Смирнов Николай Васильевич, священник

Родственники

  • отец  —  Смирнов Василий Никандрович, священник
  • мать  —  Смирнова Ольга Ивановна, просфорница Михайло-Архангельской церкви с. Тропарево Московского уезда (с 25.9.1892)
  • жена  —  Смирнова Варвара Ивановна (ум. не ранее 1933)
  • дочь  —  Смирнова Клавдия Николаевна (ум. не ранее 1933)
  • дочь  —  Смирнова Анна Николаевна (22.6.1902 – не ранее 1933). Крещена 23.6.1902 во Владимирской церкви с. Богородское-Дубна Серпуховского уезда Московской губ. Таинство Святого Крещения совершал священник Троицкой церкви с. Никажели Серпуховского уезда Дмитрий Михайлович Уклонский. Восприемниками при крещении были священник Дмитрий Уклонский и девица Анна Ивановна Воздвиженская, дочь священника Введенской церкви с. Ивановского Подольского уезда Ивана Ивановича Воздвиженского (Метрическая книга Владимирской церкви с. Богородское-Дубна Серпуховского уезда Московской губ. на 1902 год ... Л. 11 об. – 12)
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1884
Донское духовное училище
1893
Московская духовная семинария
Развернуть

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
окт. 1897
не ранее 1933
Московская и Коломенская епархия, Московская губ., Серпуховский уезд, Бадеевская вол., с. Богородское-Дубна, церковь Владимирской иконы Божией Матери, священник. Законоучитель Ермоловского земского училища (1899)
Показать все

Другие сведения

В конце 1920-х священника дубненской церкви Николая Смирнова «раскулачили». Батюшка, прослуживший к тому времени в храме Владимирской иконы Божией Матери около 33 лет и ничем до сих пор не запятнавший своего доброго имени, попробовал обжаловать решение Лопасненского РИКа в вышестоящих инстанциях. Написал в Серпухов и Москву. «В мае 1930 года Серпуховская окружная комиссия по пересмотру раскулаченных хозяйств отправила священнику выписку из протокола заседания:

"Слушали: Смирнов Н. В., с. Дубна. Служитель культа. Семья состоит из 4-х чел. До революции имел 7 десятин церковного леса, все время имел в хозяйстве батрака[1], давал крестьянам молоко от своих коров, за что они ему работали, после революции имеет хуторское. Сельскохозяйственного налога платит 52 р. 55 к. При раскулачивании изъято: дом 1000 р., двор 100 р., сарай 80 р., лошадь 75 р., корова 100 р., с/х машин — один плуг, общей суммой на 17 р. 55 к.

Постановили: хозяйство Смирнова, несомненно, является кулацкого типа, а поэтому постановление Лопасненского РИКа о раскулачивании утвердить".

Удивительно, что в вину священнику ставили, что он поил крестьян молоком! В Дубне в это время образовали колхоз имени Коминтерна. Но пошло ли на пользу колхозникам присвоенное имущество семьи священника? Теперь известно — нет, не пошло.

12 июня 1930 года Мособлкомиссия, которая рассматривала жалобы и ходатайства "раскулаченных", подтвердила решение Серпуховского окружкома в той части, которая касалась семьи дубненского священника.

"Постановили: Принимая во внимание, что Смирнов Н. В. помимо сельского хозяйства, которое обрабатывалось батрачеством, одновременно — служитель религиозного культа, за что лишен избирательных прав с 1917 г. Хозяйство хуторское. До революции имел 7 десятин леса, круглый год имел батрака и кроме этого систематически эксплуатировал местных прихожан путем ростовщичества".

Итак, жалобы остались без последствий. Но священник продолжал бороться.

В 1933 году президиум Московского областного исполкома (по договоренности с ответственным секретарем Комиссии по вопросу культов при ВЦИК тов. Воробьевым) пересмотрел материалы дела и изучил "переписку по вопросу отобрания имущества".

В Москве пришли к выводу, что "раскулачивание хозяйства гражданина Смирнова Н. В. из села Дубна Лопасненского района было проведено без достаточных к этому оснований. По одному признаку "служитель культа" закон запрещает "раскулачивать" и отбирать имущество. Президиум ВЦИК не раз на это указывал". Вывод был таков: "Необходимо дело это пересмотреть и допущенный перегиб устранить".

Видимо, в 1933 г. появился негласный приказ о некоторых послаблениях. Тогда в Лопасне рассматривали вопрос о восстановлении некоторых священнослужителей в избирательных правах. Дело не в том, что священники так уж рвались участвовать в выборах. Просто "лишенцы" были лишены не только избирательных прав, но и всех остальных. Ни они, ни их дети не имели права учиться, жить на казенных квартирах, получать продовольствие по карточкам, служить и т. д.

О восстановлении в правах хлопотал, например, священник из Садков Борис Константинович Успенский, снявший с себя духовное звание и работавший грузчиком на складе при станции Лопасня. Результат: "В просьбе отказать". Тогда же подтвердили свой статус "лишенцев" дубненский священник Н. В. Смирнов и его жена Варвара Ивановна. Зато их дочери Клавдия и Анна были в правах восстановлены. Их положение стало легче, они могли учиться и работать.

Но в целом, Лопасненский РИК (районный исполнительный комитет) вовсе не был склонен к снисхождению. Вот письмо из Лопасни в Президиум ВЦИК от 27 сентября 1933 года:

"Президиум Лопасненского РИКа сообщает, что в 1930 г. при массовом раскулачивании, хозяйство Смирнова Н. В. решением общего собрания села Дубна было раскулачено по следующим признакам: имел до революции семь десятин церковного леса, от которого получал нетрудовой доход; все время имел в хозяйстве батрака; эксплуатировал крестьян за отпускаемое молоко от своих коров. Одновременно был служителем культа и имел хуторское хозяйство.

Президиум Лопасненского РИКа считает, что раскулачивание хозяйства Смирнова Н. В. по инициативе крестьянского населения произведено правильно. Из отобранного имущества при раскулачивании имеется в настоящий момент дом, занятый колхозом под сельский совет и сарай — под сено. Об остальном имуществе, изъятом при раскулачивании, данных в райисполкоме не имеется".

Письмо подписали председатель Лопасненского исполкова Сычев и секретарь Грошев…

Рассказанная история была для 1930-х годов совершенно обычной. Через подобные испытания прошли тогда все священники...» (Пострадавшие за Христа ...).

_______________________

[1] По воспоминаниям Ирины Яковлевны Гайдуковой, упоминаемый в протоколе «батрак» на самом деле был сыном помощницы батюшки по хозяйству. «После смерти помощницы мальчик остался сиротой. Николай Васильевич оставил его у себя и воспитывал как родного сына». Об этом рассказывала ее мама, Мария Сергеевна Смирнова, — племянница о. Николая Смирнова.

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию