Место смерти:г. Казань,
погребен на Арском кладбище
Родственники
отец
—
Егоров Ф. И., преподаватель математики, впоследствии действительный статский советник
жена
—
Егорова Анна Ивановна
Показать всех
Образование
Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Московская 6-я гимназия
окончил
1887
1891
Императорский Московский университет
окончил математическое отделение физико-математического факультета с дипломом 1-й степени, оставлен для приготовления к профессорскому званию
1894
Московский Императорский университет
удостоен степени приват-доцента. Тема магистерской диссертации: «Уравнения с частными производными 2-го порядка по двум независимым переменным»
1901
Московский Императорский университет
удостоен степени доктора. Тема докторской диссертации: ««Об одном классе ортогональных систем»
1903
Московский Императорский университет
утвержден экстраординарным профессором
1904
Московский Императорский университет
утвержден в звании ординарного профессора
1917
Московский университет
избран на 4 года помощником ректора
Развернуть
Награды
1905
орден св. Анны 3-й степени
Показать все
Преследования
5.10.1930
арестован в г. Москве как участник организации «Истинно-православная церковь» (ИПЦ) вместе с философом А. Ф. Лосевым и другими представителями московской интеллигенции и духовенства
5.10.1930 ок. сент. 1931
находился в заключении во внутренней тюрьме ОГПУ на Лубянке (г. Москва)
3.9.1931
осужден коллегией ОГПУ на 5 лет заключения в концлагерь (ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР), заменен на 5 лет ссылки, считая срок с 09.10.1930
В 1902 г. Дмитрий Федорович был отправлен с ученой целью сроком на 1 год за границу. Посещал лекции в Берлине, Геттингене, Марбурге, Париже. По возвращении в Россию наряду с научной деятельностью систематически вел математический семинар, посвящавшийся из года в год различным областям математики.
В 1921–1930 гг. Дмитрий Федорович являлся действительным членом, а с 1924 г. директором НИИ математики и механики 1-го МГУ. Также был председателем Предметной комиссии по математике; вице-президентом, а с 1923 г. президентом Московского математического общества; в 6.12.1924 стал членом-корреспондентом АН СССР.
«Выдающийся математик, педагог, создатель одной из ведущих математических школ XX в. — Московской школы теории функ ций, Д. Ф. Егоров был в то же время талантливым администратором, направлявшим деятельность всей московской математики. В тяжелый для науки и образования период он не покидал Москвы, стараясь поддержать уровень математического образования в университете и научную жизнь в Математическом обществе. Как только в 1924 г. появилась возможность возобновить издание "Математического сборника", Дмитрий Федорович сделал все возможное, чтобы в короткое время превратить его в один из лучших математических журналов Европы. В 1927 г. он собрал в Москве Всероссийский съезд математиков. Будучи председателем Предметной комиссии по математике и директором Института математики и механики Московского университета, Д. Ф. Егоров в меру своих возможностей противодействовал политике очищения студенчества от лиц, имевших "неправильное" социальное происхождение. Благодаря ему многие впоследствии знаменитые математики (например, купеческий сын И. Г. Петровский) смогли закончить университет и стать профессиональными учеными. Всю свою жизнь Дмитрий Федорович Егоров оставался глубоко верующим человеком. Известно, что он изучил труды святителя Игнатия (Брянчанинова) и св. прав. Иоанна Кронштадтского, наизусть цитировал пророчества о будущем России преподобного Серафима Саровского. Человек с такими убеждениями не мог принять большевизм. В некоторых советских вузах не хватало аудиторий, и профессору Егорову предложили читать лекцию в бывшей церкви, приспособленной под аудиторию. Егоров решительно отказался, и этот его отказ расценили как "пощечину пролетарскому студенчеству". Однажды для перевоспитания профессоров старой школы устроили собрание, на котором революционная молодежь призывала преподавателей к ответу, и все они заявляли о верности советской власти. Когда дошла очередь до Дмитрия Федоровича, он сказал: "Я не уверен, что буду понят этой аудиторией, но я считаю недостойным скрывать свои мысли. Я являюсь сторонником конституционной монархии". "Пролетарское студенчество" и "красная профессура" развернули кампанию против Д. Ф. Егорова. Сохранились протоколы двух заседаний Общеуниверситетского бюро аспирантов. На этих заседаниях "аспиранты с выдвиженцами из студентов дали хорошую отповедь профессору Егорову, критикуя его косность, оторванность, инертность и аполитичность... Особым нападкам подвергался Д. Ф. Егоров за свою религиозность". В конце 1929 г. Дмитрия Федоровича отстранили от руководства Институтом математики и механики. На его место пришел "красный профессор" О. Ю. Шмидт, призвавший сотрудников изучать марксизм и перестраивать работу на его основе, а тех, кто не согласится, назвал вредителями. На это профессор Егоров возразил, что истинным вредительством является навязывание ученым стандартного мировоззрения. Дмитрий Федорович Егоров был убежденным сторонником имяславия — учения "о незримом присутствии Бога в Божественных именах". Кружок имяславцев, сложившийся вокруг Д. Ф. Егорова, А. Ф. Лосева и М. В. Новоселова и собиравшийся на их квартирах, в 1927 г. стал одним из центров оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому), привлек внимание ОГПУ, и в октябре 1930 г. его участники были арестованы. Они были включены в сфабрикованое ОГПУ "дело политического и административного центров всесоюзной контрреволюционной монархической организации церковников «Истинно-православная церковь»". В это время Дмитрий Федорович был тяжело болен и в тюремной камере мог только лежать. Выдающийся российский ученый Владимир Николаевич Щелкачев, в юности бывший учеником Д. Ф. Егорова и вместе с ним проходивший по делу "Истинно-православной церкви", вспоминал: "Меня арестовали и повезли в «черном воронке» на Лубянку. Утром завели в камеру, которая была перераспределительной, и вдруг в нее ввели профессора Московского университета Дмитрия Федоровича Егоро ва. Он вошел согбенно и сказал: «Мне очень больно, у меня язва желудка». В камере стояла только одна скамья. Он положил на пол свою шубу и лег. Всем, кто сидел в камере, я сказал, что это профессор, почетный член Академии наук СССР, президент Московского математического общества. Люди, не знавшие его раньше, чтобы его развлечь, стали задавать вопросы. Кто-то спросил: «Дмитрий Федорович, а вот скажите, есть ли талантливая молодежь?» — «Есть, — говорит, — самым талантливым я считаю Колмогорова». А потом вдруг открылась дверь, и раздался возглас: «Щелкачев, Егоров — выходите!» Дмитрий Федорович поднялся с пола, я подошел к нему и предложил помочь, взял его под руку и говорю: «Дмитрий Федорович, я Ваш бывший студент, я три экзамена Вам сдавал, по аналитической геометрии, по интегрированию дифференциальных уравнений и по вариационному исчислению». Он говорит: «Так, немножко помню». Завели нас в комнату, там стояло два стола, за которыми сидели молоденькие девчушки. Они нам властно приказали раздеться догола. Дмитрий Федорович сказал: «Какое унижение, зачем же такое безобразие?» — «Раздевайтесь!» — повторили нам. Разделись. «Заходите в соседнюю комнату!» Вошли: там был предбанник, дальше — душ. Нам сказали: «10 минут!». Приняли душ, оделись и опять зашли в камеру. В этот же день к вечеру Дмитрия Федоровича забрали, и живым я его не видел". Когда много лет спустя В. Н. Щелкачев получил возможность ознакомиться с материалами следственного дела, он убедился в том, что его учитель замечательно держался на допросах. Вот фрагмент из показаний Д. Ф. Егорова: "Вопрос о революции как о Божьем наказании за грехи не является для православных чем-то новым, и потому, помещая в документах в защиту имяславия этот момент, мы ничего нового не вносили. Впервые этот момент появляется в пророчестве Серафима Саровского... «Сатана был первый революционер, через это спал с неба», — говорится в этом пророчестве. Для христиан революция, как свержение Богом установленной власти является противлением воле Божией и в этом смысле делом сатанинским. Под установленной Богом властью не понимается только царская власть, а власть вообще, существовавшая до революции..." И далее ученый подробно излагает пророчество преподобного Серафима о карах Божиих за грехи русского народа. Дмитрия Федоровича около года держали в ... тюрьме, затем выслали в Казань в тюремном вагоне и поместили в спецотделение местной больницы от ОГПУ. Тюремную пищу он есть уже не мог из-за обострившейся язвы желудка. Дмитрий Федорович объявил голодовку и добился перевода в обычный госпиталь. Когда ему принесли еду, было уже поздно. Последние слова ученого были: "Дайте мне Библию"» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 6. С. 167–168, 171).
Развернуть
Литература
За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956 : Биографический справочник / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Научн. редакция: прот. Владимир Воробьев, священник Александр Мазырин, Л. А. Головкова, Н. А. Кривошеева и др. М., 2015– . Кн. 7. С. 167–171