Любимов Петр Иннокентьевич, священник

Родственники

  • отец  —  Любимов Иннокентий Петрович, диакон
  • мать  —  Любимова Татьяна Сергеевна
  • жена  —  Любимова Параскева Васильевна (ок. 1849 – не ранее 1909)
  • сын  —  Любимов Викторин Петрович (род. ок. 1867). В 1890 обучался в Дерптском ветеринарном институте. Ветеринарный врач (1905)
  • сын  —  Любимов Александр Петрович (род. ок. 1870), аптекарский ученик при Симбирской аптеке Германсон (1890). Провизор (1905)
  • дочь  —  Любимова Клавдия Петровна (род. ок. 1873). Окончила Симбирское епархиальное женское училище. Не позднее 1905 вышла замуж за будущего священника
  • сын  —  Любимов Алексей Петрович (род. ок. 1876). В 1890–1891 учеб. году обучался в 3-м классе Симбирского духовного училища. Ветеринарный врач (1905)
  • дочь  —  Любимова Евгения Петровна (род. ок. 1878). В 1890–1891 учеб. году обучалась во 2-м классе Симбирского епархиального женского училища. Не позднее 1905 вышла замуж за будущего священника
  • дочь  —  Любимова Антонина Петровна (род. ок. 1881). Не позднее 1905 вышла замуж за будущего священника
  • сын  —  Любимов Николай Петрович (ок. 1883 – не ранее 1909). В 1905–1906 учеб. году обучался в 4-м классе Симбирской духовной семинарии
  • сын  —  Любимов Сергей Петрович (1890 – не ранее 1909). В 1905–1906 учеб. году обучался в 5-м классе Симбирской мужской гимназии
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1.7.1866
Симбирская духовная семинария
окончил по второму разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

19.2.1867
рукоположен во священника епископом Симбирским и Сызранским Евгением (Сахаровым-Платоновым)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
19.2.1867
22.4.1869
Симбирская и Сызранская епархия, Симбирская губ., г. Алатырь, Богородице-Рождественский собор, священник
22.4.1869
9.6.1893
Самарская и Ставропольская епархия, Самарская губ., Ставропольский уезд, с. Тургенево, Богоявленская церковь, священник. Благочинный (с 1872). Кандидат к выборному по училищным делам (с 10.7.1872, на трехлетие?). Катехизатор (1871, 1872, 1874–1876, 1878, 1880, 1888). Член комиссии «по обревизованию местной свечной лавочки» (с 20.5.1884). Духовник причтов церквей 4-го благочиния Ставропольского уезда (с 1890 по 1893). Депутат по благочинию для присутствования при отмежевании церковных земель (утв. 21.6.1890)
9.6.1893
13.1.1894
Самарская и Ставропольская епархия, Самарская губ., Ставропольский уезд, с. Высокий Колок, священник (переведен на место по распоряжению епархиального начальства)
13.1.1894
27.8.1895
Самарская и Ставропольская епархия, Самарская губ., Ставропольский уезд, с. Верхнее Санчелеево, Казанская церковь, священник (переведен на место по распоряжению епархиального начальства)
27.8.1895
1.7.1897
Самарская и Ставропольская епархия, Самарская губ., Ставропольский уезд, с. Красная Река, Покровская церковь, священник (переведен на место по распоряжению епархиального начальства). Катехизатор (1896)
1.7.1897
30.10.1903
Самарская и Ставропольская епархия, Самарская губ., Ставропольский уезд, с. Вишенки, Воскресенская церковь, священник (переведен на место по распоряжению епархиального начальства)
30.10.1903
5.2.1908
Самарская и Ставропольская епархия, Самарская губ., Ставропольский уезд, с. Старая Куликовка, священник (переведен на место по распоряжению епархиального начальства). Катехизатор (1902). Вышел за штат, переехал в г. Симбирск
Показать все

Награды

1.11.1872
одобрение епархиального начальства, объявлено «за похвальный труд по составлению хороших поучений, и по качеству и по количеству»
10.10.1874
архипастырская благодарность объявлена «за труды по катехизическому преподаванию Закона Божия прихожанам и за тщательное составление катехизических поучений»
15.11.1875
право ношения набедренника, награжден «за исправность по должности и обучение детей прихожан грамоте»
16.9.1877
одобрение епархиального начальства, объявлено «за разумное проповедание слова Божия»
8.10.1882
архипастырская благодарность, объявлена «за труды по катехизическому преподаванию Закона Божия прихожанам и за тщательное составление катехизических поучений»
20.3.1884
право ношения скуфьи, награжден «за отлично-ревностную службу Церкви Божией»
1889
архипастырская благодарность, объявлена «за преподавание прихожанам слова Божия и разумное составление катехизических поучений»
1897
медаль «За труды по первой всеобщей переписи населения» (участвовал в переписи безвозмездно)
19.10.1904
признательность епархиального начальства, объявлена «за весьма солидный, назидательный, полезный труд по проповеданию слова Божия, на который автором употреблено немало времени и потрачено много духовных сил»
Показать все

Дополнительные сведения

Отец Петр неоднократно получал благодарности епархиального начальства за труды на поприще катехизации прихожан. Некоторые цензорские отзывы о составленных им поучениях, из которых видно как с годами совершенствовался талант проповедника, были опубликованы в епархиальных ведомостях:

«[Поучения] составлены под руководством и по плану бесед Преосвященного Евсевия, архиепископа Могилевского. Но немало положено автором и самостоятельного труда в сих поучениях, особенно при изложении нравственных приложений, которыми поучения не скудны. Язык в них простой, внятный, нелишенный силы убеждения и назидательности» (Самарские епархиальные ведомости. 1873. № 1, часть офиц. С. 13).
«Поучения (числом 12) составлены и в грамматическом и логическом отношении удовлетворительно. Объясняя ту или другую заповедь, автор рассматривает ее со всех сторон, извлекает нужные правила для жизни и благочестия и излагает свои мысли с назидательностью. Желательно впрочем, чтобы автор упростил слог, по местам мудреный и не совсем понятный для простолюдина» (Самарские епархиальные ведомости. 1874. № 22, часть офиц. С. 480).
«14 поучений об обязанностях христианина в отношении к Богу и ближнему священника с. Тургенева, Ставропольского уезда, Петра Любимова... В поучениях о. Петра Любимова главные достоинства — подробное и последовательное раскрытие предмета, легкость и живость речи; но самый раскрываемый предмет о любви к Богу, выражаемый во внутреннем богопочтении, о свойствах этой любви, о побуждениях любви к Богу и ближнему и проч., — предмет одних теоретических суждений не соответствует умственному кругозору простого слушателя, а потому и нельзя ожидать, чтобы подобная проповедь была особенно благотворна для такого слушателя» (Самарские епархиальные ведомости. 1877. № 21, часть офиц. С. 428, 431).
«[Поучения] числом 102, из коих 55 о православной вере, 21 о христианской надежде, 26 о христианской любви — с учением слова Божия согласны. Автор этих поучений относился к своему труду с подобающим вниманием. Предметы собеседования, взятые автором, раскрыты с достаточной полностию и с должным нравственным назиданием, распределены в строгой и естественной последовательности, в тесной связи одно с другим, раскрыты и развиты всесторонне и растворены чувством веры, изливающимся нередко в добрых и сердечных наставлениях своих пасомых, в среде которых, заметно, имеются сектанты. По языку изложения просты, и для сельских слушателей понятны. Все поучения возможно старательно и чисто переписаны, к началу же поучений приложено оглавление им, а по окончании — время произношения. Вообще эти поучения могут назваться образцовыми, а труд автора заслуживает поощрения со стороны Епархиального Начальства» (Самарские епархиальные ведомости. 1904. № 22, часть офиц. С. 414–415).

 

Отцом Петром были обращены в Православие и просвещены Святым Крещением два магометанина (8 февраля 1876 года и 24 июля 1883 года). С 1889 года священник состоял членом Православного миссионерского общества.

Член попечительного совета эмеритальной кассы духовенства Самарской епархии (с 1880).

По указу Самарской духовной консистории от 8 февраля 1899 года отец Петр состоял под следствием по жалобе о неисправности по должности и другим поступкам, но указом от 15 июня 1900 года освобожден от ответственности «по неосновательности жалобы».

В 1901–1903 годах состоял под следствием и судом по делу «об отказе некоторым прихожанам из-за враждебных отношений к ним от удовлетворения религиозных потребностей» — недопущение к исповеди. По этому делу было вменено в наказание состояние его в запрещении священнослужения в период следствия и суда, а также сделано замечание «за непомазание тех же прихожан елеем за службою».

Архивные источники

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию