Иосиф (Николаевский Иван Васильевич), епископ

Один из самых ярких исповедников Веры Христовой на Новгородской земле. Почитаем как страстотерпец, «мученик за народ и церковь», добрый пастырь, хранитель и благоустроитель Иверской обители. По словам митрополита Новгородского и Старорусского Льва (Церпицкого), владыка Иосиф «пострадал за веру и до последних минут жизни остался верен Христу и своему пастырскому долгу».

  • Дата рождения: 1862
  • Место рождения: Новгородская губ., Новгородский уезд, с. Званка
  • Дата смерти: 14.12.1930
  • Место смерти: Ленинградская обл., Валдайский р-н, г. Валдай. Погребен на городском кладбище у Петропавловской церкви. 25.7.2015 прах владыки перенесен в Иверский Святоозерский монастырь, где на след. день был торжественно погребен перед алтарем Иверского собора

Родственники

  • отец  —  Николаевский Василий Петрович, священник
  • мать  —  Николаевская Анна Андреевна (1834/1835 – не ранее 1864), рано лишившись родителей, до замужества жила у своего старшего брата, пономаря церкви Воскресения Христова с. Званка Тихвинского уезда Ивана Андреева
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1880
1886
Новгородская духовная семинария
окончил с аттестатом 2-го разряда
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1.5.1887
пострижен в монашество в Юрьевом монастыре с именем Иосиф в честь прп. Иосифа Песнописца
22.9.1887
рукоположен во иеродиакона
23.4.1889
рукоположен во иеромонаха
21 май 1900
возведен в сан архимандрита
18.9.1921
хиротонисан во епископа
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
30.6.1886
15.2.1894
Новгородская и Старорусская епархия, г. Новгород, Свято-Юрьев мужской монастырь, иеромонах (до 22.9.1887 — послушник, до 23.4.1889 — иеродиакон). Член правления Новгородского епархиального свечного завода (31.8.1887–27.7.1891). С 18.4.1889 — ризничий, с 29.4.1892 — казначей обители; с 17.11.1892 вместе с настоятелем заведовал монастырским хозяйством
15.2.1894
12.4.1906
Новгородская и Старорусская епархия, г. Новгород, архиерейский дом, архимандрит (до 21.5.1900 — иеромонах), эконом (назначение утверждено резолюцией епархиального начальства 5.2.1895). Член епархиального попечительства (с 3.11.1894). Наблюдал за ходом реставрации древнего Софийского собора Новгорода, в сент. 1900 участвовал в торжествах по случаю его освящения. Председатель строительной комиссии по капитальному ремонту исторического храма в честь Преображения Господня (церковь Спаса на Нередице) близ Новгорода (с 2.11.1902), контролировал ремонтные работы в храме (1903–1904)
8.5.1906
1921
Новгородская и Старорусская епархия, Новгородская губ., г. Валдай, Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь (с июля 1919 — Иверская трудовая сельскохозяйственная артель из числа мирян и монашествующих), архимандрит, настоятель. Благочинный монастырей Новгородской губ.: Свято-Духова в г. Боровичах и Железковской пустыни — мужских и Короцкого, Ригодищского, Успенского и Тиховской общины — женских (с 15.7.1906). Попечитель епархиального попечительства о бедных духовного звания (с 20.7.1906). Ревизовал Старорусское духовное училище (1908). В февр. 1912 содействовал проведению в Валдайском монастыре миссионерских курсов для окрестного духовенства. Действительный пожизненный член Новгородского церковно-археологического общества (избран в 1913). Член местных отделений Палестинского и Миссионерского обществ. Почетный член братства свт. Тихона Задонского (с 13.6.1906)
18.9.1921
1927
Новгородская и Старорусская епархия, Валдайское викариатство, епископ, настоятель Иверской обители. С 1922 — в обновленческом расколе; в 1923 принес покаяние Патриарху Тихону (Беллавину). В конце 1930-х — на покое (жил в доме инженера П. Ф. Вахрушева на Образцовой горе в Валдае), по праздникам служил в Троицком соборе и в храме Короцкого женского монастыря во имя свт. Тихона Задонского
Показать все

Награды

14.12.1891
право ношения набедренника
май 1896
серебряная медаль «В память царствования Императора Александра III» для ношения на груди на Александровской ленте
30.5.1897
право ношения наперсного креста
4.5.1904
орден св. Анны 3-й степени
2.11.1904
архипастырская благодарность со внесением в формулярный список, награжден «за труды по ремонту окологородней Спасо-Нередицкой церкви»
6.5.1913
орден св. Анны 2-й степени
29.6.1917
благословение Святейшего Синода
17.8.1917
архипастырское благословение, преподано «за пожертвование и заботу о церковно-приходской школе»
29.3.1920
благословение Святейшего Синода, с выдачей установленной грамоты
Показать все

Преследования

1927
арестован
1928
находился в ссылке в г. Рыбинске
Показать все

Подробная биография

Будущий епископ Валдайский Иосиф (Иоанн Васильевич Николаевский) родился в 1862 году в семье Василия Петровича Николаевского, священника храма Воскресения Христова села Званка Новгородского уезда Новгородской губернии (нынешнего Чудовского района Новгородской области)[1]. Мама его, Анна Андреевна, лишившись родителей, до замужества была на воспитании у своего старшего брата, пономаря той же церкви Ивана Андреева. Иоанн был третьим ребенком, кроме него в семье были еще две дочери — Анна и Мария.

30 июня 1886 года, по окончании Новгородской духовной семинарии, Иоанн Николаевский поступил на испытание в новгородский Свято-Юрьев мужской монастырь. 1 мая 1887 года принял там монашеский постриг с именем Иосиф в честь прп. Иосифа Песнописца. С 31 августа 1887 по 27 июля 1891 год являлся членом правления новгородского свечного завода, действовавшего при монастыре. 20 сентября 1887 года был рукоположен во диакона. С 18 апреля 1889 года — ризничий монастыря. 23 апреля 1889 года рукоположен во иерея. 29 апреля 1892 года назначен казначеем обители, с 17 ноября того же года вместе с настоятелем заведовал монастырским хозяйством.

15 февраля 1894 года Новгородский архиепископ Феогност (Лебедев) определил отца Иосифа исполняющим должность эконома архиерейского дома (назначение утверждено Синодом 5 февраля 1895 года). В его обязанности входили: выделение денежных средств и наблюдение за ходом реставрации древнего Софийского собора Новгорода, финансируемого Новгородским архиерейским домом.

21 мая 1900 года отец Иосиф (Николаевский) был возведен в сан архимандрита. В сентябре того же года участвовал в торжествах по случаю освящения отреставрированного Софийского собора. 2 ноября 1902 года Новгородский архиепископ Гурий (Охотин) назначил архимандрита Иосифа председателем строительной комиссии по капитальному ремонту исторического храма в честь Преображения Господня (Спаса на Нередице) близ Новгорода. В 1903–1904 годы он контролировал ремонтные работы в Спасо-Нередицком храме, осуществлявшиеся также на средства архиерейского дома.

Определением Синода от 12-26 апреля 1906 года, по представлению архиепископа Гурия, архимандрит Иосиф назначен настоятелем Валдайского Святоозерского, в честь Иверской иконы Божией Матери, мужского монастыря. Отбыл к новому месту служения 8 июня того же года. Восстановил в обители надлежащий порядок.

С самого начала службы в Валдае в 1906 году владыка состоял попечителем епархиального Попечительства о бедных духовного звания. И до последних дней своего пастырского служения он был сердечным попечителем духовенства, монашества и прихожан. Являясь Почетным членом Братства святителя Тихона Задонского, он принимал самое деятельное участие в его работе, а также жизни Иверского монастыря и других обителей, входивших во вверенное ему благочиние: Боровичского Свято-Духова монастыря, Железноводской мужской пустыни, женских Короцкого, Ригодищского, Успенского монастырей, Тихвинской женской общины.

В 1908 году вместе с Тихвинским епископом Андроником (Никольским) ревизовал Старорусское духовное училище. Содействовал проведению в феврале 1912 года в Валдайском монастыре миссионерских курсов для окрестного духовенства. В 1913 году избран действительным пожизненным членом Новгородского церковно-археологического общества. Состоял членом местных отделений Палестинского и Миссионерского обществ. 

Отец Иосиф был награжден орденами св. Анны 3-й и 2-й степеней.

В 1917 году за пожертвования и заботу о церковно-приходской школе удостоен благословения Святейшего Синода.

«Большевики, пришедшие в 1917 году к власти, не скрывали, что их целью является не просто социальное переустройство общества, а полное изменение сознания человека, воспитание нового человека, человека, "свободного" от каких-либо, как тогда говорили, "религиозных предрассудков" <…> Рапорты епископа Валдайского Иосифа в Новгородскую духовную консисторию воссоздают картину революционных событий первых лет советской власти.

26 февраля (это спустя 4 месяца после Октябрьской революции) архимандрит Иосиф сообщает:

"Имею честь донести Консистории, что крестьяне с разрешения Волостных Земельных Комитетов уже начали рубить лес в монастырских дачах Короцкого, Успенского и Боровичского монастырей, а рыбные ловли в принадлежащем Иверскому монастырю Ужинском озере сданы Комитетом в аренду помимо монастыря, никаких монастырских протестов не принимает".

А через несколько дней, 1 марта 1918 г., подробно описывает то, что происходило в г. Боровичи:

"Вследствие Указов Консистории от 12 и 23 февраля сего года за №№ 1454 и 1971 имею честь донести, что мною и настоятелем Боровичского Св. Духова монастыря своевременно было сообщено о том, что комиссары г. Боровичи 19 января собираются в монастыре описывать все имущество монастыря и церкви, что народ учинил над ними насилие и избил их. Это избиение комиссаров и послужило поводом к тому, что Совет Рабочих и Солдатских депутатов г. Боровичи посадил в тюрьму двух иеромонахов и монаха по одному только подозрению, что они будто бы возбудили народ; и настоятеля держали несколько дней под домашним арестом. Но этот Совет уже раньше постановил закрыть все монастыри и церкви в Боровичском уезде. Народу это было известно и посему, когда все комиссары с милицией пришли описывать монастырь, то народ, вероятно думая, что они пришли закрывать монастырь, самовольно сбил замки у колокольни, зазвонил в набат и избил комиссаров. Этим поступком несвоевременным народ помощи монастырю не оказал и причинил только одно бедствие. Большевики озлились и приказали монашествующим и послушникам приискивать себе занятия и места и очистить монастырь к 23 февраля. Три иеродиакона на основании такого указания уже ушли из монастыря приискивать себе другое место, послушники тоже ушли. Об освобождении из тюрьмы иеромонахов были возбуждаемы ходатайства, но большевики и самих ходатаев посадили в тюрьму. Много посажено и граждан. Теперь один иеромонах — казначей Вениамин выпущен из тюрьмы, но ему большевики запретили служить и запечатали его келью без всякой причины, просто по своему произволу. Иеромонах Мисаил все еще находится в тюрьме. В настоящее время в монастыре служит только один ризничий иеромонах Павел, настоятель плохо здоров, иеродиакон Иоасаф тоже отказывается служить по болезни, а монах Анатолий, тоже недавно выпущенный из тюрьмы и пономарит, и читает, и поет в церкви. Хлеб и картофель отобраны от монастыря и наступил полный голод. Доходов почти нет никаких, так как богомольцы боятся ходить в монастырь, опасаясь попасть в тюрьму. Нотариальные документы отобраны большевиками и арендаторы аренды не платят. Хотя 23 февраля и прошло, но до сих пор большевики ничего не предприняли по отношению к монастырю и положение монастыря остается пока неопределенным. Так как такая же участь ожидает и Железковскую пустынь, то прошу Консисторию указать, куда бы поместить братию пустыни, в случае, если и им придется оставить пустынь. В настоящее время из Валдая в Боровичи по жел. дороге не пускают, и билеты не дают, а на лошади ездить весьма трудно и опасно; а весною, за отсутствием мостов и совсем не проехать в Боровичи, так что мне нет возможности часто ездить в Боровичи и приезжать туда, когда немедленно требуют исключительные обстоятельства"»[2].

…15 июля 1918 года в монастырь прибыл отряд для изъятия хлебных запасов, что вызвало возмущение в окрестных приходах. Население вооружилось и собралось у монастыря, однако архимандрит Иосиф сумел успокоить толпу, хотя сам получил ранение.

Это событие принято «называть "монастырским восстанием" или "монастырским бунтом". При этом всем было ясно, о чем идет речь. Многовариантность их трактовки лишний раз подчеркивает их значимость и констатирует факт перерастания реального события сравнительно недавнего времени в почитаемое предание, не только сохраняющее устойчивый интерес к себе, но и развивающееся в новых, современных, вариантах. Если коротко обозначить канву случившегося, то следует сообщить о том, что 15 июля 1918 года после изъятия продотрядом хлеба в Иверском монастыре тревожным звоном колоколов были подняты жители Валдая и окружных деревень, вступившие в вооруженный конфликт с властями. В результате заранее организованных провокаций склады с оружием "случайно" оказались раскрытыми, заведующий складами в городе отсутствовал, а кто-то из толпы предложил разбирать ружья для защиты монастырского хлеба и отца архимандрита, которого продразверстники везли с собой в Валдай. В городе началась стрельба. Стреляли на улицах, стреляли по красноармейцам в лодках, но ранили одного только архимандрита Иверского монастыря Иосифа. В толпе появились слухи о том, что архимандрит убит. Волнения усилились. Вызванные войска подавили восстание.

Известный журналист М. О. Меньшиков (1859–1918), живший в тот период в Валдае, 16 июля 1918 года делает в дневнике запись: "Вчера в Валдае вспыхнул народный бунт, который к вечеру уже был погашен. Красноармейцы, выписанные из Демянска, решили-таки отобрать у монастыря его запас хлеба. Приехали ночью с пулеметами, начали разбивать ворота, обстреливать колокольню, предполагая, что звонарь звонит наверху (а он дергал веревкой в малый колокол снизу)[3]…".

М. О. Меньшиков продолжает хронику событий: "Когда послышались выстрелы, приозерное население проснулось, бросилось на выручку… Разграбили склады оружия, никем, правда, не охраняемые… Уже поздно днем, около трех, когда я шел с почты…, видел банды человек по 15, по 20, несшие ружья (кто по два, кто три) со штыками и без штыков, старые, заржавленные, поломанные, очевидно, не годящиеся к употреблению, и при этом общее было сетование, что патронов нет. Эх, Росея! Курьезнее этого "восстания" и вообразить трудно, но дело осложнилось кровавым случаем. Народ принудил красноармейцев вернуть 48 п. хлеба в монастырь, но когда те ехали на лодке и везли архимандрита, чтобы, прикрываясь им, благополучно выкрутиться из беды (велели ему встать на лодке: в тебя, мол, архимандрита, стрелять не станут), с берега защитники монастыря бацнули из пулемета, и бедный о. Иосиф был тяжело ранен в бок. Едва ли выживет… Вечером прибыли уже латыши в качестве усмирителей, сегодня объявлено военное положение, будут обыски, поиски похищенного оружия и расстрелы…".

Попытки реквизиции хлеба у монастыря были и ранее. Накануне рокового восстания тысячная толпа баб и мужиков отстояла монастырский хлеб, которым кормилась вся округа. Монастырь давал хлеб всем нуждающимся. В том числе и семья М. О. Меньшикова спасалась от голода монастырским кормлением.

Публицист замечает, что архимандрит мечтал подкормить народ до 25 июля, если не реквизируют остатки хлеба. Отец Иосиф говорил, что хлеб народный, крестьяне его пожертвовали монастырю с условием, чтобы он кормил богомольцев. Настоятель так и поступал.

В письме О. А. Фрибес от 17 июля 1918 года Меньшиков в дополнение к предыдущему посланию сообщает, что архимандрит, которого он навещал в больнице, жив и даже есть надежда на его выздоровление, если не будет перикардита. И далее пишет: "Если выздоровеет, то вы обязаны приехать в Валдай и навестить этого праведного монаха, который чуть было не сделался мучеником за народ и церковь".

Весьма характерна приписка, сделанная М. О. Меньшиковым к предыдущему письму, адресованному О. А. Фрибес: "В народе уже говорят, что архимандрита ранили не из пулемета, а большевик (находившийся с ним в лодке. — Н. Я.) бацнул ему в бок из револьвера. Жалеют очень"[4].

Люди жалели его и как любимого пастыря и как страстотерпца, именно "мученика за народ и Церковь".

Важным материалом к биографии отца Иосифа служат письма и телеграммы к викарию Новгородскому епископу Алексию (Симанскому), будущему патриарху Алексию I, и от него относительно ранения архимандрита Иосифа во время июльского восстания в Валдае.

В телеграмме епископу Алексию от наместника Иверского монастыря отца Аркадия говорится: "Утром понедельника после реквизиции хлеба в монастыре случайно ранен во время перестрелки отец архимандрит Иосиф, ехавший в лодке с представителями милиции в Валдай для успокоения взволнованного происшествием народа".

Тотчас же последовал запрос епископа Алексия благочинному первого Валдайского округа протоиерею Троицкого собора отцу Михаилу Никольскому с просьбой донести о произошедших в монастыре событиях. Но телеграмма отцу Михаилу не была вручена по причине ее задержания военно-революционным штабом, о чем епископа Алексия известила почта.

Братия Иверского монастыря 17 июля отправила епископу Алексию рапорт, полученный им 20 июля: "Имеем честь смиреннейше донести Вашему Преосвященству, что 2(15) июля в четыре часа утра в обитель нашу прибыла советская власть для реквизиции хлеба. Взяв хлеб, они пригласили о. настоятеля сопровождать хлеб в г. Валдай по озеру на лодке, и близ берега у г. Валдая гражданами была открыта оружейная стрельба, во время которой о. настоятель ранен пулей в левый бок, ниже сердца. Положение больного признано врачами серьезным, и находится он в настоящее время в больнице в г. Валдае".

Конечно, эти сообщения делались под присмотром властей, подвергались жесткой цензуре и должны были во многом следовать официальной версии, по крайней мере, быть лояльными к ней <…>

Сохранились рукописные записки об этом событии военного комиссара по хозяйственной части П. И. Сергеева, принимавшего участие в реквизиции хлеба у монастыря 15 июля. Он пишет о том, что монастырь выдавал жителям ежедневно по 1–2 килограмма хлеба. Уисполком, узнав об этом, решил "прекратить кусочничество" и изъял хлеб в пользу государства. Но враги революции, как пишет П. И. Сергеев, распустили слух о том, что грабят монастырь. Когда лодки отчалили от монастырского берега, продразверстники заметили на валдайском берегу собравшийся по колокольному набату народ и подумали, что это их торжественно встречают. В знак приветствия дали ружейный залп вверх. В ответ с валдайского берега застрочил пулемет, при этом архимандрит, по словам П. И. Сергеева, был легко ранен. Лодки с зерном повернули обратно в монастырь. Сергеев вызвал войска. Прибывшие латыши подавили восстание.

В 1967 году к юбилею революции были опубликованы воспоминания рассыльного Валдайского уездного исполкома Ф. Поташкина, оказавшегося очевидцем событий 15 июля 1918 года в Валдае. Он рассказывает, как мужики грабили никем не охраняемые склады с оружием, о такой сильной перестрелке между местными жителями и продразверстниками, что невозможно было пройти по улицам. При этом Ф. Поташкин утверждал, что стоящего в лодке архимандрита Иосифа восставшие застрелили для того, чтобы разжечь гнев верующих. Так же, как и М. О. Меньшиков, исполкомовский рассыльный говорит о том, что настоятель, стоя в лодке, пытался что-то кричать людям, желая остановить бойню.

Кроме того, имеется и версия событий, изложенная членами чрезвычайной комиссии и хранящаяся в Центральном архиве Федеральной службы безопасности, а также воспоминания красногвардейца С. М. Семенова, 15 июля участвовавшего в изъятии хлеба у монастыря и сопровождавшего его в Валдай по озеру. С. Семенов сообщал о том, что продотряд состоял из латышских красногвардейцев, за исключением двух русских, в том числе и Семенова. Хлеб был беспрекословно отдан монахами продотряду, погружен на баржи и направлен в Валдай. В носовой части передней баржи стоял архимандрит Иосиф с крестом в руке. Ему приказали плыть с отрядом во избежание каких-либо инцидентов со стороны жителей Валдая. Когда баржи доплыли до середины озера, с валдайского берега началась пулеметная стрельба, в результате чего был ранен архимандрит Иосиф. При этом, по словам С. Семенова, две пули попали в грудь настоятеля и были переломаны два ребра. Баржи повернули в монастырь, а в Валдае группа местных жителей, разграбив оружейный склад, взяла власть в свои руки. Порядок был восстановлен с помощью войск, вызванных из Бологое, Крестец, Новгорода.

Шло время, оставалось все меньше свидетелей тех событий. А те, кто своими глазами видел происходившее в Валдае в тот день, порой трактовали случившееся (особенно в печатных изданиях) согласно той или иной политической установке времени.

Так, издания 1970–1980-х годов по истории Валдая безосновательно утверждают, что почву для вооруженных выступлений готовили монахи Иверского монастыря, вводя в заблуждение горожан, спровоцированных на разгром оружейных складов и не дававших провести "изъятие излишков хлеба, упрятанного духовенством в Иверском монастыре…".

При этом публикации 1990-х годов, говоря о "монастырском восстании" 1918 года и желая подчеркнуть трагизм ситуации, впадали в другую крайность, сообщая непроверенные факты, ошибочные и вымышленные сведения. Так появилась и ошибочная версия ранения архимандрита Иверского монастыря Иосифа в 1922 году, повторяемая и сегодня в статьях, публикуемых в сети Интернет. Ну, во-первых, в это время не было Иверского монастыря как такового: на его основе была создана Иверская трудовая артель, и насильственного изъятия хлеба из артели не проводилось, а во-вторых, преосвященный Иосиф в 1922 году являлся епископом Валдайским, и покушений на его жизнь, случаев ранения в ходе народных волнений не было… Незначительная, казалось бы, неточность в дате, случившаяся по забывчивости рассказчика, а потом во множестве повторяемая, обозначает неверные акценты в важном историческом событии 15 июля 1918 года, ставшем частью общенациональной трагедии.

Вспомните слова свидетеля этих событий публициста Михаила Меньшикова, расстрелянного в том же 1918 году, об архимандрите Иосифе как "праведном монахе" <…>

Великая миссия архимандрита Иверского монастыря заключалась в том, что он безропотно (рискуя своей жизнью) отправился в объятый народным бунтом Валдай с тем, чтобы УНЯТЬ смуту, кровь, расстрелы и попытаться отвести повод для дальнейших репрессий. Все очевидцы этого события утверждали, что архимандрит Иосиф, подставляя себя под пули, стоя в лодке, кричал собравшимся на берегу людям, чтобы они не поддавались на провокации, набрались терпения и смиренно дожидались его приезда. И тяжело раненный, он миротворчески продолжал увещевать народ.

Каждое время имеет право на свои легенды и предания. Двадцатый век не исключение. Множественность взглядов на это событие, отмеченное устойчивостью неугасающего к нему интереса, лишний раз подчеркивает его легендарность и возводит на уровень народного предания, главным героем которого является последний архимандрит Иверского монастыря, будущий епископ Валдайский Иосиф»[5].

…После подавления восстания, вспыхнувшего в Валдае 15 июля 1918 года, Иверский монастырь, строго контролируемый властями в вопросе выдачи хлеба населению, некоторое время существовал в прежнем режиме. А когда в сентябре 1918 года в результате народных волнений, прокатившихся по всей стране (в том числе и по Валдайскому уезду), начались репрессии и расстрелы, Иверскому монастырю припомнили его невольное участие в "валдайском бунте". Осенью 1918 года, после расстрела "зачинщиков смуты", было приказано закрыть Иверский монастырь "как рассадник контрреволюции".

Однако уже в конце этого же года богослужения в Иверском монастыре возобновляются, а в июле 1919 года официально регистрируется Иверская трудовая сельскохозяйственная артель из числа мирян и монашествующих, — в чем была большая заслуга архимандрита Иосифа. Это позволяло братии не покидать монастырь и, более того, усилить свое положение и влияние.

В январе 1919 года, после возвращения обители конфискованных в ноябре 1918 года вещей из монастырской ризницы, из их состава — для создаваемого при монастыре Никоновского музея — были отобраны древние, имеющие большое историческое и художественное значение предметы. При этом самым первым хранителем организуемого музейного собрания назначается архимандрит Иосиф, от которого несколько месяцев спустя дела передаются специально назначенному музейному директору — Д. Д. Францу. Именно музейный статус сохранил монастырь от разграбления во время массовых изъятий церковных ценностей в 1922 году.

«С именем епископа Иосифа связана одна из самых трагических и до конца не изученных страниц в истории Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря, а именно: таинственное исчезновение мощей святого праведного Иакова Боровичского чудотворца.

Условия существования монахов хорошо видны из рапорта настоятеля Валдайского Иверского монастыря архимандрита Иосифа митрополиту Новгородскому и Старорусскому Арсению (Стадницкому) от 1 февраля 1919 года.

" ...При монастыре устраивается музей церковной старины и искусства из монастырских вещей, хранителем которого назначен пока временно я. Но из отношений Советской власти к монашествующим видно, что положение Иверского монастыря и монашествующих в будущем — критическое, если не сохранит и не заступит Сама Царица Небесная..."

Через тринадцать дней после этого архимандрит Иосиф пишет приводимый ниже рапорт.

« Его Преосвященству Преосвященнейшему Алексию, Епископу Тихвинскому от Настоятеля Валдайского Иверского монастыря

Почтительнейший рапорт

Осмеливаюсь почтительнейше донести Вашему Преосвященству, что в Иверском монастыре, как мне частным образом стало известно, в скором времени прибудут представители Валдайской Советской власти, чтобы освидетельствовать св. мощи Иакова Праведного. Св. мощи Святейшим Патриархом Никоном завернуты в белую шелковую китайскую камку и так и хранятся до сих пор, одетые поверх камки в детский стихарь.

Усердно прошу Вашего распоряжения как мне поступить при таком распоряжении светской власти. Мною получено от Новгородского Отдела Народного Образования удостоверение, что все вещи и монументальные памятники, как-то здания и пр., имеющие художественное и историческое значение взяты на учет и охранение Губернским Отделом Народного Образования и никакие иные учеты без ведома сего отдела недопустимы.

Может быть, этот документ можно будет предъявить, когда прибудут члены осматривать св. мощи.

Вашего Преосвященства нижайший послушник Архимандрит Иосиф

Февраля 14/27 дня 1919 года № 37" <…>

Через несколько дней было произведено освидетельствование мощей Святого Праведного Иакова Боровичского с целью устранения поводов для глумлений.

Акт

1919 года 9 марта/ 24 февраля.

Мы, нижеподписавшиеся: Настоятель Валдайского Иверского монастыря Архимандрит Иосиф, настоятель Валдайского Троицкого собора Михаил Никольский, наместник монастыря иеромонах Аркадий, казначей оного иеромонах Серапион, иеромонах Иона и (неразборчиво - К.З.) монах Вениамин согласно резолюции Его Преосвященства от 18 февр. сего 1919 года за № 434 производили осмотр мощей Иакова Праведного Боровичского Чудотворца и нашли: мощи, почивающие в серебряной раке, облачены в белый атласный стихарь, а (неразборчиво — К. З.) зашиты в белую щелковую камку. По вскрытии камки оказались лежащие кости человека отрока, обложенные ватою, причем на черепе ясно сохранилась засохшая кожа и оба уха, носа и глаз нет. Одна рука, от которой, видимо, взята часть и четыре пальца, имеет один палец, который как равно и вся кисть покрыты засохшею кожею, другая рука сохранила все пять пальцев, сложенных для (неразборчиво — К.З.) благословения, пальцы, кисть и часть руки от локтя до кисти покрыты засохшими телом и кожею, а на пальцах ясно сохранились ногти, прочие кости расположены в том порядке, в каком они размещаются в человеческом теле, нет только ступней на обоих ногах.

Валдайского Иверского монастыря Настоятель Архимандрит Иосиф
Настоятель Валдайского Собора Протоиерей Михаил Никольский
Наместник Иеромонах Аркадий
Казначей Иеромонах Серапион
Иеромонах Иона
Монах Вениамин".

29 октября 1926 г. вышло в свет секретное Постановление Новгородского губадминотдела за № 1045 следующего содержания:

"Губадминотдел сообщает, что согласно постановления Новгородского губисполкома от 3 апреля 1919 года произведено вскрытие мощей, находящихся в Софийском соборе г. Новгорода и в некоторых пунктах Новгородской губернии, как то: Бологое, Валдай <…>.

Губадминотдел считает необходимым на основании циркуляра НКЮ от 25 августа 1920 года, находящиеся до сего времени мощи в зданиях культов Новгородской губернии перенести в местные музеи: по гор. Новгороду — в музей церковных древностей, а в остальных пунктах — в Исторические музеи при изъявлении желания на это со стороны трудовых масс" <…>

Следующим испытанием для Владыки Иосифа стало изъятие церковных ценностей в связи с голодом в Поволжье.

"Протокол

Собрания Комиссии по изъятию ценностей из церквей в помощь Поволжью в составе предс. К. Д. Митропольского, П. И. Красавина и М. П. Никольского, в присутствии сотрудн. Петрогр. муз. отд., завед. Никон. музеем Д. Д. Франц, с представителями братии Иверского монастыря во главе с Епископом Валдайским Иосифом с Советом коллектива верующих Иверского монастыря (т. Булышкин (д. Шуя), Ив. Иванов, Ал. Петров (Долг. Бороды)).

Осмотрев все церковные здания Иверского монастыря с их ценностями, а также и помещающийся в Иверском монастыре Никоновский музей с целью изъятия драгоценностей в пользу Поволжья нашли — все вещи, находящиеся в музее, неподлежащими изъятию согласно Инструкции ВЦИКа от 28/III - 22 г. как предметы, имеющие историческое и высокохудожественное значение.

Согласно инструкции для представителей отдела музеев Главнауки и его органов на местах, действующих на основании декрета о ликвидации церковного имущества от 2/I- 22 г., опубликованных в Известиях ВЦИК от 6/I- 22 г. за № 5/1444 по $ 2 — Безусловно недопустима ликвидация ценностей, имеющих древность, кончая 1725 г.» и $ 4 — Древние храмы со своими внутренними декоративными убранствами, старинными иконостасами, киотами, лампадами, паникадилами и т. п. предметами, составляющими в общем ансамбль художественно-исторического значения должны оставаться неприкосновенными. В этих случаях никакие отдельные изъятия музейных предметов недопустимы. Собрание признало, что церкви Иверского монастыря в их целом представляют собой высокохудожественные и исторические памятники семнадцатого столетия (1600–1700 г.) ввиду чего на точном основании вышеупомянутых $$ инструкций никакие изъятия ценностей, нарушающие общий художественный исторический ансамбль этого памятника не могут быть произведены".

То есть Владыка Иосиф и братия монастыря в невероятно трудных условиях старались действовать согласно законам, не противоречащим канонам Церкви. Митрополит Новгородский и Старорусский Арсений в это время был уже выслан за пределы епархии и связаться с ним не представлялось возможным <…>[6]

В 1921 году состоялась хиротония Иосифа (Николаевского) во епископа Валдайского, викария Новгородской епархии.

В марте 1922 года, во время кампании по изъятию церковных ценностей епископ Иосиф обратился с воззванием к пастве и призвал жертвовать на помощь голодающим "с радостью и любовью", но лишь "предметы неосвященные и не имеющие богослужебного употребления", предостерегая, что "Патриарх не допускает пожертвования священных сосудов". Воззвание владыки Иосифа было напечатано в губернской газете[7].

После привлечения Патриарха свт. Тихона к судебной ответственности и захвата в мае 1922 года руководства Церковью обновленцами владыка Иосиф сначала признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ).

По некоторым данным, Иосиф вместе с Крестецким епископом Серафимом (Велицким) участвовал 3 сентября 1922 года в обновленческой «хиротонии» протоиерея Александра Лебедева во "епископа Новгородского". Затем, однако, епископ Иосиф вслед за епископом Серафимом вышел из подчинения ВЦУ.

24 декабря 1922 года собрание клириков и мирян Валдайского уезда отказалось признавать каноничность ВЦУ и выразило полную поддержку владыке Иосифу, "который имеет право управлять на правах самостоятельного епископа".

Владыка Иосиф заявил, что "согласился заведовать духовными делами уезда только до созыва епархиального съезда духовенства и мирян" (власти тогда разрешали проводить лишь уездные собрания).

В каноническое общение с епископом Иосифом перешел Полновский Успенский женский монастырь Демьянского уезда.

Епископ Иосиф не подчинился вызову ВЦУ в Москву для объяснений "по вопросу об автокефалии в его викариатстве".

После освобождения в 1923 году из заключения Патриарха Тихона владыка Иосиф немедленно восстановил связь с каноническими властями.

В докладе Патриарху о положении дел в Новгородской епархии в мае 1924 года сообщалось: "Преосвященный Иосиф, епископ Валдайский — дела обстоят на редкость хорошо. Там в уезде вообще не было обновленцев, кроме протоиерея Зимнева, очень скоро устрашенного народным гневом и теперь ничем себя не проявляющего"[8].

До 1926 года епископ Иосиф принимал в Валдайский Иверский монастырь новых послушников.

В 1927 году Иверская трудовая артель, в которой насчитывалось около 70 человек во главе с иеромонахом Никитой (Марковым), была обследована Наркомземом и Рабоче-крестьянской инспекцией. После проверки артели было отказано в перерегистрации устава. Попытка обжаловать это решение во ВЦИК не дала результата <…>

После закрытия монастырской артели епископ Иосиф был выслан в Рыбинск, где рукоположил во диакона монаха Осию (Михайлова; в схиме Онисифора).

Позднее епископ Иосиф вернулся в валдайский Иверский монастырь, где у братии сохранялась часть помещений, а храмы действовали как приходские.

В марте 1930 г. произошла окончательная ликвидация монастыря с закрытием всех храмов. Владыка вместе с послушником Иваном Яковлевым (впосл. иерей) переселился в г. Валдай[9].

До самой последней минуты земной жизни, владыка стойко нес свое архипастырское служение на Валдайской земле. Отходил ко Господу епископ Иосиф в доме П. Ф. Вахрушева на Образцовой горе в Валдае, где прожил последние годы жизни. Из окна его комнаты открывался, наверное, самый красивый вид на Валдайское озеро и Иверский монастырь.

4 декабря 1930 года в Валдае владыка Иосиф отправлял богослужение в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Через десять дней, 14 декабря 1930 года, он блаженно преставился.

Имея истинно христианское смирение и скромность, он завещал похоронить себя как простого монаха, что и было сделано. Владыка Иосиф был похоронен монашеским чином (т. е. в облачении простого монаха). В последний путь его провожали всем Валдаем.

На могиле епископа Иосифа у храма Петра и Павла в городе Валдае были написаны слова публициста Михаила Осиповича Меньшикова: «Вера в Бога есть уверенность в высшем благе. Потеря этой веры есть величайшее из несчастий, какое может постигнуть народ».

До сих пор его имя чрезвычайно популярно в народе. Епископ почитаем как страстотерпец, добрый пастырь, хранитель и благоустроитель Иверской обители и всей валдайской земли.

*   *   *

Год рождения и дата смерти епископа Иосифа установлены старшим научным сотрудником Валдайского филиала Новгородского государственного объединенного музея-заповедника Надеждой Петровной Яковлевой[10]. Даты, связанные со службой и учебой владыки, выявлены новгородским исследователем Константином Владимировичем Зилинским[11].

_____________

[1] На место рождения владыки указывает приводимая в тексте запись из протокола о лишении его избирательных прав в 1925-м году.

[2] Иосиф, епископ Валдайский / сост. Г. И. Слукина. [Великий Новгород], [2022]. С. 9–10.

[3] По преданию, сохраняемому в семье протоиерея Введенской церкви Порфирия Прилежаева, в тот день набатно звонил в монастыре его сын Антоний. Этот звон подхватили колокола Троицкого собора и Введенской церкви.

[4] Дальность стрельбы из пулемета системы «Максим» образца 1910 года, находившемся на вооружении Российской Императорской армии в годы Первой мировой войны, составляла 2700 метров согласно его тактико-технических характеристик. От валдайского до монастырского берега, если допускать, что стрелявший был у уреза воды а не далее, расстояние больше, поэтому стрельба из пулемета с валдайского берега не могла причинить никакого вреда находившимся в лодке красноармейцам, по этой причине и не говорится ничего о раненых или убитых красноармейцах из лодки. Поэтому Владыка мог быть ранен только одиночным выстрелом кем-то из тех, кто находился в лодке вместе с ним. 

[5] Предания, дошедшие сквозь годы… : Страницы истории // Газета «Валдай». 15.8.15 г. URL: valday.com

[6] Иосиф, епископ Валдайский / сост. Г. И. Слукина. [Великий Новгород], [2022]. С. 11–13.

[7] Воззвание к верующим / Епископ Иосиф // Звезда (Новгород), 1922. № 67 (26 марта). С. 1.

[8] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Л. 310–311.

[9] Архив С.-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 3(2). Д. 386. Л. 11–11 об.

[10] Опубл.: Епископ Валдайский Иосиф в воспоминаниях, письмах, дневниках / Н. П. Яковлева // Чело. 2000. № 3. С. 8–12.

[11] Послужной список епископа Иосифа от 1921 г. // ГА Новгородской обл. (ГАНО). Ф. 481. Оп. 1. Д. 470. Л. 1–4. — Опубл.: Епископ Валдайский Иосиф : Святители Новгородской земли XX-XXI век (электронная версия) // Официальный сайт Новгородской епархии : Создан по благословению митрополита Новгородского и Старорусского Льва. URL: vn-eparhia.ru/svyatiteli-novgorodskoj-zemli/166-svyatiteli-novgorodskoj-zemli-xx-vek/4057-iosif-nikolaevskij-episkop-valdajskij

В оформлении биографической страницы использовались сведения, предоставленные исследователем Галиной Ивановной Слукиной.

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию