Герасим (Добросердов Георгий Иванович), епископ, святитель

  • Дата рождения: 26.10.1809
  • Место рождения: Иркутская губ., Иркутский округ, слобода Бельская
  • Дата смерти: 24.6.1880
  • Место смерти: г. Астрахань; погребен в крипте Астраханского Успенского кафедрального собора. 17.4.2005 мощи святителя Герасима были открыты, подняты из крипта и поставлены в Успенском соборе г. Астрахани для поклонения

Прославлен. Память совершается в Соборе Сибирских святых (10 июня/23 июня)

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Иркутское духовное училище
1832
Иркутская духовная семинария
окончил 2-м учеником
1841
1845
Санкт-Петербургская духовная академия
окончил со степенью магистра богословия
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

12.4.1836
рукоположен во священника епископом Иркутским Иннокентием (Александровым)
1.3.1845
пострижен в монашество
1.10.1846
возведен в сан игумена
12.5.1849
возведен в сан архимандрита
10.3.1863
хиротонисан во епископа в Александро-Невской лавре
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
25.7.1832
1836
г. Иркутск, Иркутское духовное училище, инспектор, учитель
1836
1841
Иркутская, Нерчинская и Якутская епархия, г. Иркутск, Преображенская церковь, священник. Член Иркутского попечительства о бедных духовного звания и член Иркутской духовной консистрии. В клировой ведомости Иркутской Преображенской церкви за 1841 год имеется «памятная запись»: «священник Георгий Добросердов Преосвященнейшим Нилом, архиепископом Иркутским уволен для поклонения св. мощам преподобного Сергия Радонежского чудотворца» (ГА Иркутской обл. Ф. 50. ОЦ. Д. 1093. Л. 68)
23.9.1845
1846
Тверская и Кашинская епархия, г. Тверь, Тверская духовная семинария, иеромонах. Преподаватель богословия
1846
25.10.1850
Кавказская и Черноморская епархия, г. Ставрополь, Кавказская духовная семинария, архимандрит (с 12.5.1849). Инспектор и преподаватель Всеобщей истории и греческого языка. Ректор Кавказской духовной семинарии (с 16.4.1849). Председатель комиссии для первоначального экономического устройства семинарии. Член духовной консистории
25.10.1850
8.9.1855
г. Симбирск, Симбирская духовная семинария, архимандрит. Ректор духовной семинарии. Член духовной консистории и цензор проповедей. Директор Симбирского попечительного общества о тюрьмах и попечитель Симбирской арестантской роты гражданского ведомства
8.9.1855
12.3.1860
Харьковская и Ахтырская епархия, г. Харьков, Харьковская духовная семинария, архимандрит. Ректор духовной семинарии. Настоятель Куряжского Преображенского второклассного монастыря. Член духовной консистории, цензор проповедей. Благочинный епархиальных монастырей
12.3.1860
10.3.1863
Калужская епархия, г. Калуга, Калужская духовная семинария, архимандрит. Ректор и профессор богословских наук в духовной семинарии. Настоятель Лихвинского Покровского — Доброго монастыря. Член духовной консистории и благочинный епархиальных монастырей
1864
24.6.1865
Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская епархия, Ревельское викариатство, епископ. Председатель губернского присутствия по обеспечению православного духовенства Санкт-Петербургской епархии и вице-президент Новгородского тюремного комитета
24.6.1865
26.1.1866
Новгородская, Санкт-Петербургская и Финляндская епархия, Ладожское викариатство, епископ. Председатель православного миссионерского общества
26.1.1866
8.12.1877
Самарская и Ставропольская епархия, епископ. Преобразовал духовную семинарию и духовное училище. Открыл обще-епархиальное женское училище. Открыл воскресные школы при семинарии и некоторых приходах. Организовал миссионерское общество. Увеличил фонд попечительства о бедных духовного звания. Учредил эмерительную кассу для лиц духовного звания
8.12.1877
24.6.1880
Астраханская и Енотаевская епархия, епископ. Почетный член Самарского местного управления о раненных и больных воинах (с 27.11.1878)
Показать все

Награды

между 1846 и 1849
право ношения палицы
между 1850 и 1855
орден св. Анны 2-й степени
между 1860 и 1862
орден св. Анны 2-й степени с Императорской короной
1862
орден св. Владимира 3-й степени
между 1866 и 1877
орден св. Анны 1-й степени
31.3.1874
орден св. Владимира 2-й степени. «В Монаршем внимании к отлично-усердному пастырскому служению вашему, ознаменованному отеческою попечительностью о пользах и нуждах вверенной вам паствы и благоустройстве местных духовно-учебных учреждений, Мы признали справедливым сопричислить...»
между 1866 и 1877
Высочайшая благодарность (благодарность от Государя Императора) «за пожертвование 1500 руб. на учреждение в Самарском епархиальном женском училище стипендии для воспитания на проценты с его капитала одной сироты»
между 1866 и 1877
благоволение Святейшего Синода «за пожертвование некоторых духовных журналов для фундаментальной библиотеки Иркутской духовной семинарии и 200 руб. деньгами для приобретения пособий по Священному Писанию»
13.12.1877
орден князя Даниила Черниговского 1-й степени «за особые заслуги, оказанные Черниговскому народу, в бедственную для Балканских славян — последнюю войну с Турциею, пожалован князем Черногорским Николаем»
Показать все

Другие сведения

В жизни епископа Герасима (Добросердова) видны особые пути Промысла Божия, ведшие его к столь высокому сану — архипастыря Христовой церкви. «О его святительском служении было предсказано еще до его рождения. Отец его, причетник Иоанн, овдовевши и оставшись с двумя малолетними детьми, вздумал жениться на дочери местного хлебопашца и торговца Марии. Мария не соглашалась выходить за него замуж, да и отец ее, как человек зажиточный, не хотел выдать свою дочь за такого бедного жениха, при том же вдовца, имевшего двух малолетних детей. Но Иоанн не оставлял своего желания и продолжал искать ее руки года четыре. Наконец отец Mapии Иван Гаврилович увидел во сне одного благолепного мужа в святительской мантии, который повелел ему не противиться воле Господней и отдать дочь свою за Иоанна; при чем предсказал, что у них родится сын, который предназначен Господом быть святителем. После этого Иван Гаврилович объявил дочери о своем согласии на ее бракосочетание с Иоанном, и она волей-неволей покорилась родителю: вышла за Иоанна. Ровно чрез 9 месяцев у них родился сын Георгий. И по собственному расположению, а может быть и по внушению свыше, Георгий с самого юного возраста был склонен к уединению и молитве. Ребенок нередко становился в уединенном месте, воздевал руки к Богу и в сладость молился. Любимым его занятием было отправлять богослужение дома, при чем он побуждал и престарелую свою бабушку молиться с собою по часу и более за печкою, на стене которой намалевывал углем Божию Матерь или Рacпятие <...>

Родители держали Георгия в строгости, особенно мать, которая нежно любила его, но вместе с тем была к нему взыскательна. Благочестивая и богобоязненная, она сама усердно молилась и сына учила читать утренние и вечерние молитвы. С своей стороны и набожный отец всегда, во всякую погоду, водил с собою в храм к богослужению Георгия, где приучал его стоять скромно, не развлекаться посторонними предметами, а также петь и читать. Таким образом благочестивые родители посевали в юной душе своего сына благия семена, которые в свое время принесли обильный плод <…>  Семи лет Георгий умел уже бойко читать, стройно петь альтом на клиросе и добрую половину Псалтири знал наизусть. В 1818 г. при их церкви упразднилось дьячковское место. Причетник Иоанн, не имея средств дать образование Георгию, пожелал определить его на это место и с этою целью отправился вместе с девятилетним сыном в г. Иркутск к еп. Михаилу [Бурдуков]. Владыка принял их и сказал, что невозможно зачислять место за таким малолетком, потому что он еще не в силах исполнять дьячковских обязанностей. Эти слова Преосвященного затронули детское самолюбие Георгия и он смело сказал: "да я и петь и читать умею". Преосвященный изумился, поставил его пред собою и начал спрашивать, что он умеет читать и петь. Георгий прочитал ему наизусть несколько псалмов и пропел половину херувимской песни <...> Заметивши способности в мальчике, Преосвященный приказал отцу теперь же отвести его и поместить в духовное училище.

Сначала Георгий жил в бурсе, а потом отец из тяжелой того времени бурсацкой жизни перевел его на квартиру. Учился он прилежно, вел себя скромно, часто проводил время в уединении и молитве. Однажды два старших ученика обидели кроткого Георгия, и он горько плакал. В это время в училище приехал ректор семинарии, архим. Николай. Увидевши плачущего Георгия, он спросил его: "о чем ты плачешь? ". Мальчик отвечал, что — так, ни о чем. <…> Ректор стал расспрашивать других, кто его прибил, — и ему открыли виновных. А Георгий, жалея своих обидчиков, потому что в те времена жестоко наказывали за проступки, со слезами на глазах продолжал уверять, что его никто не бил. Ректор, тронутый добрым сердцем Георгия, сказал, что "отныне да будешь ты Добросердов"; с тех пор эта фамилия и усвоена ему и брату его Харлампию. Из духовного училища Георгий Добросердов перешел в духовную семинарию. С течением возраста в нем возрастала жажда к уединению, и он часто мечтал оставить мир и жить в пустыни по примеру св. пустынножителей. Проезжая однажды к родителям в село Бельское, он заметил пещеру в скале, висящей отвесною стеною над рекою Белой. Эта пещера пленила его своим уединением и как бы манила к ceбе. С этих пор он стал ожидать благоприятного случая переселиться в эту пещеру и решительно стал удаляться от товарищей. Он беспрерывно занимался науками и чтением, а свободное время посвящал на молитву. Стал вкушать пищу очень умеренно, а иногда по целым суткам и более оставался без пищи. При таком образе жизни он до такой степени полюбил молчание, что и о нужном говорил редко <...>

В это время и мать Георгия обратилась с просьбою к благочестивому старцу, иepомoнaxy Нифонту, служившему в Крестовой церкви, посетить ее сына для духовного наставления. Георгий открыл ему свою душу и желание удалиться в пещеру, чтобы проводить жизнь подобно древним пустынножителям, питаясь одними кореньями и травами. Старец Нифонт, укрепляя его в духовных подвигах, советовал ему не пренебрегать дарами Божиими, не скрывать талантов в землю, а возвратиться в семинарию для продолжения образования. Георгий, сознавая справедливость слов о. Нифонта и опасаясь огласки со стороны смотрителя дома призрения, а также чувствуя непреодолимое влечение к образованию, оставил свое намерение поселиться в пещере и возвратился в семинарию. Менее чем в полтора месяца он наверстал все опущенное в науках и вместе с товарищами был переведен в философский класс (2-й класс семинарии). Занимаясь усердно науками, он не оставлял и прежних духовных занятий: молитва, пост и уединение были неотлучными его спутниками. Не смотря на запрещение инспектора семинарии, человека молодого и пылкого, не ходить ежедневно к богослужению и на приказ бывать за ужином, Георгий неопустительно ходил к утрени, обедни и вечерни и, по возможности, уклонялся от ужина. В праздничные дни он ходил к о. Нифонту, который беседовал с ним о духовных предметах и указывал ему то на ту, то на другую святоотеческую книгу. Георгий читал эти книги и услаждался ими с восторгом радости <...>

На меcтo еп. Михаила [Бурдукова] был переведен еп. Ириней [Несторович], человек строгой жизни и строгий к подчиненным. Георгий в это время был старшим над apxиepeйскими певчими, поэтому еп. Ириней [Несторович] хорошо его знал. Видя дарования, знания и высоко-нравственную жизнь Георгия, Ириней [Несторович] полюбил его и оказывал ему доверие, которое с течением времени все более и более возростало, так что однажды, в каникулярное время, он дал ему весьма важное секретное поручение — отправиться на проповедь к бурятам и проездом поразведать о нравственном состоянии духовенства, с тем чтобы дурно живущих он постарался вразумить и наставить на путь истинный. Кто раскается, тех предать суду Божию, а кто не захочет исправить своей жизни, о тех донести Преосвященному формальною бумагою. В продолжении двух месяцев, июля и августа, он объехал почти всю Иркутскую область. Но только что он вернулся 3 сентября с рапортом к Преосвященному, неожиданно пришел указ об увольнении его. На доверие Преосвященного к Георгию многие смотрели с худой стороны, не исключая и семинарского начальства, и не доброжелательствовали к нему. А по увольнении еп. Иринея [Несторовича] члены Консистории, ректор, профессора и дpyгие начали насмехаться над ним. Георгий остался как агнец посреди волков, которые готовы были поглотить его и стереть с лица земли. Это был новый крест для Георгия. Но Господь, на Которого Георгий возверг печаль свою, защитил его.

Чрез два месяца по увольнении еп. Иринея [Несторовича], на Иркутскую кафедру вступил архиеп. Мелетий [Леонтович]. У него был племянник, которому нужен был домашний учитель и воспитатель. Преосвященный просил ректора семинарии порекомендовать ему для племянника семинариста, при чем добавил, что по достоинствам этого семинариста он будет судить о всей семинарии. Ректор, как ни был не расположен к Георгию, волей-неволей вынужден был рекомендовать его, потому что лучшего и надежнейшего семинариста не было. Поселившись в доме Преосвященного, Георгий избавился от сетей ловчих, могших погубить его <…> В 1832 г. Георгий окончил курс в семинарии вторым учеником. Не благоволивший к нему ректор семинарии не поставил его первым учеником. "Пожалуй загордится молодой человек", говорил он. По той же причине он в аттестате его, выданном 10 августа 1832 г. за № 525, унизил его успехи, отметивши оные так: "довольно хорошо, хорошо и порядочно". По окончании курса он хотел поступить в монашество, но по убеждению матери и по совету еп. Мелетия [Леонтовича] отложил это намерение на некоторое время — для испытания себя и приготовления к монашеству — и был определен учителем Иркутского дух. училища, а затем инспектором онаго.

В это время молодой учитель Георгий Иванович впал было в искушение. Сближаясь с своими сослуживцами, он мало-помалу, незаметно для себя, стал привыкать к обществу, скучал по временам одиночеством и даже храм Божий стал посещать все реже и реже. Для препровождения времени он начал посещать знакомых, играть в карты и наконец почувствовал необходимость семейной жизни. Встретилась девица Наталья Михайловна, овладевшая его сердцем, и он обвенчался с нею 29 января 1836 г. и поступил во священника, оставаясь учителем дух. училища. Но Промысл Божий неуклонно вел теперь уже иepeя Георгия к предопределенному ему святительскому служению. Чрез пять лет он овдовел, поступил в С.-Петербургскую академию, где на последнем курсе принял монашество <...> Имея крепкую веру в святое Провидение, он во всех несчастиях и бедствиях утешал и ободрял себя и других упованием на благость Божию. Когда он ехал в С.-Петербургскую академию и по дороге был у Московскаго митроп. Филарета, который, между прочим, спросил его: есть ли у него какая-нибудь протекция в С.-Петербурге, он ответил: "Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый". С этими словами на устах он и скончался.

В 1984 году святитель Герасим был прославлен для общецерковного почитания в составе Собора Сибирских святых. 17 апреля 2005 года мощи святителя Герасима были открыты, подняты из крипты и поставлены в Успенском соборе для поклонения» (Успенский кафедральный собор)

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию