последующих лет показали, кто не отрекся от Спасителя.

И главным примером для тех, кто его знал пастырем в спокойное время, был настоятель храма. Отец Алексей Агеев подвигом жизни и смерти показал на деле то, чему учил своих прихожан, когда было сфабриковано так называемое кировское дело. В списке арестованных 15 человек: Аггеев Алексей Иосифович, Красин Петр Ильич, Булгаков Александр Михайлович, Титов Иван Васильевич, Маркин Николай Тимофеевич, Шляхтин Стефан Андреевич, Иванов Василий Иванович, Шляхтин Алексей Дмитриевич, Коровкин Михаил Васильевич, Сошников Сергей Иванович, Дианкин Григорий Григорьевич, Суровцев Петр Кузмич, Вертоградов Николай Васильевич, Блохин Афанасий Петрович, Кузин Иван Прохоров.

Для 1937 года список арестованных не так велик, по многим делам проходило намного больше обвиняемых. Но за каждым порядковым номером списка из 15 человек стояла жизнь не только человека, находящегося в тюрьме, но его семьи и даже дальних родственников. Но более всего следователей интересовали представители духовенства, которым удалось сплотить вокруг себя преданных Церкви людей. По мысли палачей именно они должны были составить ядро контрреволюционной организации, которой на самом деле не существовало. В действительности тем, кто арестовывал и допрашивал «церковников и их приспешников» правда не была нужна. Важнее для них было сфабриковать следственное дело, не упустив «преступную деятельность» священно-церковнослужителей, пресечь их контрреволюционную деятельность.

Виновность отца Алексея Агеева не вызывала сомнений у следователей, ведь он не шел на сделку со следствием, не вымаливал снисхождения и пощады, не оговаривал других арестованных. Поскольку он не скрывал своих взглядов, его преданность Церкви была известна, ведь он был настоятелем храма в честь святого благоверного князя Александра Невского в течение многих лет. Кого-то он крестил, кого-то венчал, в каких-то семьях отпевал ушедших в мир иной. Даже если не все жители с. Песоченский Завод были его прихожанами, то знать его мог каждый житель села и даже приезжие. Кроме всего прочего, отец Алексей подозревался в продолжении священнической деятельности после закрытия храма. Знали следователи и о том, что он был возмущен предполагающимся закрытием кладбищенской церкви. Поэтому у них не возникало сомнений в приговоре — высшая мера наказания, расстрел.

Так закончилась земная жизнь достойного священнослужителя, который не пошел на сделку с совестью, устоял перед соблазном сохранить жизнь. Он не только произносил свои пастырские поучения и проповеди, он верил Спасителю, шел на смерть, ради сохранения веры в народе, ради того, чтобы вера жила. Сегодняшний день собора во имя святого благоверного князя Александра Невского в г. Кирове показывает, что жертва не забыта, отца Алексея поминают на службах. Поминали, отдавая должное подвигу его жизни и смерти, и на литургии 12 сентября 2021 г. Не забыто его имя и в рассказах, которые звучат в музее при храме, в воскресной школе, где когда-то преподавал и он. Открытие духовно-просветительского центра «Наследие» даст новые возможности для того, чтобы люди получали больше знаний о прошлом родной земли, ее достойных людях.


Текст: Метальникова Е. В. Пастырь в трудные годы / Грекова Е. В. //
Православный христианин : Изд. Калужской епархии / ред. Рогова Ю. Г. 2021. № 6. С. 5

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию