Баклановский Александр Павлович, протоиерей

Родственники

  • отец  —  Баклановский Павел, священник
  • жена  —  Баклановская (Попова) Екатерина Григорьевна
  • тесть  —  Попов Григорий, священник Ужгинской Афанасьевской церкви
  • дочь  —  Жукова (Баклановская) Лидия Александровна (род. в 1869)
  • зять  —  Жуков Харлампий, священник Устюжской Ильинской церкви
  • дочь  —  Баклановская Александра Александровна (род. в 1864), учительница; после окончания Усть-Сысольской женской гимназии помогала отцу вести уроки
  • сын  —  Баклановский Павел Александрович (род. в 1866). В 1882–1888 обучался в Вологодской духовной семинарии, с 6.5.1888 псаломщик Лальского Воскресенского собора, потом священник Спасской церкви в г. Лальске, благочинный 3-го церковного округа Устюжского уезда
  • сын  —  Баклановский Александр Александрович, священник
  • сын  —  Баклановский Николай Александрович (род. в 1877). Окончил Устюжское духовное училище, служил в Устюжском казначействе
  • дочь  —  Баклановская Анна Александровна
  • дочь  —  Баклановская Людмила Александровна
  • дочь  —  Баклановская Екатерина Александровна
  • дочь  —  Баклановская Надежда Александровна (род. в 1882). После революции одиноко доживала свой век в Лойме, в Тарасовской деревне, была известна как хорошая портниха мужской одежды
  • сын  —  Баклановский Владимир Александрович. Обучался в Вологодской духовной семинарии. Вероятно, стал священником в Иоанно-Красносельской церкви г. Вологды, потом переведен в Комельскую церковь Грязовецкого уезда
  • сын  —  Баклановский Иван Александрович, земский начальник
  • сын  —  Баклановский Авенир Александрович, священник
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1860
Вологодская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

ок. 1860
рукоположен во диакона
26.8.1862
рукоположен во священника епископом Вологодским и Устюжским Христофором (Эммаусским)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
26.8.1862
1906
Вологодская и Тотемская епархия, Вологодская губ., Усть-Сысольский уезд, с. Лойма, Успенская церковь, протоиерей, настоятель, благочинный 3-го округа (1882 – март 1891; 1893 – апр. 1896), помощник благочинного (с 1878). Депутат по Усть-Сысольскому духовному училищу от округа своего благочиния (с 1871), законоучитель в Лоемском начальном народном училище (с 1875). В 1906 уволен за штат по прошению
Показать все

Награды

1871
право ношения набедренника, награжден «за ревностное прохождение своего звания»
1880
право ношения скуфьи, награжден «за полезную и усердную службу по духовному ведомству»
1880
архипастырское благословение, преподано «за полезную деятельность по народному образованию»
1887
право ношения камилавки, награжден «за заслуги по народному образованию»
1895
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого, награжден «за усердную и полезную службу по духовному ведомству»
1906
орден св. Анны 3-й степени
Показать все

Подробная биография

Протоиерей Александр — выдающаяся фигура в истории Прилузского района. Один из первых просветителей земли Прилузской.

Больше полувека он отслужил в сане священника Лоемской Успенской Церкви. Это необычайно большой срок для той эпохи! Он занимал должность благочинного церквей Прилузья. Пользовался почетом и уважением не только у приходских крестьян, но и у окрестного духовенства. Активно занимался народным просвещением. Отец 12 детей.

Родился 3/15 марта 1836 г. в семье священника Воскресенской Городско-Починковской церкви Вологодского уезда Павла Баклановского.

В 1860 году окончил Вологодскую духовную семинарию. Примерно в то же время принял сан диакона.

В 1862 г. рукоположен во священника к Лоемской церкви Христофором[1], епископом Вологодским и Устюжским.

Состоял на должности законоучителя в Лоемском начальном народном училище.

В 1865–66 годах ездил обучать детей в Спаспоруб, тем самым став первым учителем этого села[2].

В 1871 году из Усть-Сысольска в Вологду через Прилузье проезжал епископ Палладий. Он останавливался в Спаспорубе (15/27 июля) и в Лойме (16/28 июля), где обозревал церкви, которые нашел «в удовлетворительном состоянии». В Лойме епископ наградил о. Александра «за особенно похвальную жизнь», а дьячку Иерониму Заварину преподал архиерейское благословение «за честное и трезвенное поведение и отличный порядок в хозяйстве».

С 1871 по 1880 гг. о. Александр состоял депутатом по Усть-Сысольскому духовному училищу от округа своего благочиния.

6 ноября 1872 года его стараниями при Лоемской Успенской церкви было открыто первое в Прилузском районе приходское попечительство. В конце того же года при его помощи было организовано второе в истории района приходское попечительство — в Спаспорубе.

31 марта 1878 избран духовенством Прилузья на должность помощника благочинного.

16 апреля 1882 выбран депутатом на училищные съезды. В том же году он уже состоял на должности благочинного 3-го церковного округа.

Третий церковно-благочиннический округ Усть-Сысольского уезда среди всех прочих дореволюционных административно-территориальных образований наиболее точно соответствует современному Прилузскому району республики Коми и территориально является его предшественником. В этот округ входили 5 приходских церквей: Лоемская Успенская, Порубская (Спаспорубская) Преображенская, Ношульская Стефановская, Объячевская Николаевская и Летская Преображенская. Кроме них в районе были 4 приписных церкви и почти три десятка часовен. Благочиние раскинулось без малого на 200 верст и объединяло 118 поселений, в которых жило более 13 тысяч человек. Кроме того, благочинному регулярно требовалось бывать с отчетами в Вологде и Великом Устюге. Так что о. Александру приходилось часто и подолгу ездить.

Население Лоймы постоянно увеличивалось. Так, в 1788 году при церкви числилось 828 человек, в 1868 году — 1410, в 1873 — уже 1620, а в 1885 — 1796 человек. То есть, население увеличилось больше чем вдвое за 100 лет. Следовательно, в какой-то момент возникает необходимость расширить храм. Для этого и создается приходское попечительство. За 10 лет силами попечительства накапливаются материальные ресурсы, а в год 80-летия закладки храма Лоемский Успенский храм (1802–1804 годов постройки) расширяется. С юга у него появился новый придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости». Теперь храм стал трехпрестольным.

Из остатков стройматериалов при храме строится кирпичное здание просфорни. Позднее то же попечительство строит новое здание для школы[3] и обносит территорию храма кованой оградой на кирпичных столбах.

16 ноября 1885 года по поручению епископа о. Александр освящает новопостроенный храм в Спаспорубе.

Много сил и средств вложил о. Александр в дело просвещения и народного образования. Для достижения наилучшего результата о. Александр нередко прибегал к нестандартным решениям.

Так, например, 30 января 1885 года на заседании Вологодского Епархиального Училищного Совета о. Александр выступает с крайне необычным предложением. Он утверждает, что для улучшения (!) системы образования в Спаспорубе и Летке, оказывается, совершенно не нужно стремиться открывать в этих селах церковно-приходские школы. И даже наоборот, лучше приостановить их открытие.

Казалось бы, парадокс: для улучшения образования не нужно строить новых школ! Но вот в чем был его замысел:

«В видах того, что общество Порубское и Летское ходатайствуют перед Уездною Управою об открытии в их приходах училищ — открыть теперь церковно-приходские школы, не дождавшись решения Управы, и тем как бы отклонить Управу от прямого ея попечения к благим целям народного образования, полагаю преждевременным, тем более, что школы в таких приходах, каковы Порубский и Летский (первый раскинулся на 40 верст, последний на 90 верст), никогда не могут дать таких хороших результатов, какие можно ожидать всегда от земского училища. (...) Принимая это во внимание, я полагал бы за лучшее дождаться окончательного решения Управы, и затем, если вопрос будет решен Управою отрицательно, приступить к открытию в означенных приходах церковно-приходских школ».

Иными словами, о. Александр предполагает, что если Училищный Совет откроет в Спаспорубе и в Летке церковно-приходские школы, то Уездная земская управа откажется открывать в этих селах училища, которые, по мнению священника, были бы гораздо более полезны и эффективны, чем церковно-приходские школы. Но, как показало время, опасения о. Александра оправдались. Земская Управа отклонила ходатайства и не стала открывать училища в означенных селах. И как следствие, в следующем же году там начинаются работы по открытию церковно-приходских школ. При Спаспорубской Преображенской церкви школа грамоты была открыта 31 марта 1886 года. А 9 января 1891 года состоялось официальное открытие уже вполне самостоятельной Спаспорубской церковно-приходской школы.

По причине сильной протяженности Лоймы и непроходимости дорог в весенний и осенний сезоны 20 октября / 1 ноября 1891 года при Анкерской Никольской часовне[4] была дополнительно открыта Анкерская школа грамотности.

За просветительскую деятельность о. Александру было официально объявлено архипастырское благословение, а за труды по народному образованию он неоднократно получал денежные награды. В 1880 году за полезную и усердную службу по духовному ведомству награжден скуфьей, в 1887 — камилавкой.

27 сентября/9 октября 1890 года при канцелярии благочинного его трудами был открыт первый в Прилузском районе книжный магазин.

В тот же год начинается расширение Ношульского храма по той же схеме, по которой только что о. Александром был расширен Лоемский храм.

В 1891 году о. Александр по слабости здоровья попросил освободить его от должности благочинного. Но в 1893 году общим собранием духовенства и мирян 3-го церковного округа (Прилузского благочиния) он был вторично избран на должность благочинного. По болезненному состоянию позднее его заменял священник Василий Спасский.

В 1901 году на базе домашней библиотеки духовенства и ресурсов книжного магазина в Лойме открывается первая в Прилузье публичная библиотека.

Отец Александр усердно трудился в назидании народа, а церковный хор при храме неоднократно был отмечен как один из лучших по Усть-Сысольскому уезду. Дважды, в 1887 и в 1895 годах, о. Александр был награжден за усердную и полезную службу по духовному ведомству наперсным крестом от святейшего Синода. Много жертвовал денег в различные миссионерские и просветительские фонды — как от себя лично, так и из доходов Лоемской общины. В 1906 году императорским указом о. Александр награжден орденом Св. Анны 3-й степени.

Честно отслужив свою пастырскую службу, в возрасте 70 лет передал ее младшему сыну Авениру, только что закончившему Вологодскую Духовную семинарию. 19 августа/13 сентября 1906 в один день были подписаны прошение о. Александра об отставке и прошение о. Авенира заступить на место отца. Однако еще 10 лет о. Александр продолжал сослужить в храме вместе с сыном, наставляя и обучая его.

О. Александр умер 14/27 марта 1916 года в возрасте 80 лет.

Отец Александр прослужил в Лойме настоятелем 44 года и еще 10 лет служил священником вместе с сыном. Всего 54 года священнического служения — больше, чем любой другой священник за известные 400 лет существования церкви.

Вот что нам известно о семье о. Александра.

Супруга: Екатерина Григорьевна (Попова), дочь священника Ужгинской Афанасьевской церкви Григория Попова.

Домашний быт священнической семьи мало отличался от быта соседей-крестьян. Хозяйство Баклановских было хоть и не маленькое, но вполне сопоставимое с дворами местных крестьян. Дом одноэтажный с мезонином и надворными постройками. Летом вся семья трудилась в поле — на своем земельном наделе (30 десятин).

В семье Александра Павловича и Екатерины Григорьевны было двенадцать детей:

1. Старшая дочь Лидия (1869 г. р.), была замужем за священником Устюжской Ильинской церкви Харлампием Жуковым.

2. Дочь Александра (1864 г. р.). Одна из первых учительниц Лоймы, после окончания Усть-Сысольской женской гимназии помогала отцу вести уроки.

3. Павел (1866 г.р.) В 1882–1888 г. обучался в Вологодской духовной семинарии, с 6 мая 1888 г. — псаломщик Лальского Воскресенского собора, потом священник Спасской церкви в г.Лальске, с 1910 года — благочинный 3 церковного округа Устюжского уезда.

4. Александр (род. 16.2.1868) обучался в Вологодской духовной семинарии (1890), с 1903 по 1907 г. — священник Ертомской церкви, а после — Алёшевской Николаевской церкви в Устюжском уезде.

5. Николай (1877 г. р.), окончил Устюжское духовное училище, был на службе в Устюжском казначействе. В 1913 году был бухгалтером 1 разряда, 26 ноября 1913 года произведен из титулярных советников в коллежские асессоры.

6. Анна.

7. Людмила.

8. Екатерина.

9. Надежда (1882 г. р.). Была известна как хорошая портниха.

10. Близнецы Владимир — кандидат на должность земского начальника, обучался в ВДС; вероятно, стал священником в Иоанно-Красносельской церкви г. Вологды, потом переведен в Комельскую церковь Грязовецкого уезда.

11. И Иван был земским начальником.

12. Авенир (5/17 августа 1885 г. р.) стал последним священником Лоймы.

К сожалению, столь выдающийся деятель истории региона оказался забыт из-за событий, последовавших на следующий же год после его смерти. Его могила утрачена, а существовавшие фотографии погибли во время многократных обысков и арестов его потомков.

Думается, нравственный долг жителей Прилузья — как-нибудь увековечить память одного из самых первых просветителей своей малой родины.

_______

1. НАРК. Клировые ведомости Лоемской Успенской церкви.

2. НАРК. Ф. 230. Оп. 1. Д. 284. Л. 179–180 ; Д. 335. Л. 352–353.

3.«Православные приходы и монастыри севера». URL: http://parishes.mrezha.ru/index.php

4. Вологодские епархиальные ведомости (ВЕВ). 1871. № 2, прил. С. 68.

5. ВЕВ 1871. № 20, прил. С. 701.

6. ВЕВ. 1872. № 24. С. 536.

7. Вологодские Губернские Ведомости. 1873. № 6. С. 6.

8. ВЕВ. 1874. № 2. С. 372.

9. ВЕВ. 1878. № 8. С. 103.

10. ВЕВ. 1880. № 13. С. 151 ; № 23. С. 348.

11. Список населенных мест Вологодской губернии. Вологда, 1881. С. 119–129.

12. ВЕВ. 1882. № 5, прил. С. 16 ; № 10. С. 103.

13. Адрес-календарь Вологодской губернии на 1883 г.. Вологда, 1882. С. 24.

14. Вологодские Губернские Ведомости за 1885 г.

15. Журнал заседаний Вологодского Епархиального Училищного Совета, 1885 г. Рапорт № 21.

16. ВЕВ. 1887. № 8. С. 85.

17. ВЕВ. 1888. № 13. С. 122.

18. ВЕВ. 1891. № 2. С. 26 ; № 12, прил. С. 189 ; № 13, прил. С. 201.

19. ВЕВ. 1892. № 12. С. 130.

20. ВЕВ. 1893. № 11. С. 196 ; № 13. С. 158.

21. Памятная книжка Вологодской губернии на 1893 и 1894 годы. Вологда, 1893 г. Ч. 2. С. 184–185 табл.

22. ВЕВ. 1894. № 17. С. 283.

23. ВЕВ. 1895. № 11. С. 168.

24. ВЕВ. 1896. № 9. С. 115.

25. Памятная книжка Вологодской губернии. Вологда, 1896 г. Ч. 2. С. 14.

26. ВЕВ. 1904. № 10. С. 164 ; № 13. С. 300.

27. Вологодские Губернские Ведомости за 1905 г. № 4, прил. С. 12.

28. ВЕВ. 1906. № 17. С. 375.

29. ВЕВ. 1911. № 21. С. 423.

30. ВЕВ. 1916. № 10. С. 174.

31. Знамя труда. 1991, 3 сентября.

32. Знамя труда. 1991, 14 сентября.

33. Знамя труда. 2004, 17 июня.

34. Православие в Прилузье: церкви и часовни : (Сборник материалов). Объячево, 2008.

35. Судебно-следственное дело Баклановского Авенира Александровича. № 14687.

___________

[1] Этот же епископ рукоположил в священнический сан св. Иоанна Кронштадтского.

[2] Надо отметить, что в Спаспорубе долгое время были проблемы с системой образования. Духовенство Лоемского храма и учителя Лоемской школы регулярно ездили на занятия в Спаспоруб вплоть до 1912 года.

[3] Сгоревшая недавно администрация СП «Лойма».

[4] Никола-на-Анкирчье.


Текст: Иевлев П. М. Баклановский Александр Павлович — просветитель Прилузья //
Имена и судьбы Республики Коми в родовой памяти и генеалогии :
Материалы 5-х родословных чтений в Прилузье. 2021

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию